Рабочая программа по литературному чтению (1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

1
0
Материал опубликован 4 June 2019

 

 

Павлодарский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Жердевская средней общеобразовательной школы №2»

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим Советом школы

Протокол № _1_

от «_27_»_августа 2017_г

 

Утверждена приказом

МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Приказ № _349_

от «_27_» _августа_2017____г

Директор _____/Г.С.Чернышова/

подпись

печать

 

Рабочая программа

по литературному чтению для 1 класса

 

 

Программа составлена на 2017-2018 учебный год

 

Учитель начальных классов

Коченихина Ирина Александровна

 

 

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

 

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

 

Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков) 92 часа, а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).40 часов

 

На изучение отводится 4 часа в неделю (из них каждую неделю 20 минут 1 раз в неделю на внеклассное чтение)

 

 

 

Содержание рабочей программы

1 Подготовительный период.(10 ч)

Слушание текста сказки, соотнесение иллюстраций с частями текста, пересказ содержания сказки, составление предложений на тему иллюстраций, соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста, озаглавливание текста, пересказ рассказа на основе его графической модели, составление ответов на вопросы учителя, выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

«Обучение грамоте (чтение) к концу подготовительного периода.

Обучающиеся научатся:

На слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных букв русского алфавита;

Составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

Правильно сидеть за партой.

2. Основной звукобуквенный период (80 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/ как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе словообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем - знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый гласный звук. Подбор слов с заданным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква - это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твёрдости/мягкости)

Согласные звуки /м, м*,н, н*, л, л*, р, р*, й*/ как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости/мягкости на письме при помощи гласных – «а, о, у, э, ы» для твёрдых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделение из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из квадратов (с апострофом) фиксируются мягкие, другим (без апострофа) – твёрдые звонкие.

Соотнесение отличительных признаков выделенных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком /й*/ на конце и середине слова (май, майка).

Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук /й*/ в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь».

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» - обозначать 2 звука в начале слова и после гласных звуков в середине и в конце слова.

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е».

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схемы слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё. ю. е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков на фоне уже дифференцированного признака (твёрдости-мягкости). Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв.

Упражнение в произношении минимальных пар слов: жар – шар и т.п.

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путём замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева - направо) слов-перевёртышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются эти звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук /й*/ после разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Обозначение на письме звука /й*/ с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю. я).

Звуковой анализ слов со звуком /й*/, обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком /й*/, перекодирование ей в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки /х, х*, ч*, щ*,ц/.

Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк), жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка); чк (ручка), чн (точный), чт (мачта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ. Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв.

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

«Обучение грамоте (чтение) к концу основного периода.

 

Обучающиеся научатся:

Различать звуки и буквы русского языка.

Различать гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды.

Определять на слух ударные и безударные гласные.

Делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью.

Определять согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику.

Обозначать звуки речи с помощью условных графических символов – создавать звуковую схему – модель слова.

Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически.

Обозначать звуки буквами и условными значками.

Читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.

Перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

Правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания.

Конструировать печатные буквы из элементов шаблонов.

Определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а так же слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения.

Членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически.

 

3. Заключительный период 2 ч

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трём его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего всё начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем всё завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

«Обучение грамоте (чтение) к концу заключительного периода.

 

Обучающиеся научатся:

Пользоваться при чтении графическими системами печатных букв русского алфавита.

Читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе.

Применять приёмы: слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Пересказывать отдельные части текста.

Озаглавливать прослушанный текст.

Анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте (чтение)»

Тексты «Азбуки», иллюстрированный и словесный материал, специально разработанные задания позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, что является приоритетным направлением содержания начального образования.

Личностные УУД

Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц им уже известны, а какие нет.

Смыслообразование – тексты, в которых обсуждаются серьёзные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Поиск и выделение необходимой информации

Работа с текстом и иллюстрациями:

перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек;

поиск нужных слов (работа на цветном фоне).

Универсальные логические действия

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

 

сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

анализ парных звонких - глухих звуков и моделей слов с этими звуками с целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких - глухих;

обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й´] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков; выяснение общих черт непарных согласных.

