Рабочая программа по литературному чтению (Ученбник Е.И.Матвеевой, 4 класс)
Пояснительная записка
(программа рассчитана 3ч×34 недели=102 ч)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.И.Матвеевой и реализуется с помощью соответствующих учебных пособий.
Матвеева Е. И. Литературное чтение: Детства чудная страна. Учебник, 4 класс. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Матвеева Е. И. Литературное чтение: Все мы родом из детства. Учебник, 4 класс. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению,4 класс. Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2013.
Матвеева Е. И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. №1,2; 4 класс – М.: Вита – Пресс, 2016.
В учебном плане на изучение курса «Литературное чтение» в 1-3 классах отводится по 4 часа в неделю, в 4 классе 3ч, всего 506 часов.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы в 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:
учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;
способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;
имеют представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;
следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;
ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;
способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;
метапредметных результатов:
грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;
самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;
самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;
пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относить произведения к определенному виду, жанру и типу речи;
дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;
создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;
способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;
выступают с рассуждением по предложенной теме;
доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;
выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;
оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;
запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;
находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;
подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;
применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий; средств создания образов;
анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;
создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;
предметных результатов:
имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
имеют представление об эпосе, лирике, драме;
в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
различают художественное произведение и публицистическое;
выделяют особенности учебного, познавательного текста;
определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
создают отзывы, эссе на заданную тему;
редактируют собственный текст;
сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.
В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.
К концу 4 класса у учащихся будут сформированы личностные результаты:
– овладение основами умения учиться;
– способность к организации собственной деятельности
– познавательная мотивация к учению; любознательность, активность, заинтересованность в познании окружающего мира;
– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;
– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур, конфессий;
– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;
– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;
– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям художественной культуры.
Предметные результаты
1. Речевая и читательская деятельность
Учащиеся овладеют способами:
– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;
– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);
– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;
– создания монологического высказывания;
– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
2. Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся овладеют:
– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
– способами характеристики персонажей, их поступков;
– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
3. Творческая деятельность
Учащиеся научаться
– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
– редактировать собственный текст;
– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;
– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
– создавать презентации по результатам исследования произведений;
– проектировать свою деятельность;
– создавать творческие порфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
1. Познавательные
Учащиеся научатся:
– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
– классифицировать объекты на основе заданного параметра;
– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.
2. Регулятивные
Учащиеся научатся:
– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
– уточнять формулировки задач;
– выдвигать и проверять гипотезы;
– оценивать результат деятельности на основе критериев;
– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;
– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;
– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
– определять границы собственного знания / незнания.
2. Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– понимать позиции разных участников коммуникации;
– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией ( в том числе с мульти-медиа сопровождением);
– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
– проявлять интерес к различным точкам зрения;
– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.
Тематическое содержание курса, круг детского чтения
Часть первая. Детства чудная страна
Раздел I. Когда сбываются мечты…
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну Детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение «Моя Страна Детства».
О. О. Дриз «Семицветная страна»; Ю. П. Мориц «Это очень интересно»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. Д. Берестов «Исполнение желаний»; В. Иванова «Трудный случай»; У. Д. Смит (перевод И. Фонякова) «Слон»; Шэл Силверстейн (перевод с английского Г. Кружкова) «Если я был бы»; С. Чёрный «Невероятная история»; М. Агафонова «Хорошо быть маленьким».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…».
Редактирование сочинения.
Читай, удивляйся, размышляй!
О. Казмирчук «Я большая, мне шесть лет…»; Ю. И. Коваль «Нюрка»; М. Агафонова «Времена года»; В. А. Бахревский «Избяной соловей»; Е. И. Матвеева «Тайное желание»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава «Поэт-дядя и поэт-племянник»); Ю. Д. Левитанский «Что я знаю про стороны света…»; А. Е. Пермяк «Тонкая струна»; Ю. П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».
Раздел II. Детские пристрастия
Тема детских интересов, увлечений, пристрастий. Способы изображения увлечений персонажей в произведениях разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Кто такие дети?»
Н. С. Гумилев «Детство»; В. Ю. Драгунский «Что я люблю», «…И что не люблю»; Ю. Д. Левитанский «Что-то случилось…»; А. А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок); В. Д. Берестов «Деньги в детстве»; А. Т. Аверченко «Серёжкин рубль»; В. Шульжик «Грустный клоун»; С. Черный «Счастливый карп»; С. Чёрный «В раю».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение «Райский денёк».
Читай, удивляйся, размышляй!
М. Агафонова «На канате»; В. Ю. Драгунский «Друг детства»; В. Д. Берестов «Почему-то в детстве рисовал я…»; Л. Н. Андреев «Петька на даче»; О. Казмирчук «Прогулка»; А. А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок); С. Черный «Цирк»; И. М. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи»; Ю. Д. Левитанский «Мучительно хочется рисовать».
Раздел III. Штрихи к портрету
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души.
Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте.
Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета.
Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
О. О. Дриз «Мой портрет»; А. С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…»; С. Черный «Детям»; А. П. Чехов «Детвора»; Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»; Ф. М. Достоевский «Мальчики» (глава из романа «Братья Карамазовы»); С. Черный «Приготовишка»; Л. Н. Толстой «Детство» (глава «Ивины»).
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Портрет».
Редактирование сочинения.
Читай, удивляйся, размышляй!
Ю. Д. Левитанский «Портрет»; А. Т. Аверченко «Галочка»; Шэл Силверстейн (перевод с английского Г. М. Кружкова) «Невеста»; С. Черный «Железное колечко»; Н. С. Гумилев «Попугай»; А. П. Платонов «Еще мама».
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.
В. А. Лалетина «Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку...»; У. Эко (перевод с английского А. Е. Костюкович) «Имя Розы» (отрывок); В. Д. Берестов «Итак, библиотека, картотека…»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. А. Ахматова «Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); М. Я. Басина «В садах Лицея (глава «Любимые творцы»); В. Д. Берестов «Книжный магазин».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-презентация любимой книги.
Читай, удивляйся, размышляй!
Н. С. Гумилёв «Читатель»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. С. Пушкин «В альбом Пущину»; М. И. Цветаева «Книги в красном переплете».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).
Редактирование сочинения.
Часть вторая. «Все мы – родом из детства»
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…
Образ истинного и ложного героизма. Тема подвига. Отношение к совершенному поступку персонажа. Способы выражения авторской позиции в разных произведениях.
Ю. Д. Левитанский «Кораблик»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзена) «Стойкий оловянный солдатик»; Н. С. Гумилёв «Капитаны»; Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася»; И. Уткин «О героях»; О. Генри (перевод с английского Н. Дарузес) «Вождь краснокожих»; М. И. Цветаева «Из цикла «Ока» (отрывок), «Мама на даче»; О. О. Дриз «Три капитана», А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачев».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».
Творческая работа: сочинение-фантазия: «Я…» (в жанре представления себя каким-либо персонажем, героем, человеком другой эпохи).
Б. В. Заходер «Неужто вы могли забыть?»; В. В. Медведев «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене»;
От автора к читателю, от читателя к автору
Редактирование: сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».
Читай, удивляйся, размышляй!
С. Черный «Когда нет никого дома»; М. Агафонова «У стоматолога»; Ю. Я. Яковлев «Мой верный шмель»; И. А. Дегтярева «Шмель»; И. А. Бунин «Последний шмель».
Раздел II. Уроки детства
Изображение в произведениях «проступков», ошибок персонажей, способов исправлениях совершенных ошибок. Тема взамопонимания и взаимопомощи персонажей друг к другу. Воспитание словом и делом. Тема понимания в отношениях взрослых и детей, родных и чужих.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю, как надо поступать…».
Понятие «урок жизни». Разные авторские позиции в изображении «уроков жизни».
А. С. Пушкин «Вначале жизни школу помню я…»; В. Д. Берестов «Пловец»; Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»; А. А. Фет «Одинокий дуб»; Н. С. Лесков «Неразменный рубль»; А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»; В. Д. Берестов «Сердцевина».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».
Редактирование сочинения.
Читай, удивляйся, размышляй!
