Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса (УМК В.В. Алеева)

3
0
Материал опубликован 27 June 2018 в группе

 

Рассмотрено
на заседании ШМО
«26» августа 2017г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
Хохлова Н.В
«26» августа 2017г.

Утверждено:
Директор школы
Бронникова С.В
«26» августа 2017г.

 

 

 

 

 

                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                            ПО МУЗЫКЕ

                                                             4 КЛАСС

                                                     на 2017- 2018 уч. год

 

                                                                             Учитель- Трушина Светлана Юрьевна

 

                                                       Пояснительная записка

   Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса составлена на основе –
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12. 2010г №1897- ПООП ООО одобрена решением федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
3) Федеральный перечень учебников утвержденный министерством образования науки 14.03.2013 № 25
4) Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке:
- Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа,
2014.:

Цель программы :
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся

Цель предмета:
формирование основ художественно - нравственного воспитания школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармонического развития личности.

Задачи предмета:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;  
- воспитывать и развивать нравственно – патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (литература ,ИЗО, история);
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам учебно – творческой деятельности;
- сформировать потребность в общении с музыкой.

Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования в 4 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

В области личностных результатов:
—наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
—ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
—наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
—наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
—наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
—наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
—наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
—выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
—наличие эмоционально-ценностного отношенияк искусству;
—развитие этических чувств;
—реализация творческого потенциала в процессе
коллективного (индивидуального) музицирования;
—позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:
—осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
—умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
—умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
—умение формулировать собственное мнение и позицию;
—умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
—понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
—умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
—установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для4 класса);
—осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
—осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
—подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для4 класса);
—наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

В области предметных результатов:
—наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
—знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки»,а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;
—умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
—умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека;
—умение соотносить простые образцы народнойи профессиональной музыки;
—умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);
—знание названий различных видов оркестров;
—знание названий групп симфонического оркестра;
—умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
—проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов — принцип «веера»).

К концу 4 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).