Подведение под понятие:

формирование понятия «звук» через анализ моделей;

поэтапное формирование понятия «парный звонкий - глухой согласный» через систему сопоставлений;

формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар на цветном фоне;

формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трёхъярусных схемах-моделях слов.

Установление причинно-следственных связей:

между разным звучание мягкого - твёрдого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имён, названий стран, городов, рек, кличек животных;

между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

 

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позицион­ные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркивани­ем случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с раз­ной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Чтение по ролям, чтение по цепочке.

Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и раз­вернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не по­вторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ но­вым содержанием.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и проза­ическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представле­ние о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практиче­ское освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выра­зительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружений рифмы.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и не­словесных средств — мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).

Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоцио­нального отношения к ним.

Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и марки­рованных отрывков из прозаических произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игро­вых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Круг чтения

Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скоро­говорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Тере­мок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»; С. Воронин «Необыкновенная ромашка»; Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»; Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»; Н. Друк «Сказка»; Б. Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию и изучаются в рамках внеклассного чтения. А также произведения тамбовского писателя А.М. Акулинина.

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения

 

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирова­ние, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми слова­ми, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:

находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»,находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содер­жание»;

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание осо­бенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), раз­личение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворе­ние, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скоро­говорку, закличку, небылицу;

находить средства художественной выразительности в тексте: (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицатель­ный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать сюжетно-композиционные особенности кумулм тивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;

обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ сказку и т. д.)

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисова­ние, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствий с особенностями текста;

читать художественное произведение (его фрагменты) по ро­лям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответ­ствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чув­ством, переживанием), выраженными в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация)?

находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хре­стоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раз­дел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между со­бой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаи­мопроверку выполненной работы;

выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

132 часа (92+40)

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Подготовительный период

10

2

Гласные звуки

12

3

Согласные сонорные звуки

11

4

Гласные звуки второго ряда

9

5

Парные звонкие согласные

12

6

Парные глухие согласные

9

7

Соотношение парных согласных звуков

6

8

Звук [й] после разделительных ъ и ь знаков

6

9

Непарные глухие согласные звуки

12

10

Упражнение в чтении

3

11

Заключительный период

2

12

Формирование навыков чтения

8

13

На огородах Бабы-яги

9

14

Пещера Эхо

6

15

На пути в Волшебный лес

2

16

Клумба с колокольчиками

3

17

В лесной школе

4

18

Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения

4

19

На выставке рисунков Юрия Васнецова

4

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

критерии выразительного чтения;

интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;

тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;

законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

уметь:

выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;

интонировать наизусть стихи;

отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;

читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элемен­тами чтения целыми словами небольших текстов со всеми бук­вами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при чтении. Иметь представление о художественном и научном текстах.

 

 

 

Литература и средства обучения

1. Учебная литература

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Тамбовские писатели — детям. Хрестоматия для чтения в 1-2 классах.

2.Методическая литература

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.

Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

3.Интернет -ресурсы

http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.fsu.mto.ru- Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ.

 

 

 

Календарно – тематический план

 

Чтение 1 кл

 

 

 

Дата

 

Тема урока

Письменная

контрольная

работа

1

 

Подготовительный период (10.ч)

Вводный урок. Знакомство с учебником.

 

2

 

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушки», беседа.

 

3

 

Текст, предложение, слово. Сказка «Колобок».

 

4

 

Текст, предложение, слово. Интонация.

Беседа по иллюстрациям «Как хлеб на стол пришёл».

 

5

 

Слова-предметы. Живые и неживые предметы. Работа с текстом «Доброе дело».

 

6

 

Структура и содержание текста «Попугай». Живые и неживые предметы.

 

7

 

Временная последовательность событий на основе текста «Неудачная прогулка».

 

8

 

Содержание и структура текста«Догадливая лягушка».

Слова-признаки.

 

9

 

Знакомство с повествовательным текстом «Зимние заботы». Звуки речевые и неречевые.

 

10

 

Знакомство с текстом-описанием «Наши гости». Слова-помощники.

 

11

 

Основной период (80 ч)

Гласные звуки (12 ч)

Звук /а/, буквы А, а. (изучение)

 

12

 

Звук /а/, буквы А, а. (закрепление)

 

13

 

Звук /о/, буквы О, о. (изучение)

 

14

 

Звук /о/, буквы О, о. (закрепление)

 

15

 

Звук /у/, буквы У, у. (изучение)

 

16

 

Звук /у/, буквы У, у. (закрепление)

 

17

 

Звук /э/, буквы Э, э. (изучение)

 

18

 

Звук /э/, буквы Э, э. Повторение.

 

19

 

Звук /ы/, буква ы. (изучение)

 

20

 

Звук /и/ - показатель мягкости предшествующих согласных. Буквы И, и.

 

21

 

Звук /и/, буквы И, и. Две работы буквы И.

 

22

 

Гласные звуки – ртораскрыватели: /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/. (повторение)

 

23

 

Согласные сонорные звуки (11 ч)

Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

 

24

 

Звуки /м/ /м*/, буквы М, м.

 

25

 

Упражнение в чтении слов с буквой М.

 

26

 

Звуки /н/ /н*/, буквы Н, н.

 

27

 

Повторение и обобщение /н/ /н*/ - /м/ /м*/.

 

28

 

Звуки /л/ /л*/, буквы Л, л.

 

29

 

Закрепление звуков /л/ /л*/, букв Л, л. Сравнение слов по звучанию и значению.

 

30

 

Звуки /р/ /р*/, буквы Р, Р.

 

31

 

Звуки /р/ /р*/, буквы Р, Р. Повторение.

 

32

 

Звук /й*/, буква Й, й

 

33

 

Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

 

34

 

Гласные звуки второго ряда

(9 ч)

Буквы Я, я в начале слова и перед гласной (2 звука).

 

35

 

Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного (1 звук).

 

36

 

Буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной (2 звука).

 

37

 

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного (1 звук).

 

38

 

Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной (2 звука).

 

39

 

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного (1 звук).

 

40

 

Буквы Е, е в начале слова и перед гласной (2 звука).

 

41

 

Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного (1 звук).

 

42

 

Буква Ь для обозначения мягкости согласных.

 

43

 

Парные звонкие согласные

(12 ч)

Звонкие звуки /д/, /д*/. Буквы Д д.

 

44

 

Работа с текстом.

 

45

 

Глухие согласные /т/ /т*/. Буквы Т т.

 

46

 

Повторение и обобщение /д/ /д*/ - /т/ /т*/. Работа с текстом «Енот».

 

47

 

Звонкие согласные /з/ /з*/. Буквы З з.

 

48

 

Отработка чтения. Загадка.

 

49

 

Глухие согласные /с/ /с*/. Буквы С с. Работа с текстом «Россия».

 

50

 

Соотношение звуков /с/ - /з/, /с*/ - /з*/. Работа с текстом «Сосна».

 

51

 

Звонкие согласные /г/ /г*/. Буквы Г г. Продолжение текста «Не дразни гусей».

 

52

 

Отработка умения работать с текстом «Дом гнома».

 

53

 

Глухие согласные /к/ /к*/. Буквы К к. Текст «Соседи Кондрата».

 

54

 

Сопоставление звуков /г/ - /к/, /г*/ - /к*/.

 

55

 

Парные глухие согласные

(9 ч)

Отработка чтения и работа с текстом «Зайка».

 

56

 

Звонкие согласные /в/ /в*/. Буквы В в.

 

57

 

Темп в стихотворении.

 

58

 

Глухие согласные /ф/ /ф*/. Буквы Ф ф.

 

59

 

Сопоставление звуков /в/ - /ф/, /в*/ - /ф*/.

 

60

 

Повторение и обобщение. Работа с текстом «Сон Фомы».

 

61

 

Звонкие согласные /б/ /б*/. Буквы Б б.

 

62

 

Отработка чтения.

 

63

 

Глухие согласные /п/ /п*/. Буквы П п.

 

64

 

Соотношение парных согласных звуков (6 ч)

Сопоставление звуков /б/ - /п/, /б*/ - /п*/.

 

65

 

Отработка чтения. Текст «Попугай».

 

66

 

Звонкий согласный /ж/ . Буквы Ж ж.

 

67

 

Отработка чтения.

