Рабочая программа по технологии для начальной школы (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 12 October 2018

1.Пояснительная записка

Настоящая программа по технологии для I-IV классов создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с ООП НОО МКОУ лицей № 4 г. Россоши и авторской рабочими программами Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой (приказ от 01.09.2017 года № 200-общ.)

 

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.

Цели изучения технологии в начальной школе:

приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;

освоение продуктивной проектной деятельности;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

развивать духовно-нравственное учащихся;

освоить нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженного в материальной культуре;

развить эмоционально-ценностное отношение к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;

познакомить с современными профессиями;

формировать умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

развить способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;

воспитать толерантность к мнению и позиции других;

формировать целостную картину мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса, выполнения изделий в проектной деятельности;

развить познавательные мотивы инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

формировать мотивацию успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

развивать гармоничное понятийно-логическое и образно-художественное мышление в процессе реализации проекта;

развить творческий потенциал личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

развить знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение, творческое мышление;

формировать на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

обучить умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд;

приобщить к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

формировать умение переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда;

использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

научить работе с конструктором, формировать умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

формировать привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

формировать первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

формировать коммуникативные умения в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;

распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

формировать потребность в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

формировать потребность в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

«Технология» изучается в предметной области «Технология» на уровне начального общего образования.

На изучение предмета «Технология» отведено учебным планом по 1 часу в неделю в каждом классе.

Итого  отводится - 135 часов:

1 класс – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

2 класс – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)

3 класс – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)

4 класс – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)

 

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Контроль активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования:

 текущий контроль;

 контрольные задания в тестовой форме;

задание в тестовой форме;
карточки-задания;

пооперационный контроль;

проекты.

Используемые учебники и учебно-методические пособия:

Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Техногия» 1 класс. Учебник 5-е издание. – Москва « Просвещение»

Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Техногия» 2 класс. Учебник 6-е издание. – Москва « Просвещение»

Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Техногия» 3 класс. Учебник 6-е издание. – Москва « Просвещение»

Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева «Техногия» 4 класс. Учебник 6-е издание. – Москва « Просвещение»

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

В результате изучения в начальной школе учебного предмета «Технология» у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения учебного предмета

У ученика будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

Регулятивные УУД

У ученика будут сформированы:

умения принимать и сохранять учебную задачу;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

умение различать способ и результат действия;

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования:

Ученик получит возможность научиться:

получит начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества;

о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

получит начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

получит общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития

Ученик научится:

научится использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;

решать конструкторские, художественно-конструкторские и технологические задачи; заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Ученик получит возможность научиться:

первоначальному опыту использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности:

распределять роли руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

овладеть начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

получить первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научится искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

познакомится с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением;

приобретет первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами;

овладеет приемами поиска и использования информации, научится работать с доступными электронными ресурсами;

получит первоначальный опыт трудового самовоспитания: научится самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству;

будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Ученик научится:

иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Ученик получит возможность научиться:

уважительно относиться к труду людей; понимать культурно­историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Ученик научится:

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Ученик получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Ученик научится:

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно­-эстетической информации;

воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Ученик научится:

выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;

выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Ученик получит возможность научиться:

пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

3. Содержание учебного предмета «Технология»

1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность - цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.

Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влаг проницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение л-нии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами.

Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологи -ческих приемов их обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике ап -пликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

3. Конструирование и моделирование

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги склады -ванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление.

Неподвижное соединение деталей.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

2 класс (34 часа)

1. Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, са­мообслуживание

Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реали­зация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ре­месленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ре­месленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Тех­нологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной сре­ды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Со­ставление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных про­стых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, выставки.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инстру­ментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в ре­гионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное на­правление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на осно­ве натурального сырья.

Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обраще­ния с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контур­ная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).

Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных ин­струментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инстру­ментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: подвижное проволочное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование и моделирование

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винто­вой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назна­чению изделия.

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, на­звания, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов. Конструирование и моделирование транспортных средств по модели, простей­шему чертежу или эскизу.

4. Использование информационных технологий

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

3 класс (34 часа)

Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распространение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой), кружевами, тесьмой, бусинами.

Конструирование и моделирование

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием.).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Информационная среда, основные источник (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Првила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть интернет, видео, DVD).

4 класс (34 часа)

1.Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Преобразовательная деятельность человека в XX – начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современной технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных электроносителей (газа, нефти) промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно – компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения в начале ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн – анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц. Сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её варианты (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

3. Конструирование и моделирование

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско – технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ - начала ХХI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). ПрограммыWord, PowerPoint.

Содержание учебного предмета 1 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1

Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

7 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

4 часа

3

Конструирование и моделирование.

16 часов

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

6 часов

Итого – 33 часа

Содержание учебного предмета 2 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1

Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

11 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

13 часов

3

Конструирование и моделирование.

6 часов

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

4 часа

Итого – 34 часа

 

Содержание учебного предмета 3 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1

Информационная мастерская

5 часов

2

Мастерская скульптора.

5 часов

3

Мастерская рукодельниц.

8 часов

4

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора.

12 часов

5.

Мастерская кукольника.

4 часа

Итого – 34 часа

Содержание учебного предмета 4 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1

Основы культуры труда, самообслуживание

14 часов

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

8 часов

3

Конструирование и моделирование

5 часов

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

7 часов

Итого – 34 часа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.