Рабочая программа по предмету «География» для 5 класса (базовый уровень)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ с.Квасниковка» Энгельсского муниципального района __________ Е.В.Планская |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ с.Квасниковка» Энгельсского муниципального района __________________ И.М. Зеленский Приказ от____________ №_____ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
для учащихся 5 класса МБОУ «ООШ с.Квасниковка»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2016/2017учебный год
Составитель:
Семёнова Светлана Петровна, учитель географии
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлена на основе
- фундаментального ядра содержания общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного го курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающимися. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно- общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
– комплексного представления о географической среде, как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
– целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часов ( 1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир»,
включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей,
теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования
и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным
Министерством образования и науки Российской Федерации:
1. Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2012 г.
2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» "География 5-6" /М., издательство «Просвещение», 2012г./
Планируемые результаты
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы
местности и географические карты; строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и
эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному
статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной ,учебно – исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-
следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения
своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем,
прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего
решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие
одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Организация и проведение практических работ по географии
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и
являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные). Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал. Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида
(обучающие, творческие, итоговые). В школьный журнал записываются только итоговые (оценочные) практические работы:
II. Содержание программы
№ п/п |
Тематический блок (тема учебного занятия) |
Кол-во часов |
Использование проектной деятельности |
Использование исследовательской деятельности |
Контроль (кол-во часов/форма проведения) |
1 |
Развитие знаний о Земле |
7 |
1 |
2 |
1/зачет |
2 |
План и карта |
10 |
2 |
5 |
1/зачет |
3 |
Человек на Земле |
3 |
1 |
1 |
|
4 |
Литосфера – твердая оболочка Земли |
14 |
3 |
5 |
2/зачет, итог.кр |
Итого: |
35 |
6 |
13 |
4 |
III.Тематическое планирование
№ п/п |
Тематический блок, тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
корректировка |
|||
Развитие знаний о Земле |
7 |
|||
1. |
География как наука § 1 |
1 |
||
|
Представления об устройстве мира |
1 |
||
|
Земная Галактика и другие миры |
1 |
||
|
Развитие географических знаний о Земле (1) |
1 |
||
|
Развитие географических знаний о Земле (2) |
1 |
||
|
География сегодня. |
1 |
||
|
Контрольная работа по темам:«Развитие географических знаний о Земле» и «Земля – планета Солнечной системы» |
1 |
||
План и карта |
10 |
|||
|
Ориентирование на местности § 8 |
1 |
||
|
Земная поверхность на плане и карте (1) § 9 |
1 |
||
|
Земная поверхность на плане и карте (2)§ 10 |
1 |
||
|
Учимся с «Полярной звездой» (1) § 11 |
1 |
||
|
Географическая карта § 12 |
1 |
||
|
Градусная сетка. § 13 |
1 |
||
|
Географические координаты. (1) § 14 |
1 |
||
|
Географические координаты. (2) § 15 |
1 |
||
|
Учимся с «Полярной звездой» (2) § 16 |
1 |
||
|
Контрольная работа: «План и карта» |
1 |
||
Человек на Земле |
3 |
|||
|
Как люди заселяли Землю § 17 |
1 |
||
|
Расы и народы. § 18 |
1 |
||
|
Учимся с «Полярной звездой» (3) § 19 |
1 |
||
Литосфера – твердая оболочка Земли |
14 |
|||
|
Земная кора – верхняя часть литосферы § 20 |
1 |
||
|
Горные породы, минералы и полезные ископаемые § 21 |
1 |
||
|
Движения Земной коры (1) § 22 |
1 |
||
|
Движения Земной коры (2) § 23 |
1 |
||
|
Рельеф Земли. Равнины. § 24 |
1 |
||
|
Рельеф Земли. Горы. § 25 |
1 |
||
27-29 |
Учимся с «Полярной звездой» (4) § 26 |
1 |
||
30 |
Литосфера и человек § 27 |
1 |
||
31 |
Контрольная работа по теме: «Литосфера» |
1 |
||
32 |
Решение практических задач по карте. |
1 |
||
33 |
Итоговая контрольная работу по курсу география 5 класса |
1 |
||
34 |
Резервный урок |
1 |
||
35 |
Резервный урок |
1 |
Гаврилова Анна Сергеевна