Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса (УМК В.В. Алеева)
Рассмотрено |
Согласовано: |
Утверждено: |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
4 КЛАСС
на 2017- 2018 уч. год
Учитель- Трушина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса составлена на основе –
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12. 2010г №1897- ПООП ООО одобрена решением федерального Учебно-методического объединения по общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
3) Федеральный перечень учебников утвержденный министерством образования науки 14.03.2013 № 25
4) Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке:
- Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа,
2014.:
Цель программы :
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся
Цель предмета:
формирование основ художественно - нравственного воспитания школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи предмета:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно – патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (литература ,ИЗО, история);
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам учебно – творческой деятельности;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 4 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).
В области личностных результатов:
—наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
—ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
—наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
—наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
—наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
—наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
—наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
—выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
—наличие эмоционально-ценностного отношенияк искусству;
—развитие этических чувств;
—реализация творческого потенциала в процессе
коллективного (индивидуального) музицирования;
—позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
—осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
—умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
—умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
—умение формулировать собственное мнение и позицию;
—умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
—понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
—умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
—установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для4 класса);
—осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
—осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
—подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для4 класса);
—наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
В области предметных результатов:
—наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
—знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки»,а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;
—умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
—умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека;
—умение соотносить простые образцы народнойи профессиональной музыки;
—умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);
—знание названий различных видов оркестров;
—знание названий групп симфонического оркестра;
—умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
—проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов — принцип «веера»).
К концу 4 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах деятельности (в пении, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.).
Содержание программы
Россия - любимая наша страна (1час)
Песни о Родине. Песни о России, о героическом прошлом страны. Гимн -торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. Понятие «национальный гимн». Гимн России -один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом
Великое содружество русских композиторов (1час)
«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х -начале 1860-х гг. (Балакиревский кружок). Состав кружка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Рим-ский-Корсаков и Ц. А. Кюи
Тема Востока в творчестве русских композиторов (1час)
«Шехерезада» - по своей форме и стилю симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 г. по мотивам известного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Живописно-изобразительная программность произведения. Обсуждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдающихся произведений русской музыки, посвященных Востоку?
Музыка Украины (1час)
Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси и в своем развитии охватывает практически все типы музыкального искусства - народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календарных праздниках, горе и радости. Музыка Украины -как самостоятельная ветвь восточно-славянской музыки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве
Музыка Белоруссии (1час)
Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Буль-ба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»).
Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле (1час)
Желязова Воля - родина знаменитых музыкантов: композитора Фредерика Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский композитор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязова Воля», посвященную памяти Шопена
Блеск и мощь полонеза (1час)
Творчество польского композитора М. Огинского. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, который преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу. Полонез - торжественный большой танец-шествие; музыкальный размер 3/4; умеренный темп; имеет польское происхождение. Полонезы объединяют в себе одновременно лиричность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой.
Музыкальное путешествие в Италию (1час)
Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев
Творчество Дж. Верди (1час)
Джузеппе Фортунино Франческо Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы («Риголетто», «Травиата», «Аида»), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира
Венские музыкальные классики (1час)
Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII - начала XIX века. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.-Й. Гайдн - основоположник венской классической школы. Музыкальный гений - В.-А. Моцарт
Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта (1час)
Симфония № 40 соль минор, KV 550 - одно из наиболее популярных сочинений В.-А. Моцарта. Строение, состав оркестра симфонии. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части
Героические образы Л. Бетховена (1час)
Биография и творческий путь Людвига Бетховена. Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 (так называемая «Лунная»)
Песни и танцы Ф. Шуберта (1час)
Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки. Разучивание песни
Великий немецкий композитор И.-С. Бах (1час)
Биография и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное наследие Баха включает более 1000 талантливых сочинений. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талантливый композитор
Музыка Эдварда Грига (2часа)
Биография и творческий путь Эдварда Грига. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита - «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»
«Так полюбил я древние дороги...» (2часа)
Взаимопроникновение музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом, ритмическом и интонационном началах. Музыкальные жанры. Средства музыкальной выразительности - интонация, звукоизвлечение, звукове-дение в вокальных и хоровых произведениях
Творчество Ф. Шопена (2часа)
Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюрны. Патриотическая музыка композитора
Арлекин и Пьеро (1час)
Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Маленькие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман -мастер музыкального портрета
В подводном царстве... (1час)
Жанры музыки. Великие композиторы. Великие произведения. Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц
Цвет и звук: «музыка витража» (1час)
Оливье Эжен Шарль Про-спер Мессиан - французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог.
Вознесение к звездам (1час)
В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиана «Турангалила», написанная для Бостонского оркестра. Десятичастная, свободная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы
Симфонический оркестр (1час)
Симфонический оркестр состоит из смычковых, духовых и ударных инструментов. Лучшие симфонические оркестры мира
Поэма огня «Прометей» (1час)
Композитора А. Скрябина привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т. п. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры
Джазовый оркестр (1час)
Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд - классическая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920-х
Что такое мюзикл? (2часа)
Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) -музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое действо, связывающее воедино все, причем каждый персонаж живет своей сценической жизнью. История жанра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и актеры мюзиклов. Мюзикл -прекрасная сказка, подаренная нам XX веком; загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Детско-юношеский театр мюзикла
Под небом Парижа (1час)
Э. Пиаф: удивительно красочная, сочная жизнь, выдержавшая становление от уличной парижской певички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа
Петербург. Белые ночи (1час)
Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»
Песни о Москве (1час)
Петр Ильич Чайковский; творчество композитора, посвященное Москве. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят колокола...»
Музыка, воспевающая Россию (2часа)
Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. Концертные залы и музыкальные театры России. Характеристика народной и профессиональной национальной русской музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- тест;
-синквейн;
-кластер;
- анализ музыкальных произведений;
- творческие задания
Календарное планирование
|
Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Корректировка |
|||
|
Россия - любимая наша страна |
1 |
||
|
Великое содружество русских композиторов |
1 |
||
|
Тема Востока в творчестве русских композиторов |
1 |
||
|
Музыка Украины |
1 |
||
|
Музыка Белоруссии |
1 |
||
|
Музыка Ф. Шопена. Осень в Желязовой Воле |
1 |
||
|
Блеск и мощь полонеза |
1 |
||
|
Музыкальное путешествие в Италию |
1 |
||
|
Творчество Дж. Верди |
1 |
||
|
Венские музыкальные классики |
1 |
||
|
Знаменитая Симфония № 40 В.-А. Моцарта |
1 |
||
|
Героические образы Л. Бетховена |
1 |
||
|
Песни и танцы Ф. Шуберта |
1 |
||
|
Великий немецкий композитор И.-С. Бах |
1 |
||
|
Музыка Эдварда Грига |
2 |
||
|
«Так полюбил я древние дороги...» |
2 |
||
|
Творчество Ф. Шопена |
2 |
||
|
Арлекин и Пьеро |
1 |
||
|
В подводном царстве... |
1 |
||
|
Цвет и звук: «музыка витража» |
1 |
||
|
Вознесение к звездам |
1 |
||
|
Симфонический оркестр |
1 |
||
|
Поэма огня «Прометей» |
1 |
||
|
Джазовый оркестр |
1 |
||
-
|
Что такое мюзикл? |
2 |
||
|
Под небом Парижа |
1 |
||
|
Петербург. Белые ночи |
1 |
||
|
Песни о Москве |
1 |
||
33- 34 |
Музыка, воспевающая Россию |
2 |
||
Итого: |
34 |
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. - 3. Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа,
2014.
4. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
5. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
7. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.