12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Дарья Пантюхина69
Россия, Рязанская обл., Новомичуринск

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «ИНФОРМАТИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе общеобразовательной программы «Школа 2100»,

примерной программы по курсу «Информатика», автора А.В. Горячева, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»)

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 ч

Цели пропедевтического курса информатики (Горячев А.В.) направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор задач обучения пропедевтическому курсу информатики:

1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

применение формальной логики при решении задач;

алгоритмический подход к решению задач;

системный подход;

объектно-ориентированный подход.

2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решить задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:

проблемно-диалогическую технологию

здоровье сберегающую технологию.

игровую технологию.

технологию оценивания достижений.

Формы:

Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

Образовательное путешествие;

Творческая мастерская;

Познавательная лаборатория;

Исследование;

Презентация;

Диагностика;

Проектирование;

Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. Учебник, 3 класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1)

Комплект наглядных пособий. 3 класс. Информатика. В 2-х ч.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. 3 класс.

Содержание учебного предмета 3 класс

1. Алгоритмы (8 часов).

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в ал­горитме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Учащиеся должны:

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

2. Группы (классы) объектов (8 часов).

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие на­звания одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. От­личительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Учащиеся должны:

описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (груп­пы однородных предметов);

именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; ° записывать значения признаков в виде таблицы;

описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (груп­пы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

3. Логические рассуждения (10 часов).

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объеди­нение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Учащиеся должны:

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на за­кономерности . Аналогичные закономерности.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны:

находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;

находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или табли­цы;

располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;

находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную страте­гию

Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Тип урока

Характеристика деятельности обу­чающегося или виды учебной дея­тельности

Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)

Вид контроля

Домашнее за­дание

Дата проведения по плану (фактически)

1. Алгоритмы 8ч

   

Раздел 1

     

1

ТБ.

Введение. Алгоритм.

УОНМ

- анализ условия учебной задачи;

- оценивание работы в соответствии с критериями;

- оценивание работы товарища;

- участие в коллективном обсужде­нии;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения це­ли;

- поиск ошибок в плаче действий и внесение в него изменений

Знать: алгоритм как план действий, приводя­щих к заданной цели; формы записи алгорит­мов: блок-схема, построчная запись; линей­ные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем;

Уметь: выполнять простые алгоритмы и со­ставлять свои по аналогии;

 

Выучить правило ТБ, №3,4

     

2

Схема алгоритма.

УОНМ

ФО

6, №9(3,4)

     

3

Ветвление в алгоритме.

УОНМ

СР, ФО

12

     

4

Цикл в алгоритме.

УОНМ

ФО

18

     

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

УЗИ

СР

22

     

6

Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

ФО

26

     

7

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

УПЗ

КР

Составить алгоритм со стрелочками

     

8

Работа над ошибками. Решение труд­ных задач.

УКЗ

самоконтроль

       

2. Группы (классы) объектов 8ч.

   

К главе 2

     

9

Состав и действия объектов.

УОНМ

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще­ственных);

- синтез - составление целого из ча­стей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недо­стающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- аргументирование своей точки зре­ния на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

- участие в коллективном обсужде­нии;

Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значе­ния отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явле­ние), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и дей­ствиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записы­вать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

ФО

9

     

10

Группа объектов. Общее название.

УОНМ

СР, ФО

14,16

     

11

Общие свойства объектов группы.

УОНМ

ФО, СР

20

     

12

Особенные свойства объектов груп­пы.

УОНМ

ФО, СР

24

     

13

Единичное имя объекта.

УОНМ

ФО, СР

26

     

14

Отличительные признаки.

УОНМ

ФО, СР

31

     

15

Контрольная работа № 2 «Группы объектов».

УОПЗ

КР

35,38

     

16

Работа над ошибками. Решение зани­мательных задач.

УКЗ

самоконтроль

39, 42

     

3. Логические рассуждения 10ч

   

К главе 3

     

17

Множество. Число элементов множе­ства.

УОНМ

- синтез - составление целого из ча­стей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недо­стающих компонентов;

Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);

ФО

2, 8,

7(закрасить)

     

18

Элементы, не принадлежащие множе­ству. Пересечение множеств.

УОНМ

ФО, СР

12

     

19

Пересечение и объединение мно­жеств.

УОНМ

- установление- причинно-следствен­ных связей;

- построение логической цепи рассу­ждений;

- анализировать условия учебной за­дачи;

- умение оценивать работу в соот­ветствии с критериями;

- признавание возможности суще­ствования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зре­ния;

истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья; Уметь: определять принадлежность элемен­тов заданной совокупности (множеству) и ча­сти совокупности (подмножеству); опреде­лять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложе­ний, приводить примеры высказываний, опре­делять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием свя­зок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истин­ность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложен­ную ситуацию; составлять граф по словесно­му описанию отношений.

ФО, СР

16, 17

     

20

Истинность высказывания. Отршда-ние. Истинность высказываний со словом «Не».

УОНМ

ФО, СР

22

     

21

Истинность высказываний со слова­ми «И», «Или».

УОНМ

ФО, СР

26

     

22

Граф. Вершины и ребра.

УОНМ

ФО, СР

29

     

23

Граф с направленными ребрами.

УОНМ

ФО, СР

34, 35

     

24

Построение графов. Подготовка к контрольной работе

УОСЗ

СР

       

25

Контрольная работа №3 «Логиче­ские рассуждения».

УПЗУ

КР

40, 42

     

26

Работа над ошибками. Решение труд­ных задач.

УКЗ

самоконтроль

       

4. Применение моделей (схем) для решения задач 8ч.

 

К главе 4.

     

27

Аналогия.

УОНМ

- анализ условия учебной задачи;

- оценивание работы в соответствии с критериями;

- оценивание работы товарища;

- участие в коллективном обсужде­нии;

- признавание возможности суще­ствования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зре­ния

Знать: понятие аналогии; понятие законо­мерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с анало­гичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или табли­цы;

располагать предметы в цепочке или табли­це, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрыш­ную стратегию

ФО, СР

1,2

     

28

Закономерность.

УОНМ

ФО, СР

7, 8, 13, 15

     

29

Аналогичная закономерность.

УПЗУ

ФО, СР

20, 21 (22), 23

     

30*'

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

УПЗУ

ФО, СР

26, 28

     

31

Контрольная работа №4 «Примене­ние моделей для решения задач».

УКЗ

КР

30, 33

     

32

Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.

КУ

самоконтроль

36, 45

     

33

Нахождение выигрышной стратегии.

УПЗУ

ИЗ

       

34

Обобщающий урок за курс 3 класса.

УОСЗ

             
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.