Рабочая программа по факультативу «Подготовка к ОГЭ. Теория. Практика сочинений разных жанров» (9 класс)
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
учителей ___________ ______/ Иванов А.В. _________/Осипова Л.Г.
протокол №1
от 03_ сентября 2015г
Рабочая программа
По факультативу « Подготовка к ОГЭ. Теория. Практика сочинений разных жанров»
9 класс
Составитель: Крыс О.А.
Усть-Уда,
2015-2016 год
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме, часть 3 которого выполняется на основе прочитанного текста и содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Как правило, именно эта часть экзамена вызывает наибольшие затруднения у выпускников как 9-х , так и 11-х классов.
Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» позволяет решить данную проблему. Он направлен как на углубление знаний о языке и речи (литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этике), полученных на уроках русского языка в 5-9 классах, так и на их практическое применение: развитие умения проводить самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных перед ним задач, умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, совершенствовать собственный текст.
Факультативный курс разработан на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М, Просвещение,1990), материалов курса по выбору Г.В.Кожевниковой «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» (сб. «Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007) и элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» (автор-составитель Л.А.Кобзарева, Волгоград: Издательство «Учитель», 2008).
Элективный курс рассчитан на 34 часов.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Умения и навыки |
Дата |
1. |
Основные цели и задачи курса Основные требования к творческой работе. |
1 ч. |
Критерии и нормы оценки творческой работы. |
Уметь анализировать текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. |
7.09 |
2. |
Основные аспекты анализа текста. |
2 ч. |
Тема текста. Микротема. Абзац. Основная мысль. Ключевые слова |
Определять тему текста, микротемы, выделять абзацы, определять основную мысль, находить ключевые слова, соотносить их с темой и основной мыслью. |
14.09 21.09 |
3. |
Основные образы текста. Типы речи. Стили текста |
2 ч. |
Образы, образ автора, описание, повествование, рассуждение, стили речи. |
Находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи, стиль текста |
28.09 5.10 |
4. |
Лексика текста. Средства художественной выразительности. |
2ч. |
Фигуры речи и тропы. |
Находить в тексте языковые средства выразительности, определять цель их использования в тексте. |
12.10 19.10. |
5. |
Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приемы построения текста. Средства связи частей текста. |
2 ч. |
Вступление, заключение, композиция текста; приемы построения (сопоставление, противопоставление, …). Цепная связь. Параллельная связь. Средства связи. |
Определять структуру текста, средства связи частей текста, соотносить вступление с заключением. |
26.10 9.11 |
6. |
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. |
2 ч. |
Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы. |
Создание письменного текста |
16.11 30.11 |
7. |
Рецензирование творческой работы |
2 ч. |
Критерии и нормы оценки творческой работы. |
Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. |
7.12 14.12 |
8 |
Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений. |
2 ч. |
Вопросы-стимулы, картина, прием «маска», «ключевые слова» |
Правильно определять тему и главную мысль; моделировать вступление. |
21.12 28.12 |
9. |
Способы выражение авторской позиции |
2ч. |
Прием «ниточка», комментированный пересказ, прием «Что делать?», прием «Оппонент» |
Выражать свое отношение к поднимаемым проблемам |
18.12 25.12 |
10. |
Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении |
2ч. |
Выразительные средства языка |
Понимать основные мысли автора текста. Выделять языковые средства, находить те из них, которые играют ключевую роль в развитии основной мысли текста |
1.02 8.02. |
11. |
Способы моделирования заключительной части |
2 ч. |
Прием «отклик», прием «цитата», прием «ниточка» |
Соотносить заключительную часть со вступление и главной мыслью текста |
15.02 22.02 |
12-13. |
Контрольное сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. |
2 ч. |
Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы. |
Создание письменного текста |
29.02 7.03 |
14. |
Рецензирование творческой работы |
3 ч. |
Критерии и нормы оценки творческой работы. |
Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. |
14.03 21.03 4.04. |
15. |
Предупреждение речевых ошибок, классификация, лексические ошибки, виды грамматических ошибок |
2 ч. |
Речевая норма. Речевые ошибки. Речевой недочет. Лексические ошибки. Грамматические ошибки (морфологические, синтаксические, логические). |
Видеть ошибку, определять ее тип, редактировать текст |
11.04 18.04. |
16. |
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля |
2 ч. |
Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы. |
Создание письменного текста |
25.04 16.05 |
17. |
Рецензирование творческой работы Подведение итогов курса. |
1 ч. |
Критерии и нормы оценки творческой работы. |
Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. |
23.05 |
Литература
Методические рекомендации Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». - М, Просвещение,1990
Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007
Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» 9 класс /автор-составитель Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учебн.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: метод.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уче.пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005.