С. Чёрный «Ах, сколько на свете детей…»; А. Т. Аверченко «Учитель Бельмесов»; М. Мерзликина «Я не хочу взрослеть»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина» (гл. XI «Первая «проба» пера»); А. А. Ахматова «Летний сад»; Ю. Я. Яковлев «Учитель»; Я. Аким «Улица»; Ф. А. Искандер «Запретный плод»; В. Д. Берестов «В соседстве с детством»; А. П. Платонов «Цветок на земле».
Раздел III. «Микрогеография» детства
Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства, детских воспоминаний. Переживаний, счастливых моментов. Тема материнства. Тема памяти.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».
Ю. Д. Левитанский «Воспоминание о скрипке»; В. Д. Берестов «Новая песенка»; В. А. Бахревский «Бабочка»; В. В. Набоков «Ночные бабочки» (отрывок); И. В. Одоевцева «На берегах Невы» (отрывок); А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок из неопубликованной рукописи); В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава III «Экзамен»); М. М. Пришвин «Времена года (отрывок); В. А. Лалетина «Маленькое солнышко…»; В. Д. Берестов «Одуванчики»; С. Черный «Голубиные башмаки»; М. И. Цветаева «Курлык»; М. М. Пришвин «Дитя».
От автора к читателю, от читателя к автору
Читай, удивляйся, размышляй!
И. А. Бунин «Детство»; В. А. Бахревский «Деревенская жизнь»; В. Д. Берестов «Городок»; Н. И. Сладков «Горластые электрички»; О. Казмирчук «Отстучала электричка»; В. Пришвина «О Михаиле Михайловиче Пришвине»; В. В. Набоков «Вот дачный сад…»; Н. И. Сладков «Кто писал?»; В. А. Лалетина «Засыпаю и мечтаю»; Ю. Я. Яковлев «Мама»; Н. А. Заболоцкий «Детство».
Раздел IV. Куда уходит детство?
Тема взросления человека. Образ Страны детства, созданный в произведениях разных авторов. Отношение к персонажам, живущим в этой стране. Тема взросления читателя. Качества современного читателя.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-миниатюра на одну из тем «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?»
М. Агафонова «Ноты под листочками…»; С. Павлютина «Земляничный рай»; Р. П. Погодин «Серая мгла редела»; «Кирпичные острова», Б. Ш. Окуджава «Давайте восклицать…».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа: сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я – читатель!».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения
Художественный образ Детства. Средства его создания.
Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства».
Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приемы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».
Образ детства в миниатюре. Приемы создания образа детства в миниатюре.
Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении.
Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.
Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.
Сюжет и композиция автобиографического произведения.
Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания.
Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.
Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования.
Эссе: тематика, проблематика, средства языка.
1.2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира
Биография – ключ к пониманию личности автора.
Биография писателя (поэта). Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.
Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).
Прием контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).
«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.
Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребенка.
Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
3. «Страна детства» – тема, поднимаемая в литературных произведениях.
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.
Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.
Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.
2. Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.
