Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы религиозных культур и светской этики
(название образовательной области)
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
(предмет)
Баязитова Альмира Акрамовна
(Ф.И.О. учителя - разработчика)
4 «А» класс
(классы)
2017-2018 учебный год
Сургут, 2017
пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам мировых религиозных культур» для 4 класса составлена на основе: Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), Федерального Закона от 12.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от октября 2009 г. № 373», приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №20, примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, фундаментальному ядру содержания общего образования.
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель : Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи :
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристикаучебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
На основании учебного плана МБОУ СОШ №20 на 2016-2017 учебный год на изучение курса Основы мировых религиозных культурв 4 классе отводится 34 ч в год – 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Россия – наша Родина (2 ч.)
Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур
2. Культура и религия (28 ч.)
2.1.-2.28. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3. Творческие работы учащихся (4 ч.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2010.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
Экранно-звуковые пособия,передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- электронное пособие к модулю «Основы мировых религиозных культур»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
8. Цифровые ресурсы:
http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153
http/fcior.edu.ru;
http://school-collection.edu.ru.
http://www.orkce.org/
http://www.orkce.org/method-cabinet
http://www.orkce.org/publishers
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Характеристика деятельности учащихся |
Использование ИКТ |
Дата |
Дата после корректировки |
1 |
Россия - наша Родина |
Урок открытия нового знания |
Богатство России. Малая Родина. Россия. родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы |
комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Презентация «Россия – многонациональная страна » |
||
2 |
Культура и религия |
Урок открытия нового знания |
культура и религия, первобытные верования |
беседа, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Презентация «Культура и религия» |
||
3 |
Культура и религия |
Урок открытия нового знания |
Древние религии, национальные религии. Иудаизм, христианство, ислам, буддизм. |
Формулирование проблемы, поиск и сбор информации. |
Презентация «Памятники духовной культуры» |
||
4 |
Возникновение религий |
Урок открытия нового знания |
Пантеон Многобожие Завет |
Презентация «Возникновение религий» |
|||
5 |
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. |
Урок открытия нового знания |
Мессия (Христос) Христианство Ислам Нирвана Ступы Буддизм |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Презентация «Основатели религий» |
||
6 |
Священные книги религий мира |
Урок открытия нового знания |
Веды Авеста Типитака |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, |
Презентация «Священные книги религий мира» |
||
7 |
Священные книги религий мира |
Урок открытия нового знания |
Канон Тора Библия Коран Пророки |
выдвигать гипотезы и их обоснование, заполнение таблицы, подготовка |
|||
8 |
Хранители предания в религиях мира. |
Урок открытия нового знания |
Жрец Раввин Апостол Епископ Священник Диакон Иерархия Умма Имам Хафиз Сангха Лама |
Устанавливать причинно-следственные связи, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Презентация «Хранители предания» |
||
9 |
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. |
Урок открытия нового знания |
Судный день Молитва Таинства Намаз Мантра |
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, |
Презентация «Добро и зло» |
||
10 |
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. |
Урок открытия нового знания |
Раскаяние. Совесть |
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную |
Презентация «Что значит быть добрым?» |
||
11 |
Человек в религиозных традициях мира. |
Урок открытия нового знания |
Молитва, Крещение,Священное писание,намаз,мантра |
определение общей цели и путей её достижения, |
Презентация «Связь человека и Бога» |
||
12 |
Священные сооружения |
Урок открытия нового знания |
Скиния, Синагога Церковь Алтарь Икона Фреска |
умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности |
Экскурсия в Храм. |
||
13 |
Священные сооружения |
Урок открытия нового знания |
Мечеть Минарет Ступа Пагода |
Понимать значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества |
Экскурсия в Мечеть |
||
14 |
Искусство в религиозной культуре. |
Урок открытия нового знания |
Икона Каллиграфия Арабески |
Первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий |
|||
15 |
Искусство в религиозной культуре. |
Урок открытия нового знания |
семисвечник, способы изображения Будды |
Первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий |
|||
16 |
Творческие работы учащихся |
Урок общей методологической направленности |
редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала |
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
|||
17 |
Презентация творческих работ учащихся |
Урок общей методологической направленности |
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
||||
18 |
История религий в России |
Митрополия Патриарх Синод Протестанты |
умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности |
||||
19 |
История религий в России |
Урок открытия нового знания |
Митрополия Патриарх Синод Протестанты |
Презентация педагога «Крещение Руси» |
|||
20 |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
Урок открытия нового знания |
Ритуалы,Крещение,таинство Евхаристии,намаз, шаббат,мантры. |
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
|||
21 |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
Урок открытия нового знания |
Ритуалы,Крещение,таинство Евхаристии,намаз, шаббат,мантры. |
||||
22 |
Паломничество и святыни |
Урок открытия нового знания |
Паломничество,Гроб Господень, хадж, Стена Плача,накхор |
||||
23 |
Праздники и календари |
Урок открытия нового знания |
Песах, Шавуот, Суккот, Ханука, Рождество, Пасха, |
Экскурсия в Церковь |
|||
24 |
Праздники и календари |
Урок открытия нового знания |
Вознесение, Пятидесятница, Курбан –байрам, Ураза –байрам, Дончод, Сагаалган, |
Экскурсия в Мечеть |
|||
25 |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. |
Урок открытия нового знания |
Десять заповедей, пять моральных заповедей |
||||
26 |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. |
Урок открытия нового знания |
Десять заповедей, пять моральных заповедей |
Презентация педагога «Экскурсия в монастырь» |
|||
27 |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь |
Урок открытия нового знания |
Милосердие, взаимопомощь |
||||
28 |
Семья |
Урок открытия нового знания |
Семья |
ЕКОР Презентация «Венчание» |
|||
29 |
Долг, свобода, ответственность, труд |
Урок открытия нового знания |
Долг, свобода, ответственность, труд |
||||
30 |
Любовь и уважение к Отечеству |
Урок открытия нового знания |
Традиции, патриотизм, светская этика |
ЕКОР Презентация «Семейный уклад» |
|||
31-32 |
Подготовка творческих проектов |
Урок открытия нового знания |
Подготовка творческих проектов по выбранным темам. |
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
Презентации, доклады |
||
33 |
Презентация творческих проектов |
Урок общей методологической направленности |
Выступление обучающихся. «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. |
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
|||
34 |
Презентация творческих проектов |
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня |
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; |