                                                   Содержание программы
Россия - любимая наша страна (1час)
Песни о Родине. Песни о России, о героическом прошлом страны. Гимн -торжественная песня, вос­хваляющая и прославляю­щая кого-либо или что-либо. Понятие «националь­ный гимн». Гимн России -один из главных государст­венных символов России, наряду с флагом и гербом
Великое содружество русских композиторов (1час)
«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петер­бурге в конце 1850-х -начале 1860-х гг. (Балаки­ревский кружок). Состав кружка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Рим-ский-Корсаков и Ц. А. Кюи
Тема Востока в творчестве русских композиторов (1час)
«Шехерезада» - по своей форме и стилю симфониче­ская сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 г. по мотивам из­вестного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочаст­ное циклическое музыкаль­ное произведение, написан­ное для симфонического оркестра. Живописно-изо­бразительная программ­ность произведения. Обсу­ждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдаю­щихся произведений рус­ской музыки, посвященных Востоку?
Музыка Украины (1час)
Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси и в своем развитии ох­ватывает практически все типы музыкального искусства - народную и профес­сиональную, академиче­скую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календар­ных праздниках, горе и ра­дости. Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточно-славянской музы­ки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве
Музыка Белоруссии (1час)
Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Буль-ба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»).
Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле (1час)
Желязова Воля - родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский компози­тор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвя­щенную памяти Шопена
Блеск и мощь полонеза (1час)
Творчество польского ком­позитора М. Огинского. Му­зыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, ко­торый преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепи­анную пьесу. Полонез - тор­жественный большой танец-шествие; музыкальный раз­мер 3/4; умеренный темп; имеет польское происхожде­ние. Полонезы объединяют в себе одновременно лирич­ность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой.
Музыкальное путешествие в Италию (1час)
Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впе­чатления русских компози­торов и живописцев
Творчество Дж. Верди (1час)
Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), из­вестные богатством мело­дической выразительности, часто исполняются в опер­ных театрах всего мира
Венские музыкальные классики (1час)
Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной куль­туре XVIII - начала XIX ве­ка. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.-Й. Гайдн - осно­воположник венской клас­сической школы. Музыкаль­ный гений - В.-А. Моцарт
Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта (1час)
Симфония № 40 соль ми­нор, KV 550 - одно из наи­более популярных сочине­ний В.-А. Моцарта. Строе­ние, состав оркестра сим­фонии. Симфония пред­ставляет собой классиче­ский сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части
Героические образы Л. Бетховена (1час)
Биография и творческий путь Людвига Бетховена. Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сона­ты № 8 («Патетическая») и № 14 (так называемая «Лунная»)
Песни и танцы Ф. Шуберта (1час)
Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое разви­тие музыки. Разучивание песни
Великий немецкий композитор И.-С. Бах (1час)
Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное насле­дие Баха включает более 1000 талантливых сочине­ний. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талант­ливый композитор
Музыка Эдварда Грига (2часа)
Биография и творческий путь Эдварда Грига. Одним из самых знаменитых про­изведений Грига считается вторая сюита - «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Араб­ский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»
«Так полюбил я древние дороги...» (2часа)
Взаимопроникновение му­зыки, изобразительного ис­кусства и литературы в ко­лористическом, ритмиче­ском и интонационном на­чалах. Музыкальные жанры. Средства музыкальной вы­разительности - интонация, звукоизвлечение, звукове-дение в вокальных и хоро­вых произведениях
Творчество Ф. Шопена (2часа)
Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюр­ны. Патриотическая музыка композитора
Арлекин и Пьеро (1час)
Роберт Шуман и его гени­альный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Малень­кие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального порт­рета
В подводном царстве... (1час)
Жанры музыки. Великие композиторы. Великие про­изведения. Создание ска­зочного образа музыкаль­ными средствами. Музы­кальная характеристика действующих лиц
Цвет и звук: «музыка витража» (1час)
Оливье Эжен Шарль Про-спер Мессиан - француз­ский композитор, органист, музыкальный теоретик, пе­дагог, орнитолог.
Вознесение к звездам (1час)
В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиа­на «Турангалила», написан­ная для Бостонского орке­стра. Десятичастная, сво­бодная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы
Симфонический оркестр (1час)
Симфонический оркестр состоит из смычковых, ду­ховых и ударных инстру­ментов. Лучшие симфони­ческие оркестры мира
Поэма огня «Прометей» (1час)
Композитора А. Скрябина привлекали образы, связан­ные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин вклю­чил партию световой кла­виатуры
Джазовый оркестр (1час)
Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в кон­це XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд - класси­ческая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х
Что такое мюзикл? (2часа)
Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) -музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое дей­ство, связывающее воедино все, причем каждый персо­наж живет своей сцениче­ской жизнью. История жан­ра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и ак­теры мюзиклов. Мюзикл -прекрасная сказка, подарен­ная нам XX веком; загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музы­кально-сценическое произ­ведение, в котором исполь­зуются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хорео­графического и оперного искусства. Детско-юноше­ский театр мюзикла
Под небом Парижа (1час)
Э. Пиаф: удивительно кра­сочная, сочная жизнь, вы­державшая становление от уличной парижской пе­вички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа
Петербург. Белые ночи (1час)
Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»
Песни о Москве (1час)
Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвящен­ное Москве. Музыкальные впе­чатления композитора. Совре­менные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят коло­кола...»
Музыка, воспевающая Россию (2часа)
Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Концертные залы и музыкальные театры России. Харак­теристика народной и профес­сиональной национальной рус­ской музыки. Русские народ­ные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России

Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- тест;
-синквейн;
-кластер;
- анализ музыкальных произведений;
- творческие задания


                                                 Календарное планирование

 

 

 

Тема урока.

Кол-во

часов

Дата

План

Корректировка

 

Россия - любимая наша страна

1

   

 

Великое содружество русских композиторов

1

   

 

Тема Востока в творчестве русских композиторов

1

   

 

Музыка Украины

1

   

 

Музыка Белоруссии

1

   

 

Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле

1

   

 

Блеск и мощь полонеза

1

   

 

Музыкальное путешествие в Италию

1

   

 

Творчество Дж. Верди

1

   

 

Венские музыкальные классики

1

   

 

Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта

1

   

 

Героические образы Л. Бетховена

1

   

 

Песни и танцы Ф. Шуберта

1

   

 

Великий немецкий композитор И.-С. Бах

1

   

 

 

Музыка Эдварда Грига

2

   

 

 

«Так полюбил я древние дороги...»

2

   

 

 

Творчество Ф. Шопена

2

   

 

Арлекин и Пьеро

1

   

 

В подводном царстве...

1

   

 

Цвет и звук: «музыка витража»

1

   

 

Вознесение к звездам

1

   

 

Симфонический оркестр

1

   

 

Поэма огня «Прометей»

1

   

 

Джазовый оркестр

1

   

-

 

Что такое мюзикл?

2

   

 

Под небом Парижа

1

   

 

Петербург. Белые ночи

1

   

 

Песни о Москве

1

   

33- 34

Музыка, воспевающая Россию

2

   
 

Итого:

34

   

 

Методические пособия для учителя

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. - 3. Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа,  
2014.
4. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
5. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
7. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации