Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5а класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; на основе рабочей программы по русскому языку для 5 класса к учебнику: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014; на основе сборника «Рабочая программа по литературе. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016.
Согласно учебному плану МОУ Саввинская СОШ на реализацию данной программы отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные и метапредметные УУД сформулированы поурочно в сборнике «Рабочая программа по литературе. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016., на основе которого составлена данная рабочая программа.
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и е. интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
•сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2. Содержание курса
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
3. Тематическое планирование
Содержание |
Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. |
1 |
Устное народное творчество |
10 |
Из древнерусской литературы. |
2 |
Из литературы XVIII века. |
2 |
Из литературы XIX века. |
38 |
Из литературы XX века. |
31 |
Из зарубежной литературы. |
21 |
ИТОГО |
105 |
Календарно-тематическое планирование
для 5а класса к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014; 3 часа в неделю, 105 часов за учебный год.
№ |
Тема урока |
Дата |
|
План |
Факт |
||
Введение. Книга в жизни человека (1ч) |
|||
1 |
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. |
|
|
Устное народное творчество (10ч) |
|||
2 |
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. |
|
|
3 |
Детский фольклор. |
|
|
4 |
Сказка как особый жанр фольклора |
|
|
5 |
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. |
|
|
6 |
Народная мораль в характерах и поступках героев сказки «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы. |
|
|
7 |
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки. |
|
|
8 |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. |
|
|
9 |
Особенности сюжета сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» . Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки. |
|
|
10 |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». |
|
|
11 |
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». |
|
|
Из древнерусской литературы (2ч) |
|||
12 |
«Повесть временных лет» как литературный памятник. |
|
|
13 |
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. |
|
|
Из литературы 18 века (2ч) |
|||
14 |
М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. |
|
|
15 |
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
|
|
Из литературы 19 века (38ч) |
|||
16 |
Жанр басни в мировой литературе. |
|
|
17 |
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». |
|
|
18 |
И.А. Крылов. «Волк на псарне». |
|
|
19 |
Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. |
|
|
20 |
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». |
|
|
21 |
Баллада В.А.Жуковского «Кубок». |
|
|
22 |
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». |
|
|
23 |
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный». |
|
|
24 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои. |
|
|
25 |
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. |
|
|
26 |
А.С. Пушкин. Сказки. |
|
|
27 |
Контрольный тест по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. |
|
|
28 |
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». |
|
|
29 |
«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. |
|
|
30 |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». |
|
|
31 |
«Бородино» - проблематика и поэтика. |
|
|
32 |
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». |
|
|
33 |
Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место». |
|
|
34 |
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
|
|
35 |
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». |
|
|
36 |
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». |
|
|
37 |
«Крестьянские дети» - язык стихотворения. |
|
|
38 |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в повести. |
|
|
39 |
«Муму» как протест против рабства. |
|
|
40 |
«Муму»: система образов. |
|
|
41 |
И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. |
|
|
42 |
А.А.Фет. Лирика. |
|
|
43 |
Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». |
|
|
44 |
«Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. |
|
|
45 |
«Кавказский пленник». Странная дружба Жилина и Дины. |
|
|
46 |
Повторение. Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. |
|
|
47 |
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. |
|
|
48 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. |
|
|
49 |
Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. |
|
|
50 |
Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. |
|
|
51 |
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…». |
|
|
52 |
А.Н. Майков «Ласточки», С.И. Никитин «Утро», И.З. Суриков «Зима», А.Н. Плещеев «Весна». |
|
|
53 |
Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. |
|
|
Из литературы 20 века (31ч) |
|||
54 |
И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. |
|
|
55 |
И.А. Бунин «Подснежник». |
|
|
56 |
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». |
|
|
57 |
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». |
|
|
58 |
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. |
|
|
59 |
«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». |
|
|
60 |
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. |
|
|
61 |
П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
|
|
62 |
«Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки. |
|
|
63 |
«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. |
|
|
64 |
К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. |
|
|
65 |
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. |
|
|
66 |
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». |
|
|
67 |
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». |
|
|
68 |
«Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. |
|
|
69 |
«Двенадцать месяцев». Народная основа пьесы-сказки. |
|
|
70 |
С.Я. Маршак . Сказки для детей. |
|
|
71 |
А.П.Платонов. Слово о писателе. Человек и природа в рассказе «Никита». |
|
|
72 |
«Никита»: быль и фантастика. |
|
|
73 |
В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. |
|
|
74 |
Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». |
|
|
75 |
В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». |
|
|
76 |
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». |
|
|
77 |
К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». |
|
|
78 |
Война и дети – тема многих стихотворений о войне в творчестве егорьевских поэтов |
|
|
79 |
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». |
|
|
80 |
А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»). |
|
|
81 |
Н.М.Рубцов. «Родная деревня». |
|
|
82 |
Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник». |
|
|
83 |
Саша Черный. Рассказ «Игорь-Робинзон». |
|
|
84 |
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» как юмористическое произведение. |
|
|
Из зарубежной литературы (21ч) |
|||
85 |
Р.Л. Стивенсон . Баллада «Вересковый мёд»: верность традициям предков. |
|
|
86 |
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». |
|
|
87 |
Жизнь на острове. Становление характера Робинзона. |
|
|
88 |
«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. |
|
|
89 |
Х. К. Андерсен. «Снежная королева» : реальность и фантастика. |
|
|
90 |
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. |
|
|
91 |
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? |
|
|
92 |
Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. |
|
|
93 |
Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. |
|
|
94 |
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. |
|
|
95 |
«Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. |
|
|
96 |
«Приключения Тома Сойера»: дружба героев. |
|
|
97 |
«Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. |
|
|
98 |
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
|
|
99 |
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. |
|
|
100 |
Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. |
|
|
101 |
Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. |
|
|
102 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
103 |
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии». |
|
|
104 |
Подведение итогов года. Рекомендации на лето. |
|
|
105 |
Резерв |
|
|
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата |
Содержание (сжатие тем, замена обобщающего урока …на…) |
Причина (Пропуск уроков по б/л, отсутствие 50% учащихся класса на уроке …) |
Подпись |
|
|
|
|
«Рассмотрено»
Протокол ШМО учителей гуманитарных предметов
от 28.08.2019г. №1.
Руководитель ШМО__________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ________
30.08.2019г.