Учебно-тематический план
№ | РАЗДЕЛ ТЕМА | Количество часов | Изучение нового и закрепление | Творческая работа | Контроль | Региональный компонент |
1 | Часть первая. Детства чудная страна Раздел I. Когда сбываются мечты… | 15 | 11 | 3 | 1 | 1 |
2 | Раздел II. Детские пристрастия | 15 | 11 | 2 | 2 | 5 |
3 | Раздел III. Штрихи к портрету | 11 | 8 | 2 | 1 | 3 |
4 | Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье | 12 | 10 | 2 | 1 | 1 |
5 | Часть вторая. «Все мы – родом из детства» Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики… | 14 | 12 | 2 | | 2 |
6 | Раздел II. Уроки детства | 13 | 10 | 2 | | 1 |
7 | Раздел III. «Микрогеография» детства | 10 | 9 | 2 | | 3 |
8 | Раздел IV. Куда уходит детство? | 12 | 9 | 2 | 2 | 2 |
| | 102 | 80 | 17 | 7 | 18 |
Тематическое планирование по чтению
По программе 102 часов (3 часа в неделю)
Творческие работы -17, проверочные работы - 7, Р.К. - 18
I полугодие – 70-80 слов, II полугодие – 80-90 слов
№ | Кол-во часов в разделе | Тема, определяющая работы с текстом | Творческая работа | Кол-во часов | | |
1-2 | 15 | Книга первая. «Детства чудная страна» Тема. Когда сбываются мечты … Вводный урок. Детские мечты … как о них рассказать. Б.Д. Заходер «Считалия» | Знакомство с учебником. Тема мечты в произведениях разных авторов. Считалки. | Интонирование стихотворения, игра. Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя страна детства». | 2 | |
3-4 | | Приметы детства. О.О. Дриз «Семицветная страна»; Ю.П. Мориц «Это очень интересно»; А. Мелякова «Мечты». | Реализация авторского замысла в художественных образах детства. «Приметы» детства. Разные способы изображения этих примет. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Настроение, тон произведения. События. | | 2 | |
5-6 | | Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое и реальное в сказке. особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путешествие по сказочной стране. | | 2 | |
7 | | О чем в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов «Исполнение желаний», «Прятки». | Образ детских желаний в поэтическом произведении. Тон стихотворения. | | 1 | |
8 | | Мечта как особый случай. Странное желание ребенка. В. Иванова «Трудный случай» | Событие в рассказе. Переживания героя, способы их изображения в произведении. Настроение. «Урок», полученный героем. | | 1 | |
9-10 | | Если бы … Пора, когда возможным становится все … Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов современного автора. У.Д. Смит «Слон» (пер. И. Фонакова); Шэл Силверстейн «Если я был бы» (пер. с англ. Г. Кружкова), И. Бардин «Щенок» | Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Изобразительные приемы автора. Тон рассказа настроение героев. Диалоговый характер юмористических стихотворений о мечте. | Миниатюра «Если бы я был(а) …» | 2 | |
11-12 | | Счастливые ощущения своего Я в детской стране. Переживания детства. С. Черный «Невероятная история», М. Агафонова «Хорошо быть маленьким», М.И. Цветаева «Мирок» (из сборника «Вечерний альбом») Р/к Казачьи пословицы и поговорки. | Грустное и веселое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей для создания образов детства. Сюжет и композиция повествовательного произведения. Основная мысль произведения, выражающая позицию автора. Описание героя. Портрет. Основные фрагменты сюжета. Лирическое стихотворение о детстве. | | 2 | |
13-14 | | Я и Пушкин … Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин «Осень» (отрывок) | Описание осени (пейзаж). Отношение поэта и героя к осени и творчеству. Рождение «поэтического Я» в момент вдохновения. Изобразительные средства его создания. Метафора творчества. | Миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно … Увы, моя мечта не сбылась …» | 2 | |
15 | | Урок-рефлексия. Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений. | Критерии сочинения - миниатюры. | | 1 | |
16-17 | 15 | Тема II. Детские пристрастия. Р/к Поэзия писателей Ставрополья. Вводный урок. В чем заключаются секреты детства? Н.Н. Матвеева «Радость». | Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. | Миниатюра на тему «кто такие дети?» | 2 | |
18-19 | | Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилева и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С. Гумилев «Детство». | Разные способы представления пристрастий. Образ поэта. Образ героя. Лирические воспоминания. | | 2 | |
20-21 | | Автор размышляет о детстве. В.Ю.Драгунский «Что я люблю», « … И что не люблю». Р/к Г.С.Фатеев « Турник», «Мы играем в светофор». | Тема утверждения своего Я героем литературного произведения. Герой-рассказчик. Авторское размышление. | Миниатюра на тему «Что я люблю», «…И что не люблю» | 2 | |
22-23 | | Внутренний мир героя…Ю.Д. Левитанский «Что-то случилось …», А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок). | Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Воспоминание. Герой - рассказчик. | | 2 | |
24-25 | | Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов «Деньги в детстве»; А.Т. Аверченко «Сережкин рубль». Р/к В.Сляднева. «Любить мне Россию». | Тема денег. Изображение «события» в жизни героя-ребенка. Стихотворение-воспоминание. Рассказ. Внутренний мир героя и автора. Повествователь. | | 2 | |
26-27 | | Веселое и грустное в детстве. В. Шульжин «Грустный клоун»; С. Черный «Счастливый карп» Р/к В.Сляднева. «Любить мне Россию». | Тема веселого и грустного в детстве – одна из самых популярных тем детской литературы. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. | | 2 | |
28 | | «Момент высшей радости» С. Черный «В раю» | Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. | | 1 | |
29-30 | | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй» Р.к.Ел.Иванова «Про ученье и пчелу”. | Самое впечатляющее художественное произведение. Составление отзыва о нем. | Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко» | 2 | |
31-32 | 11 | Тема III. Штрихи к портрету. Вводный урок. Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ. | Чудеса детства. Описание человека. Критерии сочинения-рассуждения. | Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)? | 2 | |
33 | | Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз «Мой портрет» Р/к Старинные казачьи поверья. | Портрет и автопортрет. | | 1 | |
34 | | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет …»; С. Черный «Детям» | Словесный портрет и автопортрет. | | 1 | |
35-36 | | Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов «Детвора» Р/к В.Бутенко «Город на холмах». | Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. Портрет героя произведения. Внутренний мир героя. | | 2 | |
37 | | Что есть красота? Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девчонка» | Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. События в лирическом стихотворении. | | 1 | |
38-39 | | Сцены из детской жизни. С. Черный «Приготовишка»; М.Я. Бордицкая «Первоклассник»; М.И. Цветаева «Жар-птица» (из сбор. «Волшебный фонарь»); Л.Н. Толстой «Ивины» (глава из повести «Детство» Р/к Народные загадки, собранные в Ставропольском крае. | Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Конфликт в рассказе. Настроение героев и автора. Диалог героев в эпическом и лирическом произведениях. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир. | Миниатюра на одну из тем: «Незабываемый портрет», «Мой портрет» | 2 | |
40 | | Образ необычного рая. Б.Ш. Окуджава «Рай» | Прямое и переносное значение слова. Мифологический сюжет стихотворения. | | 1 | |
41 | | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям. | Мои впечатления. Странички из дневника. | | 1 | |
42-43 | 12 | Тема IV. Любимых строк прелестное звучанье. Вводный урок. Выступление учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации. Р.к.Сказки народов Ставрополья | Роль книги в жизни человека .критерии презентации. Особенности жанра. | Сочинение-презентация любимой книги. | 2 | |
44-45 | | Встреча с книгой. В.А. Лалетина «Бабушка! Бабушка! Почитай мне сказку …»; М.И. Цветаева «В субботу» (из сборника «Волшебный фонарь») | Чудо общения с книгой. | | 2 | |
46-47 | | Образ средневековой и современной библиотеки «Храм науки и искусства» У. Эко «Имя Розы» (отрывок) (пер. с англ. А.Е. Костюкович); В.Д. Берестов «Итак, библиотека, картотека …» | Художественный образ «храма науки и искусства». Скрипторий – средневековая библиотека. Образ книжного мира, книжного шкафа. | | 2 | |
48-49 | | Детские читательские пристрастия. АА. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А.А. Ахматова. Из цикла «В царском селе» (отрывок); М.Я. Басина «В садах Лицея» (глава «Любимые творцы») | Художественный образ «храма науки и искусства». Читательские интересы авторов. Способы изображения этих интересов. Пушкин и его книжные пристрастия. Образ А.С. Пушкина, созданный в лирическом стихотворении. | | 2 | |
50-51 | | Любимые воспоминания В.Д. Берестов «Книжный магазин» | Настроение автора. Воспоминания о детстве. | Сочинение- отзыв о самом интересном произведении учебника (героя, события, авторе) | 2 | |
52-53 | | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай! Удивляйся! Размышляй!» Чтение и обсуждение сочинений. | Самое интересное произведение учебника. Критерии школьного сочинения-отзыва. | | 2 | |
54-55 | 14 | Книга вторая. «Все мы родом из детства» Тема I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Р/к Народные мифы, легенды. | Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы | Устное сочинение «Куда нам плыть?» | 2 | |
56-57 | | Путешествие. Ю.Д. Левитанский «Кораблик»; Г.К. Андерсен «Стойки оловянный солдатик» (пер. с датского А. Ганзена); Б.Ш. Окуджава «Бумажный солдатик» | Истинные и «ложные» герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. Событие-желание в лирическом стихотворении. Биография писателя. Очерк о сказочке. Строфа. | | 2 | |
58-59 | | Истинные и ложные герои. Н.С. Гумилев «Капитаны»; Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася» Р/к Художники Ставрополья. Г. А. Киракозов, В.Г. Клемов, А.Е. Соколенко. | Поэзия о героях-романтиках. Образ капитанов изображ. героики морских сражений, качеств характера. Ритмика стихотворения тон. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. Портрет персонажа, художественная деталь портрета. | Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история» | 2 | |
60-61 | | Любимые места. М.И. Цветаева «Из цикла «Ока» (отрывок); М.И. Цветаева «Мама на даче» (из сборн. «Волшебный фонарь») | Поэзия детства. Шуточное стихотворение. Игровые повторы. Лирическое стихотворение-воспоминание. Описание. | | 2 | |
62-63 | | Игры, которые становятся жизнью. А.Т. Аверченко «Предводитель Лохмачев»; О.. Дриз «Три капитана» | Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей. | | 2 | |
64-65 | | Игры, которые становятся жизнью. В.В. Медведев «Экзамен на рыцарство или рыцарь на экзамене» | Драматическое произведение. Пьеса. Конфликт. Действие. Реплика. | Драматизация | 2 | |
66-67 | | Урок-рефлексия. | | | 2 | |
68-69 | 13 | Тема II. Уроки детства. Художественные произведения, в которых авторы специально описывают событие, где герой входит в противоречие с другими героями или с самим собой. | Произведения, в которых герой стоит перед выбором в жизни, он совершает поступок (проступок), осмысливает его как «жизненный» урок. | Сочинение-воспоминание на одну из тем: «Этот случай мне запомнился навсегда», «Я провинился(ась) …», «Теперь я понимаю, как стоит поступить» | 2 | |
70-71 | | Счастливое воспоминание о школе. Лирическое стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я …» | Лирические воспоминания. Мифологические образы в стихотворении. Настроение и переживание лирического героя. | | 2 | |
72 | | Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец» | Лирическое стихотворение. Учитель и ученик. Впечатление – интерпретация. Впечатление-анализ. | | 1 | |
73-74 | | Чему научил зимний дуб взрослого и ребенка? Ю.М. Нагибин «Зимний дуб» Р.к. В.В.Ходарев «У ручья”. | Тема вечности и скоротечности жизни. Отличие школьного урока от «урока жизни». Описание зимнего дуба. Диалог героев. Черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы – миром вечности. | | 2 | |
75-76 | | Почему человек и дерево родственные души? А.А. Фет «Одинокий дуб. | Тема связи человека с природой. Способы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. | Сочинение-прогноз: допиши строку автора «Я знаю, что деревьям, а не нам …» | 2 | |
77-78 | | Зачем ребенку дарят неразменный рубль? Н.С. Лесков «Неразменный рубль» | Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Святочный рассказ. Евангельская тема рассказа. Легенда как авторские приемы, способы показания, становления личности ребенка. Тема выбора в жизни человека. Повествование в рассказе. Сюжеты и композиция. | | 2 | |
79-80 | | Тепло дерева – тепло человеческого сердца … как его ощутить? А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы …»; В.Д. Берестов «Сердцевина» | Тема любви и понимания. Тема близости человека к природе. Родство дерева и человека. Пути осознания этого родства. | Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором» | 2 | |
81 | 10 | Тема III. «Микрогеография» детства. Вводный урок. Рождение воспоминаний. Ю.Д. Левитанский «Воспоминание о скрипке»; Ю.П. Мориц «Лето» | Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. | | 1 | |
82 | | Чему научил маленький воробей старого музыканта? А.П. Плаонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»; Ю.П. Мориц «Лето» | Повествование-путешествие. Вымышленное и реальное в рассказе. Образ героя. Образ автора, птицы, памяти. Тема родины в рассказе, ее необычное воплощение. | | 1 | |
83-84 | | Переживания детства. Самые яркие впечатления ребенка. В.А. Бахревский «Бабочка»; К.Д. Бальмонт «Бабочка»; В.В. Набоков «Ночные бабочки» Р/к Поэзия В.В.Ходарев «Орлик», «О казаках». | Тема детства, памяти. Сюжет и композиция произведения. Несколько планов рассказа, концентрирующих основной смысл произведения. Образ ночных бабочек – самое яркое воспоминание о детстве. | Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо», «Это смешно», «Это удивительно», «Это заманчиво» | 2 | |
85 | | Воспоминания поэта о детстве. И.В. Одоевцева «На берегах Невы» (отрывок) | Тема материнства. Мемуары. Рассказ поэта, записанный его ученицей. | | 1 | |
86 | | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок); Ю.И. Коваль «Самая легкая лодка в мире» (отрывок); П Авенариус «Отроческие годы Пушкина» (глава III. «Экзамен»); А.С. Пушкин «Царское село». | Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Способы изображения героя, его поступков, жизненных событий в жанре воспоминаний. | | 1 | |
87-88 | | Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин «Времена года» (отрывок); Ю.И. Коваль «Самая легка лодка в мире» (отрывок); В.А. Лалетина «Маленькое солнышко»; В.Д. Берестов «Одуванчики» Р/к Художники Ставрополья. Живопись П.М.Гречишкина | Поэтическое воспоминание о детстве. Одна тема – разные способы ее воплощения в произведениях писателей и поэтов. Жанр записок. | | 2 | |
89-90 | | Кто возвращается в детство? М.И. Цветаева «Курлык»; М.М. Пришвин «Дитя». Р/к Пословицы и поговорки народов, проживающих на территории Ставропольского края | Поэтическое воспоминание о детстве. | Сочинение - ответ на вопрос по рассказу М.М. Пришвина «Дитя» | 2 | |
91-92 | 12 | Тема IV. Куда уходит детство? Вводный урок. Дети и взрослые. | Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. | Сочинение-миниатюра «Кто такие взрослые?» | 2 | |
93-94 | | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский «Дети»; И. Бардин «Трудная пора» Р/к Народные песни Ставрополья. «Казачка», «То не тучи». | Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Обобщенный портрет детства. | | 2 | |
95 | | Настроение детства. Д. Кржижановский «На зыбких плавниках звучат шаги весны …»; Э.Э. Мошковская «Кислые стихи»; М. Флориан (пер. И.П. Токмаковой) «Хоть бы хны!»; Г.Ф. Шпаликов «В лето, хорошо бы без билета …» | Восприятие окружающего мира. Настроение. Тональность. Лирическое и игривое настроение. Способы передачи настроения разными авторами. | | 1 | |
96 | | Странности детства. В.Д. Берестов «Полна, как в детстве, каждая минута …»; А.П. Чехов «Злой мальчик». | Юмор и детство. Смешной случай, описанный автором. Юмористический рассказ. | | 1 | |
97-98 | | Прелести детства. В.С. Высоцкий «Песня Кэрола»; С. Павлютина «Земляничный рай»; М. Агафонова «Ноты под листочками музыкантов ждут» Р/к И.В.Кузнецов «Казаки и Ставрополь». | Отношение взрослых и детей к детству. Отношение детей к детству. Тема взросления в творчестве авторов. Тема прекрасного сказочного в творчестве поэтов. | | 2 | |
99-100 | | Романтика детства. Р.П. Погодин «Кирпичные острова»; В.Л. Крапивин «Серая мгла редела …»; М.М. Пришвин «Любовь» | Приемы изобразительности, помогающие авторам создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. | | 2 | |
101-102 | | Урок-рефлексия. Куда уходит детство? Б.Ш. Окуджава «Давайте восклицать …» | Мой уровень чтения. Мои читательские пристрастия. | Сочинение-рассуждение на темы: «Об этом так хочется рассказать!», «Я – читатель» | 2 | |