Рабочая программа по обществознанию за 5 класс (ФГОС)
1.Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в общее образование
Школьный курс «Обществознание» в очень важен для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой составляющей личности обучающихся, для формирования основ российской гражданской идентичности, для воспитания социальной ответственности и толерантности, формирования правового самосознания, поликультурности. Предмет «Обществознание» очень важен для формирования ценностей правового государства, понимания обучающимися основ конституционного строя РФ.
Рабочая учебная программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.
Программа ориентирована на УМК: «Обществознание. 5 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова.
Класс | Название учебного предмета | Программа (название, автор) | Кол-во часов Год/нед | Автор, название учебника |
5 класс | Обществознание | Обществознание Л.Н. Боголюбов | 35 недель, 1 час в неделю | Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой «Обществознание», 5 класс |
Общие цели учебного предмета:
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Цели предмета: Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи курса «Обществознание»:
1. Создание условий для социализации личности
2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования
3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры
4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры
Формы контроля:
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, творческие работы. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская. Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Рабочая программа рассчитана на применение в пятом классе средней общеобразовательной школы в 2016-2017 учебном году.
Структура рабочей программы:
Рабочая программа состоит из:
Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций.
2. Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания курса
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.
Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина».
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Пятиклассник осознаёт необходимость изучения общество, понимая, что общество – это сложный организм.
Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 1 часа в неделю (35 недель, 35 часов)
Учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.
Целевые установки для класса:
Курс «Обществознание» в 5 классе посвящён знакомству подростка со своим ближайшим окружением: семья, школа, государство, - поэтому цели курса будут сводиться к следующему:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), развитие её познавательных интересов,
воспитание общероссийской и гражданской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на первый год обучения (5 класс) составляет 34 часа, то есть 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного материала. Основным содержанием учебного материала является формирование базовых национальных ценностей:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение; и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уровень обучения:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
На класс:
В 5 классе учащиеся должны овладеть :
Личностными УУД
1. ценить и принимать следующие базовые ценности:«добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;
3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться
Метапредметными УУД:
1)Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность
1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале
4.) Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми
1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать
точку зрения другого;
6. предвидеть последствия коллективных решений.
3). Познавательными УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
1. самостоятельно выделять и формулировать цель;
2. ориентироваться в учебных источниках;
3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из
разных источников;
4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Контрольно-измерительные материалы:
Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, мини-проекты
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % | 5 «отлично» |
70-89 % | 4 «хорошо» |
50-69 % | 3 «удовлетворительно» |
Менее 50 % | 2 «неудовлетворительно» |
6.Содержание учебного курса
№ п\п | Тема курса | Количество часов |
1 | Человек : Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек- биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенность подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | 6 часов |
.2 | .Семья : Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. | 6 часов |
3 | Школа: Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | 5 часов |
4 | Труд – основа жизни человека и общества: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | 5 часов |
5 | Наша Родина – Россия: Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица Россиии. | 6 часов |
6. | Гражданин РФ: Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | 4 часа |
7 | Итоговое повторение | 1 час |
8 | Резерв | 1 час |
Итого: | 35 часов |
Программа: Обществознание 5-9 класс под ред. Л.Н. Боголюбов М. Просвещение 2011 год.
