Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку «Сочинения разных жанров» в 9 классе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждаю. Директор школы(____) Васильева К.В.
Протокол № 08.2021года. Приказ № .08.2021года.
Рабочая программа
по подготовке к ОГЭ
по русскому языку «Сочинения разных жанров» в 9 классе
Количество часов: 34. Уровень базовый.
Учитель: Шаринская Е.В.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», 2020 год.
В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Сочинения разных жанров» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цель курса:
подготовить учащихся к ОГЭ;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
Перед учениками ставится ряд задач:
Знать нормы русского литературного языка.
Орфографические и пунктуационные правила русского языка
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Писать сочинения по заданным текстам.
Писать сжатое изложение
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
Орфографические и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Методическое обеспечение.
И.П. Васильева, Ю.Н. Гостева «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2017». Издательство «Экзамен», 2016.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | Дата план | Дата факт | |||
1 | Требования к написанию сжатого изложения | 1 | Изучить критерии оценивания сжатого изложения. Научиться воспринимать текст, основное содержание текста | Работа с текстом | | | |||
2 | Основные приемы компрессии текста | 1 | Изучить приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. | Работа с текстом | | | |||
3 | Техника написания сжатого изложения | 1 | Изучить приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом | Работа с текстом | | | |||
4 | Сжатое изложение | 1 | Научиться писать сжатое изложение | Сжатое изложение | | | |||
5 | Анализ изложения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | | | |||
6 | Требования к написанию сочинения-рассуждения | 1 | Изучить критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,структуру данного вида работы | Работа с текстом | | | |||
7 | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | Запомнить алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации | Работа с текстом | | | |||
8 | Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | Запомнить алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с текстом | Работа с текстом | | | |||
9 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | Научиться написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | | | |||
10 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | | | |||
11 | Интерпретация фрагмента текста | 1 | Научиться информационной обработке текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Работа с текстом | | | |||
12-13 | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | 2 | Научиться технике написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом | Работа с текстом | | | |||
14 | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | 1 | Научиться сочинению-рассуждению: интерпретация фрагмента текста | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | | | |||
15 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | | | |||
16-17 | Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста | 2 | Научиться информационной обработке текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 | Работа с текстом | | | |||
18 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | 1 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | | | |||
19 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | | | |||
20 | Средства выразительности | 1 | Хорошо владеть лексикой, тропами и фигурами речи. | Выполнение тестовых заданий | | | |||
21 | Правописание приставок | 1 | Знать Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки | Выполнение тестовых заданий | | | |||
22 | Правописание Н-НН в словах разных частей речи | 1 | Знать правописание Н-НН в словах разных частей речи | Выполнение тестовых заданий | | | |||
23 | Характеристика русской лексики. Синонимы | 1 | Знать характеристику русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. | Выполнение тестовых заданий | | | |||
24 | Словосочетание | 1 | Знать словосочетание. Согласование, управление, примыкание | Выполнение тестовых заданий | | | |||
25 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | Знать предложение, грамматическую основу предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Выполнение тестовых заданий | | | |||
26-27 | Осложненное простое предложение | 2 | Знать обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения) | Выполнение тестовых заданий | | | |||
28 | Основные разряды вводных слов | 1 | Знать вводные конструкции. Основные разряды вводных слов | Выполнение тестовых заданий | | | |||
29-30 | Пунктуация и синтаксис сложного предложения | 2 | Знатьзнаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение | Выполнение тестовых заданий | | | |||
31 | Итоговое тестирование | 1 | Итоговое тестирование | Итоговое тестирование | | | |||
32 | Анализ итоговой работы | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | | | |||
33-34. | Повторение. | 1 |
|
| | |