Рабочая программа по обществознанию, 7 класс
Основное содержание предмета
Введение. (1 час)
Рубрики и разделы учебника.
Человек и закон. (15 часов)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Профессиональная армия, род войск. Виды дисциплин. Дисциплина, воля, самовоспитание. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и закон». Решение тестовых заданий по пройденной теме.
Человек и экономика. (13 часов)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Производительность труда. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Разделение труда и специализация. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод. Обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Защита от финансовых махинаций. Обмен. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция. Инфляция, ее последствия. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и экономика». Решение тестовых заданий по пройденной теме.
Человек и природа. (4 часа)
Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения. Что значит относиться к природе по-человечески? Браконьеры, безответственность. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль. Природные условия и хозяйство человека. Природа нуждается в охране. Охрана природы, правила охраны. Правила, защищающие природу. Что может сделать гражданин для защиты природы? Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и природа». Решение тестовых заданий по пройденной теме.
Итоговое обобщение. (1 час)
Итоговое повторение материала по темам, изученным в 7 классе по курсу обществознание.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения младшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
«Учащийся 7 класса научится»:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма;
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина;
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
«Учащийся 7 класса получит возможность научится»:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы;
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объем содержания |
ЭОР |
1. |
Введение. (1 час) |
Урок 1. Как работать с учебником. |
Рубрики и разделы учебника. |
||
2. |
Человек и закон. (15 часов) |
Урок 1. Что значит жить по правилам. |
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. |
Презентация «Что значит жить по правилам» |
|
3. |
Урок 2. Правила этикета и хорошие манеры. |
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. |
|||
4. |
Урок 3. Права и обязанности граждан. |
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. |
Презентация «Права и обязанности граждан» |
||
5. |
Урок 4. Нет прав без обязанностей. |
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. |
|||
6. |
Урок 5. Почему важно соблюдать законы. |
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. |
|||
7. |
Урок 6. Закон устанавливает границы свободы поведения. |
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие, виды и функции юридической ответственности. |
|||
8. |
Урок 7. Защита Отечества. |
Долг. Совесть. Моральная ответственность. |
Презентация «Защита Отечества» |
||
9. |
Урок 8. Военная служба. |
Профессиональная армия, род войск. |
|||
10. |
Урок 9.Что такое дисциплина |
Виды дисциплин. |
Презентация «Что такое дисциплина?» |
||
11. |
Урок 10. Внешняя и внутренняя дисциплина. |
Дисциплина, воля, самовоспитание. |
|||
12. |
Урок 11. Виновен – отвечай. |
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. |
|||
13. |
Урок 12. Противозаконное поведение. |
Признаки и виды правонарушений. |
|||
14. |
Урок 13. Кто стоит на страже закона. |
Судебная система Российской Федерации. |
|||
15. |
Урок 14. Полиция. |
Правоохранительные органы. |
|||
16. |
Урок 15. Обобщающий урок по теме «Человек и закон». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и закон». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
17. |
Человек и экономика. (13 часов) |
Урок 1. Что такое экономика. |
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. |
||
18. |
Урок 2. Основные участники производства. |
Товары и услуги. |
Презентация «Экономика и ее участники» |
||
19. |
Урок 3. Мастерство работника. |
Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. |
|||
20. |
Урок 4. Труд и зарплата. |
Заработная плата и стимулирование труда. Производительность труда. |
|||
21. |
Урок 5. Производство. |
Производство ‑ основа экономики. |
Презентация «Производство: затраты, выручка, прибыль» |
||
22. |
Урок 6. Затраты производства. |
Распределение. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Разделение труда и специализация. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. |
|||
23. |
Урок 7. Что такое бизнес? |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод. Обмен валюты. |
|||
24. |
Урок 8. Виды и формы бизнеса. |
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Защита от финансовых махинаций. |
|||
25. |
Урок 9. Обмен. |
Обмен. Собственность. |
Презентация «Обмен. Торговля. Реклама» |
||
26. |
Урок 10.Торговля и реклама. |
Торговля и ее формы. Реклама. |
|||
27. |
Урок 11. Деньги, их функции. |
Деньги и их функции. Инфляция. Инфляция, ее последствия. |
|||
28. |
Урок 12. Экономика семьи. |
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. |
Презентация «Экономика семьи» |
||
29. |
Урок 13. Обобщающий урок по теме «Человек и экономика». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и экономика». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
30. |
Человек и природа. (4 часа) |
Урок 1. Воздействие человека на природу. |
Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения. |
||
31. |
Урок 2. Охранять природу – значит охранять жизнь. |
Что значит относиться к природе по-человечески? Браконьеры, безответственность. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль. |
|||
32. |
Урок 3. Закон на страже природы. |
Природные условия и хозяйство человека. Природа нуждается в охране. Охрана природы, правила охраны. Правила, защищающие природу. Что может сделать гражданин для защиты природы? |
|||
33. |
Урок 4. Обобщающий урок по теме «Человек и природа». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Человек и природа». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
34. |
Итоговое обобщение. (1 час) |
Урок 1. Итоговое обобщение. |
Итоговое повторение материала по темам, изученным в 7 классе по курсу обществознание. |