Рабочая программа по музыке в 5 классе по УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Педагогическим советом МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска
Протокол № 1 от 29.08.2018г.
Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №3
г. Пролетарска
____________ Г.Н.Коленько
Приказ № 138 от 29.08.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Уровень общего образования (класс) основное общее (5А,5Б)
Количество часов: 5А-34ч,5Б-34
Учитель: Баева Галина Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка», Т.И.Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2014г.)
1.Пояснительная записка.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
"Закон об образовании в РФ" от 29.12.12 № 273-ФЗ
ФГОС ООО
Основная образовательная программаосновного общего образования
Учебный план на 2017-2018 учебный год.
Авторская программа«Музыка», Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н.Кичак (М.: Дрофа, 2014)
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека (Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет);
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
—развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыкечерез творческоесамовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчеств пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическомдвижении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописныхпроизведений к изучаемой музыке, выполнении музыкальных рисунков, художественно-творческой практике примененияинформационно-коммуникационных технологий;
—способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
—научить находить взаимодействия между музыкой идругими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
—сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
-Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства.
Особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»):
Программа рассчитана 35часов, но будет реализована в 5А - 34ч 5Б-34 классе на основании календарного учебного графика МБОУ гимназии№3 г.Пролетарска. Программа будет выполнена за счет обобщающих уроков 34-35
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Музыка», 5класс Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н.Кичак (М.: Дрофа, 2014). Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя:· учебно-
методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г.CD - дисках)
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса.
Личностные УУД
понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;
использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Познавательные УУД
устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД
передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД
осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;
формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках;
использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;
расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектно-исследовательской деятельности.
Ученик научится:
находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, в подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров.
извлекать информацию из различных источников, уметь вестисамостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).
Ученик получит возможность научиться:
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение
acapella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
задавать возможные решения проектных задач через систему и набор знаний с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
3.Содержание курса учебного предмета,курса.
Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
1. Музыка рассказывает обо всём
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».
2. Древний союз
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений
Художественный материал:
Музыка
К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).
Литература
А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...» Живопись
А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».
Часть первая. Музыка и литература
3. Слово и музыка
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание).
«Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).
Живопись
Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».
Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор).
4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»
Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
5. Песня
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Художественный материал:
Музыка
В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Литература
Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент. Живопись
И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».
6. Романс
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).
Живопись
И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
7. Хоровая музыка
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
Художественный материал:
Музыка Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).
Живопись
К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».
8. Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»
Итоговое тестирование.
9. Опера
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).
Живопись
А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».
10. Балет
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».
11. Музыка звучит в литературе
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».
Художественный материал:
Музыка
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
12. Искусство исполнительской интерпретации в музыке
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
13. Образы живописи в музыке
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный материал:
Музыка
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).
Живопись
И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»; К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».
Поэзия
А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
14. Музыкальный портрет (1 час)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Живопись
Н. Репин, «Протодьякон».
15. Пейзаж в музыке (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».
Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.
16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звуко-изобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» (фр-т) (слушание).
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче.
Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
17. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный материал:
Музыка
Ф. Торрес, «DanzaAlta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».
18. Обобщающий урок по теме года
«Музыка и другие виды искусства»
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23.
Музыкальный материал
Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
4.Тематическое планирование.
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности |
1. |
Музыка рассказывает обо всём |
1 |
1.Различать характерные виды искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3.Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием. |
2. |
Истоки |
1 |
1.Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. 2. Понимать единство истоков различных видов искусства. 3.Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
3. |
Искусство открывает мир |
1 |
1.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. 2.Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. |
4. |
Искусства различны, тема едина |
1
|
1. Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. 2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. 3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме. |
5. |
Два великих начала искусства |
1 |
1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. |
6. |
«Стань музыкою слово!» |
1 |
1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературыдля воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки |
7. |
Музыка «дружит» не только с поэзией |
1 |
1.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. |
8. |
Песня – верный спутник человека |
1 |
1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2.Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) |
9. |
Заключительный урок. |
1 |
1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2.Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) |
10. |
Мир русской песни |
1 |
1.Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2.Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. 3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 4.Использовать образовательные ресурсы сети интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. |
11. |
Песни народов мира |
1 |
1.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. |
12. |
Романса трепетные звуки |
1 |
Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. |
13. |
Мир человеческих чувств |
1 |
1.Изучать специфические черты русской народной музыки. 2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. |
14. |
Народная хоровая музыка. |
1
|
1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. |
15. |
Что может изображать хоровая музыка |
1 |
Концертная деятельность. |
16. |
Заключительный урок |
1
|
1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4.Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. |
17. |
Самый значительный жанр вокальной музыки |
1 |
1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке. 3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. |
18. |
Из чего состоит опера |
1
|
1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении. |
19. |
Единство музыки и танца |
1
|
1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). 4.Ипмровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). 5.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. |
20. |
«Русские сезоны" в Париже |
1
|
1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. 3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. |
21. |
Музыкальность слова |
1 |
1.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы . 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека |
22. |
Музыкальные сюжеты в литературе |
1 |
1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4.Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. |
23. |
Живописность искусства |
1
|
1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений). |
24. |
«Музыка – сестра живописи» |
1
|
1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. |
25. |
Может ли музыка выразить характер человека? в |
1 |
1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. 3.Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. 4.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме. 5.Импровизировать, передавая характерные интонации заданного музыкального образа(вокально – танцевальная импровизация). |
26. |
Образы природы в творчестве музыкантов |
2 |
1.Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике) и называть его основных представителей. 2.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4.Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
27. |
«Музыкальные краски» в произведениях |
1
|
1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимать музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения. 4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике). |
28. |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов |
1 |
1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 3.Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). |
29. |
Волшебная сказочность музыкальных сказок |
1 |
1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Творчески интерпретировать Содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. |
30. |
Сказочные герои в музыке |
1 |
1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 3.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4.Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. |
31. |
Тема богатырей в музыке |
1
|
