ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем, «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования на основе целевой установки:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам
музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем
многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
В программе 2 класса семь разделов: «Россия – родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD)
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 3 класс».
Тематическое планирование.
№ |
Темы уроков |
Планируемые результаты |
Даты план |
Факт |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Раздел 1. Россия – Родина моя (5ч.) |
|||||||
1 |
Мелодия — душа музыки. Главная мелодия 2-й части из Симфонии № 4. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. |
Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; |
Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. |
|||
2 |
Природа и музыка. Звучащие картины. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» |
Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер |
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности |
Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. формирование эстетических потребностей; |
|||
3 |
Виват, Россия! Наша слава — русская держава. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. |
Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. |
Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа;; Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста,. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; |
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, и историческое прошлое России; |
|||
4 |
Кантата «Александр Невский» (фрагменты). С. Прокофьев. |
Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки. |
Познавательные УУД: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты Коммуникативные УУД: формирование навыков речевого высказывания Регулятивные УУД:овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, |
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного содержания. |
|||
5 |
Опера «Иван Сусанин». М. Глинка. |
Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, |
Познавательные УУД: овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления Коммуникативные УУД: умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. |
|||
Раздел 2. День, полный событий (4ч.) |
|||||||
6 |
Утро. «Утро».из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. |
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку. |
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. |
Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений,. |
|||
7 |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «Золушка». Балет (фрагменты). С. Прокофьев. |
Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности;. |
Познавательные УУД: соотнесение графической записи с музыкальным образом; Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. |
Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, |
|||
8 |
В детской. Игры и игрушки. На прогулке. «С няней»; « С куклой» из цикла «Детская»... |
Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях |
Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки Коммуникативные УУД: задавать вопросы; Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,. |
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, |
|||
9 |
Вечер. «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Обобщающий урок 1 четверти. |
Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, |
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. |
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; |
|||
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм ( 4ч.) |
|||||||
10 |
«Радуйся Мария!». « Богородице Дево, радуйся!». «Аве, Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. |
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). |
Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. |
Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; |
|||
11 |
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. «Мама», В.Гаврилина, сл. В.Шульгиной. |
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; |
Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение. |
формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления. |
|||
12 |
Вербное Воскресенье. Вербочки. «Вербочки» А. Гречанинов, стихи А. Блока; |
Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; |
Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. |
Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствов. представлений о музыкальной культуре Родины. |
|||
13 |
Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; «Баллада о князе Владимире». |
Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; |
Познавательные УУД: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты; Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; |
Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. |
|||
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч.) |
|||||||
14 |
Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. |
Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; |
Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. |
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
|||
15 |
Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». |
Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. |
Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора Регулятивные УУД: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала . |
|||
16 |
Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Третья песня Леля. |
Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. |
Познавательные УУД: выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия. |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала. |
|||
17 |
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Хор «Проводы Масленицы» из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. |
Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. |
Познавательные УУД: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; |
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала; |
|||
Раздел 5. В музыкальном театре (6ч.) |
|||||||
18 |
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра « Руслан и Людмила». М. Глинка. |
Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. |
Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. |
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
|||
19 |
Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В. Глюк. |
Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. |
Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. |
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
|||
20 |
Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. Римский-Корсаков. |
Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. |
Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. |
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
|||
21 |
«Океан – море синее». Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. |
Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. |
Познавательные УУД: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: формирование навыков коммуникации, сотрудничестварассуждать о смысле и значении вступления к опере. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. |
Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности. |
|||
22 |
Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского. |
Научатся: проводить интонационно-образный анализ. |
Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради. |
Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. |
|||
23 |
В современных ритмах. Фрагменты из мюзиклов «Звуки музыки» Р. Роджерса и «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова. |
Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. |
Познавательные УУД: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование) |
Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; |
|||
Раздел 6. В концертном зале (6ч.) |
|||||||
24 |
Музыкальное состязание Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть - фрагмент. П. Чайковский. |
Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. |
Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины. |
|||
25 |
Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов. Исполнение песен. |
Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. |
Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов |
Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. |
|||
26 |
Музыкальные инструменты -флейта. Звучащие картины. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Баха. |
Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; |
Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
|||
27 |
Сюита «Пер Гюнт». Пер Гюнт; Сюита № 1 -фрагменты; Сюита № 2 - фрагменты. Э. Григ. |
Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. |
Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
Развитие эмоциональной сферы. |
|||
28 |
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал Симфония № 3 «Героическая»- фрагменты. Л. Бетховен. |
Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. |
Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
Развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку. |
|||
29 |
Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная»,. 1-я часть -фрагмент. Пьесы «Весело, грустно», «К Элизе». |
Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. Ван Бетховена. |
Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. |
Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. |
|||
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5ч.) |
|||||||
30 |
Чудо музыка. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П.Синявского. «Чудо-музыка» Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. |
Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен,. |
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. |
Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. |
|||
31 |
Острый ритм – джаза звуки. Джазовые композиции: «Острый ритм» , «Безумная девчонка» Дж. Гершвина. |
Научатся: импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни |
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. |
Осознание роли серьезной и легкой музыки в жизни человека; |
|||
32 |
Люблю я грусть твоих просторов. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Весна», « Осень», «Тройка» |
Научатся: понимать жанрово-стилистические и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; |
Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки |
Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека. |
|||
33 |
Мир Прокофьева. Певцы родной природы. «Шествие солнца». С. Прокофьев. |
Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева; |
Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. |
Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. |
|||
34 |
Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовёт». Симфония №9 Л. Бетховена. |
Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. |
Познавательные УУД: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. |
Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры |