12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6491
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Рабочие программы по музыке»

Рассмотрено
на заседании ШМО
«26» августа 2017г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
Хохлова Н.В
«26» августа 2017г.

Утверждено:
Директор школы
Бронникова С.В
«26» августа 2017г.

 

                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                         ПО МУЗЫКЕ

                                                              2 КЛАСС

                                                  на 2017- 2018 уч. год

 

                                                                                 Учитель- Трушина Светлана Юрьевна

 

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса составлена на основе –
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12. 2010г №1897- ПООП ООО одобрена решением федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
3) Федеральный перечень учебников утвержденный министерством образования науки 14.03.2013 № 25
4) Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка . 2 класс. : Учебник / В. В. Алеев ,Т.Н. Кичак. -8-е изд, стереотип.- М. :Дрофа. 2013 г.

Целью уроков музыки во 2 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компонен­ту гармоничного развития личности.
.Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; 
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых: хоровое пение; слушание музыки и размышление о ней; игра на детских музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения; пластическое интонирование; импровизация; музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 2 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса следующие:

В области предметных результатов:

Обучающийся научится:определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;
-понимать главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров - оперы и балета;
-узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
-продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- владеть основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент.

В области метапредметных результатов:
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 2 класса;
Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведений) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 2 класса);
Умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса;
Осуществление простых обобщенных между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи:
Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

Личностные результаты:
-наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-развитие этических чувств;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.

Регулятивные УУД :
-умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
-осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД :
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
-умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД :
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

                 Главная тема 2 класса - «Музыкальная прогулка».
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений.

                                               Содержание программы
Музыкальная прогулка (1час)
Что включает в себя поня­тие «музыкальная прогул­ка»? Стоит только прислу­шаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразитель­ности (темп, динамика и т- п.). Выявление содер­жательной общности между музыкой, поэзией и живо­писью. Музыкальные рей­сы — прогулки с концертом. Музыкальный салон
Картинки с выставки» М. П. Мусоргского (1час)
Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и ре­чевой интонации является важнейшей из основ, на ко­торых базируется вырази­тельность музыки, ее спо­собность воздействовать на слушателя. Значение инто­нации для передачи состоя­ний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира.
Осенины (1час)
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Осенины. Песни об осени, осенние заклички
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков (1час)
Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматиче­ского искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический за­мысел. Общий характер му­зыки. Исполнители (опер­ные голоса). Либретто - ли­тературная основа оперы
В оперном театре (1час)
Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объе­диняющий музыку и драму, живопись и балет.
Осень: поэт, художник, композитор (1час)
Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов.
Весело - грустно (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке – система взаимоотношений звуков обычно в пределах октавы, определяющая звуко­ряд, а также мелодико-гармоническую основу му­зыкального произведения. Музыкальный строй - со­гласованное сочетание му­зыкальных звуков. У музы­ки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музы­ка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая му­зыка)
Озорные частушки (1час)
Частушка - русский фольклорный жанр, короткая народная песня, обычно юмо­ристического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца
Мелодия - душа музыки (1час)
Основы музыкальной грамоты. Мелодия - душа му­зыки. Мелодия - многосо­ставный элемент музыки. Мелодическая линия
Творчество В.-А. Моцарта (1час)
Знакомство с биографией и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятель­ности: клавесинист -виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор
Музыкальная интонация (1час)
Основы музыкальной грамоты. Что называется интонацией в музыке. Интервал
в музыке - отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима,
Ноты долгие и короткие (1час)
Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие
Величественный орган (1час)
Орган - самый большой клавишный духовой инст­румент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные масте­ра. Шпильтиш (кафедра) -место органиста; клавиату­ра (мануаль). Инструмен­тальная полифония
Балет (1час)
Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцеваль­ных движений, жестов, ми­мики. Происхождение бале­та. Составные части балета. Балетные спектакли. Балет­ные исполнители. Балетные костюмы. Особенности ба­летной хореографии
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1час)
Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет
в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» -классика русских балетов, новаторское сочинение. Рас­смотреть, какие музыкаль­ные образы характеризуют девочку, отважного Щел­кунчика, мышиного короля
Зима: поэт, художник, композитор (1час)
Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?
Музыкальный размер (2часа)
Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке - количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в му­зыке, определяемый количеством долей в одном такте - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трехдольные размеры, смешанные размеры
«Марш Черномора» (1час)
Жанры музыки. Различие жанров музыкальных про­изведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч.- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, ко­варного и злого волшебни­ка; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный -впечатление волшебной сказки создано колокольчи­ками; III ч. - повторение)
Инструмент-оркестр. Фортепиано ( 2 час)
Фортепиано - собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных ин­струментов (роялей и пиа­нино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможно­сти этого музыкального ин­струмента. Концерт как му­зыкальное произведение
Музыкальный аккомпанемент (1час)
Основы музыкальной гра­моты. Аккомпанемент - ин­струментальное или во­кальное сопровождение од­ного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту
Праздник бабушек и мам (1час)
Воплощение в музыке чув­ства, настроения, эмоцио­нального состояния челове­ка. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная от­крытка, музыкальное по­здравление
«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова (1час)
Великие композиторы, ве­ликие произведения. Про­должение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островско­го; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характери­стика героев
Диезы, бемоли, бекары (1час)
Основы музыкальной грамоты. Альтерация (лат. alteration - изменение) - повышение или понижение звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладо­вого звукоряда без измене­ния ее названия. Пять зна­ков альтерации: диез, бе­моль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар
«Где это видано...» (1час)
Воплощение в музыке чувств, настроения, характера человека, его отноше­ния к природе, к жизни. Са­мовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная кару­сель. По-настоящему хоро­шая музыка характером своим всегда точно соответ­ствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить
Тема весны в музыкальных произведениях (1час)
Краски и звуки весенней природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов вес­на разная. Слушаем и анали­зируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы
Звуки-краски (1час)
Все звуки обладают собст­венной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окра­ски - тембр, благодаря ко­торому звучание одного ин­струмента или голоса отли­чается от другого
Звуки клавесина (1час)
Клавесин - щипковый кла­вишный инструмент. Меха­низм, устройство клавесина. Выразительные возможно­сти музыкального инстру­мента клавесина. Сходство и различие в звучании фор­тепиано и клавесина. Вы­дающиеся (известные) клавесинисты — композиторы и исполнители
Тембры-краски (1час)
Свойство звуковой окра­ски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возмож­ности индивидуальных тем­бров (колокольчики) в соз­дании причудливо-фантастических образов. Секреты изготовления старинных казачьих инструментов 
«Эту музыку легкую... называют эстрадною...» (1час)
Легкая музыка - термин в поп-музыке, охватываю­щий разные стили, общим для которых являются про­стые, легкие и запоминаю­щиеся мелодии, исполняе­мые, как правило, под ак­компанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. По­пулярные исполнители. Во­кально-инструментальный ансамбль
Музыка из детских кинофильмов (1час)
Знакомство с музыкальны­ми произведениями из дет­ских кинофильмов. Извест­ные отечественные компо­зиторы - авторы современ­ной детской песни, их про­изведения для детского ки­нематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из ки­нофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.
Крупнейшие оперные театры и их роль в культуре (1час)
Мариинский театр (Санкт-Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Ита­лия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон)
Всего 34 часа
 

                                           Календарное планирование

№ п/п

Тема

Дата по плану

Корректировка

Тема года: «Музыкальная прогулка»

 

1

Прогулка

   

2

Картинки с выставки

   

3

Осенины

   

4

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков

   

5

В оперном театре

   

6

Осень: поэт, художник, композитор

   

7-8

Весело - грустно

   

9

Озорные частушки

   

10

Мелодия - душа музыки

   

11

Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!

   

12

Музыкальная интонация

   

13

Ноты долгие и короткие

   

14

Величественный орган

   

15

«Балло» означает «танцую»

   

16

Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

   

17

Зима: поэт, художник, композитор

   

18-19

Для чего нужен музыкальный размер?

   

20

«Марш Черномора»

   

 21-22

Инструмент-оркестр. Фортепиано

   

23

Музыкальный аккомпанемент

   

24

Праздник бабушек и мам

   

25

«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова

   

26

Диезы, бемоли, бекары

   

27

«Где это видано...»

   

28

Весна: поэт, художник, композитор

   

29

Звуки-краски

   

30

Звуки клавесина

   

31

Тембры-краски

   

32

«Эту музыку легкую... называют эстрадною...»

   

33

Музыка из детских кинофильмов

   

34

Музыкальные театры мира

 

 
Система оценки достижений учащихся
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- тесты-презентации;
- тест-игра.

                                          Методические пособия для учителя:
Музыка. 2 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
2.Учебник: Музыка . 2 класс. : Учебник / В. В. Алеев ,Т.Н. Кичак. -8-е изд, стереотип.- М. :Дрофа.
3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / JI. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
4.Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

 

Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2.Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
3.Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М..: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
4.Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Компози­тор, 1997.
 
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
1.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
2.Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
4.Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music
Опубликовано в группе «Рабочие программы по музыке»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.