Рабочая программа по математике для профессии «Графический дизайнер»
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский – на – Амуре колледж технологий и сервиса»
Уровень профессионального образования
Среднее профессиональное образование
Образовательная программа
Программа подготовки специалиста среднего звена
Учебная дисциплина
ОДП. 01 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ
Специальность
54. 01. 20 «Графический дизайнер»
2017 г.
Программа учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» разработана на основе:
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Организация – разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский – на – Амуре колледж технологий и сервиса»
Разработчики:
Максимова Д.В., преподаватель математики КГБ ПОУ «Комсомольский – на – Амуре колледж технологий и сервиса»
Рецензенты:
Программа учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» по специальности 54.01.20 «Графический дизайнер» согласована и утверждена на заседании кафедры «Естественно – научных и математических дисциплин»
Протокол № __ от __ _________ 2017 г.
Заведующая кафедрой ________________ О.А. Власюк
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..10
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..…..19
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................................................................................21
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01 Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО по специальности 54.01.20 «Графический дизайнер», укрупненной группы 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства.
Программа может быть использована в системе дополнительного профессионального образования для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по профессиям рабочих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» относится к общеобразовательному циклу программ.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять операции над действительными числами, решать системы линейных уравнений с помощью определителей;
решать линейные, квадратные, логарифмические, показательные и тригонометрические уравнения;
применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
решать геометрические задачи;
применять понятия и формулы тригонометрии;
решать практические задачи с использованием понятий и правил комбинаторики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии, основные понятия стереометрии;
основы дифференциального и интегрального исчисления;
основные математические формулы и понятия.
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
предметных:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя соответствующие знания и умения:
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Умения: определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
||
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
||
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
||
ОК 05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
||
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Умения: описывать значимость своей профессии |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии |
||
ОК 07 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
||
ОК 08 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии |
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения |
||
ОК 09 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
||
ОК 10 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
||
ОК 11 |
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 285 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 285 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Обязательная учебная нагрузка |
285 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
73 |
практические занятия |
210 |
Промежуточная аттестация (письменный экзамен) |
2 |
2.2. Тематический план учебной дисциплины ОДП. 01 Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДП. 01 Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия»
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Кабинет математических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Математика» (плакаты с формулами, учебные пособия, карточки-контроля, задачник по курсу «Математика» и т.д.).
Технические средства обучения:
калькулятор;
компьютер с лицензированным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Александров А. Д. Геометрия. Учебник. Базовый и профильный уровни. 10-11 классы. – М: Просвещение, 2014
Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Учебник (базовый уровень) – М: Просвещение, 2014
Атанасян Л. С. Геометрия. Учебник. Базовый и профильный уровни. 10-11 классы - М: Просвещение, 2015
Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа. Базовый уровень. Учебник. 10 класс –М: Дрофа, 2008
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности. Учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования – М: Академия (Academia), 2013
Башмаков М. И. Математика. Учебник. 10 класс. Базовый уровень – М: Академия (Academia), 2011
Башмаков М.И. Математика. Задачник. Учебное пособие – М: ), 2014
Башмаков М.И. Математика. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М: Академия (Academia), 2014
Богомолов Н.В. Математика. Учебник для СПО –М: Юрайт, 2015
Виленкин Н. Я. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. – М: Мнемозина. 2013
Дадаян А.А. Математика. Учебник. Гриф МО РФ -М: Форум, 2014
Калинин А.Ю. Геометрия. 10-11 классы (профильный уровень) – М: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2014
Колмогоров А. Н. Алгебра и начала математического анализа. Учебник. 10-11 классы – М: Просвещение, 2013
Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. Учебник (базовый и профильный уровни). 10 класс – М: Просвещение, 2015
Лариса Денищева, Татьяна Корешкова, Александр Мордкович Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы – М: Мнемозина, 2015
Лисичкин В. Т. Математика в задачах с решениями. Учебное пособие - Санкт-Петербург: Лань, 2014
Маркова Т.И. Алгебра. Элементарные функции -Санкт-Петербург Литера, 2012
Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2-х частях. Учебник + Задачник - М: Мнемозина, 2014
Мордкович А. Г.Математика. Учебник. Базовый уровень. 10 класс – М: Мнемозина, 2015
Муравин Г. К. Алгебра и начала анализа. Учебник. 10 класс - М: Дрофа, 2014
Никольский С. М. Алгебра и начала математического анализа. Учебник. 10 класс – М: Просвещение, 2015
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни. – М: Просвещение, 2015
Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2014
Потоскуев Е.В. Геометрия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики. Гриф МО РФ – М: Дрофа, 2013
Райбул Светлана Школьный справочник по математике - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
Решение разноуровневых задач по геометрии. Подготовка к ЕГЭ Потоскуев Е.В. - М: Илекса. 2013
Сборник задач по геометрии. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 2. Гусева Н. И., Денисова Н.С., Тесля О. Ю. - М: КноРус, 2014
Сборник формул по математике Цикунов А.Е. -Санкт-Петербург: Питер, 2015
Смирнова И. М. Математика. Геометрия. 10-11 классы. Учебник. Базовый уровень – М: Мнемозина, 2015
Шарыгин И.Ф. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. –М: Дрофа, 2015
Яковлев Г.Н. Пособие по математике с примерами и задачами – М: век, 2015
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01. Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
выполнять операции над действительными числами, решать уравнения и неравенства; использовать математические методы при решении прикладных задач; применять методы дифференциального и интегрального исчисления; решать геометрические задачи; основы алгебры и начал анализа, основные математические формулы и понятия; основы дифференциального и интегрального исчисления; основные теоремы, аксиомы, формулы геометрии. |
«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки |
Устный опрос, Письменный опрос, тестирование, оценка решения математических задач, Оценка деятельности работы в группах, индивидуальная работа на учебном занятии |