Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 22 August 2017 в группе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы религиозных культур и светской этики

(название образовательной области)

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

(предмет)

Баязитова Альмира Акрамовна

(Ф.И.О. учителя - разработчика)

4 «А» класс

(классы)

2017-2018 учебный год


 

Сургут, 2017

пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Основам мировых религиозных культур» для 4 класса составлена на основе: Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), Федерального Закона от 12.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от октября 2009 г. № 373», приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №20, примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, фундаментальному ядру содержания общего образования.

Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель : Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Задачи :

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристикаучебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Описание места учебного курса в учебном плане школы

На основании учебного плана МБОУ СОШ №20 на 2016-2017 учебный год на изучение курса Основы мировых религиозных культурв 4 классе отводится 34 ч в год – 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,

должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные:

-формирование основ российской гражданской идентичнос​ти, чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до​верия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального по​ведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав​ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни​ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно​му отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и зада​чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ​ления;

-формирование умений планировать, контролировать и оце​нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек​тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши​бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств ин​формационно-коммуникационных технологий для решения раз​личных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполне​ния учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав​нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при​чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж​дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен​тировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос​ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные:

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, по​нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно​сти России;

-осознание ценности нравственности и духовности в челове​ческой жизни.

 

Содержание учебного курса

Россия – наша Родина (2 ч.)

Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур

2. Культура и религия (28 ч.)

2.1.-2.28. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3. Творческие работы учащихся (4 ч.)

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2010.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

Экранно-звуковые пособия,передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к модулю «Основы мировых религиозных культур»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

8. Цифровые ресурсы:

http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153

http/fcior.edu.ru;

http://school-collection.edu.ru.

http://www.orkce.org/

http://www.orkce.org/method-cabinet

http://www.orkce.org/publishers

http://www.orkce.org/smi


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Использование ИКТ

Дата

Дата после корректировки

1

Россия - наша Родина

Урок открытия нового знания

Богатство России. Малая Родина.

Россия. родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы

комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Презентация «Россия – многонациональная страна »

   

2

Культура и религия

Урок открытия нового знания

культура и религия, первобытные верования

беседа, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Презентация «Культура и религия»

   

3

Культура и религия

Урок открытия нового знания

Древние религии, национальные религии. Иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Формулирование проблемы, поиск и сбор информации.

Презентация

«Памятники духовной культуры»

   

4

Возникновение религий

Урок открытия нового знания

Пантеон Многобожие Завет

 

Презентация

«Возникновение религий»

   

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Урок открытия нового знания

Мессия (Христос) Христианство Ислам Нирвана Ступы Буддизм

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Презентация «Основатели религий»

   

6

Священные книги религий мира

Урок открытия нового знания

Веды Авеста Типитака

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

Презентация «Священные книги религий мира»

   

7

Священные книги религий мира

Урок открытия нового знания

Канон Тора Библия Коран Пророки

выдвигать гипотезы и их обоснование, заполнение таблицы, подготовка

     

8

Хранители предания в религиях мира.

Урок открытия нового знания

Жрец Раввин Апостол Епископ Священник Диакон Иерархия Умма Имам Хафиз Сангха Лама

Устанавливать причинно-следственные связи, подготовка творческой беседы с членами семьи

Презентация «Хранители предания»

   

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Урок открытия нового знания

Судный день Молитва Таинства Намаз Мантра

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,

Презентация «Добро и зло»

   

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Урок открытия нового знания

Раскаяние. Совесть

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную

Презентация «Что значит быть добрым?»

   

11

Человек в религиозных традициях мира.

Урок открытия нового знания

Молитва, Крещение,Священное писание,намаз,мантра

определение общей цели и путей её достижения,

Презентация «Связь человека и Бога»

   

12

Священные сооружения

Урок открытия нового знания

Скиния, Синагога Церковь Алтарь Икона Фреска

умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос​ти

Экскурсия в Храм.

   

13

Священные сооружения

Урок открытия нового знания

Мечеть Минарет Ступа Пагода

Понимать значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества

Экскурсия в Мечеть

   

14

Искусство в религиозной культуре.

Урок открытия нового знания

Икона Каллиграфия Арабески

Первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий

     

15

Искусство в религиозной культуре.

Урок открытия нового знания

семисвечник, способы изображения Будды

Первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий

     

16

Творческие работы учащихся

Урок общей методологической направленности

редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала

формирование умений планировать, контролировать и оце​нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     

17

Презентация творческих работ учащихся

Урок общей методологической направленности

 

формирование умений планировать, контролировать и оце​нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     

18

История религий в России

 

Митрополия Патриарх Синод Протестанты

умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос​ти

     

19

История религий в России

Урок открытия нового знания

Митрополия Патриарх Синод Протестанты

 

Презентация педагога «Крещение Руси»

   

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок открытия нового знания

Ритуалы,Крещение,таинство Евхаристии,намаз, шаббат,мантры.

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

     

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок открытия нового знания

Ритуалы,Крещение,таинство Евхаристии,намаз, шаббат,мантры.

       

22

Паломничество и святыни

Урок открытия нового знания

Паломничество,Гроб Господень, хадж,

Стена Плача,накхор

       

23

Праздники и календари

Урок открытия нового знания

Песах, Шавуот, Суккот, Ханука,

Рождество, Пасха,

 

Экскурсия в Церковь

   

24

Праздники и календари

Урок открытия нового знания

Вознесение, Пятидесятница, Курбан –байрам, Ураза –байрам, Дончод, Сагаалган,

 

Экскурсия в Мечеть

   

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок открытия нового знания

Десять заповедей, пять моральных заповедей

       

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок открытия нового знания

Десять заповедей, пять моральных заповедей

 

Презентация педагога «Экскурсия в монастырь»

   

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Урок открытия нового знания

Милосердие, взаимопомощь

       

28

Семья

Урок открытия нового знания

Семья

 

ЕКОР Презентация «Венчание»

   

29

Долг, свобода, ответственность, труд

Урок открытия нового знания

Долг, свобода, ответственность, труд

       

30

Любовь и уважение к Отечеству

Урок открытия нового знания

Традиции, патриотизм, светская этика

 

ЕКОР Презентация «Семейный уклад»

   

31-32

Подготовка творческих проектов

Урок открытия нового знания

Подготовка творческих проектов по выбранным темам.

формирование умений планировать, контролировать и оце​нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Презентации, доклады

   

33

Презентация творческих проектов

Урок общей методологической направленности

Выступление обучающихся. «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

формирование умений планировать, контролировать и оце​нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     

34

Презентация творческих проектов

 

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня

определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек​тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши​бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

     


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации