12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93196
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
19

Рабочая адаптированная программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, 3 класс

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

 

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

____________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

зам. дир. по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Приказ № _____

Маликова Н.А.

 

 

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

3 КЛАСС

на 2018 – 2019 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

 

Пояснительная записка Примерная адаптированная рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» . Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов Е.Д. Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром» для 3 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида. Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой «Русский язык» раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)» для 3 класса. (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Рабочая программа имеет целью направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным пред­метам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Задачи курса « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;

обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

обогащать словарный запас обучающихся.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный; экскурсии.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

Предметные результаты

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличи¬тельные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

ухаживать за одеждой и обувью;

поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.

Минимальный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

называть и с помощью характеризовать предметы и явления, срав¬нивать и классифицировать, устанавливать общие и отличи¬тельные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

с помощью высказываться по плану, употребляя простые рас¬пространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

с помощью ухаживать за одеждой и обувью;

с помощью поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внеш-нему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Повторение пройденного.

Учебно - методическое обеспечение.

1. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.Е. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс.- М.:«Аркти», 2003.

2. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи.

Часть I (1-2 классы). - М.: «Руссико», 1994.

3. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Русский язык. Программа для 0 -4 классов школ VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2005. - №31 (7).

4. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. – М.: 1982.

5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. – М.: «Школа – Пресс», 1994.

Печатные пособия, игры.

Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» для старшей и подготовительной групп детских садов.

Баранов И.Г. Развивающее лото «Окружающий мир».

Селин М.И. Набор картин «Игры для малышей».

Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 2 класс.

Игра «Логопедическое лото».

Комплект «Путешествие в мир растений».

И.Г.Баранов. Развивающее лото «Овощи, фрукты».

Плакат «Цветы».

Игра ботаническое лото «Зелёный друг».

Игра - лото «Ты откуда».

Игра - лото «большие и маленькие».

Комплект «Домашние животные».

Плакат «Животные леса».

Плакат «Дикие птицы».

Плакат «Домашние птицы».

Баранов И.Г. Развивающее лото «Одежда».

Баранов И.Г. Развивающее лото «Мой дом».

Плакат «Дорожные знаки».

Угра «Идём и едем». Комплект «Правила дорожного движения»

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Осенняя экскурсия.

 

1

Уметь составлять предложения, рассказ о наблюдениях в природе

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Составление рассказа о наблюдениях в природе

Беседа

2

Труд людей осенью.

 

1

знать, что «осень»- пора сбора урожая.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Составление предложений и рассказа по сюжетным и предметным картинкам, загадки о профессиях.

Беседа

3

Овощи: картофель, капуста.

 

1

Уметь составлять описательный рассказ

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Составление описательного рассказа по предметным картинкам.

Фронтальный опрос

4

Овощи: свёкла, горох.

 

1

Уметь составлять описательный рассказ

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Разучивание чистоговорок; составление описательного рассказа по картинкам.

 

5

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

 

1

Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Чтение стихотворений, загадок; работа с учебником.

 

6

Ягоды: малина, земляника.

 

1

Уметь дополнять высказывания товарищей

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Чтение стихотворений; работа в рабочих тетрадях.

Фронтальный опрос

7

Растения на клумбах: астры, ноготки.

   

Уметь составлять рассказ по плану

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Составление рассказа по плану

 

8

Золотая осень.

 

1

Уметь с помощью высказываться по плану, употребляя простые рас­пространенные предложения

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Составление рассказа по сюжетным картинкам

 

9

Лиственные деревья.

 

1

Уметь сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Работа с раздаточным материалом.

Фронтальный опрос

 

2 четверть

 

7

       

1

Сезонные изменения в природе.

 

1

Уметь различать сезонные изменения в природе

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Экскурсия

 

2

Транспорт. Наземный транспорт.

 

1

Знать разновидности транспорта

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Работа с раздаточным материалом

 

3

Посуда. Виды посуды.

 

1

Знать разновидности посуды

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Работа с демонстративным материалом

Практическая работа

4

Декабрь – первый месяц зимы (экскурсия)

 

1

Уметь наблюдать за природой.

осознание себя как ученика

Экскурсия

 

5

Одежда. Сезонная одежда.

 

1

Знать разновидности сезонной одежды

ценностное отношение к природе;

Работа с учебником

Беседа

6

Обувь и уход за ней. Виды обуви.

 

1

Знать разновидности обуви; уметь ухаживать за обувью.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Работа с раздаточным материалом; уход за своей обувью

Практическая работа

7

Зимние забавы детей.

   

Знать зимние игры.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

 
 

3 четверть

 

10

       

1

Зимующие птицы: снегирь, синица.

 

1

Знать зимующих птиц

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Составление описательного рассказа по предметным картинкам

 

2

Перелетные птицы: грач и скворец.

 

1

Знать перелетных птиц

Работать в коллективе

Работа с учебником

 

3

Домашние птицы: курица, утка

 

1

Знать домашних птиц

проявление готовности к самостоятельной жизни

Работа с карточками

 

4

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

 

1

Знать признаки зимы

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Экскурсия

Беседа

5

Февральские приметы

 

1

Знать народные приметы февраля

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем

Чтение народных примет, пословиц и поговорок

 

6

Зима – время года. Труд людей города и села зимой.

 

1

Уметь составлять рассказ по плану

проявление готовности к самостоятельной жизни

Составление рассказа по сюжетным картинкам

 

7

Домашние животные: коза, овца

 

1

Знать домашних животных

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Работа с учебником

Беседа

8

Дикие животные: ёж, медведь

 

1

Знать диких животных

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Чтение рассказов и стихов. Составление описательного рассказа.

 

9

Растения и животные весной. (экскурсия)

 

1

Уметь наблюдать за изменениями в природе

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Экскурсия

 

10

Март – весенний месяц.

 

1

Знать названия весенних месяцев.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем

Работа с календарем

Фронтальный опрос

 

4 четверть

 

9

       

1

Комнатные растения: герань, традесканция.

 

1

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Упражнения на память: «Запомни и раскрась картинку». работа с дидактическим материалом.

 

2

Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга.

 

1

Знать названия раннецветущих растений;

проявление готовности к самостоятельной жизни

Работа с учебником.

 

3

Насекомые: муравей.

 

1

Знать названия насекомых

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Упражнение на внимание: «Что изменилось». Работа с раскрасками.

 

4

Насекомые: муха.

 

1

Уметь отличать насекомых

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников.

Работа с раздаточным материалом; составление описательного рассказа по опорному плану.

 

5

Разнообразие животного мира. Охрана животных.

 

1

Знать правила охраны животных

Работать в коллективе

Работа с учебником

 

6

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

 

1

Уметь охранять окружающую среду

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик-ученик.

Беседа

7

Охрана здоровья. Мой организм и органы чувств и зрения

 

1

Знать названия органов

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций.

Фронтальный опрос

8

Органы слуха и обоняния.

 

1

Знать правила ухода за ушами

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций.

 

9

Орган осязания. Зубы.

   

Соблюдать правила личной гигиены.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе.

Беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций.

 
Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (1)

Родионова Татьяна, 02.08.18 в 10:36 1Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, обратите внимание, что в пояснительной записке, в начале, вы пишите о предмете "ручной труд"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.