Рабочая программа по литературному чтению (4 класс, УМК «Школа России»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель _________ Т.М.Камышова Протокол № 1 от «27 » августа 2018 г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________ И.В. Хлевная « » ________ 2018 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________.Н.В Гайдаенко Приказ № 204 от «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
образовательная область «Русский язык и литературное чтение»
4 а КЛАСС
2018-2019 учебный год
Разработчик программы:
Наговицына Наталья Юрьевна
учитель начальных классов,
учитель высшей квалификационной категории
Красноперекопск – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………………….………....3
Планируемые результаты……………………………………………………………………………...………………….4
Содержание учебного предмета……………………………………..………………………………...........................9
Календарно-тематическое планирование………………………………………..…………………....................18
Изменения, внесенные в программу ………………….…………………………………………………….………31
1.Введение
Данная программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
- примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО;
-авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, 2014г.
Предмет литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
2. Планируемые результаты
Личностные
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
К концу 4 класса обучающийся научится:
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения в начальной школе являются :
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного
обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и самого себя;
Выпускник научится:
полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей.
Выпускник начнёт понимать:
значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.
Выпускник освоит:
восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства.
Выпускник полюбит:
чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Выпускник приобретёт:
первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.
Они получат возможность научиться
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
3. Содержание учебного предмета
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению.Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.
Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с художественным текстом.
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.
Пересказывать былину от лица её героя.
Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.
Сравнивать былины и волшебные сказки.
Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.
Описывать характер человека, высказывать своё отношение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.
Описывать скульптурный памятник известному человеку.
Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.
Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).
Чудесный мир классики (15ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.
А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование...» Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик-Кериб. «Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.
Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с художественным текстом.
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.
Пересказывать былину от лица её героя.
Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.
Сравнивать былины и волшебные сказки.
Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.
Описывать характер человека, высказывать своё отношение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.
Описывать скульптурный памятник известному человеку.
Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.
Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).
Поэтическая тетрадь(8ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Ф. И.Тютчев «Ещё земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.
Е. А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении.
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Изменение картин природы в стихотворении. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки...» Выразительное чтение. И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Готовиться к уроку, подирая стихи русских поэтов.
Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.
Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.
Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.
Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.
Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями отношениями к жизни, природе, людям.
Высказывать своё мнение о герое стихотворных стихотворений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.
Самостоятельно оценивать своё чтение.
Литературные сказки (9ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведе-ния. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Читать и воспринимать на слух прочитанное.
Сравнивать народную и литературную сказки.
Определять виды текстов.
Знать отличительные особенности литературной сказки.
Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.
Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на главные события.
Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.
Составлять рекомендованный список литературы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Делу время, а потехе час (7ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.
Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.
Определять нравственный смысл произведения.
Определять жанр произведения.
Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов.
Понимать, как поступки характеризуют героев произведения, определять их нравственный смысл.
Готовить сообщение о писателе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.
Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.
Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.
Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.
Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.
Страна детства (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.
Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.
Определять нравственный смысл произведения.
Определять жанр произведения.
Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов.
Понимать, как поступки характеризуют героев произведения, определять их нравственный смысл.
Готовить сообщение о писателе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.
Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.
Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.
Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.
Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
B. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение.
C. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...» «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Подбирать любимые стихи к теме.
Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием.
Сравнивать стихотворения разных поэтов.
Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.
Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Рассказывать об эпизодах из своего детства.
Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.
Природа и мы (9ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.
М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.
Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Анализировать заголовок произведения.
Характеризовать героя произведения на основе поступка.
Определять отношение автора к героям на основе текста.
Наблюдать, как автор передаёт красоту природы с помощью слова.
Объяснять нравственный смысл рассказа.
Делить текст на части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Читать выразительно диалоги из текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.
Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.
Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». С. А. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Заучивать стихи наизусть.
Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.
Определять настроение поэта и лирического героя.
Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.
Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в уч
Родина (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А. В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.
Проект: «Они защищали Родину».
Оценка планируемых достижений.
Обучающиеся научатся:
Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.
Понимать особенности поэтического текста.
Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.
Предполагать содержание произведения по его названию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.
Писать сценарии поэтического вечера.
Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.
Страна фантазия (6 ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.
Определять особенности фантастического жанра.
Сравнивать и характеризовать героев произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Зарубежная литература (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.
Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений.
Обучающиеся научатся:
Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.
Читать диалоги выразительно.
Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.
Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять рассказ о герое, используя авторский текст.
Характеризовать поступки героев произведения.
Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Внеклассное чтение |
Тестовая работа |
Проекты |
|
Вводный урок |
1ч |
|||
|
Летописи, былины, жития |
8ч |
1 |
1 |
|
|
Чудесный мир классики |
15 ч |
1 |
1 |
|
|
Поэтическая тетрадь |
8 ч |
1 |
||
|
Литературные сказки |
9 ч |
1 |
1 |
|
|
Делу время- потехе час |
7 ч |
1 |
1 |
|
|
Страна детства |
7 ч |
1 |
||
|
Поэтическая тетрадь |
5 ч |
1 |
1 |
|
|
Природа и мы |
9 ч |
1 |
1 |
|
|
Поэтическая тетрадь |
8 ч |
1 |
1 |
|
|
Родина |
7 ч |
1 |
1 |
1 |
|
Страна фантазия |
6 ч |
3 |
1 |
|
|
Зарубежная литература |
12 ч |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
102 ч |
11 |
12 |
2 |
Проекты:
1. «Создание календаря исторических событий»
№ п/п |
Дата |
Кол. часов |
Тема, тип |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению. (вводный). Учебник, ч. 1, с. 2–5. |
|||
Летописи. Былины. Жития (8 ч ) |
|||||
2 |
1 |
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения. Запуск проекта «Создание календаря исторических событий». (освоение нового материала). Учебник, с. 7–9. |
|||
3 |
1 |
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения. Работа над проектом «Создание календаря исторических событий». (освоение нового материала). Учебник, с. 7–9. |
|||
4 |
1 |
Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». (освоение нового материала). Учебник, с. 10–11. |
|||
5 |
1 |
Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Произведение Учебник, с. 10–11. |
|||
6 |
1 |
Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки». (освоение нового материала). Учебник, с. 12–16. |
|||
7 |
1 |
Былина «Три поездки Ильи Муромца». Развитие речи: составление рассказа об Илье Муромце, подготовка к пересказу эпизода былины. (освоение нового материала). Учебник, с. 17–20. |
|||
8 |
1 |
Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского». Учебник, с. 21–31. |
|||
9 |
1 |
Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверочная работа. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 32 |
|||
Чудесный мир классики (15 ч). |
|||||
10 |
1 |
П. П. Ершов «Конек-горбунок». Характеры главных героев в сказке Учебник, с. 36–61. |
|||
11 |
1 |
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок». (освоение нового материала). Учебник, с. 36–61. |
|||
12 |
1 |
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Унылая пора! Очей очарованье», * «Няне», «Туча». (освоение нового материала). Учебник, с. 62–69. |
|||
13-14 |
2 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». * (освоение нового материала). Учебник, с. 70–91. |
|||
15 |
1 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (освоение нового материала). Учебник, с. 70–91 |
|||
16 |
1 |
Внеклассное чтение «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А.С. Пушкина. КВН по сказкам А.С. Пушкина (освоение нового материала) |
|||
17 |
1 |
М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека». (освоение нового материала). Учебник, с. 92–96 |
|||
18-19 |
2 |
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение. (освоение нового материала). Учебник, с. 97–111. |
|||
20 |
1 |
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». (освоение нового материала). Учебник, с. 112–118. |
|||
21 |
1 |
Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». (освоение нового материала). Учебник, с. 119. |
|||
22-23 |
2 |
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики». (освоение нового материала). Учебник, с. 120–134. |
|||
24 |
1 |
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Урок проверки и оценки знаний. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 135–136. |
|||
Поэтическая тетрадь (8 ч). |
|||||
25 |
1 |
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». * (освоение нового материала). Учебник, с. 138–139. |
|||
26 |
1 |
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». (освоение нового материала). Учебник, с. 140–141. |
|||
27 |
1 |
Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», * «Где сладкий шепот моих лесов?» (освоение нового материала). Учебник, с. 143–144 |
|||
28 |
1 |
А. Н. Плещеев «Дети и птичка» .(освоение нового материала). Учебник, с. 145 |
|||
29 |
1 |
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» (освоение нового материала). Учебник, с. 146. |
|||
30 |
1 |
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» (освоение нового материала). Учебник, с. 147–149 |
|||
31 |
1 |
И. А. Бунин «Листопад». * (освоение нового материала). Учебник, с. 150–151 |
|||
32 |
1 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. Учебник, с. 152–154. |
|||
Литературные сказки(9 ч ). |
|||||
33-34 |
2 |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». (освоение нового материала). Учебник, с. 156–168. |
|||
35 |
1 |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь .(освоение нового материала). Учебник, с. 156–168. |
|||
36 |
1 |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».(освоение нового материала). Учебник, с. 169–179. |
|||
37 |
1 |
П. П. Бажов «Серебряное копытце». (освоение нового материала). Учебник, с. 180–192. |
|||
38 |
1 |
Внеклассное чтение Произведения В. М. Гаршина, П. П. Бажова. (освоение нового материала) |
|||
39-40 |
2 |
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». (освоение нового материала). Учебник, с. 193–214. |
|||
41 |
1 |
Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверочная работа. Учебник, с. 215. |
|||
Делу время – потехе час (7 ч). |
|||||
42-43 |
2 |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» .(освоение нового материала). Учебник, ч. 2, с. 4–16. |
|||
44 |
1 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки». Развитие речи: пересказ от лица героя. (освоение нового материала). Учебник, с. 17–23. |
|||
45 |
1 |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». (освоение нового материала). Учебник, с. 24–28. |
|||
46 |
1 |
Внеклассное чтение Рассказы В. Ю. Драгунского. (освоение нового материала) |
|||
47 |
1 |
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». (освоение нового материала). Учебник, с. 29–34 |
|||
48 |
1 |
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 35–36. |
|||
Страна детства (7 ч) |
|||||
49-50 |
2 |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». (освоение нового материала). Учебник, с. 38–46. |
|||
51-52 |
2 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ (освоение нового материала). Учебник, с. 47–58. |
|||
53-54 |
2 |
М. М. Зощенко «Елка». (освоение нового материала). Учебник, с. 59–64. |
|||
55 |
1 |
Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа. Учебник, с. 65–66. |
|||
Поэтическая тетрадь (5 ч). |
|||||
56 |
1 |
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».* (освоение нового материала). Учебник, с. 68–70 |
|||
57 |
1 |
С. А. Есенин «Бабушкины сказки». * (освоение нового материала). Учебник, с. 71 |
|||
58 |
1 |
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». (освоение нового материала). Учебник, с. 72–73 |
|||
59 |
1 |
Внеклассное чтение. Стихи поэтов о детстве. (освоение нового материала) |
|||
60 |
1 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. Учебник, с. 74 |
|||
Природа и мы (9 ч) |
|||||
61-62 |
2 |
Д. Н. Мамин- Сибиряк «Приемыш». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. (освоение нового материала). Учебник, с. 76–84. |
|||
63 |
1 |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». (постановка учебной задачи). Учебник, с. 85–91. |
|||
64 |
1 |
М. М. Пришвин «Выскочка».(решение частных задач). Учебник, с. 92–95. |
|||
65 |
1 |
Е. И. Чарушин «Кабан» (освоение нового материала). Учебник, с. 96–99. |
|||
66-67 |
2 |
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя. (освоение нового материала). Учебник, с. 100–110. |
|||
68 |
1 |
Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о природе, животном мире. |
|||
69 |
1 |
Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверочная работа. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 111–112. |
|||
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
|||||
70 |
1 |
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». (освоение нового материала). Учебник, с. 114–115. |
|||
71 |
1 |
С. А. Клычков «Весна в лесу». (освоение нового материала). Учебник, с. 116–117 |
|||
72 |
1 |
Д. Б. Кедрин «Бабье лето». * (освоение нового материала). Учебник, с. 118 |
|||
73 |
1 |
Н. М. Рубцов «Сентябрь». (освоение нового материала). Учебник, с. 119 |
|||
74-75 |
2 |
С. А. Есенин «Лебёдушка». (освоение нового материала). Учебник, с. 120–126. |
|||
76 |
1 |
Внеклассное чтение. Стихотворения о весне С. А. Клычкова и Е. А. Баратынского. (освоение нового материала) |
|||
77 |
1 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. Учебник, с. 126. |
|||
Родина (7 ч ). |
|||||
78 |
1 |
Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя». (постановка учебной задачи). Учебник, с. 92–93 |
|||
79 |
1 |
И. С. Никитин «Русь» (освоение нового материала). Учебник, с. 128–132 |
|||
80 |
1 |
С. Д. Дрожжин «Родине». (освоение нового материала). Учебник, с. 133–135. |
|||
81 |
1 |
А. В. Жигулин «О, Родина».(освоение нового материала). Учебник, с. 138 |
|||
82 |
1 |
Внеклассное чтение. Стихи о Родине других поэтов. |
|||
83 |
1 |
Подведение итогов выполненного проекта. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 140–141 |
|||
84 |
1 |
Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 142. |
|||
Страна Фантазия (6 ч) |
|||||
85-86 |
2 |
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». (освоение нового материала). Учебник, с. 144–149. |
|||
87-88 |
2 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ от лица главного героя. (освоение нового материала). Учебник, с. 150–157. |
|||
89 |
1 |
Внеклассное чтение. Чтение произведений Кира Булычёва, презентация глав и отрывков из произведений. (постановка и решение учебной задачи) |
|||
90 |
1 |
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверочная работа. Учебник, с. 158. |
|||
Зарубежная литература (12 ч) |
|||||
91-92 |
2 |
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»(отрывок). Развитие речи: пересказ от лица главного героя. (освоение нового материала). Учебник, с. 160–166. |
|||
93-94 |
2 |
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». (освоение нового материала). Учебник, с. 167–193. |
|||
95 |
1 |
Внеклассное чтение. Сказки Г.-Х. Андерсена. (постановка и решение учебной задачи) |
|||
96-97 |
2 |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера».(освоение нового материала). Учебник, с. 194–200. |
|||
98-99 |
2 |
Сельма Лагерлёф «Святая ночь».(освоение нового материала). Учебник, с. 201–208. |
|||
100 |
1 |
Сельма Лагерлёф «В Назарете». (освоение нового материала). Учебник, с. 209–216 |
|||
101 |
1 |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверочная работа. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 217. |
|||
102 |
1 |
Итоговый урок «Что читать летом» (обобщение и систематизация знаний) |
Изменения, внесенные в программу.
№ урока в теме |
Тема урока |
Причина корректировки |
Способ корректировки |