Учебное пособие: Обществознание 5 класс под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова М. Просвещение 2012 год
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п и Тема урока | Кол-во час | Элементы содержания урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | |||
План. | Факт. | |||||||
Глава 1. ЧЕЛОВЕК 6 часов | ||||||||
Формируемые УУД Личностные: Уважение к личности и её достоинству;. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Коммуникативные: Формулировать и ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | ||||||||
1Введение | 1 | Объяснить, что такое общественные науки, .Общество. Человек – часть общества. твоё окружение. Твоя страна. Наше государство. Люди – богатство страны. Добро – основа жизни. Твои добрые дела. | Ребята работают с учебником, приводят примеры из своих наблюдений. Учащиеся усваивают, что «общество» и «человек» это особые научные понятия, достойные уважения, внимания и изучения. | введение | ||||
2.Зачем человек рождается | 1 | Загадка человека: чем отличается от других животных? Разум – достоинство и преимущество человека. | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. . Учащиеся сравнивают свойства человека и животных; характеризуют и иллюстрируют примерами биологическое и социальное в природе человека. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «обществознание | &1 | ||||
3. Что такое наследственность | 1 | Родня. Генетическая наследственность. Инстинкты - механизм наследственности. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Способности. Образование – способ влияния на наследственность. Влияние общества на личность человека. О.И.Скороходова. Женщины и мужчины. | Учащиеся работают над понятиями: родня, генетическая наследственность. Инстинкты. Способности. Наследственность. Учащиеся сравнивают свойства человека и животных; определяют роль окружения, общества на формирование личности человека. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «Обществознание». | К &1, самостоятельно работают с заданиями «В классе и дома» | ||||
4. Легко ли быть подростком? | 1 | Понятие «подросток». Физиологические и психологические особенности подросткового возраста. | Учащиеся осознают и описывают отрочество как особую пору жизни. Сравнивают свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с их сверстниками. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «Обществознание | &2 | ||||
5.Отрочество – особая пора жизни | 1 | Отрочество – пора мечтаний, открытия тонкостей и радостей жизни, время самопознания самоопределения человека.Г.Шлиман | Описывают отрочество как особую пору жизни. Объясняют термин отрочество, Объясняют особенности человека в отроческом возрасте. Приводят свой опыт самопознания и примеры своих наблюдений самоопределения | &2 Стр. 22-23, задания | ||||
6.Самостоятельность – показатель взрослости. | 1 | Самостоятельность: проблема выбора и ответственности человека. Самостоятельность – начало взросления личности, её долгого пути к зрелости. Отношение к проблемам: «за что?» или «для чего?» | Раскрывают на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости: учащиеся анализируют свои и чужие поступки, чувства, состояния. Приобретают опыт работы в группах и парах. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «Обществознание | &2, стр. 23-24 задания | ||||
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ 6 часов | ||||||||
Регулятивные: принимают учебную задачу; пробуют самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства | ||||||||
7. Зачем создаются семьи. | 1 | Первичное объединение людей, основанное на любви, симпатии, родстве, уважении. Обязанности семьи. Права и обязанности членов семьи. | Характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев. Учатся понимать на уровне конкретных примеров основные социальные функции семьи. | &3 | ||||
8. Как и почему государство заботится о семье | 1 | Государство защищает семью и поддерживает её. Защита государством членов семьи. Виды семьи. | Знакомятся с отрывком из семейного кодекса РФ. Высказывают предположения о причинах поддержки государством семьи. Называют проявления поддержки государством семьи. Называют виды семьи, основываясь на личном опыте и тексте учебника. Показывают конкретные примеры меры государственной поддержки семьи. Сравнивают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи | К &3 Задания стр 32. | ||||
9. Нужен ли дому хозяин. | 1 | Потребности семьи. Каким должен быть хозяин. Бережливость. Экономия. Благосостояние. Рачительность. | Учащиеся работают над понятиями : хозяин. Бережливость. Экономия. Благосостояние. Рачительность. Учащиеся выражают собственную точку зрения на значение семьи, учатся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Задания к &3, Стр. 36 | ||||
10. Семейные заботы | 1 | Заботы семьи - ответственное отношение к будущему своего рода и государства: приобщение детей к культурным и санитарным правилам, экономическое благосостояние семьи, воспитание будущих родителей и граждан. | Характеризовать семью и семейные отношения; оценивают значение семейных традиций и обычаев. На конкретных примерах демонстрируют заботы всей семьи, ролевые заботы членов семьи. | Задания к &4 стр.38. | ||||
11. Как хозяйствовать по правилам | 1 | Экономические знания и практическая экономика в семье. Домоводство – опыт и наука. Распределение обязанностей. Ответственность за расходы – общая забота. | Характеризуют совместный труд членов семьи. Сравнивают домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Понимают и объясняют понятия: домашнее хозяйство, потребности, рачительный хозяин, экономика, домашний труд | Задания к &4 стр.39 | ||||
