12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ия Юрьевна Цыганкова909
Цыганкова Ия Юрьевна, 1982 года рождения, образование высшее, окончила физико-математический факультет Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в 2004 году по специальности «математика и экономика»
Россия, Брянская обл., Брянск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Закон «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт(второго поколения)

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Программы Обществознание. 5-9 кл. Рабочие программы / Боголюбов(ФГОС)Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение», 2016г

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

1.«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2016г.

Изучение обществознания в основной школе призвано соз­дать условия для полноценного выполнения выпускником ти­пичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравствен­ной и правовой оценки конкретных поступков людей; реали­зации и защиты прав человека и гражданина, осознанного вы­полнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис­пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возмож­ностях, которые существуют в современном российском обще­стве для продолжения образования и работы, для самореализа­ции в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа составлена на основе проектов Феде­рального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаменталь­ного ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для основной школы.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих ос­новные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содер­жательными компонентами курса являются: социальные на­выки, умения, совокупность моральных норм и гуманистиче­ских ценностей; правовые нормы, лежащие в основе право­мерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познава­тельной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и соци­альной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интере­сов, критического мышления в процессе восприятия социаль­ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и право­вой культуры, экономического образа мышления, способно­сти к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; при­верженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности си­стемы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оценива­емых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отноше­ний; механизмах реализации и защиты прав человека и граж­данина;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отноше­ний; экономической и гражданско-общественной деятельно­сти; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоя­тельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, по­мимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учеб­ного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедли­вости и несправедливости. Основой содержания являются мо­ральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориен­тиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль­ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся крут социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече­ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо­го — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего соци­ального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответ­ственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже соци­ализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рас­считанных на формирование первоначальных и в определён­ной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюже­ты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения зако­на, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­циальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в эко­номических отношениях» — даёт представление о таких про­явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реа­лизуется её важнейшая роль в обществе — создание матери­альных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскры­тии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность по­знакомиться с функционированием в обществе системы обра­зования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических по­нятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообраз­ных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимуще­ство отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — эко­номическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специ­альное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безра­ботицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, меж­национальные отношения. На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении де­лами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — от­раслям права. Особое внимание уделено элементам конститу­ционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в опреде­лённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью дет­ских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушени­ям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения.На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществозна­нию, особое значение приобретают методы, помогающие рас­крытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положе­ний, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а воз­можно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­бряемому поведению поможет реконструкция и анализ с по­зиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо пред­ставлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органи­чески сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обуче­ния составляет 1 час. Учебным планом МБОУ Мадеевская ООШ отводится на изучение обществознания 1 час, 35 учебных недель, в год – 35 часов.
 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую

(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Глава I. Человек

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава II. Семья

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава IV. Труд

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

 

Глава V. Родина

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

урока

Дата

Тема урока

Предметное содержание урока

Характеристика учебной деятельности

План

Факт

Глава 1 Введение (1 час)

 

   

Вводный урок

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

Осознают какое значение и смысл имеет учение. Извлекают информацию из текста. Составляют целое из частей, работая в группах.

Составляют план своих действий

Глава 2 Человек(5 часов)

 

   

Загадка человека

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.

Высказывают свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Проверяют правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывают на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризуют и конкретизируют конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека

 

 

   

Загадка человека. Наследственность

Наследственность

Высказывают свое мнение, что в истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Определяют незнакомые слова и находят их значение. Составляют план и выделяют основные смысловые части текста.

 

   

Отрочество – особая пора жизни

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

 

   

Отрочество – особая пора жизни. Самостоятельность – показатель взрослости.

Самостоятельность – показатель взрослости.

Высказывают свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Заполняют таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывают на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

 

   

Практикум по теме «Человек»

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность

Высказывают свое мнение: «Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.».Находят основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовят сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Инсценируют жизненные ситуации, работая в группах. Составляют план текста

Глава 3. Семья(5 часов)

 

   

Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Показывают на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивают двухпоколенные и трехпоколенные семьи.

Исследуют несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражают собственную точку зрения на значение семьи.

 

   

Семейное хозяйство

Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Характеризуют совместный труд членов семьи.

Сравнивают домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывают собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

 

   

Свободное время

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

 

   

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Семья»

Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

Характеризуют значимость здорового образа жизни. Систематизируют и обобщают знания по теме «Семья». Способствуют развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширяют опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействуют развитию умения выполнять различные проектные работы.

 

   

Практикум по теме «Семья»

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Характеризуют значимость здорового образа жизни. Систематизируют и обобщают знания по теме «Семья». Способствуют развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширяют опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействуют развитию умения выполнять различные проектные работы.

Глава 4. Школа (6 часов)

 

   

Образование в жизни человека

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Исследуют несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывают ступени школьного образования. Описывают систему школьного образования в нашей стране. Характеризуют учёбу как основной труд школьника.

 

   

Роль образования в жизни человека

Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться.

Выявляют позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Характеризуют значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивают собственные умения учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний.

 

   

Образование и самообразование

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника.

Характеризуют значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивают собственные умения учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний.

 

   

Самообразование - путь к успеху

Учение вне стен школы. Умение учиться.

Характеризуют значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Оценивают собственные умения учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний.

 

   

Одноклассники, сверстники, друзья

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения.

Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрируют примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивают собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

 

   

Практикум по теме «Школа»

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь.

Систематизируют полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Глава 5 . Труд (6 часов)

 

   

Труд – основа жизни

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Объясняют значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризуют особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

 

   

Труд – основа жизни. Богатство и бедность.

Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Различают материальную и моральную оценку труда. Приводят примеры благотворительности и меценатства.

 

   

Труд и творчество

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.

Определяют собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Различают творчество и ремесло.

Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

 

   

Творчество в искусстве

Творческий труд. Творчество в искусстве.

Систематизируют знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствуют воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.

 

   

Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд»

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Извлекают информацию из текста. Осознают какое значение и смысл для меня имеет труд. Готовят проект «Творчество в науке и искусстве». Соотносят то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверяют и оценивают результаты работы.

 

   

Практикум по теме «Труд»

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Развивают умение работы с различными адаптированными источниками информации, решают с помощью информационных источников творческие задачи.

Глава 6. Родина (10 часов)

 

   

Наша Родина- Россия

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный.

Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризуют особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного

 

   

Наша Родина- Россия. Патриотизм.

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знают и называют статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризуют особенности России как многонационального государства. Объясняют значение русского языка как государственного.

 

   

Государственные символы России. Герб России

Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Описывают основные государственные символы РФ. Знают текст гимна РФ.

 

   

Государственные символы России. Флаг и гимн России

Государственные символы России.

Флаг, гимн.

История государственных символов

Используют дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных гос. символам России. Составляют собственные информационные материалы о Москве – столице России. Описывают основные государственные символы РФ. Знают текст гимна РФ.

 

   

Гражданин России

Гражданин – Отечества достойный сын

Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «гражданин». Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ.

 

   

Права и обязанности гражданина

Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?

Называют основные обязанности граждан РФ. Приводят примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводят примеры и дают оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

 

   

Мы-многонациональный народ

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.

Характеризуют и конкретизируют примерами этнические и национальные различия. Показывают на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

 

   

Многонациональная культура

Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Характеризуют и конкретизируют примерами этнические и национальные различия. Показывают на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

 

   

Практикум по теме "Родина"

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям.

Работают с учебником и дополнительной литературой. Готовят плакаты на тему «С чего начинается Родина», «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина».Осознают качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

 

   

Повторительно-обобщающий урок по теме "Родина"

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям.

Работают с учебником и дополнительной литературой. Готовят плакаты на тему «С чего начинается Родина», «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина».Осознают качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Глава 7. Повторение (2 часа)

 

   

Защита проектов

Проекты

. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы. Соотносят то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверяют и оценивают результаты работы.

 

   

Итоговый урок по обществознанию 5 класс

Проекты

Обобщают и закрепляют полученные знания и умения. Анализируют результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивают рефлексивные умения. Способствуют к адекватной самооценке. Намечивают перспективы работы в следующем учебном году.



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2016г.

Людмила Иванова: Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. ФГОС, Издательство: Просвещение, 2016 г.

Средства обучения

Мультимидийная доска

Мультимидийная система

Видеоплеер

Телевизор

Компьютер

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://www.rsnet.ru / — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru / — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru / — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.iurizdat.ru/editions/ofTicial/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание

http://standart.edu.ru / - сайт Федерального государственного образовательного стандарта

http://www.ug.ru / - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

http://pedsovet.org / - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.1september.ru/ru / - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов. Детское образование и воспитание.

http://www.it-n.ru / - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru /сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru - ФИПИ

http://school- collection.edu.ru/catalog / - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по предметам и классам– планирования, методические материалы, энциклопедия «Кругосвет»

http://www.uchportal.ru / - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

Всеросс. Олимпиада школьников http://rosolymp.ru /

http://www.zavuch.info / - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru

Права человека в России http://www.hro.org

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru

Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru

Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.r

Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson- history.narod.ru

Научно-образовательные ресурсы сети Интернет

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Личностными результатами , формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

интеллектуально-познавательные действия:

Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);

Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

нравственно-оценочные, личностные действия:

Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.