Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (Учебник под ред. Т.И. Науменко, В.В. Алеева)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка»
Забайкальский край, Нерчинский район
Рассмотрено |
Согласовано: |
Утверждено: |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
5 КЛАСС
на 2017- 2018 уч. год
Учитель- Трушина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения;
- ПООП ООО одобрена решением федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ
с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
3) Федеральный перечень учебников, утвержденный министерством образования науки 14.03.2013 № 253.
Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012 г. под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеев и ориентирована на использование учебника «Музыка. 5 класс», М.: «Дрофа», 2015 г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое (календарное) планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель программы:
-формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
Задачи программы:
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
-развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, -заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
-владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
-определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
-устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
-сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
-анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
-основам рефлексивного чтения;
-ставить проблему, аргументировать её актуальность;
-самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
-оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
-определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-построению жизненных планов во временной перспективе;
-при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;
-выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
-основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
-адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в -различных сферах самостоятельной деятельности;
-основам саморегуляции эмоциональных состояний;
-прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
-участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
-договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений
В качествеформ контроля могут использоваться творческие задания (музыкальные турниры, урок – музыкальное путешествие), анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, хоровой зачёт, уроки – концерты, тесты).
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
- иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
- проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
- знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
- расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
- знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
Содержание учебного курса
Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Слушание фрагмента из концерта для
ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.
Древний союз (3 часа)
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»
Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».
Слово и музыка (3 часа)
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»
Песня (4 часа)
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».
Романс (2 часа)
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».
Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».
Хоровая музыка (2 часа)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».
Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».
Опера (2 часа)
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка».
Балет (2 часа)
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».
Музыка звучит в литературе (2 часа)
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».
Образы живописи в музыке (3 часа)
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»
Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
Музыкальный портрет (1 час)
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».
Пейзаж в музыке (2 часа)
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Музыка в произведениях изобразительного искусства (4 часа)
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».
Зрительный ряд: Караваджо «Лютнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены»
Формы контроля:
-устный опрос
-практическая работа
-тест
-зачёт
-устный опрос
-проверочная работа, самостоятельная работа.
-кроссворд
-сочинение
-сообщение
- взаимоопрос
- синквейн
-кластер
- хоровое пение
- индивидуальное пение
Календарное планирование
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Дата по плану |
Корректировка |
I.Музыка как вид искусства. |
||||
Введение. |
1.Музыка рассказывает обо всём. |
|||
Древний союз. |
2.Истоки |
|||
3.Искусство открывает мир. |
||||
4.Искусство различны ,тема едина. |
||||
Слово и музыка. |
5.Два великих начала искусства |
|||
6.«Стань музыкою, слово!» |
||||
7.Музыка « дружит» не только с поэзией. |
||||
Песня. |
8.Песня- верный спутник человека. |
|||
9.Мир русской песни. |
||||
10.Песни народов мира. |
||||
11.Закрепление по теме «Слово и музыка» |
||||
Романс. |
12.Романса трепетные звуки. |
|||
13.Мир человеческих чувств. |
||||
Хоровая музыка. |
14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. |
|||
15.Что может изображать хоровая музыка? |
||||
16.Закрепление по теме «Хоровая музыка» |
||||
Опера. |
17.Самый значительный жанр вокальной музыки. |
|||
18.Из чего состоит опера. |
||||
Балет. |
19.Единство музыки и танца. |
|||
20.«Русские сезоны» в Париже. |
||||
II. Представления о музыкальной жизни России и других стран. |
||||
Музыка звучит в литературе. |
21.Музыкальность слова. |
|||
22.Музыкальные сюжеты. |
||||
Образы живописи в музыке. |
23.Живописность искусства. |
|||
24.«Музыка- сестра живописи». |
||||
Музыкальный портрет. |
25.Может ли выразить музыка характер человека? |
|||
Пейзаж в музыке |
26.Образы природы в творчестве музыкантов. |
|||
27.«Музыкальные краски в произведениях композиторов. |
||||
Музыкальная живопись сказок и былин. |
28.Волшебная красочность музыкальных сказок. |
|||
29.Сказочные герои в музыке. |
||||
30.Тема богатырей в музыке. |
||||
Музыка в произведе ниях изобразительного искусства. |
31.Хорошая живопись – это музыка, это мелодия. |
|||
32.Хорошая живопись – это музыка, это мелодия. |
||||
Повторение. |
33.Закрепление по теме «Музыка в произведениях изобразительного искусства» |
|||
34.Повторение по теме « Музыка и другие виды искусства». |
Итого: 34 ч.
Учебно- методическое оснащение
Искусство: Музыка. 5 класс. учебник / Т.И Науменко , В. .В. Алеев .- 4 -е изд., стереотип.- М. Дрофа. 2015 гНауменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 5 класс [Текст]: пособие для общеобразоват.
учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие /.
В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Затямнна, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений.
5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
8. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
10. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Пользователь удален