12.Свободное время | 1 | Досуговая роль семьи. Проблема свободного времени в семье. Хобби каждого члена семьи. Общее увлечение семьи. Уважение к интересам друг друга. Рукоделие. Умение себя занять – признак цивилизованного человека. | Работают над понятиями: досуг, хобби, интересы. Анализируют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Готовят и защищают мини-проект на уроке о значимость здорового образа жизни. | &5 Задания на стр. 46 | ||||
ГЛАВА 3. ШКОЛА (5 ч) | ||||||||
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||
13. Образование в жизни человека | Знания. Пути получения знаний. Образование – система в получении знаний. Приоритет знания в повседневной жизни в жизни человеческого общества. | Объясняют значение понятий «знание», «образование», «самообразование»,. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний. Приводят примеры повседневного применения обыденных знаний (опыта). | &6 | |||||
14. Ступени школьного образования | Дошкольное образование (подготовка). Начальное образование. Основное общее образование – конституционный минимум гражданина РФ. Основное общее образование. Ступени профессионального образования. | Описывают ступени школьного образования, представляют ступени профессионального российского образования. Определяют, на какой ступени образования сегодня они находятся. Значение образование. Право на образование. | &6 Стр. 50-52 | |||||
15.Образование и самообразование | Формы образования в РФ. Воля и самодисциплина, интерес – необходимые качества самоорганизации человека. Дополнительное образование. | Раскрывают значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний. | &7 стр.54-57 | |||||
16. Самообразование – путь к успеху | Самообразование – путь к успешности в жизни. Непрерывность образования в современной жизни. Роль книги в образовании и самообразовании. Самообразование и самоорганизация человека. | Характеризуют учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлятют позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризуют значение самообразования для человека | К &7 стр. 64 задания | |||||
17.Одноклассники, сверстники, друзья | Одноклассники. – свидетели твоего детства. Общение с одноклассниками. Слово – не воробей. Школьные товарищи. Друзья. Одноклассники Л.С.Понтрягина. | Работают с понятиями: одноклассник, школьный товарищ, друг. Критически оценивают свои манеры общения с одноклассниками, сверстниками, друзьями.. Иллюстрируют примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. | &8 | |||||
ГЛАВА 4. ТРУД (5 ч) | ||||||||
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. | ||||||||
18. Каким бывает труд | 1 | Труд – главная форма деятельности человека. Характеристики труда. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Материальная и моральная оценка труда. | Работают с понятиями: труд, деятельность. Оценка труда. Объясняют значение трудовой деятельности для личности и общества. Учатся различать материальную и моральную оценку труда . | § 9 | ||||
19. Благотворительность и меценатство | 1 | Разные способности – разный достаток. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность. П.М.Третьяков. | . Приводят примеры благотворительности и меценатства. Определяют собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | § 9 | ||||
20. Трудовая деятельность человека | 1 | Трудовая деятельность отличает человека от животного. Ремесло и творчество.. | Приводят конкретные примеры основных видов деятельности. Описывают особенности различных профессий на современном этапе. Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | §9 | ||||
21.Труд и творчество | 1 | Что такое творчество. Творчество в искусстве. Творчество в повседневной жизни. | Различать творчество и ремесло. . Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Различают творчество и ремесло. Оценивают собственное творчество. Демонстрируют умение презентовать результаты своего труда, на примерах иллюстрируют проявление творчества. | § 10 | ||||
22. Мастер своего дела | 1 | Художник. Архитектор. Композитор. Певец. Модельер. Актёр. Парикмахер. Визажист. Творчество в обыденной жизни. | Работают с понятиями: творчество. Процесс творчества. «муки творчества». Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров, людей творческих профессий. Делают выводы о творческой составляющей любого труда | § 10 | ||||
ГЛАВА 5. РОДИНА (7 ч) | ||||||||
регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные :самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
| ||||||||
23.Наша Родина – Россия | 1 | Россия. Российская Федерация. Федерация – равноправный союз субъектов Федерации. Субъект федерации: свой герб, свой флаг. Россияне. Русский язык – государственный. | Характеризуют особенности России как многонационального государства. Понимают и объясняют понятие: государственный язык; объяснять значение русского языка как государственного. Знакомятся с устройством государственной власти, различают законодательные и исполнительные органы. | §11 Стр.92-96 | ||||
24. В каком субъекте федерации ты живёшь? | 1 | Субъект федерации: свои органы власти, свой устав. Конституция, государственный язык, патриот, Отечество, Отчизна. Самарская область – 63 регион, субъект РФ. | Объясняют смысл понятия «субъект РФ». Называют статус субъекта, в котором находится школа. Определяют значение понятий: федерация, субъект федерации, герб, флаг, Конституция, государственный язык, патриот, Отечество. | §11 Стр. 96-98 | ||||
25.Многонациональное государство | 1 | Народы и нации, живущие в России. Многонациональное государство: сближение и обособление (интернационализм и национализм) – тенденции в развитии любой нации. Особенности России, как многонациональной страны. | Объяснять значение русского языка как государственного. Характеризуют особенности России как многонационального государства. На примере своих наблюдений, на примерах, почерпнутых из книг и фильмов, на примерах из истории, учащиеся понимают, что такое «многонациональное государство» | §11 | ||||
26. Что значит быть патриотом | 1 | Патриот. Проявления патриотизма в мирное и военное время. Патриотизм, как национальная объединяющая идее РФ. Гражданин. | Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «патриот», «гражданин». Приводят примеры проявлений патриотизма. | §11 | ||||
27.Государственные символы России | 1 | Герб. Флаг. Гимн. Конституция РФ. Президент. | Описывают основные символы государства РФ. Знают текст гимна РФ. Объясняют значение понятий: геральдика, символика, герб, флаг, гимн и понимают их значение. | §12 | ||||
28. История государственных символов | 1 | Герб. Флаг. Гимн. Конституция РФ. Президент. | Описывают основные государственные символы Российской империи, СССР. . Знакомятся с историей Гимна России, флага России, Герба России. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких сообщений. | §12 | ||||
29. Москва – столица России | 1 | Столица. Москва – столица России. История статуса столичного города в России. | Знакомятся с краткой историей Москвы, как столицы нашего государства. Используют дополнительные источники информации для составления собственных информационных материалов о столице России – Москве. | §12 | ||||
Гражданин России (4 часа) | ||||||||
регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные :самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме | ||||||||
30.Гражданин -Отечества достойный сын | 1 | Гражданин. Обыватель. Проявления гражданских поступков в истории. Великие граждане России. | Работают с материалами «Рабочих тетрадей» по заполнению сравнительной таблицы: проводят параллель в понятиях «гражданин» в Древнем Риме, Древней Греции и современного понятия «гражданин». Приводят примеры проявления гражданских поступков из истории разных стран. | § 13 | ||||
31. Права граждан России | 1 | Права гражданина РФ. | Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ. | § 13 | ||||
32. Обязанности граждан России | 1 | Обязанности гражданина РФ: соблюдать законы, платить налоги, беречь природу, исторические памятники, защищать Отечество | Называют основные обязанности граждан РФ, Комментируют их на основе своих наблюдений, примеров из литературы, истории. Осознают себя гражданами страны - Российской Федерации. | § 13 | ||||
33.Мы – многонациональный народ | 1 | Конституция РФ о многонациональном составе своих граждан. Дети разных народов – граждане единой страны – России. Многонациональная наука, культура, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Национальность. | Работают с понятиями: многонациональная наука, культура, промышленность, сельское хозяйство нашей страны, национальность. Характеризуют конкретными примерами этнические и национальные различия граждан страны разных национальностей.Показывают на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | § 14 | ||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час) | ||||||||
регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные :самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме | ||||||||
34. Итоговое повторение | Итоговый урок по курсу «Обществознание»: Человек. Общество. Семья. Труд. Патриот. Гражданин. Многонациональное государство. Толерантность – основа отношений в многонациональном государстве. | выполняют познавательные и практические задания по тематике курса, демонстрируют умение представить свою тему и защитить её, умение объяснять все термины и понятия за курс 5 класса | ||||||
35. Резерв |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебно-методический комплект
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012
Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2012
Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2012
5.Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
6.Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
7. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
Литература для учителя:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012...
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
Литература для ученика
1 Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
2. Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Необходимость использования при реализации программы следующих технических средств
Принтер, сканер, проектор
Ноутбук с выходом в систему Интернет
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www, rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
Основные понятия курса:
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.. Отличие человека от животных. Наследственность.
Особенность подросткового возраста. Самостоятельность – показатель взрослости.
Семья и семейные отношения. Виды семей.
Свободное время.. Значимость здорового образа жизни.
Образование . Ступени школьного образования. Образование и самообразование.
Одноклассники, сверстники, друзья.
Труд. Заработная плата Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество.
Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Патриот. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.
Москва – столица России.
Гражданин . Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные
Россия – многонациональное государство. Национальность человека.
Темы проектов и творческих работ:
Взаимоотношения одноклассников: одноклассники, товарищи, друзья.
Государственная поддержка семьи;
значение самообразования в жизни людей.
великие Граждане нашей страны
История Российского Герба.
20