Рабочая программа по профессиональному модулю (ПМ) ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предприниматель» МДК 06.01 Организация работы коллектива
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills
«Предпринимательство»
МДК 06.01. Организация работы коллектива
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
подготовки специалистов среднего звена
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г.Югорск, 2020
ОДОБРЕНА методическим объединением социально-экономических дисциплин Протокол №_1_ От «_31_» августа 2020г Председатель _________ Е.Ю.Костоусова | Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и результатов опроса работодателей. Заместитель директора по учебной работе ___________________ |
Разработчик:
Е.Ю.Костоусова, преподаватель высшей квалификационной категории, БУ «Югорский политехнический колледж»
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 15
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 16
Практическое занятие 15 Работа над презентацией «Наша команда и бизнес идея» 18
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 22
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 15
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 16
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предпринимательство» составлена на основе:
рекомендаций по формированию рабочих программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ И.М.Реморенко, (принятых и утвержденных на педагогическом совете Югорского политехнического колледжа от 25.11.2010г.),
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
Профессионального стандарта 08.002 «Бухгалтер», Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 года N 103н (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 года, регистрационный N 54154).
стандартов Ворлдскиллс Россия по компетенции «Предпринимательство».
Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по данному профессиональному модулю, входящему в профессиональный цикл.
Программа реализует вариативную часть основной профессиональной образовательной программы. Основание выбора вариатива, направлено на реализацию одной из четырех основных целей - дополнительная квалификация и подготовки к демонстрационному экзамену по компетенции «Предпринимательство».
Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации модуля – интерактивные, ИКТ - технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).
Программа предусматривает использование активных методов обучения, которые по своей природе предполагают реализацию личностного потенциала обучающихся, развитие комплекса предпринимательских способностей
Изучение данного модуля тесно связано с такими дисциплинами, как «Экономика организации», «Налоги», «Основы бухгалтерского учета», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Программа состоит из 4х МДК:
МДК 06.01. Организация работы коллектива
МДК 06.02. Маркетинговый анализ и планирование
МДК 06.03. Финансовые инструменты
МДК 06.04 Разработка бизнес плана
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящей в состав укрупнённой группы профессий 38.00.00 «Экономика и управление» на основе опроса работодателей.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области коммерции при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области коммерции при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: модуль входит в вариативную часть цикла профессиональных модулей
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в соответствии со Спецификацией стандарта компетенции Предпринимательство (WorldSkills Standards Specifications, WSSS) обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
знать и понимать:
Бизнес-план 4
● роль и значение бизнес-плана;
● методологию и процессы развития бизнес-идеи;
● методы оценки выполнимости бизнес-идеи;
● методы оценки устойчивости бизнес-идеи;
● коммуникационные приемы для представления бизнес-идеи людям, незнакомым с ней;
● важность выбора подходящего названия компании;
● процессы принятия решений для определения товаров и услуг, на продаже которых может основываться бизнес;
● методы определения круга потенциальных покупателей;
● методы удовлетворения потребности в выбранных товарах/услугах;
● как оценивать конкурентоспособность бизнес-идеи.
Целевая аудитория 2
● важность определения целевой аудитории бизнеса;
● определение целевой аудитории как определенной группы людей, на которых будет направлена реклама;
● способы определения целевой аудитории;
● методы анализа целевых аудиторий;
● характеристики клиентов, которых бизнес хочет привлечь в первую очередь;
● методы определения размера целевой аудитории;
● коммуникационные приемы для объяснения определения целевой аудитории.
Маркетинговое планирование 2
● различные маркетинговые стратегии;
● конкретные цели маркетинга;
● цели маркетингового планирования;
● тактики продвижения товаров/услуг на рынке;
● выбор времени для маркетинговых мероприятий;
● стоимость целенаправленных маркетинговых мер;
● 4 «P» (продукт, место, цена, продвижение) (product, place, price and promotion); ● взаимовлияние элементов 4 «P»;
● потребность в надлежащей формуле маркетинга для успешного бизнеса;
● влияние маркетинговых мероприятий на успех компании;
● важную роль рекламы;
● разнообразие рекламных стратегий;
● разнообразие рекламных средств;
● преимущества различных методов рекламы для конкретных товаров/услуг;
● недостатки различных методов рекламы для конкретных товаров/услуг;
● стоимость отдельных рекламных мероприятий;
● эффективность рекламных мероприятий в отношении целевых аудиторий компаний;
● эффективность каждого конкретного рекламного мероприятия;
● возможность аутсорсинга.
Устойчивое развитие 4
● преимущества устойчивого развития;
● необходимость кратко-, средне- и долгосрочных целей для устойчивого развития бизнеса;
● реализация стратегий развития бизнеса с разумным подходом к экологическим, социальным и экономическим факторам;
● условия появления этических проблем;
● осуществимость планов по устойчивому развитию бизнеса;
● актуальность планов по устойчивому развитию бизнеса;
● важность всеобъемлющего плана по устойчивому развитию бизнеса;
● необходимость специально разработанных планов по устойчивому развитию для отдельных направлений бизнеса;
● практическую сторону устойчивого развития бизнеса;
● важность устойчивого развития для всей компании и всех сотрудников.
Финансовые инструменты 3
●необходимость, методы и временные рамки финансового планирования;
● соответствие жизненных циклов бизнеса и используемых финансовых инструментов для его развития;
● варианты и сопутствующие риски привлечения средств для открытия бизнеса;
● финансовые механизмы государственной поддержки и поддержки от институтов развития;
● расчет затрат, связанных с запуском стартапа;
● иметь представление об издержках;
● реалистичный расчет цен на товары и услуги;
● расчет прибыли и убытков;
● расчет зарплат;
● расчет постоянных и переменных издержек;
● расчет объема продаж в соответствии с целевыми рынками;
● оценка финансового плана;
Организация работы коллектива 1
●важность постоянного профессионального роста;
● важность слаженной командной работы;
● сильные и слабые стороны каждого члена команды;
● перспективы для достижения успеха команды.
значение эффективного планирования и организации труда;
● положения техники безопасности и охраны труда, лучшие практики;
● важность поддержания рабочего места в порядке, принципы оценивания и техники обеспечения качества.
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен уметь:
Бизнес-план 4
● развивать идеи до бизнес-предложений;
● оценивать инновационность подхода в бизнесе и потенциал на рынке;
● оценивать риски, связанные с бизнесом;
● формировать и анализировать (сравнивать, соотносить) бизнес-концепции;
● предлагать идеи для дальнейшего развития бизнеса (в т.ч. в порядке диверсификации);
● применять методы принятия оптимальных решений;
● принимать в расчет экологический и социальный аспекты во время планирования и внедрения бизнес-модели;
● интегрировать экономические, экологические и социальные критерии в построение средне- и долгосрочных планов, тем самым обретая конкурентное преимущество;
● обосновывать и оценивать цели и ценности;
● с разными целями эффективно общаться с различными аудиториями;
● представлять (презентовать) идеи, дизайн, видения и решения разными способами (видео, плакаты и пр.).
Целевая аудитория 2
● оценить значение целевых аудиторий;
● распознавать различные целевые аудитории;
● анализировать целевые аудитории;
● определять целевые аудитории;
● применять методы принятия оптимальных решений, касающихся целевых аудиторий;
● описывать целевые аудитории для конкретных товаров/услуг;
● принимать в расчет ценности, присущие разным целевым аудиториям;
● оценивать размер целевой аудитории;
● анализировать точность описания целевых аудитория для различных товаров/услуг;
● эффективно общаться с разными аудиториями и с разной целью;
● обосновывать и оценивать описание целевых аудиторий.
Маркетинговое планирование 2
● пояснять значение маркетинга для бизнеса;
● принимать необходимые решения для реализации маркетинговых мероприятий;
● разрабатывать маркетинговый план для компании;
● принимать в расчет формулу 4 «P» для маркетинговых мероприятий;
● объяснять формулу 4 «P», применительно к определенных товарам и услугам;
● принимать в расчет взаимовлияние элементов формулы 4 «P»;
● понимать важную роль рекламы;
● оценивать разные средства рекламы;
● оценивать разные рекламные стратегии;
● видеть преимущества различных рекламных стратегий применительно к конкретным товарам и услугам;
● видеть преимущества различных средств рекламы применительно к конкретным товарам и услугам;
● видеть недостатки различных рекламных стратегий применительно к конкретным товарам и услугам;
● видеть недостатки различных средств рекламы применительно к конкретным товарам и услугам;
● рассчитывать стоимость рекламных мероприятий;
● оценивать эффективность рекламных мероприятий;
● обосновывать проведение определенных маркетинговых мероприятий;
● объяснять маркетинговые мероприятия разным аудиториям и с разной целью;
● обосновывать и оценивать выбор маркетинговых мероприятий.
Устойчивое развитие 4
● отдавать приоритет устойчивому развитию бизнеса;
● анализировать различные области устойчивого развития;
● оценивать важность экологической, социальной и экономической устойчивости;
● пояснять необходимость кратко-, средне- и долгосрочных целей для устойчивого развития бизнеса;
● оценивать важность и значение устойчивого развития бизнеса для будущих поколений;
● указывать на актуальность устойчивого развития для всей компании и всех сотрудников;
● обосновывать значение всеобъемлющего плана по устойчивому развитию бизнеса;
● реализовывать специально разработанные планы по устойчивому развитию в конкретных компаниях;
● оценивать практическую сторону устойчивого развития бизнеса;
● разрабатывать практические примеры для конкретных направлений бизнеса;
● оценивать эффективность устойчивого развития;
● объяснять меры по устойчивому развитию различным аудиториям и с разной целью;
● обосновывать и оценивать конкретные меры по устойчивому развитию;
● определять различные области устойчивого развития;
● описывать преимущества устойчивого развития;
● проводить оценку человеческих ресурсов, привлекаемых в проект (топ-менеджмент, команда, инвесторы/спонсоры, партнеры и др.);
● предусматривать возможность дальнейшего развития/варианты выхода из проекта;
● осуществлять мотивацию персонала/участников бизнеспроекта (не только финансовую);
● предлагать реализацию стратегий с разумным подходом к экологическим, социальным и экономическим факторам;
● обосновывать причины выбора конкретных организационных структур;
● использовать коммуникационные приемы для объяснения бизнес-процессов.
Финансовые инструменты 3
● разрабатывать финансовый план с использованием различных способов привлечения финансирования, соответствующих жизненному циклу компании;
● оценивать разные части финансового плана;
● рассчитывать затраты, связанные с запуском стартапа;
● определять временные рамки;
● принимать во внимание издержки;
● реалистично рассчитывать цены на товары и услуги;
● рассчитывать прибыль и убытки;
● вести расчеты, связанные с оплатой труда;
● рассчитывать постоянные и переменные издержки в бизнесе;
● анализировать возможные объемы продаж в соответствии с целевыми рынками;
● оценивать финансовые планы;
● объяснять расчеты финансового плана.
Организация работы коллектива 1
● инициировать и развивать сотрудничество на основе проектов;
● оценивать свои навыки проведения переговоров и убеждения;
● оценивать роль каждого человека;
● использовать методы принятия решений, опираясь на мнение команды;
● использовать современные технологии;
● поддерживать безопасную и здоровую рабочую обстановку, в соответствии с техникой безопасности и нормами охраны труда, и способствовать выполнению этих норм;
● пользоваться всем оборудованием в соответствии с техникой безопасности и инструкциями производителей;
● планировать работу и расставлять приоритеты для выполнения заданий в срок.
Специалист по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Специалист по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;
ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 182 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 182 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 162 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 0 часов;
учебной и производственной практики –0 часов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предпринимательство», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.5. | Принимать участие в составлении бизнес-плана; |
ПК 4.6. | Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков; |
ПК 4.7. | Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков. |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предпринимательство»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
ПК 4.5.- ПК4.7. ОК 01-ОК05, ОК09, ОК11 | МДК 06.01. Организация работы коллектива | 65 | 44 | 36 | 0 | 21 | 0 | 0 | 0 | |
ПК 4.5.- ПК4.7. ОК 01-ОК05, ОК09, ОК11 | МДК 06.02. Маркетинговый анализ и планирование | 60 | 42 | 40 | 0 | 18 | 0 | 0 | 0 | |
ПК 4.5.- ПК4.7. ОК 01-ОК05, ОК09, ОК11 | МДК 06.03. Финансовые инструменты | 55 | 40 | 40 | 0 | 15 | 0 | 0 | 0 | |
ПК 4.5.- ПК4.7. ОК 01-ОК05, ОК09, ОК11 | МДК 06.04 Разработка бизнес плана | 108 | 67 | 56 | 0 | 41 | 0 | 0 | 0 | |
| Производственная практика (по профилю специальности) | 0 | | 0 | ||||||
| Всего: | 288 | 193 | 172 | 0 | 95 | * | * | * |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предприниматель»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Финансы, налоги и налогообложение», «Маркетинг», лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- демонстрационная доска, проектор.
Оборудование лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:
- персональные компьютеры по количеству обучающихся;
- лицензионная компьютерная программа 1С: Предприятие 8.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)
Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 n 117-фз
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
Основные источники:
Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для СПО / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
Герасимов Б. И.Маркетинг: Учебное пособие / Герасимов Б. И., Жариков В. В., Жарикова М. В. - 2-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРАМ, 2016. - 320 с. (ЭБС «Инфра - М»)
Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Захарьин В.Р., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с. (ЭБС «Инфра-М»)
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2018. - 320 c.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 378 с. (ЭБС «Инфра-М»)
Дополнительные источники:
Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя : практ. пособие / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с.
Горина Г.А. Налогообложение торговых организаций: учебное пособие для студентов вузов/ Г.А.Горина .- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 143с
Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие/ Л.А Дробышева. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 г. - 150 с
Котлер Ф. Основы маркетинга. Учебник для ВУЗов – М.: Прогресс, 2006.
Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ В.П Климович. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 336с (Профессиональное образование)
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие. Е. К. Торосян, Л. П. Сажнева, Ж. Н. Зарубина https://books.ifmo.ru/file/pdf/1909.pdf
Интернет-ресурсы:
ОПОРА РОССИИ общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]:- http://www.opora.ru
Альянс Медиа AllMedia.Ru – Российский деловой медиапортал
Размещение новостей, пресс-релизов, мероприятий в изображениях [Электронный ресурс]:- http://www.allmedia.ru
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]:- https://siora.ru/
Национальный портал малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]:- www.hobiz.ru
Спецпроект 1000 идей для малого бизнеса [Электронный ресурс]:- http://www.1000ideas.ru
Портал начинающих предпринимателей [Электронный ресурс]:- http://www.smallbusiness.ru
Портал для начинающих новый бизнес [Электронный ресурс]:- http://www.probusinessplan.ru
Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]:- http://www.rcsme.ru
Корпорация МПС [Электронный ресурс]:- https://corpmsp.ru
Мой бизнес – государственная цифровая платформа поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]:- https://msp.economy.gov.ru
Официальный сайт Общества защиты прав потребителей [Электронный ресурс]:- http://www.ozpp.ru/
Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования», электронная библиотека[Электронный ресурс]:- https://grebennikon.ru/journal-3.html -
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При освоении программы профессионального модуля ПМ.06 Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предпринимательство» занятия по МДК могут проводиться рассредоточено или концентрировано.
Промежуточные консультации преподавателя – не большими группами – 10-12 обучающихся. Консультация предэкзаменационная – общая.
4.4. Спецификация учебно-методического комплекса (Методическое обеспечение профессионального модуля)
№ | Наименование | Количество | Тип носителя |
1. | Технологические карты | 15 | бумажный |
2. | Комплект для промежуточной аттестации | 15 | бумажный |
3. | Комплект для итоговой аттестации | 15 | бумажный |
4. | Пособие для интерактивной доски | 1 | электронный |
5. | Учебная программа | 1 | бумажный, электронный |
6. | Список литературы (основной, дополнительной, факультативной) | 1 | бумажный |
7. | Методические указания по изучению курса | 1 | бумажный |
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Руководители практики: представитель педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающий обучение по междисциплинарным курсам профессионального модуля Выполнение работ по компетенции WorldSkills «Предпринимательство».
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин: «Финансы, налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет».
Мастера: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана; | Демонстрация умений разработки бизнес плана, и защиты бизнес идеи | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведе-ния контрольных процедур, выявление и оценку рисков; | Демонстрация умений проведения расчета и анализа финансовых показателей и оценки рисков организации | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ПК 4.7. Проводить монито-ринг устранения менеджмен-том выявленных нарушений, недостатков и рисков. | Демонстрация умений проведения мониторинга, выявления и анализа рисков | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, экспертная оценка работ и документов обучающегося |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, экспертная оценка работ и документов обучающегося |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; | Использование актуальной нормативно-правовой документацию по специальности | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, экспертная оценка работ и документов обучающегося |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимо-действовать с колле-гами, руководством, клиентами; | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Организация работы коллектива и команды. Взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, экспертная оценка работ и документов обучающегося |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | Грамотное изложение устно и письменно своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке. Проявление толерантности в рабочем коллективе | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях экспертная оценка работ и документов обучающегося, личные беседы. |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; | Демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий; Адекватность оценки полученной информации с позиции ее своевременности достаточности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, экспертная оценка работ и документов обучающегося |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Демонстрация умений выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования | Открытые занятия (уроки, лекции, мастер-классы, деловые игры с участием специалистов финансового сектора, имеющих опыт преподавательской деятельности или выступ-лений перед аудиторией в образовательной организа-ции. Образовательные экскурсии к частным предпринимателям. Онлайн-встречи с экспертами финансового рынка Образовательные веб-квесты Движение «WorldSkills Russia». Компетенция «Предпринимательство» |
3