Макет рабочей программы по математике для профессии «Станочник»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский политехнический колледж» |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) «_____» ____________ 20__г. |
|
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право)
общеобразовательного цикла
программ(ы) подготовки специалистов среднего звена по специальностям:
20.02.04 Пожарная безопасность
23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Сызрань,
2017 г.
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин Протокол № от «___» __________ 2017 г. Председатель ___________ Н.Ю.Гафурова |
Разработчик: Тихонова Н.В., преподаватель математики ГБПОУ «СПК»
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Математика разработана в соответствии с требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования,
рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 378 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины ………… |
5 |
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………... |
5 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ……………………. |
5 |
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……... |
6 |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины |
11 |
2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование ……………………………………………………. |
12 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………. |
12 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……… |
13 |
2.3. Содержание профильной составляющей …………………………. |
23 |
3. Условия реализации учебной дисциплины ………… |
24 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………………………………………………………… |
26 |
Приложение 1 ……………………………………………………….. |
27 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛ. ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 20.02.04 Пожарная безопасность, 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий технического профиля профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования общественные науки по выбору из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса 2 на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами историей, основами безопасности жизнедеятельности и профессиональными дисциплинами основами права, основами предпринимательства, правовыми основами в профессиональной деятельности.
Изучение учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) завершается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметные результаты:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий |
Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии) |
Личностные УУД 1 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. УУД 2 Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна). УУД 3 Гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности. УУД 4 Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. УУД 5 Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. УУД 6 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. УУД 7 Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов. УУД 8 Сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире. УУД 9 Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Регулятивные: УУД 10 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. УУД 11 Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов. УУД 12 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. УУД 13 Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Познавательные УУД 14 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. УУД 15 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. УУД 16 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. УУД 17 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. УУД 18 Сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные УУД 19 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. УУД 20 Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. УУД 21 Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук. УУД 22 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 108 часов;
самостоятельная работа обучающегося 54 часа.
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ не предусмотрено.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
108 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
не предусмотрено |
практические занятия |
не предусмотрено |
контрольные работы |
не предусмотрено |
индивидуальный проект |
не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
54 |
в том числе: |
|
ответы на вопросы подготовка сообщений заполнение таблицы решение ситуационных задач |
25 15 12 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
В программе по дисциплине ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) не предусмотрена профильная составляющая.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
Раздел 1 Человек и общество |
18 |
||
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества |
Содержание учебного материала: Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. |
8 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. Заполнение таблицы. |
4 |
||
Тема 1.2 Общество как сложная система |
Содержание учебного материала: Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. |
4 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы. Ответы на вопросы. |
2 |
||
Раздел 2 Духовная культура человека и общества |
21 |
||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества |
Содержание учебного материала: Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. |
2 |
репродуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. |
1 |
||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире |
Содержание учебного материала: Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. |
8 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений. |
4 |
||
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
Содержание учебного материала: Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. |
4 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы. Ответы на вопросы. |
2 |
||
Раздел 3 Экономика |
39 |
||
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы |
Содержание учебного материала: Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. |
6 |
репродуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы. Ответы на вопросы. |
3 |
||
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике |
Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. |
8 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. Заполнение таблицы. |
4 |
||
Тема 3.3 Рынок труда и безработица |
Содержание учебного материала: Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Безработица, причины и последствия. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. |
8 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Заполнение таблицы. |
4 |
||
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики |
Содержание учебного материала: Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. |
4 |
репродуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений. |
2 |
||
Раздел 4 Социальные отношения |
27 |
||
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация |
Содержание учебного материала: Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Социальная стратификация в современной России. |
6 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы. Решение ситуационных задач. |
3 |
||
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты |
Содержание учебного материала: Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. |
6 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Решение ситуационных задач. |
3 |
||
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы |
Содержание учебного материала: Этнические общности. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
6 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. |
3 |
||
Раздел 5 Политика |
18 |
||
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе |
Содержание учебного материала: Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. |
6 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. Заполнение таблицы. |
3 |
||
Тема 5.2 Участники политического процесса |
Содержание учебного материала: Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. |
6 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. Заполнение таблицы. |
3 |
||
Раздел 6 Право |
39 |
||
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений |
Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. |
6 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Заполнение таблицы. |
3 |
||
Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации |
Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. |
10 |
репродуктивный, продуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. |
5 |
||
Тема 6.3 Отрасли российского права |
Содержание учебного материала: Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Зачет по итогам семестра |
10 |
репродуктивный |
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы. Подготовка сообщений. |
5 |
||
Всего: |
162 |
2.3. Содержание профильной составляющей
В программе по дисциплине ОУД.10 Обществознание (вкл. экономику и право) не предусмотрена профильная составляющая.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
карточки;
схемы.
Технические средства обучения:
проектор;
экран;
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Важенин А.Г.Обществознание для проф. и спец. техн., естест. - науч., гуман. профилей: практ. – 7-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2014.- 192 с.- (эл. учеб.)
Важенин А.Г.Обществознание для проф. и спец. техн., естест. - науч., гуман. профилей: учеб. – 9-е изд., стер. – И.: ИЦ Академия, 2014.- 432 с.- (эл. учеб.)
Важенин А.Г.Обществознание для проф. и спец. техн., естест. - науч., гуман. профилей: контр. задания. – 7-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2014.- 128 с.- (эл. учеб.)
Важенин А.Г.Обществознание: учеб. пособ. – 12-е изд., стер.- М.: ИЦ Академия, 2013. – 368 с. – (эл. учеб.)
Сычев А.А. Обществознание: учеб. пособ.- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013.-384 с.- (эл. учеб.)
Дополнительные источники
Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособ. – 6-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Кравченко А.И. Обществознание: учеб. пособ. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2002.
Перечень Интернет-ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Приложение 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Формируемые универсальные учебные действия |
|
Безработица, причины и последствия |
2 |
Деловая игра |
УУД 1, УУД 10, УУД 12 |
|
Социальная мобильность |
2 |
Деловая игра |
УУД 5, УУД 10, УУД 16,УУД 19 |
|
Гражданское общество и государство |
2 |
Круглый стол |
УУД 2, УУД 3, УУД 16, УУД 18,УУД 19 |