Рабочая программа по работе с несовершеннолетними и семьями СОП (начальная школа 1-4 класс)

0
0
Материал опубликован 30 September 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕРДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №157

ИНН 6660016061, КПП 667001001, ОКПО 47668627, ОГРН 1026604948160

620072, Россия, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 9а, тел./факс (343) 347-65-93





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ СОП
(начальная школа 1-4 класс)















Составитель:

педагог-психолог В.В. Колмакова





















Екатеринбург, 2021 г.





ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 

Муниципальное образование

______________________________________

Название программы

Программа по работе с несовершеннолетними и семьями СОП (начальная школа 1-4 класс)

Составитель программы

Педагог-психолог, Колмакова Валентина Владимировна

Цель

построение системы психолого-педагогической поддержки семей, находящихся в СОП. Помощь в их успешном социальном развитии и адаптации к современным условиям.

Задачи

защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;

провести диагностику семьи и анализ семейного воспитания

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;

организовать просветительскую работу среди родителей;

помочь семье найти внутренние ресурсы для выхода из социально опасного положения.

Сроки реализации программы

2021-2022г.

Основные направления программы

1. Диагностическое

2. Профилактическое

4. Просветительское

5. Коррекционно-развивающее

6. Консультативное

Принципы разработки и реализации программы

1. Принцип конфиденциальности

2. Принцип адресности

3. Принцип добровольности

4. Принцип законности

5. Принцип индивидуального подхода

6. Принцип комплексности

7. Принцип непрерывности

Ожидаемые результаты

Главная цель программы: нормализация детско-родительских отношений, возвращение (сохранение) ребенка в семье.

 



Вид программы

Программа по работе с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально-опасном положении по развитию коммуникативных и социальных навыков; личностной и эмоциональной сферы родителей и детей в целях повышения уровня социальной адаптации. Предназначенную для реализации в общеобразовательных учреждениях.

Актуальность.

Согласно Ламанне и Ридману (2012), семья - это институт, в котором человек делает первый шаг, получает первый опыт, первые радости и печали, а затем покидает семью и сталкивается с большим миром. Именно здесь ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой [6].

По статистике за 2017 год насчитывается более 67000 семей, находящихся в социально опасном положении (к такой категории относятся многодетные, малоимущие, молодые, неполные семьи), 60 % из которых дети [15]. И с каждым годом количество семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается. Основными внешними причинами являются изменение социально-экономического положения населения, низкий уровень жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.п. На этом фоне разрушается психологическая составляющая семейного микросоциума, меняется отношение родителей к детям, деформируется вaжная функция семьи: воспитание, дети убегают из домa, пополняют ряды бездомных и людей с пограничным социальным положением (увеличение такого явления как маргинализация), которые объединяются в асоциальные группы. Все это постепенно ведет к моральной и социальной деградации семьи в целом. Часто в семьях социально-психологические отклонения повторяются из поколения в поколение, дети таких семей психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений. Термин «общественно опасная ситуация» (СОП) все чаще звучит в устах специалистов различных специальностей и часто используется в средствах массовой информации.

Как следствие актуальность программы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы семей СОП в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Описание участников программы

Программа предназначена для психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей, оказавшихся в социально опасном положении (СОП).

Младшие школьники (2-3 класс): 8-10 лет

Родители младших школьников (как отцы, так и мамы)

Цели и задачи программы

Цель: построение системы психолого-педагогической поддержки семей, находящихся в СОП. Помощь в их успешном социальном развитии и адаптации к современным условиям.

При работе в данном направлении реализуются следующие задачи:

защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;

провести диагностику семьи и анализ семейного воспитания

провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;

организовать просветительскую работу среди родителей;

помочь семье найти внутренние ресурсы для выхода из социально опасного положения.

Методические основания

Послужила совокупность научных исследований отечественных и зарубежных исследователей:

концепция общества риска – У. Бек, М. Дуглас, А. Вилдавски

теоретические подходы к различным направлениям социальной работы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, С.И. Григорьева, В.Н. Гурова, В.И. Жукова, В.В. Зритнева, И.Г. Зайнышева, И.А. Липского, Ф. Масловой, А.В. Мудрика, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.

При составлении программы сопровождения семей СОП автор руководствовался следующими нормативно-правовыми документами:

Конституция РФ,

Семейный кодекс РФ,

Гражданский кодекс РФ,

Закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,

Закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

Устав МАОУ СОШ №157 и иные локальные акты образовательной организации.







Суть проводимого мероприятия

План психолого-педагогической работы с семьей,
находящейся в СОП.

Психологическая реабилитация:

1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)

2. Проведение консультаций специалистов – психолога, социального педагога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

3. Пропагандирование здорового образа жизни.

4. Создание положительного микроклимата в семье.

5. Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

Содержание

Программа рассчитана на 20 групповых встреч по 1 часу (2 часа в неделю). Занятия разделены на три блока: родители, дети, родители и дети. Присутствие на встречах обоих родителей является обязательным.

При групповой работе с детьми видно, что многие имеют схожие проблемы и испытывают одинаковую боль. Осознание того, что учащийся является частью общего, носит потенциальный психотерапевтический эффект.

Значимость групповой работы с родителями мы видим в особой социально - педагогической направленности всего курса занятий, которая предполагает не только осмысление участниками группы особенностей межличностных взаимоотношений, что даёт родителям возможность понять причины конфликтности ребёнка, но и стимулирует родителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители приобретают
знания о способах поведения в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребёнком, анализи­руют способы преодоления трудностей в общении с ребёнком. Потен­циальные возможности групповой работы с родителями подтверждают её значимость для гармонизации детско - родительских отношений.

Организационно и содержательно программа будет осуществляться в три основных этапа.

Формирование эмоционального отношения к занятию: установление контакта, для детей это коммуникативные и релаксационные игры, мотивирование на занятие, для родителей включает блок диагностики.

Основной этап. Данный этап включает обсуждение с членами семьи (родители, дети) темы занятия: роль мамы и папы, барьеры общения, агрессия, мои страхи и тд.

Заключительный этап. Подводится итог и рефлексия занятия, где в первую очередь рассматривается оценка достигнутых результатов. Форма может быть разная: арт-терапия, дискуссия, круглый стол и др.

Основные методы и формы, используемые при реализации программы: групповая работа с семьей, включающая диагностические методики, практические упражнения, игры, решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций множественных выборов, рефлексия, письменные

практики, арт-терапия.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Количество часов

Цель

1

Знакомство: тренинг для родителей и детей

1

гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение мамы и ребёнка через совместную игровую деятельность

2

Моя маленькая вселенная: дети

1

создание условий для самопознания и формирования позитивной “Я – концепции”

3

Особенности воспитания детей мамой и папой: родители

2

актуализация знаний о роли воспитания отца и матери

4

Обзывалка: дети

1

разрядка гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств

5

Типичные проблемы: тренинг для детей и родителей

1

способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

6

Агрессия детей и ее причины и предупреждение: родители

1

актуализация и расширение знаний родителей об агрессивном поведении детей.

7

Кто я? Какой я: дети

1

создать у учеников мотивацию на самопознание, способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

8

Маленькое приведение: тренинг для детей

1

научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

9

Эмоциональный интеллект: дети.

1

развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

10

Мое состояние: дети

1

нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

11

Барьеры общения: родители

1

обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

12

Я высказывание: родители

1

формирование «Я высказывание» - как один из способов конструктивного общения с ребенком

13

Сохранение психологического благополучия ребенка в семье: родители

1

изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка

14

Учет физиологических и психологических особенностей детей в их воспитании: родители

1

оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми.

15

Пропавшая улыбка: дети

1

осознание детьми особенностей взаимоотношений с родителями

16

Здоровье ваших детей: родители

1

показать необходимость соблюдения здорового образа жизни в семье.

17

Мы счастливая семья: тренинг для родителей и детей

1

установление доверительных отношений между родителями и детьми

18

Моя семья

1

благоприятное взаимодействие детей и родителей.

19

Азбука здоровья: дети

1

актуализация и расширение знаний младших школьников о путях сохранения своего здоровья, воспитание осознанной потребности к здоровому образу жизни.



Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Индивидуальные консультации психолог проводит в собственном кабинете, встречи с семьями – в учебном просторном кабинете. Перед каждым занятием пространство подстраивают под тему (правильная расстановка парт). Подготавливаются наборы карандашей, ватманы, отдельные распечатанные бланки методик и др.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, музыкальные колонки.



Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один год (2021-2022г).

Ознакомительный этап (сентябрь-октябрь 2021г). Психологическое консультирование родителей и детей, диагностическая работа. Постановка целей и задач психологического сопровождения, выявление проблемных факторов.

Коррекционно-развивающий этап (октябрь – декабрь 2021г). Проведение групповых занятий для родителей и детей (формы работы – тренинги, игровые занятия для детей, круглый-стол, дискуссия и др). Также остаются индивидуальные консультации с семьей. 2 часа в неделю.

Заключительный этап (январь-февраль 2022г). Рефлексия занятий, перспектива развития семьи. Проработка проблемных зон в детско-родительских отношениях в индивидуальном формате.

Этап поддержки (март-май 2022г). Консультационные часы с детьми раз в неделю. Наблюдение за детьми семьи СОП в учебное время. Консультации с родителями 2 раза в месяц.

Ожидаемые результаты

Прогнозируемый результат со стороны детей:

1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивных веществ у обучающихся.

2. Формирование у учащихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

3. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

4. Повышение уровня воспитанности детей, навыков общения и культуры поведения.

5. Снижение количества детей учетных категорий


Прогнозируемый результат со стороны родителей:

мотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем;

нормализация детско-родительских отношений, возвращение (сохранение) ребенка в семье.

ЛИТЕРАТУРА

Абдулазиз Расулев, Алишер Муродов Понятие неблагополучной семьи и ее социальная опасность // ОИИ. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-neblagopoluchnoy-semi-i-ee-sotsialnaya-opasnost (дата обращения: 11.08.2022).

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005.

Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с. - (Мозаика детского отдыха).

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Вачков Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2001. – 144 с.

Гафаров Тимур Хакимьянович, Куликова Юлия Сергеевна Tendencies in preventive work with families in a “risk group” and socially dangerous position in the” Centre of social help for family and children in Magnitogorsk” // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. №8 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendencies-in-preventive-work-with-families-in-a-risk-group-and-socially-dangerous-position-in-the-centre-of-social-help-for-family-and (дата обращения: 11.08.2022).

Дарвиш О.Б Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.

Макарова Л.И. Овощи, ягоды, фрукт - полезные продукты. //Педсовет. 2007. - №4. - С 12-14.

Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М. : Эксмо, 2008.

Немов : Учеб. Для студ. высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

Рогов книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

Степанов трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия»,1998.– 320 с.

Три ступеньки школьной жизни / авт.- сост.. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с.

Усевич И.Н Семья в социально опасном положении: практики социальной поддержки: дис. Свищева И.К соц.раб. наук: 39.03.02. - Белгород, 2018. - 60 с.

Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.

Фурманов И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий// Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. Мн.,2001.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (1-4 классы). Генезис – 2010

Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1996.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям: тренинговые программы – М., 2007.

Шулепова Н.А. Формула здоровья. //2004. - №6. - С 6-8.

Яковлева Е.Н. Дни здоровья. // Последний звонок. 2007. - №10. - С 3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации