12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова2951
Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для 5а класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; на основе рабочей программы по русскому языку для 5 класса к учебнику: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014; на основе сборника «Рабочая программа по литературе. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016.

Согласно учебному плану МОУ Саввинская СОШ на реализацию данной программы отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

 

 

1. Планируемые результаты освоения программы

Личностные и метапредметные УУД сформулированы поурочно в сборнике «Рабочая программа по литературе. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016., на основе которого составлена данная рабочая программа.

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и е. интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

•сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

2. Содержание курса

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 

3. Тематическое планирование

 

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

10

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

2

Из литературы XIX века.

38

Из литературы XX века.

31

Из зарубежной литературы.

21

ИТОГО

105

 

Календарно-тематическое планирование

для 5а класса к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014; 3 часа в неделю, 105 часов за учебный год.

 

Тема урока

Дата

План

Факт

Введение. Книга в жизни человека (1ч)

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

 

 

Устное народное творчество (10ч)

2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

 

 

3

Детский фольклор.

 

 

4

Сказка как особый жанр фольклора

 

 

5

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

 

 

6

Народная мораль в характерах и поступках героев сказки «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы.

 

 

7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки.

 

 

8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

 

 

9

Особенности сюжета сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» . Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

 

 

10

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

 

 

11

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

 

 

Из древнерусской литературы (2ч)

12

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

 

 

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

 

 

Из литературы 18 века (2ч)

14

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

 

 

15

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

 

 

Из литературы 19 века (38ч)

16

Жанр басни в мировой литературе.

 

 

17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

 

 

18

И.А. Крылов. «Волк на псарне».

 

 

19

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

 

 

20

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

 

 

21

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

 

 

22

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

 

 

23

А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный».

 

 

24

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои.

 

 

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

 

 

26

А.С. Пушкин. Сказки.

 

 

27

Контрольный тест по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

 

 

28

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

 

 

29

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

 

 

30

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

 

 

31

«Бородино» - проблематика и поэтика.

 

 

32

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

 

 

33

Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место».

 

 

34

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 

 

35

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

 

 

36

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

 

 

37

«Крестьянские дети» - язык стихотворения.

 

 

38

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в повести.

 

 

39

«Муму» как протест против рабства.

 

 

40

«Муму»: система образов.

 

 

41

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

 

 

42

А.А.Фет. Лирика.

 

 

43

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник».

 

 

44

«Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

 

 

45

«Кавказский пленник». Странная дружба Жилина и Дины.

 

 

46

Повторение. Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

 

 

47

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

 

 

48

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

 

 

49

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

 

 

50

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

 

 

51

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…».

 

 

52

А.Н. Майков «Ласточки», С.И. Никитин «Утро», И.З. Суриков «Зима», А.Н. Плещеев «Весна».

 

 

53

Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе.

 

 

Из литературы 20 века (31ч)

54

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

 

 

55

И.А. Бунин «Подснежник».

 

 

56

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

 

 

57

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

 

 

58

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

 

 

59

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

 

 

60

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

 

 

61

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

 

 

62

«Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки.

 

 

63

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

 

 

64

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

 

 

65

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

 

 

66

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

 

 

67

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

 

 

68

«Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

 

 

69

«Двенадцать месяцев». Народная основа пьесы-сказки.

 

 

70

С.Я. Маршак . Сказки для детей.

 

 

71

А.П.Платонов. Слово о писателе. Человек и природа в рассказе «Никита».

 

 

72

«Никита»: быль и фантастика.

 

 

73

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

 

 

74

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».

 

 

75

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

 

 

76

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

 

 

77

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста».

 

 

78

Война и дети – тема многих стихотворений о войне в творчестве егорьевских поэтов

 

 

79

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

 

 

80

А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»).

 

 

81

Н.М.Рубцов. «Родная деревня».

 

 

82

Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник».

 

 

83

Саша Черный. Рассказ «Игорь-Робинзон».

 

 

84

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

 

 

Из зарубежной литературы (21ч)

85

Р.Л. Стивенсон . Баллада «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

 

 

86

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

 

 

87

Жизнь на острове. Становление характера Робинзона.

 

 

88

«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

 

 

89

Х. К. Андерсен. «Снежная королева» : реальность и фантастика.

 

 

90

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

 

 

91

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота?

 

 

92

Ханс Кристиан Андерсен. Сказки.

 

 

93

Ханс Кристиан Андерсен. Сказки.

 

 

94

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

 

 

95

«Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

 

 

96

«Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

 

 

97

«Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей.

 

 

98

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

 

 

99

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

 

 

100

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

 

 

101

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

 

 

102

Итоговая контрольная работа.

 

 

103

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии».

 

 

104

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

 

 

105

Резерв

 

 

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

(сжатие тем, замена обобщающего урока …на…)

Причина

(Пропуск уроков по б/л, отсутствие 50% учащихся класса на уроке …)

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрено»

Протокол ШМО учителей гуманитарных предметов

от 28.08.2019г. №1.

Руководитель ШМО__________

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР ________

30.08.2019г.

 


 

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.