Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 7 класса (коррекционная школа)

2
0
Материал опубликован 31 January 2021 в группе








Рабочая программа

по предмету: «Альтернативное чтение»

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»


7 класс




Составитель: Тошакова О.В.












2020 - 2021 учебный год







Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011 г.

Цель:

Формирование навыков коммуникативного поведения на основе средств вербальной и невербальной коммуникации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-знакомить с художественной литературой (потешек, стихотворения, сказок и т.п);

-формировать представления о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах;

-знакомить с жестово-образными и другими изобразительными средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

-формировать умение «читать» пиктограммы, изображения на картинках и картинах.

Коррекционно-развивающие:

-развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

-создавать условия для речевой активности учеников;

-формировать интерес к чтению как визуальному, так и аудиальному процессу;

-формировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать интерес к книге, желание «читать» .

Использование современных технологий:

-здоровьесберегающие;

-личностно-ориентированное обучение;

-игровые;

- информационно-коммуникационные;

-интерактивные практикумы.

Формы организации учебного процесса:

- игровая;

- предметно-практическая;

- трудовая и элементарная учебная деятельность;

- экскурсии


Общая характеристика учебного предмета «Альтернативное чтение»


Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»: - «чтение» изображений на картинках и картинах; - «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.); -«чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т.п.); -глобальное чтение; -чтение букв, цифр и других знаков; -чтение по слогам и т.п. Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Процесс «чтения» в широком его понимании очень важен для формирования у ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в рекомендованной последовательности «Альтернативному чтению» на основе работы со знаково-символической системой ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохраненные и нарушенные) функции учащихся. Это позволит учителю осуществлять коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся, то есть учить их вышеперечисленным видам «чтения», достигая, если возможно, чтения как можно большего количества слогов, слов, и фраз. При обучении «Альтернативному чтению» учащихся этой категории основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации. Темы уроков-занятий по обучению альтернативному чтению учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находят свое логическое продолжение в содержании других учебных предметов и в ходе реализации коррекционно-развивающей области образования. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой учащихся с умеренной умственной отсталостью.






Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:


1«Чтение» изображений на картинках, картинах и пик­тограммах.

2«Аудиальное чтение».

3Чтение букв и слов («глобальное чтение»).



Описание места учебного предмета в учебном плане


Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану образовательного учреждения и программе по курсу «Альтернативное чтение» 7 класс, исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю- 34 недели (68 часов в год).


I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

iV (8 недель)

Год (34 недели)

18

14

20

16

68




















Планируемые результаты освоения обучающимися программы


Личностные результаты

Метапредметные,предметные результаты

Радость учащихся при встрече с книгой.

«Чтение» (просматривание) книг, изображений, пиктограмм, картин с интересом и увлечением.

Умение правильно обращаться с печатной литературой.

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять регулятивные способности в ходе обучающего процесса;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.



Метапредметные результаты

Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги, карточки, картинки, пиктограммы);

- умение осуществлять перенос и использовать полученные знания в повседневной жизни и в других видах деятельности;

- умение находить ответы на картинке и пиктограмме;

- умение работать в паре;

- умение следовать правилам поведения на уроке и перемене; знать свое место за столом и за партой.

-уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения;


Предметные результаты

Обучающиеся должны уметь:

«читать» жесты;

осмысливать простые изображения;

показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;

использовать систему знаков в социальном окружении;

устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;

выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;

выстраивать цепочку событий: узнать объект, выбрать графическое изображение, показать действие или жест.

слушать и узнавать музыкальные инструменты, разнообразные звуки.

Обучающиеся должны знать:

членов своей семьи и ближнего окружения;

части тела человека и животного;

обобщающие слова: игрушки, овощи, гигиенические принадлежности, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы;

содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр» К.Чуковского…

содержание подвижных игр, пальчиковых игр и потешек, артикуляционной гимнастики и сопровождающие их действия;

графические изображения: времени года, явлений природы и погоды





















Содержание программы по предмету

«Альтернативное чтение»




Разделы программы

Содержание программы

Кол-во часов

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пик­тограммах.

Создание учителем тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах, на уроках.

Знакомство с пиктограммами «собирать», «срывать»,поливать» .

Упражнения с пиктограммами: Покажи, что я назову «Найди одинаковые предметы», «Найди такой же предмет и проведи».

Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года.

Рассматривание собственных рельефных рисунков и рисунков, выполненных учителем по теме «Берёза».

«Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года, части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов к этим цветным фонам.

Игры с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и другие типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства (по их изображению и по упаковке), предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам, картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей), по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися предметов : медицинские процедуры, бытовые технических приборы, труд людей разных профессий и в разное время года. Обыгрывание с помощью наглядных объемных моделей.

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинете «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работав тетради по правилам дорожного движения (см. шестой класс). (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Разыгрывание совместно с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям с помощью учителя, который вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.

23

2

«Аудиальное чтение».

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех и четырех–ступенчатых инструкций, прослушивание стихов и сказок). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов.

Побуждение учащихся называть героев (показать на иллюстрациях) произведений. Обучение учащихся прослушивания, а затем и к самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры драматизации по прочитанному учителем тексту.


15

3

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

«Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками. Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией.

Знакомство учащихся с буквами Т, Д. (буквы размером 5 и 3 см вырезаны по контуру, нанесены рельефно на карточки, написаны на карточках).

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенную картинку: дождь, зима, снег, весна, лето и др.

Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н к этим же буквам в словах.

Упражнения на развитие фонематического восприятия:

Различение контрастных гласных ( [ и - у ], [ и - о ], [ а - у ], [э-у]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [ м - б ], [н-д]; по месту образования: [ п - т ], [ т - к ], [м-н]).

Узнавание букв в изученных словах (мама, папа, баба, Стул, стол, дом).

Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами.

Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в. слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина).

30

4

Итого


68




Календарно-тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение»



урока

Дата

план

Датафакт

Тема урока

Колич

часов

Содержание урока

Первое полугодие1 четверть – 18часов

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах» (10часов)

1

2





Работа с пиктографическими стендами «О еде, режиме дня, отдыхе»

2 часа

Работа с карточками, пиктограммами.

«Чтение» информации со стендов.

3

4





Знакомство с пиктограммами «собирать»,«срывать», «поливать»

2 часа

Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и т.п.

5



Чтение стихотворения «Дождик, дождик»».

1час

Внимательное слушание и обсуждение прослушанного произведения

Рисование осени, дождя.

6



Деревья в разное время года.

1час

Работа с карточками, пиктограммами.

Игра «С какого дерева листок?»

Рисование «Осенние листочки».

7

8







«Чтение» цветных пятен

2часа

Рассматривание картинок.

Определение по цвету времени года, части суток.

Д/и « День- ночь», «Когда это бывает?»

9

10






Игры с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «дождь»

2часа

«Чтение» пиктограмм. Упражнения «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку» и т.д.

Д.и.«Солнце и дождь» .«Выбери картинку».

«Аудиальное чтение»( 8часов)

11





Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц

1час

Аудиозапись «Голоса природы»

Коррекционно – развивающие игры и упражнения

Рисование губкой способом «примакивания» - «Дождь»






12



Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их

1час

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Узнавание звучания музыкальных инструментов.

13

14




Соотнесение музыкального инструмента с картинкой

2часа

Рассматривание картинок.

Узнавание музыкальных инструментов.

15



Слушание аудиокниг.  Сказка «Колобок»

1час

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев сказки «колобок »

Кукольный театр

Игра «Узнай героя»

16



Театрализованная игра «Три медведя».

1час

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев сказки «Тир медведя ».

Кукольный театр

Имитация движений, звукоподражание.

17



Слушание аудиокниг.  

1час

Прослушивание аудиозаписи.



По плану 17 часов

Проведено





Первое полугодие II четверть (14 часов)

Чтение букв и слов («глобальное чтение») (14часов)

18











Закрепление пройденного материала.

1 час

Отработка полученных знаний

19

20




«Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками


2 часа

Произнесение с разной силой голоса, интонацией

Соотнесение звука и буквы.

Узнавание и выделение знакомых букв в словах.

21





Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией


1 час

Произнесение с разной силой голоса, интонацией

Соотнесение звука и буквы.

Узнавание и выделение знакомых букв в словах

22


23




Знакомство с буквами Т, Д

2 часа

Работа на магнитной доске.

Выкладывание букв из палочек, шнуров, природного материала.

Узнавание буквТ, Д

24


25

26







Дидактические упражнения: «Найди букву среди картинок и цифр»


3 часа

Работа на магнитной доске.

Игры с буквами, карточками.

Упр. на соотнесение букв «Найди такую же»

Находить картинки с буквами среди других картинок.


27

28





«Чтение» слов по карточкам, прикреплённым к соответствующим предметам и картинкам


2 часа

Работа на магнитной доске.

«Чтение» на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение.

29

30






Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М. Т, Д, Н


2 часа

Работа на магнитной доске.

Игры с буквами, карточками.

Упр. на соотнесение букв «Найди такую же»

31






Чтение слов и накладывание (подкладывание) карточки к соответствующему слогу в слове с этим слогом

1 час

Работа с карточками.

Подкладывание слогов к соответствующему слогу в слове



По плану 14 часов



Проведено




Второе полугодие III четверть (20 часов)

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах» (13 часов)

32




Чтение слов и накладывание (подкладывание) карточки к соответствующему слогу в слове с этим слогом.

1 час

Работа с карточками.

Подкладывание слогов к соответствующему слогу в слове

33




Работа с пиктограммами.

1 час

Работа с пиктограммами.

34

35




«Чтение» журналов.

2 часа

Последовательное рассматривание журналов, обсуждение после просмотра журналов

36

37








Знакомство с лекарствами, находящимися в домашней аптечке, предметами труда врача.

2часа

Узнавание лекарства по их изображению на упаковке, предметов труда врача по игровым аналогам.

С/Р игра «Больница».

38




Игра «Посещение врача».

1час

Обыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных, объемных и плоскостных моделей.

39




Рассматривание сюжетно-бытовых картин: труд людей разных профессий в разное время года.

1 час

Рассматривание картинок.

Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и т.п.

40

41







Информационные, предупреждающие и запрещающие знаки.

2 часа

«Чтение» информационных.,

предупреждающих и запрещающих знаков.

42

43







Работа в тетради по правилам дорожного движения.

2 часа

«Чтение» сигналов трёх- и двухсекционного светофора

44






Разыгрывание сказки «Репка» с помощью персонажей пальчикового театра.

1 часа

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев сказки «Репка» на фланелеграфе.

Пальчиковый театр

Игра «Узнай героя»

«Аудиальное чтение» (7 часов)

45










Разыгрывание сказки «Репка» с помощью персонажей пальчикового театра.

1 час

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев сказки «Репка» на фланелеграфе.

Пальчиковый театр

Игра «Узнай героя»

46

47

48




Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы и др.

3 часа

Аудиозапись «Голоса природы»

Коррекционно – развивающие игры и упражнения

Рисование губкой способом «примакивания» - «Дождь»


49










Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их.

1 час

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Узнавание звучания музыкальных инструментов.


По плану 20 часов

Проведено




Второе полугодие 4 четверть – 16 часов

Чтение букв и слов («глобальное чтение») (16 часов)

51







Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их

1 час

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Узнавание звучания музыкальных инструментов.

52




Закрепление пройденного материала

1 час


53

54




«Чтение» беззвучной артикуляции гласных и их соотнесение с буквами

2 часа

Произнесение с разной силой голоса, интонацией

Соотнесение звука и буквы.

Узнавание и выделение знакомых букв в словах.

55

56





Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами

2 часа

Д/И «Узнай предмет»

Работа с карточками: Д/У «Найди слово».

Соотнесение знакомых слов с предметами.

57

58





Упражнения в соотнесении знакомых слов с картинками

2 часа

Д/И «Узнай картинку»

Работа с картинками: Д/У «Найди слово».

Соотнесение знакомых слов с картинками

59

60







Упражнения в соотнесении знакомых слов с пиктограммами


2 часа

Работа спиктограммами.: Д/У «Найди слово».

Соотнесение знакомых слов с пиктограммами.

61

62





Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог

2 часа

Соединение букв в слога, составление слогов из букв разрезной азбуки

63

64







Раскладывание карточек со словами на определенную картинку: дождь, зима, снег, весна, лето и др.

2 часа

Работа с карточками.

Раскладывание карточек со словами на определенную картинку

65

66







Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина)

Закрепление пройдённого материала

2 часа

Работа с карточками.

Выделение слогов в знакомых словах


По плану 16 часов

Проведено





Всего по плану 68 часов

Проведено








Курс имеет оценочную (5-балльную) систему прохождения материала.


Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Не оценивать

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

3

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого, по подражанию или по образцу.

4

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

5








Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.


Игрушки музыкальные: погремушки, колокольчик, бубен, барабан

Пиктограммы, фотографии детей, предметные картинки, карточки

Настольный театр, куклы

Мольберт, ширма, магнитная доска

Дидактическое пособие: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка»

Строительный материал- кубики

Игрушки: домашние животные, птица, дикие животные

Музыкальные игрушки, книжки

Ёмкость с сыпучим материалом: крупой (горох, фасоль, пшено), пуговицами

Тазы для воды, распылитель

Принадлежности гигиены

Сенсорная дорожка

Набор игрушек «Зоопарк»

Сборно – разборные игрушки: пирамидка, яйца «киндер сюрприза»

Заводные игрушки, часы

Природный материал

Муляжи овощей

Пазлы, разрезные картинки

Мягкие маленькие мячи

Мелки, маркеры

Коврики разной фактуры

Набор магнитов















Список литературы

Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.

Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.

Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.

Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996















19


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #346098 был удален 31 January 2021