1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. |
32. |
Что такое музыкальность в живописи |
1 |
1.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. |
33. |
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» |
1 |
Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины), исполнение изученных песен (по желанию). |
34 |
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. |
1 |
Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. |
35 |
Заключительный урок |
1 |
Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. |
Всего: 35часов |
Календарное планирование.5-Акласс
№ урока |
Дата |
Тема |
Домашнее задание |
||
1 |
6.09 |
Музыка рассказывает обо всём |
Раздел:1Древний союз |
Стр.4-6 |
|
2 |
13.09 |
Истоки |
Стр.9-14 |
||
3 |
20.09 |
Искусство открывает мир |
Стр.15-25 |
||
4 |
27.09 |
Искусства различны, тема едина |
Стр.26-34 |
||
5 |
4.10 |
Два великих начала искусства |
Стр.37-44 |
||
6 |
11.10 |
«Стань музыкою слово!» |
Стр.45-48 |
||
7 |
18.10 |
Музыка «дружит» не только с поэзией |
Стр.49-52 |
||
8 |
25.10 |
Заключительный урок. |
Задания нет |
||
9 |
8.11 |
Песня – верный спутник человека |
Стр.53-57 |
||
10 |
15.11 |
Мир русской песни |
Стр.58-61 |
||
11 |
22.11 |
Песни народов мира |
Стр.62-68 |
||
12 |
29.11 |
Романса трепетные звуки |
Стр.69-75 |
||
13 |
6.12 |
Мир человеческих чувств |
Стр.76-78 |
||
14 |
13.12 |
Народная хоровая музыка. |
Стр.79-86 |
||
15 |
20.12 |
Что может изображать хоровая музыка |
Стр.87-91 |
||
16 |
27.12 |
Заключительный урок |
Задания нет |
||
17 |
10.01 |
Самый значительный жанр вокальной музыки |
Стр.92-97 |
||
18 |
17.01 |
Из чего состоит опера |
Стр.98-101 |
||
19 |
24.01 |
Единство музыки и танца |
Стр.102-105 |
||
20 |
31.01 |
«Русские сезоны" в Париже |
Стр.106-112 |
||
21 |
7.02 |
Музыкальность слова |
Стр.113-115 |
||
22 |
14.02 |
Музыкальные сюжеты в литературе |
Стр.116-120 |
||
23 |
21.02 |
Живописность искусства |
Раздел:2 Музыка и изобразительное искусство |
Стр.123-127 |
|
24 |
28.02 |
«Музыка – сестра живописи» |
Стр.128-132 |
||
25 |
7.03 |
Может ли музыка выразить характер человека? |
Стр.133-137 |
||
26 |
14.03 |
Образы природы в творчестве музыкантов |
Стр.138-143 |
||
27 |
21.03 |
Заключительный урок |
Задания нет |
||
28 |
4.04 |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов |
Стр.144-153 |
||
29 |
11.04 |
Волшебная сказочность музыкальных сказок |
Стр.154-158 |
||
30 |
18.04 |
Сказочные герои в музыке |
Стр.159-163 |
||
31 |
25.04 |
Тема богатырей в музыке |
Стр.164-167 |
||
32 |
16.05 |
Что такое музыкальность в живописи |
Стр.168-172 |
||
33 |
23.05 |
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» |
Стр.175-179 |
||
34 |
30.05 |
Музыка, литература и живопись преобразуют друг друга. Заключительный урок |
Задания нет |
Календарное планирование 5 «Б» класс
№ Урока |
Дата |
Тема |
Домашнее задание |
|||
1 |
4.09 |
Музыка рассказывает обо всём |
Раздел:1Древний союз |
Стр.4-6 |
||
2 |
11.09 |
Истоки |
Стр.9-14 |
|||
3 |
18.09 |
Искусство открывает мир |
Стр.15-25 |
|||
4 |
25.09 |
Искусства различны, тема едина |
Стр.26-34 |
|||
5 |
2.10 |
Два великих начала искусства |
Стр.37-44 |
|||
6 |
9.10 |
«Стань музыкою слово!» |
Стр.45-48 |
|||
7 |
16.10 |
Музыка «дружит» не только с поэзией |
Стр.49-52 |
|||
8 |
23.10 |
Заключительный урок. |
Задания нет |
|||
9 |
06.11 |
Песня – верный спутник человека |
Стр.53-57 |
|||
10 |
13.11 |
Мир русской песни |
Стр.58-61 |
|||
11 |
20.11 |
Песни народов мира |
Стр.62-68 |
|||
12 |
27.11 |
Романса трепетные звуки |
Стр.69-75 |
|||
13 |
4.12 |
Мир человеческих чувств |
Стр.76-78 |
|||
14 |
11.12 |
Народная хоровая музыка. |
Стр.79-86 |
|||
15 |
18.12 |
Что может изображать хоровая музыка |
Стр.87-91 |
|||
16 |
25.12 |
Заключительный урок |
Задания нет |
|||
17 |
15.01 |
Самый значительный жанр вокальной музыки |
Стр.92-97 |
|||
18 |
22.01 |
Из чего состоит опера |
Стр.98-101 |
|||
19 |
29.01 |
Единство музыки и танца |
Стр.102-105 |
|||
20 |
5.02 |
«Русские сезоны" в Париже |
Стр.106-112 |
|||
21 |
12.02 |
Музыкальность слова |
Стр.113-115 |
|||
22 |
19.02 |
Музыкальные сюжеты в литературе |
Стр.116-120 |
|||
23 |
26.02 |
Живописность искусства |
Раздел:2 Музыка и изобразительное искусство |
Стр.123-127 |
||
24 |
5.03 |
«Музыка – сестра живописи» |
Стр.128-132 |
|||
25 |
12.03 |
Может ли музыка выразить характер человека? |
Стр.133-137 |
|||
26 |
19.03 |
Заключительный урок. |
Задания нет |
|||
27 |
9.04 |
Образы природы в творчестве музыкантов |
Стр.138-143 |
|||
28 |
16.04 |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов |
Стр.144-153 |
|||
29 |
23.04 |
Волшебная сказочность музыкальных сказок |
Стр.154-158 |
|||
30 |
30.04 |
Сказочные герои в музыке |
Стр.159-163 |
|||
31 |
7.05 |
Тема богатырей в музыке |
Стр.164-167 |
|||
32 |
14.05 |
Что такое музыкальность в живописи |
Стр.168-172 |
|||
33 |
21.05 |
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» |
Стр.175-179 |
|||
34 |
28.05 |
Музыка, литература и живопись преобразуют друг друга. Заключительный урок. |
Задания нет |