Рабочая программа по факультативу «Подготовка к ОГЭ. Теория. Практика сочинений разных жанров» (9 класс)

5
0
Материал опубликован 18 January 2016 в группе

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы

учителей ___________ ______/ Иванов А.В. _________/Осипова Л.Г.

протокол №1

от 03_ сентября 2015г

Рабочая программа

По факультативу « Подготовка к ОГЭ. Теория. Практика сочинений разных жанров»

9 класс

Составитель: Крыс О.А.

Усть-Уда,

2015-2016 год

Пояснительная записка

Программа курса предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме, часть 3 которого выполняется на основе прочитанного текста и содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Как правило, именно эта часть экзамена вызывает наибольшие затруднения у выпускников как 9-х , так и 11-х классов.

Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» позволяет решить данную проблему. Он направлен как на углубление знаний о языке и речи (литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этике), полученных на уроках русского языка в 5-9 классах, так и на их практическое применение: развитие умения проводить самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных перед ним задач, умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, совершенствовать собственный текст.

Факультативный курс разработан на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М, Просвещение,1990), материалов курса по выбору Г.В.Кожевниковой «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» (сб. «Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007) и элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» (автор-составитель Л.А.Кобзарева, Волгоград: Издательство «Учитель», 2008).

Элективный курс рассчитан на 34 часов.

Тема

Кол-во часов

Основные понятия

Умения и навыки

Дата

1.

Основные цели и задачи курса Основные требования к творческой работе.

1 ч.

Критерии и нормы оценки творческой работы.

Уметь анализировать текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.

7.09

2.

Основные аспекты анализа текста.

2 ч.

Тема текста. Микротема. Абзац. Основная мысль. Ключевые слова

Определять тему текста, микротемы, выделять абзацы, определять основную мысль, находить ключевые слова, соотносить их с темой и основной мыслью.

14.09

21.09

3.

Основные образы текста. Типы речи. Стили текста

2 ч.

Образы, образ автора, описание, повествование, рассуждение, стили речи.

Находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи, стиль текста

28.09

5.10

4.

Лексика текста. Средства художественной выразительности.

2ч.

Фигуры речи и тропы.

Находить в тексте языковые средства выразительности, определять цель их использования в тексте.

12.10

19.10.

5.

Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приемы построения текста. Средства связи частей текста.

2 ч.

Вступление, заключение, композиция текста; приемы построения (сопоставление, противопоставление, …). Цепная связь. Параллельная связь. Средства связи.

Определять структуру текста, средства связи частей текста, соотносить вступление с заключением.

26.10

9.11

6.

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

2 ч.

Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы.

Создание письменного текста

16.11

30.11

7.

Рецензирование творческой работы

2 ч.

Критерии и нормы оценки творческой работы.

Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.

7.12

14.12

8

Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.

2 ч.

Вопросы-стимулы, картина, прием «маска», «ключевые слова»

Правильно определять тему и главную мысль; моделировать вступление.

21.12

28.12

9.

Способы выражение авторской позиции

2ч.

Прием «ниточка», комментированный пересказ, прием «Что делать?», прием «Оппонент»

Выражать свое отношение к поднимаемым проблемам

18.12

25.12

10.

Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении

2ч.

Выразительные средства языка

Понимать основные мысли автора текста. Выделять языковые средства, находить те из них, которые играют ключевую роль в развитии основной мысли текста

1.02

8.02.

11.

Способы моделирования заключительной части

2 ч.

Прием «отклик», прием «цитата», прием «ниточка»

Соотносить заключительную часть со вступление и главной мыслью текста

15.02

22.02

12-13.

Контрольное сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

2 ч.

Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы.

Создание письменного текста

29.02

7.03

14.

Рецензирование творческой работы

3 ч.

Критерии и нормы оценки творческой работы.

Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.

14.03

21.03

4.04.

15.

Предупреждение речевых ошибок, классификация, лексические ошибки, виды грамматических ошибок

2 ч.

Речевая норма. Речевые ошибки. Речевой недочет. Лексические ошибки. Грамматические ошибки (морфологические, синтаксические, логические).

Видеть ошибку, определять ее тип, редактировать текст

11.04

18.04.

16.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля

2 ч.

Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы.

Создание письменного текста

25.04

16.05

17.

Рецензирование творческой работы

Подведение итогов курса.

1 ч.

Критерии и нормы оценки творческой работы.

Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений.

23.05

Литература

Методические рекомендации Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». - М, Просвещение,1990

Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007

Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» 9 класс /автор-составитель Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учебн.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.

Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: метод.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.

Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уче.пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005.

Комментарии
Комментариев пока нет.