Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной учебной программы по литературному чтению для 1 класса; требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района на 2021-2026 годы (утвержденная приказом от 31.08.2021 №317)
Программа разработана на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. «Литературное чтение», имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.1.1.1.1.1.1
| Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. | Азбука (в 2 частях) | 1 | АО "Издательство "Просвещение" | Приказ № 154 от 27.03.2021 |
1.1.1.1.2.2.1
| Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. | Литературное чтение. (в 2 частях) | 1 | АО "Издательство "Просвещение" | Приказ № 154 от 27.03.2021 |
Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. «Литературное чтение», предназначен для учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа России». Формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Данный учебный методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 6 от 17.05.2021 г.)
В обязательной части учебного плана МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района в 2021 - 2022 учебном году на изучение литературного чтения в 1классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
-развивать чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
-познавать национальные традиции разных народов через художественные произведения;
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
-свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
-самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
-пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Учащиеся получат возможность научиться:
-составлять небольшие тексты на заданную тему;
-употреблять в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
-оформлять предложения и тексты в устной речи (интонация);
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Учащиеся получат возможность научиться:
-участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
-договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений.
Предметные
Учащиеся научатся:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-заучивать наизусть небольшие стихотворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
-различать рассказ и стихотворение;
-осознанно читать вслух небольшие тексты (темп чтения – ориентировочно 30 – 40 слов в минуту)
Учащиеся получат возможность научиться:
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела | Количество часов, отводимых на практическую часть и контроль | |||
Проекты | Мониторинг | Комплексная работа | Техника чтения | |||
1 | Добукварный период. | 18 | | 1 | | |
2 | Букварный период. | 55 | | | | |
3 | Послебукварный период. | 19 | 1 | | | |
4 | «Жили-были буквы». | 8 | 1 | | | 1 |
5 | Сказки, загадки, небылицы. | 7 | | | | |
6 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 5 | 1 | | | |
7 | И в шутку и всерьез. | 7 | | | | |
8 | Я и мои друзья. | 7 | 1 | | 1 | |
9 | О братьях наших меньших. | 6 | | | | 1 |
| Всего | 132 | 4 | 1 | 1 | 2 |
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
- разноуровневые творческие задания;
- индивидуальное консультирование.
Основные виды учебной деятельности:
Речевая и читательская деятельность включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Направлена на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Контрольно-оценочная деятельность
№ урока | Раздел, тема | Виды контрольно-оценочной деятельности | Количество работ | Сроки проведения |
11 | Добукварный период. | Мониторинг по оценке готовности обучающихся к обучению в школе (вход). | 1 |
|
| Букварный период. | | | |
90-91 | Послебукварный период. | Проект №1 «Живая Азбука». | 1 | |
99 100 | «Жили-были буквы». | Проверка техники чтения. Проект №2 «Создаём музей «Город букв». | 1 1 | |
| Сказки, загадки, небылицы. | | | |
112 | Апрель, апрель! Звенит капель… | Проект №3 «Составляем азбуку загадок». | 1 | |
| И в шутку и всерьез. | | | |
123 125 | Я и мои друзья. | Комплексная работа по оценке достижения учащихся. Проект №4 «Наш класс – дружная семья». | 1 1 | |
132 | О братьях наших меньших. | Проверка техники чтения. | 1 | |
| Итого: | | 8 | |
Календарно-тематическое планирование
14