Рабочая программа по окружающему миру обучающегося по АООП НОО 8.2 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 3 класса составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2);
-примерной основной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений автора Плешакова А.А. «Окружающий мир. 1-4 класс» (учебно – методический комплекс «Школа России»).
- приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05.2021г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2022-2023 уч.год;
- базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2022-2023 уч.год;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №72 г.Брянска;
- учебного плана МБОУ СОШ №72 г.Брянска на 2022-2023 уч.год в соответствии с требованиями к результатам начального образования;
- положения о рабочей программе учебного предмета;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника с РАС продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (с помощью педагога, с опорой на карточки со словами; при этом мысль может быть выражена отдельными словами, словосочетаниями);
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы (с помощью взрослого);
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: выделять главное, составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) (как правило, доступно, только с помощью взрослого);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника с РАС продолжится формирование ИКТ-компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с РАС разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с РАС, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и ориентированы на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с РАС.
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы носит обучающий, развивающий и коррекционный характер. Основной формой организации учебно – воспитательного процесса курса « Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки – экскурсии, уроки – практические занятия, проекты, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем и другими обучающимися класса, возможно, в паре с другим учеником, не имеющим ОВЗ).
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений одноклассников.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов (с помощью тьютора и/или родителей).
- Вывод и доказательство (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, погрупповая, работа в парах. При проведении фронтальной работы на уроке, ребенку с РАС может требоваться поддержка со стороны тьютора.
Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных занятий, применяемые в рамках конкретных дисциплин отбираются учителем исходя из индивидуальных возможностей ребенка к освоению конкретной темы в связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании программы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ) | Коррекционная направленность. Виды деятельности обучающихся | ||||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||||||||||
Универсально учебные действия (УУД) | ||||||||||||
1. | 02.09 | Природа. Ценность природы для людей. Урок введения в новую тему. | Живая и неживая природа. Биология-наука о живой природе. Ценность природы для людей. | Научатся -отличать предметы живой природы от неживой природы; -классифицировать объекты живой природы; -находить взаимосвязи в природе. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека и необходимость бережного отношения к ней. Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение и позицию. | Ценностное отношение к природному миру. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; формулировать выводы; различать природу живую и неживую, уметь классифицировать. | |||||
2. | 07.09 | Человек. Урок изучения нового материала. | Человек – часть природы. | Научатся отличать человека от других живых существ; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке. | Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||||
3. | 09.09 | Проект «Богатства, отданные людям». Урок-проект. | Природные богатства, их охрана. | Научатся -использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; -соблюдать правила поведения в мире природы. | Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде. | распределять обязанности по выполнению проекта; собирать информацию о природных богатствах; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; оценивать свои достижения. | |||||
4. | 14.09 | Общество. Урок изучения нового материала. | Человечество. Семья. Народ. Государство. Мы–граждане России. | Научатся определять человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать. Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке. | Формирование -основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, -осознание своей этнической и национальной принадлежности -ценностей многонационального российского общества; -уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; уметь различать такие понятия как «семья», «народ», «государство», «человечество». | |||||
5. | 16.09 | Что такое экология. Комбиниро ванный урок. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | Научатся -устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой; -правилам поведения в природе. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой. Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |||||
6. | 21.09 | Природа в опасности! Урок исследование. | Охрана природы. Заповедники и национальные парки. | Научатся -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых территорий. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; осознавать необходимость ответственного отношения к природе; понимать, как человек влияет на природу; учиться аргументированно отвечать, делать выводы. | |||||
7 | 23.09 | Обобщение знаний по теме «Как устроен этот мир». Контрольно-обобщаю щий урок. | Изученные понятия. | Научатся применять свои знания на практике. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||
8. | 28.09 | Тела, вещества, частицы. Урок - исследование. | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | Научатся -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -различать тела и вещества, классифицировать их. | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации. Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Мотивация учебной деятельности. | Уметь классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей. | |||||
9. | 30.09 | Разнообразие веществ. Урок -исследова ние. | Химия-наука о веществах. Вещества: соль, крахмал, сахар, кислота. Наиболее распространенные в быту вещества – соль, сахар, крахмал, кислоты. | Научатся -определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты; - различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности. | Учиться сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, бережно относиться к продуктам питания, аккуратности в быту. развивать умения работать со схемами и таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память. | |||||
10 | 05.10 | Воздух и его охрана. Урок – практика. | Воздух – смесь газов. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | Научатся исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их, используя знания о частицах. | Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Познавательные: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; различать цель опыта, ход опыта, вывод; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; уметь работать в паре, делать выводы. | |||||
11 | 07.10 | Вода. Урок – практика. | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | Научатся практическим путем исследовать свойства воды; -использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы; -рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; уметь различать основные физические и химические свойства воды; уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы. | |||||
12. | 12.10 | Превращения и круговорот воды. Урок – практика. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Научатся -различать три состояния воды, -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; -моделировать круговорот воды; -использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования. | Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; ориентироваться в учебнике. | |||||
13. | 14.10 | Берегите воду! Урок - исследование. | Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. | Научатся устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать. | |||||
14. | 19.10 | Что такое почва. Урок – практика. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Научатся - определять состав почвы; -обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности. | Исследовать основные свойства почвы, выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений, работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), | |||||
15. | 21.10 | Разнообразие растений. Урок развития умений и навыков. | Группы растений: водоросли,. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника-наука о растениях. | Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал. | |||||
16. | 26.10 | Солнце, растения и мы с вами. Урок изучения нового материала. | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | Научатся - устанавливать связь солнца, растений и людей; -рассказывать о дыхании и питании растений; -показывать роль растений в поддержании жизни на Земле. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | Обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком; моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||
17. | 28.10 | Размножение и развитие растений. Комбинированный урок. | Опыление. | Научатся -характеризовать условия, необходимые для размножения растений; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений; -характеризовать стадии развития растений из семени; -работать с терминологичес ким словариком. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Ценностное отношение к природному миру. | Понимать учебные задачи урока; объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения. | |||||
18. | 02.11 | Охрана растений. Комбинированный урок. | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения из Красной книги. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Научатся -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; -устанавливать взаимосвязи в природе; -правилам поведения в природе; объяснять экологические знаки. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации. Познавательные: активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач; установление аналогий и причинно-следственных связей Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде. | Понимать учебные задачи урока; понимать значение растений в жизни животных и человека, основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | |||||
19. | 16.11 | Разнообразие животных. Комбинированный урок. | Зоология-наука о животных. Группы и виды животных. | Научатся - классифицировать животных по группам, приводить примеры различных видов животных; - работать с терминологическим словариком. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов животных. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности. | Понимать учебные задачи урока; классифицировать животных по группам и приводить примеры; находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением. | |||||
20. | 18.11 | Кто что ест? Комбинированный урок. | Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | Научатся -классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач. Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | Осваивать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе. | |||||
21. | 23.11 | Проект «Разнообразие природы родного края». Урок-проект. | Пройденные понятия. | Научатся составлять и презентовать «Книгу природы родного края». | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги природы родного края». Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в природной среде. | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||
22. | 25.11 | Размножение и развитие животных. Комбинированный урок. | Размножение и развитие животных разных групп. | Научатся -характеризовать животных разных групп по способу размножения; -моделировать стадии размножения животных разных групп; - работать с терминологическим словариком. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. Коммуникативные: распределение функций и ролей в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | Понимать учебные задачи урока; различать группы животных по способу размножения; уметь самостоятельно работать со словарями. | |||||
23. | 30.11 | Охрана животных. Урок–конференция | Красная книга; исчезающие и редкие животные; воздействие человека на мир животных; меры по охране животного мира. | Научатся - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных; -работать с атласом-определителем и электронным приложением; - устанавливать взаимосвязи в природе; -правилам поведения в природе. Познакомятся с мерами по охране животного мира. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; использование различных способов поиска, сбора, передачи информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формирование основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. | Понимать учебные задачи урока; уметь работать с атласом; устанавливать взаимосвязи в природе; приводить примеры по охране животного мира. | |||||
24. | 02.12 | В царстве грибов. Комбиниро ванный урок. | Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. | Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их. | Регулятивные: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их. | |||||
25. | 07.12 | Великий круговорот жизни. Урок изучения нового материала. | Производители, потребители и разрушители. | Научатся характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители; -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей; узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков этих объектов с целью решения познавательных задач. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде. | Распознавать и характеризовать основные звенья круговорота жизни, его состав, их функциями; анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы. | |||||
26. | 09.12 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Контрольно-обобщаю щий урок. | Изученные понятия. | Научатся применять свои знания на практике. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||
27. | 14.12 | Организм человека. Урок изучения нового материала. | Анатомия, физиология, гигиена. Система органов. | Научатся -характеризовать системы органов человека (их части и назначение); -показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; -измерять рост и вес человека; -работать с терминологическим словарём. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; знать, различать и показывать внутренние и внешние органы человека; работать со словарем. | |||||
28. | 16.12 | Органы чувств. Урок изучения нового материала. | Орган зрения. Орган слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания. | Научатся -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; -формулировать правила гигиены органов чувств. | Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; самостоятельно находить нужную информацию, подготовить сообщение. | |||||
29. | 21.12 | Надежная защита организма. Урок изучения нового материала. | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Первой помощи при повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. | Научатся -готовить рассказ об уходе за кожей; -характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; меры первой помощи при повреждениях кожи. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание | Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; подготовить сообщение; запомнить правила при оказании первой помощи. | |||||
30. | 23.12 | Опора тела и движение. Урок изучения нового материала. | Опорно-двигательная система. Осанка. | Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; осознавать значимость физической культуры. | |||||
31. | 28.12 | Наше питание. Урок изучения нового материала. | Пищеварительная система. Гигиена питания. | Научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; знать строение и принципы пищеварительной системы; соблюдать правила рационального питания. | |||||
32. | 11.01 | Проект «Школа кулинаров». Урок обобщения и систематизации знаний. | Пройденные понятия. | Научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. | Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги здорового питания». Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||||
33. | 13.01 | Дыхание и кровообращение. Урок изучения нового материала. | Дыхательная система, кровеносная система. | Научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. | Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета | Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; | |||||
34. | 18.01 | Умей предупреждать болезни. Урок изучения нового материала | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия | Научатся закаливать организм, предупреждать болезни. | Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей. Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; находить нужную информацию; отвечать на вопросы. | |||||
35. | 20.01 | Здоровый образ жизни. Урок изучения нового материала | Здоровый образ жизни, вредные привычки. | Научатся выполнять правила сохранения и укрепления здоровья. | Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей. Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; запомнить правила ЗОЖ. | |||||
36. | 25.01 | Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Контрольно-обобщающий урок | Сообщение. | Научатся составлять сообщения в устной форме. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||
37. | 27.01 | Огонь, вода и газ. Урок введения в новую тему. | Диспетчер. | Научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечки газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. | Регулятивные: понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. Познавательные: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять совместную деятельность в парах. | Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; запомнить действия во время ЧС, пользоваться учебником. | |||||
38. | 01.02 | Чтобы путь был счастливым. Урок изучения нового материала | Пешеход, правила безопасности, велосипедист, пассажир. | Научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: анализировать разные типы знаков, выполнять тесты. Коммуникативные: вступать в учебный диалог. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать учебные задачи урока и выполнять их; | |||||
39. | 03.02 | Дорожные знаки. Урок-практикум | Дорожные знаки, сервис. | Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | |||||
40. | 08.02 | Проект «Кто нас защищает». | МЧС России. | Научатся работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме (возможно, с помощью взрослого). | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, предложенному учителем. Познавательные: находить в интернете и др. источниках информации различные сведения (с помощью взрослого). Коммуникативные: по подготовленным взрослым вопросам и в присутствии знакомого взрослого - интервьюировать ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке (с помощью взрослого). | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||||
41. | 10.02 | Опасные места. Урок изучения нового материала | Стройплощад ка, трансформаторная будка, пустырь и другие опасные места. | Научатся правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах, задавать и отвечать на вопросы. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, запомнить правила безопасности. | |||||
42. | 15.02 | Природа и наша безопасность. Урок изучения нового материала | Гроза, ядовитые растения, ЧС. | Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. | Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы. Познавательные: извлекать нужную информацию, понимать информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Развитие самостоятельности и личной ответственности. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, запомнить правила безопасности. | |||||
43. | 17.02 | Экологическая безопасность. Урок изучения нового материала | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. | Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, знать правила экологической безопасности, устанавливать взаимосвязи. | |||||
44. | 22.02 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Обобщающий урок | Пройденные понятия. | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||
45. | 01.03 | Для чего нужна экономика. Урок изучения нового материала | Потребности, товары, услуги. | Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, раскрывать значимость экономики в жизни человека. | |||||
46. | 03.03 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. Урок изучения нового материала | Природные богатства, труд. | Научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании деятельности. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Развитие самостоятельности и личной ответственности. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, раскрывать значимость природных богатств. | |||||
47. | 10.03 | Полезные ископаемые. Урок изучения нового материала | Месторождения, геолог. | Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, различать основные понятия. | |||||
48. | 15.03 | Растениеводство. Урок изучения нового материала | Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, отрасль, растениеводство. | Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, различать культуры. | |||||
49. | 17.03 | Животноводство. Урок изучения нового материала | Животноводство. | Научатся классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Ценностное отношение к природному миру. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, классифицировать домашних животных. | |||||
50. | 31.03 | Какая бывает промышленность. Урок изучения нового материала | Отрасли промышленности. | Научатся различать отрасли, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, различать основные понятия. | |||||
51. | 05.04 | Проект «Экономика родного края» Урок-проект | Экономика. | Научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: действие по плану, адекватное оценивание своих достижений, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: самостоятельно находить информацию из дополнительных источников. Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей по проекту. | Презентовать и оценивать результат проектной деятельности. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||||
52. | 07.04 | Что такое деньги. Урок изучения нового материала | Деньги, рубль, заработная плата, купля-продажа. | Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться выполнить её. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: распределение обязанностей, совместная работа с одноклассниками, с учителем. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Умение создавать благоприятную атмосферу, не создавая конфликтов, на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, различать основные понятия. | |||||
53. | 12.04 | Государственный бюджет. Урок изучения нового материала | Доходы, расходы, налоги, бюджет. | Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Ценностное отношение к природному миру. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, различать основные понятия. | |||||
54. | 14.04 | Семейный бюджет. Урок изучения нового материала | Семейный бюджет, стипендия, пенсия. | Научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Познавательные: делать обобщения, выводы. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, понимать и рассказывать о семейном бюджете, хозяйстве семьи. | |||||
55. | 19.04 | Экономика и экология. Урок изучения нового материала | Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. | Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, устанавливать причинно-следственные связи, искать дополнительную информацию из других источников. | |||||
56. | 21.04 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Обобщающий урок | Сообщение. | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. . | |||||
57-59. | 26.04 | Золотое кольцо России. Урок изучения нового материала | Города Золотого кольца. | Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, устанавливать причинно-следственные связи, искать дополнительную информацию из других источников. | |||||
60. | 28.04 | Наши проекты: «Музей путешествий». Урок-проект | Достопримечательности. Памятники истории и культуры. | Научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе. | Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||||
61. | 03.05 | Наши ближайшие соседи. Урок изучения нового материала | Сухопутные границы, морские границы. | Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, устанавливать причинно-следственные связи, искать дополнительную информацию из других источников. | |||||
62. | 05.05 | На севере Европы. Урок изучения нового материала | Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, устанавливать причинно-следственные связи, искать дополнительную информацию из других источников. | |||||
63. | 10.05 | Что такое Бенилюкс. Урок изучения нового материала | Дамба. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. Коммуникативные: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, устанавливать причинно-следственные связи, искать дополнительную информацию из других источников. | |||||
64. | 12.05 | В центре Европы. Урок изучения нового материала | Фиакр. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, вступать в диалог с учителем, одноклассниками. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, отвечать на вопросы. | |||||
65. | 17.05 | По Франции и Великобритании. Урок изучения нового материала | Страны Европы. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, развивать свою речь. | |||||
66. | 19.05 | На юге Европы. Урок изучения нового материала | Страны, государства. | Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе. | понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, развивать речь, пользоваться другими источниками информации. | |||||
67. | 24.05 | По знаменитым местам мира. Урок изучения нового материала | Тадж-Махал, египетские пирамиды, статуя Свободы, сиднейская опера, озеро Байкал. | Научатся ценить памятники истории, архитектуры и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану; осознавать значимость памятников истории, архитектуры и культуры. | |||||
68. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Итоговая проверочная работа. Контрольно- обобщающий урок | Научатся делать сообщения в устной форме. | Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми. | Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе. | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. |
Куликова Ирина Геннадьевна
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)