 

68

 

Глухой согласный /ш/. Буквы Ш ш. Диалог.

 

69

 

Сопоставление звуков /ж/ - /ш/. Весёлые стихи.

 

70

 

Звук [й] после разделительных ъ и ь знаков (6 ч)

Разделительный Ь знак после согласных перед гласными Е, Я, Ё, Ю, И.

 

71

 

Звук /й*/ после разделительного Ь знака.

 

72

 

Чтение текстов с разделительным Ь знаком. «Моя семья».

 

73

 

Разделительный Ъ знак. Дразнилка.

 

74

 

Отработка чтения.

 

 

75

 

Работа с текстом «Капризы погоды».

 

76

 

Непарные глухие согласные звуки (12 ч)

Звуки /х/ /х*/. Буквы Х х.

 

77

 

Работа с текстом «Храбрый петух». Дразнилка.

 

78

 

Звук /ч*/. Буквы Ч ч.

 

79

 

Работа с текстом «Лесная школа».

 

80

 

Считалка, скороговорка, потешка, загадка.

 

81

 

Сочетания чк-чн. Отработка умения работы с текстом.

 

82

 

Звук /щ*/. Буквы Щ щ.

 

83

 

Отработка чтения и работы с текстом.

 

84

 

Тексты о природе. Сочетания ча-ща, чу-щу.

 

85

 

Приговорка, скороговорка.

 

86

 

Звук /ц/. Буквы Ц ц.

 

87

 

Написание Ы, И после Ц.

 

88

 

Упражнение в чтении (3 ч)

Отработка умения работы с текстом.

 

89

 

Отработка чтения и умения работы с текстом.

 

90

 

Народные приметы.

 

91

 

Заключительный период

(2 ч)

Отработка темпа чтения стихотворных произведений.

 

92

 

Знакомство с произведениями М. Бородицкой.

 

93

 

Формирование навыков чтения (8 ч)

Стихотворение А. Блока «Ветхая избушка».

 

94

 

А. Усачёв «Цыплёнок».

 

95

 

Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть».

 

96

 

Г. Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки».

 

97

 

Г. Граубин «Шишкопад».

 

98

 

Б. Заходер «Песня игрушек».

 

99

 

С. Маршак «ты буквы эти заучи». В. Берестов «Читалочка».

 

100

 

Алфавит.

 

101

 

На огородах Бабы-Яги (9 ч)

Волшебные помощники и предметы.

 

102

 

Законы докучной сказки.

 

103

 

Сочинение докучной сказки.

 

104

 

Секреты считалок.

 

105

 

Древние считалки.

 

106

 

Тайны загадок.

 

107

 

Как устроена загадка.

 

108

 

Заклички. Обращение к природе.

 

109

 

Трудности скороговорок.

 

110

 

Пещера Эхо (6 ч)

Хвосты слов.

 

111

 

Созвучные концы слов.

 

112

 

Рифма и смысл стихотворения.

 

113

 

Важность рифма и смысла стихотворения.

 

114

 

Шуточные стихи И. Пивоваровой, А. Дмитриева

 

115

 

Шуточные стихи Д. Ривза.

 

116

 

На пути в волшебный лес

(2 ч)

Сказка-цепочка.

 

117

 

Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки.

 

118

 

Клумба с колокольчиками (3 ч)

Звучащие стихи.

 

119

 

Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко».

 

120

 

Звукопись в поэзии и прозе. Усачёв «Буль-буль».

 

121

 

В лесной школе (4 ч)

Считалка, скороговорка или дразнилка?

 

122

 

Чувство юмора в поэзии.

 

123

 

Стихи про мальчиков и девочек.

 

124

 

Фантазия в литературе.

 

125

 

Тайна особого зрения (4 ч)

Особый взгляд на мир.

 

126

 

Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».

 

127

 

Что видит и слышит поэт. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла».

 

128

 

Прибаутка и небылица.

 

129

 

На выставке рисунков Ю. Васнецова (4 ч)

Дразнилка, прибаутка или небылица?

 

130

 

Искусство иллюстрации. Что видит художник?

 

131

 

Рифмующиеся слова и изображения.

 

132

 

Вступление в членство клуба «Ключ и заря».

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации