Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК В.Я. Коровиной
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
В результате изучения курса литературы за 6-й класс учащиеся должны знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов наизусть, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Содержание предмета «Литература. 6 класс»
ВВЕДЕНИЕ
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Федор Иванович Тютчев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Александр Степанович Грин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга - «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы Древней Греции
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Подведение итогов за год
Итоговый тест.
РАЗДЕЛ УЧЕБНОГО КУРСА |
КОЛ-ВО ЧАС. |
|
1 |
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
2 |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
4 |
3 |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
2 |
4 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА |
4 |
5 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА |
39 |
6 |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ |
3 |
7 |
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА |
4 |
8 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА |
8 |
9 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ |
8 |
10 |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ |
4 |
11 |
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА |
2 |
12 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ |
2 |
13 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
14 |
14 |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ |
7 |
15 |
РЕЗЕРВ |
3 |
ИТОГО: |
105 ч |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 6 классе
на 20__-20__ учебный год
№ |
Дата |
Кол-во час. |
Тема урока |
Содержание урока |
ЗУН УУД |
Виды контроля |
||||||
План |
Факт |
|||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) |
||||||||||||
1 |
1 |
Писатели – создатели, хранители и любители книг |
Автор, герои, выражение авторской позиции |
Личностные: Освоение личностного смысла учения, желания учиться (Р): осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия (П): выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника; (К): используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; Предметные: обучению |
Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. |
|||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч) |
||||||||||||
2 |
1 |
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни |
Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. |
Личностные: Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях (Р): вносят коррективы и дополнения в составленные планы (К): устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать; Предметные: |
Чтение о обсуждение статьи учебника, устные ответы на вопросы, участие в диалоге |
|||||||
3 |
1 |
Художественные особенности календарно-обрядовых песен |
Влияние фольклорных образов и нравственных идеалов на развитие литературы. |
|||||||||
4 |
1 |
Пословицы и поговорки |
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. |
Личностные: Знание основных принципов и правил отношения к природе (Р): осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу малых жанров, их народная мудрость. План устного высказывания |
Восприятие пословиц и поговорок, использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи, поиск пословиц и поговорок в сказках и баснях |
|||||||
5 |
1 |
Р/р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора |
Творческие задания на знание малых жанров фольклора |
|||||||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч) |
||||||||||||
6 |
1 |
«Повесть временных лет» |
Русские летописи «Повесть временных лет». Связь литературы с фольклором. |
Личностные: Уважение истории, культурных памятников (Р): корректируют свою работу |
Чтение и обсуждение статьи учебника, составление её плана, восприятие и выразительное чтение летописи, нахождение незнакомых слов и определение из значения. |
|||||||
7 |
1 |
«Сказание о белгородском киселе» |
Отражение народных идеалов в летописях. |
Личностные: Уважение истории, культурных памятников (Р): осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу Отражение народных идеалов |
Характеристика героев сказания, участие в коллективном диалоге, выявление ключевых тем, образов и приемов изображения человека в древнерусской литературе. |
|||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (4 ч) |
||||||||||||
8 |
1 |
Русская басня. |
Русская басня. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. Развитие понятия об аллегории. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. |
Личностные: Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий (Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века |
Чтение и обсуждение статьи учебника, восприятие и выразительное чтение басни, выявление её иносказательного смысла, устные ответы на вопросы |
|||||||
9 |
1 |
И. А. Крылов. «Осел и Соловей» |
И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. |
Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей (Р): предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?) понимающего истинного искусства |
Восприятие и выразительное чтение басни, устные ответы на вопросы, истолкование устаревших слов и выражений в баснях |
|||||||
10 |
1 |
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» |
«Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. |
|||||||||
11 |
1 |
Контрольная работа по теме «Басни» |
Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Готовить развёрнутый письменный ответ, собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. |
|||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (39 ч) |
||||||||||||
12 |
1 |
А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» |
А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика. |
Личностные: Гражданский патриотизм (Р): осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу |
Восприятие и выразительное чтение стихотворения, устное рецензирование выразительного чтения, работа со словарем литературоведческих терминов |
|||||||
13 |
1 |
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» |
Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. |
Личностные: Уважение личности и ее достоинства (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Восприятие и выразительное чтение стихотворения, устный анализ стихотворения |
|||||||
14 |
1 |
Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха |
«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Двусложные размеры стиха |
Личностные: Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны (Р): сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения |
Восприятие и выразительное чтение стихотворения, выявление в стихотворении черт лирического послания |
|||||||
15 |
1 |
История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» |
Обзорная лекция об истории создания романа «Дубровский» |
Личностные: Уважение ценностей семьи (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести, устные ответы на вопросы |
|||||||
16 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. I-III) |
Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова |
Личностные: Готовность к равноправному сотрудничеству (Р): определять цель выполнения заданий на уроке |
Устные ответы на вопросы, анализ сюжетно-композиционных особенностей |
|||||||
17 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости |
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» |
Личностные: Признание ценности здоровья, своего и других людей (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Восприятие и выразительное чтение фрагментов повестей, анализ произведений |
|||||||
18 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Что заставило Дубровского стать разбойником? |
Осуждение произвола и деспотизма в романе А.С. Пушкина "Дубровский". |
Личностные: Позитивная моральная самооценка (Р): предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?) |
Выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, ответы на вопросы, художественный пересказ эпизода, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
|||||||
19 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Учитель |
Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина "Дубровский". |
Личностные: Чувство гордости при следовании моральным нормам (Р): выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, ответы на вопросы, художественный пересказ эпизода, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
|||||||
20 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Маша Троекурова и Владимир Дубровский |
Романтическая история любви Владимира и Маши |
Личностные: Чувство гордости при следовании моральным нормам (Р): осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Выборочное чтение эпизодов, осмысление сюжета, ответы на вопросы, художественный пересказ эпизода, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, анализ 11-16 глав романа |
|||||||
21 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Два мальчика |
Анализ эпизода романа |
Личностные: Оптимизм в восприятии мира. Позитивная моральная самооценка (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат обывателей. Образ повествователя и автора. |
Осмысление сюжета художественного произведения, ответы на вопросы, обсуждение плана, воспроизведение событий по плану, защита сочинения «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?», самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
|||||||
22 |
1 |
А.С. Пушкин «Дубровский». Развязка романа (гл. XVIII-XIX) |
Обсуждение развязки романа, обсуждение предполагаемого продолжения истории |
|||||||||
23 |
1 |
Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Дубровский» |
Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Дубровский» |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Контрольная работа |
|||||||
24 |
1 |
Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: подготовка и написание |
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: подготовка и написание |
Личностные: Знание основных принципов и правил отношения к природе (Р): осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу |
Сочинение |
|||||||
25 |
1 |
А. С. Пушкин «Повести Белкина» |
Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. |
Личностные: Уважение личности и ее достоинства (Р): вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона Петровича Белкина». Особенности цикла |
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. |
|||||||
26 |
1 |
А. С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка» |
Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. |
Личностные: Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания (Р): осознают качество и уровень усвоения героя-рассказчика |
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. |
|||||||
27 |
1 |
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи» |
Слово о поэте. «Тучи». Основное направление и композиция стихотворения. |
Личностные: Стремятся устанавливать доверительные отношения (Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата композиция стихотворения |
Прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие, осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки |
|||||||
28 |
1 |
М. Ю. Лермонтов Баллада «Три пальмы» |
Особенности выражения темы одиночества в стихотворении «Три пальмы». Развитие представлений о балладе. |
Личностные: Уважение общечеловеческих ценностей (Р): ставят учебную задачу |
Прослушивание стихотворений в исполнении актера, осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы, выразительное чтение |
|||||||
29 |
1 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утёс» |
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок». Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утес». |
Личностные: Любовь к природе (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста, осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы, выразительное чтение |
|||||||
30 |
1 |
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова |
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Анализ стихотворения |
|||||||
31 |
1 |
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» |
Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. |
Личностные: Позитивная моральная самооценка Метапредметные: (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней «Записки охотника» и их гуманистический пафос |
Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа, осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы, устное словесное рисование, устное сообщение о писателе |
|||||||
32 |
1 |
Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» |
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. |
Личностные: Нетерпимость к любым видам насилия (Р): предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Народные верования и предания |
Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа, ответы на вопросы |
|||||||
33 |
1 |
Рассказы героев «Бежина луга» |
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. |
Личностные: Уважение ценностей семьи (Р): ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено причинно-следственные связи; |
Анализировать различные формы выражения авторской позиции, характеризовать персонаж. |
|||||||
34 |
1 |
Природа и её роль в рассказах Тургенева |
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». |
Личностные: Любовь к природе (Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа, художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, ответы на вопросы |
|||||||
35 |
1 |
Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по «Запискам охотника») |
Проект по «Запискам охотника» И.С. Тургенева |
Личностные: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения (Р): ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
Характеризовать персонаж, передавать личное отношение к персонажу. |
|||||||
36 |
1 |
Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева |
Литературный портрет писателя. Стихотворение «Неохотно и несмело…" |
Личностные: Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Сообщение о жизни Тютчева; выразительное чтение стихотворений. |
|||||||
37 |
1 |
Р/р Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева |
Стихотворения «Листья», «С поляны коршун поднялся». Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. Обучение анализу одного стихотворения. |
Личностные: Любовь к Родине (Р): составляют план и последовательность действий анализу стихотворения |
Прослушивание стихотворений, осмысление содержания стихотворений |
|||||||
38 |
1 |
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета |
Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Опять незримые усилья…» Природа как воплощение прекрасного. |
Личностные: Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну (Р): вносят коррективы и дополнения в составленные планы мерило человеческой нравственности |
Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, устное сообщение о поэте |
|||||||
39 |
1 |
Р/р Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета |
Сопоставительный анализ стиотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета |
Личностные: Чувство гордости за свою страну (Р): выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают уровень усвоения |
Выразительное чтение, устное словесное рисование |
|||||||
40 |
1 |
А. А. Фет. Стихотворения «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» |
Природа как мерило человеческой нравственности. |
Личностные: Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну (Р): вносят коррективы и дополнения в составленные планы |
Определять тему и идею произведения, читать выразительно текст. |
|||||||
41 |
1 |
Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета |
Контрольная работа |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Анализ стихотворения |
|||||||
42 |
1 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». |
Краткий рассказ о писателе. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа. |
Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим (Р): оценивают достигнутый результат |
Прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование |
|||||||
43 |
1 |
Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» |
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя. |
Личностные: Уважение русского народа как творца и созидателя (Р): вносят коррективы и дополнения в составленные планы сюжет |
Прослушивание отрывка из стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы |
|||||||
44 |
1 |
Композиция стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» |
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Своеобразие языка поэзии. |
Личностные: Оптимизм в восприятии мира (Р): осознают качество и уровень усвоения |
Прослушивание отрывка из стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы |
|||||||
45 |
1 |
Р/р Трёхсложные размеры стиха |
Трёхсложные размеры стиха |
Личностные: Позитивная моральная самооценка (Р): вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона высказывают свое; |
Определение размера стихотворения |
|||||||
46 |
1 |
Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша» |
Слово о писателе. «Левша» . Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования. |
Личностные: Чувство гордости при следовании моральным нормам (Р): выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Понятие о сказе |
Чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста |
|||||||
47 |
1 |
Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша» |
Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша. |
Личностные: Любовь к Родине (Р): составляют план и последовательность действий |
Ответы на вопросы, выразительное чтение сцены «Левша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа |
|||||||
48 |
1 |
Н.С. Лесков «Левша». «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши |
Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера в России. |
Личностные: Любовь к Родине (Р): составляют план и последовательность действий |
Поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ художественного текста |
|||||||
49 |
1 |
Особенности языка сказа «Левша» Н.С. Лескова. Проект |
Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша». |
Личностные: Чувство гордости за свою страну (Р): предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) |
Презентация групповых заданий «Приемы сказочного повествования», комментирование художественного произведения, анализ языка произведения |
|||||||
50 |
1 |
Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова |
Контрольная работа |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат знания; |
Контрольная работа |
|||||||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 ч) |
||||||||||||
51 |
1 |
А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий» |
«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. |
Личностные: Уважение истории, культурных и исторических памятников (Р): принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий |
Ответы на вопросы, выразительное чтение сцен |
|||||||
52 |
1 |
Особенности юмора в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» |
Источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. |
Личностные: Любовь к Родине (Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Развернутый письменный ответ на проблемный вопрос |
|||||||
53 |
1 |
ВЧ Юмористические рассказы Чехова |
«Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. |
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. |
||||||||
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 ч) |
||||||||||||
54-55 |
2 |
Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, |
Лирика как род литературы, пейзажная лирика. |
Личностные: Экологическое сознание (Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
|||||||
56 |
1 |
Р/р Художественный анализ стихотворения |
Обучение художественному анализу стихотворения |
|||||||||
57 |
1 |
Контрольная работа по литературе XIX века |
Контрольная работа |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Тест, анализ стихотворения |
|||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (8 ч) |
||||||||||||
58 |
1 |
А.И. Куприн «Чудесный доктор» |
Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор» |
Личностные: Признание ценности здоровья (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия |
Подбирать материал о биографии писателя, истории создании произведения. |
|||||||
59 |
1 |
Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» |
Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» |
Личностные: Уважение ценностей семьи (Р): осознают качество и уровень усвоения |
Восприятие текста литературного произведения. |
|||||||
60 |
1 |
А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои |
Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. |
Личностные: Признание ценности здоровья, своего и других людей (Р): сличают свой способ действия с эталоном |
Чтение статьи учебника об А.С. Грине, прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения |
|||||||
61 |
1 |
А.С. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни |
Победа романтической мечты над реальностью жизни |
Личностные: Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им (Р): вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона |
Ответы на вопросы, пересказ, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
|||||||
62 |
1 |
А.С. Грин. «Алые паруса» как символ воплощения мечты |
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». |
Личностные: Доброжелательное отношение к людям (Р): оценивают достигнутый результат |
Прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы |
|||||||
63 |
1 |
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Сказка-быль «Неизвестный цветок» |
Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. |
Личностные: Оптимизм в восприятии мира (Р): оценивают достигнутый результат |
Художественный пересказ, ответы на вопросы, сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были |
|||||||
64 |
1 |
А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» |
Устное словесное рисование. |
Личностные: Оптимизм в восприятии мира (Р): умеют заменять термины определениями |
Устное словесное рисование, сопоставление произведений художественной литературы разных авторов и выявление общих и своеобразных черт |
|||||||
65 |
1 |
ВЧ «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова |
«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам "Цветок на земле" и "Железная старуха"). |
|||||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (8 ч) |
||||||||||||
66-67 |
2 |
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне |
Слово о поэтах – фронтовиках. |
Личностные: Уважение ценностей семьи (Р): составляют план и последовательность действий мысли о Родине и о войне |
Чтение статьи учебника «Учимся читать выразительно», устные сообщения о поэтах фронтового поколения |
|||||||
68 |
1 |
В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» |
Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. |
Личностные: Чувство гордости за свою страну (Р): предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) |
Пересказ эпизодов рассказа,устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев |
|||||||
69 |
1 |
Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» |
Нравственные проблемы рассказа. Самобытность героев рассказа. |
Личностные: Любовь к природе (Р): предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) высказывают свое; |
Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...» |
|||||||
70 |
1 |
Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» |
Творческая работа |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Творческая работа |
|||||||
71 |
1 |
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» |
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. |
Личностные: Освоение общекультурного наследия России (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Чтение статьи учебника «Уроки доброты». Из истории создания Рассказа, ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы |
|||||||
72 |
1 |
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» |
Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». |
Личностные: Понимание конвенционального характера морали (Р): составляют план и последовательность действий |
Ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств |
|||||||
73 |
1 |
Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» |
Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». |
|||||||||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 ч) |
||||||||||||
74 |
1 |
В. М. Шукшин. Рассказ «Критики» |
Слово о писателе. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. |
Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей (Р): оценивают достигнутый результат |
Чтение статьи учебника «Странные люди» - герои Шукшина, ответы на вопросы, заочная экскурсия в село Сростки, устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода. |
|||||||
75 |
1 |
Образ «странного» героя в рассказе В.М. Шукшина «Критики» |
Образ «странного» героя в творчестве Шукшина |
Личностные: Ориентация в особенностях социальных отношений (Р): самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия образов героев |
Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы. |
|||||||
76 |
1 |
Ф. Искандер Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» |
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники. |
Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей (Р): оценивают достигнутый результат |
Чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы, импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ отрывка из автобиографического рассказа Ф.Искандера «Начало» |
|||||||
77 |
1 |
Смысл названия рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» |
Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе |
Личностные: Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм (Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата систематизация изученного |
Ответы на вопросы, импровизированный рассказ о героях, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, анализ художественного текста |
|||||||
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА (2 ч) |
||||||||||||
78 |
1 |
Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, |
Родная природа в русской поэзии 20 века. |
Личностные: Экологическое сознание (Р): ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно |
Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы |
|||||||
79 |
1 |
Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова |
Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Н.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. |
Личностные: Освоение общекультурного наследия России (Р): составляют план и последовательность действий |
Анализ стихотворения |
|||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч) |
||||||||||||
80-81 |
2 |
Родина в стихотворениях |
Г. Тукай. К.Кулиев. Слово о поэтах. Любовь к своей малой родине, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. |
Личностные: Любовь к малой Родине, природе (Р): оценивают достигнутый результат |
Чтение статьи учебника,прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
|||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14 ч) |
||||||||||||
82-83 |
2 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла |
Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». |
Личностные: Знание основ здорового образа жизни (Р): сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном высказывают свое; |
Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение мифологического текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
|||||||
84 |
1 |
Понятие о легенде. «Легенда об Арионе» |
Слово о писателе-историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. |
Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей (Р): оценивают достигнутый результат |
Чтение легенды, на вопросы, выразительное чтение, художественный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.) |
|||||||
85-86-87 |
3 |
Гомеровский эпос. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» |
Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. |
Личностные: Освоение общемирового культурного наследия (Р): сличают свой способ действия с эталоном |
Ответы на вопросы, сообщения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Значение поэм Гомера»; рассказ о главных героях поэм - Одиссее и Ахилле; выразительное чтение фрагментов поэм. |
|||||||
88 |
1 |
Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера |
Контрольная работа |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Контрольная работа |
|||||||
89-90 |
2 |
ВЧ М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» |
Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. |
Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей (Р): вносят коррективы и дополнения в способ своих действий |
Определение темы и идеи произведения, передача личного отношения в процессе выразительного чтения |
|||||||
91 |
1 |
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» |
Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. |
Личностные: Освоение общемирового культурного наследия (Р): оценивают достигнутый результат чести. Нравственные проблемы |
Определение темы и идеи произведения, передача личного отношения в процессе выразительного чтения |
|||||||
92-93 |
2 |
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» |
Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении «Маттео Фальконе». |
Личностные: Освоение общемирового культурного наследия (Р): оценивают достигнутый результат |
Осознанное чтение художественного произведения, эмоциональный отклик на прочитанное, выражание личного читательского отношения к прочитанному |
|||||||
94-95 |
2 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча |
Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка- притча. Маленький принц. Его друзья и враги. |
Личностные: Освоение общемирового культурного наследия (Р): выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество усвоения притче. Мечта о естественных отношениях между людьми |
Определение темы и идеи произведения, передача личного отношения в процессе выразительного чтения |
|||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (7 ч) |
||||||||||||
96-97 |
2 |
Реализация заданий рубрики «Проект» |
Обсуждение и выполнение заданий рубрики «Проект» |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Выполнение проекта |
|||||||
98-99 |
2 |
Итоговая контрольная работа за курс |
Контрольная работа |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Контрольная работа |
|||||||
100-101 |
2 |
Итоговая конференция. Выявление уровня литературного развития учащихся |
Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений» |
Личностные: Освоение личностного смысла учиться (Р): оценивают достигнутый результат |
Конференция, высказывание своего мнения |
|||||||
102 |
1 |
Подведение итогов. Задания для летнего чтения |
Повторение и обобщение |
Читательский дневник |
||||||||
103-105 |
3 |
Резервные уроки |
Список книг для летнего чтения:
1) А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
2) А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник»
3) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
4) Л.Н.Толстой «Детство»
5) А.М. Горький «Детство»
6) Н.А. Некрасов «Русские женщины»
7) Новгородский цикл былин «Садко»
8) Былина «Вольга и Микула Селянинович»
9) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
10) М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
11) Л. Андреев «Кусака»
12) Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»
13) Стихи Роберта Бернса
14) О. Генри «Дары волхвов»
15) Н. Носов «Кукла»
16) М. Зощенко «Беда»
17) М. Щедрин. Сказки.
18) А.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленники»
19) А. Платонов «Юшка»