Развернутая рабочая программа по информатике (базовый уровень, 9 класс)

2
0
Материал опубликован 10 November 2015

МБОУ – Старокулаткинская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ – СОШ№1

учителей математики ____________ Ахметова Г.А. ___________ Баширова Г.В.

информатики

Протокол №

От «___»_________201__г. «____»_________ 201___г. Приказ №___ от _________

 

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Информатика

Класс: 9

Уровень общего образования^ средняя общеобразовательная школа

Учитель информатики и математики: Абайдуллина Динара Ринатовна

Срок реализации программы: учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010)

Учебник:. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

 

Рабочую программу составила ____________ Абайдуллина Динара Ринатовна

Принято на педагогическом

совете

Протокол №

___ августа 201__ года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Раздел Умения

Техника безопасности правила поведения в кабинете ИВТ

 

Человек и информация

Решать задачи по определению количества информации

Магистрально-модульный принцип устройства компьютера

Иметь представление о внутреннем устройстве компьютера и назначении устройств компьютера

Основы работы на компьютере

Уметь правильно включать и выключать компьютер. Уметь управлять манипулятором Мышь

Передача информации в компьютерных сетях

Создание соединение с Интернет, работа с электронной почтой

Модели и таблицы

Выполнение вычислений в электронной таблице

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

наблюдение;

беседа;

фронтальный опрос;

опрос в парах;

практикум.

Место предмета в базисном учебном плане

Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 7 до 9 классов общеобразовательной средней школы, в нашей школе курс изучается только в 9 классе, что накладывает определённые трудности. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Кур изучается по двум вариантам планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 68 учебных часов и углубленный вариант – 136 часов. Минимальный вариант может изучаться 2 учебных года по 1 часу в неделю (например, в 8-9 классах); углубленный вариант – 2 года по 2 часа в неделю. При общем объеме курса в 136 часов возможно его планирование и на 3 учебных года, т.е. с 7 по 9 классы. В настоящем курс изучается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю в 9 классе.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ

ПРОГРАММЫ

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5.03.04 г. №1089).

Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 5.03.04 №1089)

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 9,03,04, г, №1312)

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений. Информатика и информационные технологии. (Из приложения к письму департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 01.04.05 г. №03-417)

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Общее число часов – 68 ч. Резерв учебного времени - 2ч

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего часов по программе

       

Дано уроков фактически

       

Не выполнено (указать причину

       

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Содержание теоретической части занятия

Содержание практической части занятия

Разд.

учеб.

Дата проведения

Приобретаемые умения и навыки

Задание на дом

План

Факт

   

Передача информации в компьютерных сетях -10 ч.(4 ч.+6ч.)

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

 

§ § 1, 3

         

§ 1,3 Д/з № 1

2

 

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

§ 1,

       

- Создание и отмена общего доступа к отдельной папке локального диска (если есть возможность).

- Получение доступа к ресурсам других рабочих станций и сервера (работа с сетевым окружением).

- Создание и отключение сетевого диска.

- Копирование данных по локальной сети на другую рабочую станцию

§ 1,3 П/з № 1

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

 

§ 2

         

§ 2, 4 Д/з №2

4

 

Работа с электронной почтой

§ 2

       

-Создание сообщения.

-Присоединение файла к письму.

-Отправка и получение сообщений.

-Сохранение присоединённого файла на диске.

-Удаление корреспонденции.

§ 2,4 П/з № 2

5

Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

 

§ § 4, 5

         

§ 5 Д/з №3

6

 

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Приобретаемые умения и навыки:

§ 4

       

-Загрузка Web-страницы с указанного URL-адреса.

-Навигация по Web-страницам сайта с использованием гиперссылок.

-Сохранение Web-страниц на локальном диске и их просмотр.

-Использование панели инструментов браузера (кнопки «Стоп», «Обновить», «Назад», «Вперёд»).

§ 5 П/з № 3

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

 

§ 5

       

-Использование тематических каталогов для поиска информации.

-Поиск информации с использованием ключевых слов.

-Использование языка запросов поисковой системы.

§ 5 П/з № 4

8

 

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

§ 5

       

-Создание текстового содержания страницы.

-Добавление графических элементов.

-Создание гиперссылок.

-Сохранение созданных страниц в Web-формате и проверка их работы.

§ 5 П/з № 5

9

 

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

§ 4, 5

         

§1.1 Д/з №4

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

 

§ 1 - 5

         

§ 1.2 П/з № 6

Информационное моделирование – 5 ч (4 ч+1ч)

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

 

§ 6, 7

         

§ 6,7 Д/з №5

12

Табличные модели.

 

§ 8

         

§ 8,9 Д/з №6

13

Информационное моделирование на компьютере

 

§ 9

         

§ 2.1 Д/з №7

14

 

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

§ 9

       

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.

§ 2.2 П/з № 7

15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

 

§ §6 - 9

         

Тест № 1

Хранение и обработка информации в базах данных - 12 ч(6 ч+ 6ч)

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

 

§ 10

         

§ 10, 11 П/з № 7

17

Назначение СУБД.

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

§ 11

       

Открытие готовой базы данных.

Просмотр данных в режиме таблицы.

Редактирование записей.

Добавление и удаление записей.

§ 12

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

 

§ 12

         

§ 12 П/з № 8

19

 

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

§ 12

       

Проектирование структуры однотабличной базы данных.

Определение первичного ключа таблицы.

Создание новой базы данных.

Создание структуры таблицы.

Создание первичного ключа.

Редактирование структуры таблицы (добавление, удаление и редактирование полей).

Создание запросов для вывода отдельных полей на экран.

Создание формы с помощью Мастера форм.

Просмотр данных с помощью формы.

Редактирование, удаление и добавление данных с помощью форм

§ 12

20

Условия поиска информации, простые логические выражения

 

§ 13

         

§ 13,14 П/з № 9

21

 

Формирование простых запросов к готовой базе данных

§ 13

       

Формирование простых запросов на выборку к готовой базе данных.

Просмотр результатов выполнения запроса

Формирование простых запросов на удаление и их выполнение.

Формирование простых запросов на обновление и их выполнение.

§ 13,14 п/з №10

22

Логические операции. Сложные условия поиска

 

§ 14

       

§ 13,14 П/з № 11

23

 

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

§ 14

     

Формирование запросов с использованием логических операций.

Создание вычисляемых полей

§ 13,14

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

 

§ 15

     

§ 15 П/з № 12

25

 

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

§ 15

   

Сортировка данных таблицы по возрастанию и убыванию.

Использование сортировки в запросах.

Создание запросов на удаление и изменение.

§ 15 П/з № 12

26

 

Итоговая работа по базам данных

§ §10 - 15

     

§ 15 П/з № 13

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

 

§ §10 - 15

     

Тест № 2

Табличные вычисления на компьютере – 10 ч (5+5)

28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

 

§ 16

     

§ 16 Д/з № 13

29

Представление чисел в памяти компьютера

 

§ 17

     

§ 17 Д/з № 14

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .

 

§ §18, 19

     

§ 17,18,19 Д/з № 15 П/з № 14

31

 

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

§ §18, 19

   

Добавление строк в электронную таблицу.

Удаление строк и столбцов.

Копирование и редактирование формул.

§ 20 Д/з № 16

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

 

§ 20

     

§ 20 П/з №15

33

 

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

§ 20

   

Использование функций СУММ, СРЗНАЧ, МИН, МАКС при построении таблицы.

Сортировка данных таблицы по возрастанию и убыванию.

Использование режима отображения формул.

§ 21 Д/з № 17

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

 

§ §21, 22

     

§ 21 П/з № 16

35

 

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

§ §21, 22

   

Использование логических функций.

Использование условной функции.

Использование абсолютной адресации.

Построение графиков и диаграмм.

§ 22,23 Д/з № 18

36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

 

§ §25

     

§ 24 П/з № 17

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

 

§ § 16 - 24

     

Тест № 3

Управление и алгоритмы -10 ч (4+6)

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

 

§ § 25, 27, 28

     

§ 16 Д/з № 13

39

 

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 28

   

Разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя.

Отладка алгоритма.

Выполнение алгоритма.

Сохранение созданного алгоритма

§ 17 Д/з № 14

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

 

§ 29

     

§ 17,18,19 Д/з № 15 П/з № 14

41

 

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 29

   

Применение вспомогательных алгоритмов при написании программ управления учебным исполнителем.

§ 20 Д/з № 16

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

 

§ §26, 30

     

§ 20 П/з №15

43

 

Работа с циклами. Выполнение практического задания

§ 30

   

Применение циклов в управлении учебным исполнителем

§ 21 Д/з № 17

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

 

§ 31

     

§ 21 П/з № 16

45

 

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

§ 31

   

Применение ветвлений.

Применение метода последовательной детализации.

§ 22,23 Д/з № 18

46

 

Зачётное задание по алгоритмизации.

§ § 25 - 31

     

§ 24 П/з № 17

47

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

         

Тест № 3

Программное управление работой компьютера (12 ч. (5+7))

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

 

§ §32, 33

     

§ 25,26,27 Д/з № 19

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

 

§ §34, 35

     

§ 28 П/з № 18

50

 

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 35

   

Работа со встроенным редактором системы Турбо-Паскаль.

Компиляция программы.

Отладка программа и исправление ошибок.

Выполнение программы и просмотр 20.03результатов.

Тестирование программы.

Сохранение программы в файле.

Загрузка программы из файла

§ 29 Д/з № 20

51

Оператор ветвления

 

§ §36, 37

     

§ 29 П/з № 19

52

 

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

§ 38

   

Использование оператора ветвления.

Тестирование программы, использующей ветвления.

Программирование диалога с компьютером.

§ 30 Д/з № 21

53

Логические операции на Паскале

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций

§ §37, 38

   

Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления

§ 30 П/з № 20

54

Циклы на языке Паскаль

 

§ §39, 40

     

§ 31 Д/з № 22

55

 

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

§39

   

Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

Тестирование программ, использующих циклы.

Использование алгоритма Евклида при решении задач.

§ 31 П/з № 21

56

Одномерные массивы в Паскале

 

§ §41, 42

     

П/з № 22

57

 

Разработка программ обработки одномерных массивов

§ §41, 42

   

Разработка программ с использованием одномерных массивов.

Тестирование программ, использующих массивы.

Использование, формата вывода

Тест № 4

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

§ 43

   

Формирование массива случайных чисел.

Разработка программ с использованием алгоритма поиска числа в массиве.

 

59

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

 

§ 32 - 43

       

Информационные технологии и общество (4 ч.(4+0))

60

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

 

§ §44, 45

     

§ 44,45,7.1 Д/з № 29

61

История ЭВМ и ИКТ

 

§ 45 - 47

     

§ 46 , 47 Д/з № 30

62

Основы социальной информатики

 

§ §48, 49

     

§48, 49

63

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

 

§ 44 - 49

       

64

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

 

Учебник 9 кл.

       

65

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

 

Учебник 9 кл.

       

66

Резерв

           

67

Резерв

           

68

Резерв

           
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виду, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернет (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web – страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны

знать:

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверорв, клиентов, протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др:

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

уметь:

осуществлять обмен информацией с файл – сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

осуществлять

Информационное моделирование

Понятие модели: модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны:

знать:

что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;

какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

уметь:

приводить примеры натурных и информационных моделей;

ориентироваться в таблично-организационной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Хранение и обработка информации в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны:

знать:

что такое база данных, СУБД, информационная система;

что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

структуру команд поиска и сортировки в БД;

что такое логическая величина, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются;

уметь:

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовать поиск информации в БД;

сортировать записи в БД по ключу;

добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Табличные вычисления на компьютере

 

Двоичная система счисления. Представления чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа , формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манупулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны:

знать:

что такое электронная таблица и табличный процессор;

основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

основные функции (математические, статистические),используемые при записи формул в ЭТ;

графические возможности табличного процессора;

уметь:

открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление; вставка, сортировка;

получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

создавать электронную таблицу для несложных расчетов

Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм)

Учащиеся должны:

знать:

что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

в чем состоят основные свойства алгоритма;

способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов6 метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный метод)

уметь:

при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

пользоваться языком блок-схем. понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Программное управление работой компьютера

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка и тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны:

знать:

основные виды и типы величин;

назначение языков программирования;

что такое трансляция;

назначение систем программирования;

правила оформления программы на Паскале;

правила представления данных и операторов на Паскале;

последовательность выполнения программы в системе программирования.

уметь:

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны:

знать:

основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

историю способов записи чисел (систем счисления);

основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

в чем состоит проблема безопасности информации;

какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

уметь:

регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;

  1. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике

Используемый УМК:

  1. Семакин И.Г., и др. Информатика. Базовый курс. 7 -9 классы. – 2-ое изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 390 с.
  2. Задачник-практикум по информатике в 2-х томах, часть 1, 2: Учебное пособие для средней школы /Под редакцией И.Г. Семакина и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 295 с.
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страни

 

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Практическое задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сеть

Практическое задание №2 Тема: Электронная почта

Практическое задание №3 Тема: Internet и всемирная паутина

Практическое задание №4 Тема: Способы поиска в Internet

Практическое задание №5 Тема: Разработка Web-страницы

Практическое задание №6 Тема: Работа в Internet

Практическое задание №7 Тема: Численные эксперименты с демоверсиями моделей

Практическое задание №8 Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД

Практическое задание №9 Тема: Создание и заполнение БД

Практическое задание №10 Тема: Условия выбора и простые логические выражения

Практическое задание №11 Тема: Условия выбора и сложные логические выражения

Практическое задание №12 Тема: Сортировка, удаление и редактирование записей

Практическое задание №13 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №14 Тема: Просмотр и редактирование ЭТ

Практическое задание №15 Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация

Практическое задание №16 Тема: Логические функции

Практическое задание №17 Тема: Электронные таблицы и математическое моделирование

Практическое задание №18 Тема: Имитационные модели в электронной таблице

Практическое задание №19 Тема: Линейные вычислительные алгоритмы

Практическое задание №20 Тема: Знакомство с языком Паскаль

Практическое задание №21 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмах

Практическое задание №22 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером

Практическое задание №23 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмах

Практическое задание №24 Тема: Программирование циклов на Паскале

Практическое задание №25 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида

Практическое задание №26 Тема: Обработка массивов

Практическое задание №27 Тема: Обработка массивов на языке Паскаль

Практическое задание №28 Тема: Свойства и поведение объектов

Практическое задание №30 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве

Практическое задание №31 Тема: Сортировка элементов массива

Практическое задание №32 Тема: Датчик случайных чисел. Поиск элементов в массиве

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.