Рабочая адаптированная основная образовательная программа по вариативному курсу «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (2 класс)
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» .
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдоровой «Развитие речи» для 2 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида. Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой «Русский язык» раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)» для 2 класса. (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой.
Рабочая программа имеет целью направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Задачи курса « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,
расширять и обогащать представление учащихся о непосредственно окружающем мире,
обогащать словарный запас учащихся;
повышать уровень познавательной и речевой деятельности учащихся на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности;
формировать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;
развивать у учащихся умение связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.). формировать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, природе;
выработка умений навыков безопасного поведения в реальной жизни;
овладение учащимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
экскурсии;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
- названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия изученных групп предметов.
Достаточный уровень:
- Называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. - Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. - Классифицировать предметы. Обозначать группы предметов обобщающим словом. - Участвовать в беседе. Правильно и полно отвечать на вопросы.
- Распознавать опасности и по возможности их избежать;
- Соблюдать основные правила перехода улицы, сигналы светофора и регулировщика;
- Соблюдать правила поведения в транспорте; правила поведения вблизи водоёмов;
- Основные правила противоположной безопасности;
- знать о бытовом травматизме и не допустить его.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
ОБЖ: Дорожные знаки. Разметка улиц и дорог. Светофоры. Пешеходы, движение группами. Правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях. Какие опасности могут возникать в повседневной жизни. Какие противозащитные мероприятия мы должны знать и как действовать при пожаре.
Школа, пришкольный участок .Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе.
Практическая работа: Сбор семян для подкормки птиц
Дом, квартира, домашний адрес . Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья . Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
ОБЖ: Как поступать при наличии конфликтов.
Одежда . Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Практическая работа по уходу за одеждой и обувью.
ОБЖ: Пользование предметами бытовой химии.
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Практические работы по посадке лука в ящики.
Фрукты .Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения . Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Практические работы за комнатными растениями.
Раннецветущие растения . Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
ОБЖ: Правила поведения в лесах, парках и скверах.
Домашние животные .Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные .Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение.
ОБЖ: Опасность бродячих животных.
Птицы.Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые . Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение.
Экскурсии в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
ОБЖ: Огонь – друг или враг.
Охрана здоровья . Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение пройденного.
ОБЖ: Что делать при микротравме. Как обработать ранку.
Учебно - методическое обеспечение.
1. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.Е. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс.- М.:«Аркти», 2003.
2. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи.
Часть I (1-2 классы). - М.: «Руссико», 1994.
3. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Русский язык. Программа для 0 -4 классов школ VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2005. - №31 (7).
4. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. – М.: 1982.
5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. – М.: «Школа – Пресс», 1994.
Печатные пособия, игры.
Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» для старшей и подготовительной групп детских садов.
Баранов И.Г. Развивающее лото «Окружающий мир».
Селин М.И. Набор картин «Игры для малышей».
Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 2 класс.
Игра «Логопедическое лото».
Комплект «Путешествие в мир растений».
И.Г.Баранов. Развивающее лото «Овощи, фрукты».
Плакат «Цветы».
Игра ботаническое лото «Зелёный друг».
Игра - лото «Ты откуда».
Игра - лото «большие и маленькие».
Комплект «Домашние животные».
Плакат «Животные леса».
Плакат «Дикие птицы».
Плакат «Домашние птицы».
Баранов И.Г. Развивающее лото «Одежда».
Баранов И.Г. Развивающее лото «Мой дом».
Плакат «Дорожные знаки».
Угра «Идём и едем». Комплект «Правила дорожного движения»
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Погода. Экскурсия в природу для наблюдения за погодой. |
1 |
Рассказывать об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Вести наблюдения за природой, делать обобщения. |
Беседа |
|
2 |
Школа, пришкольный участок. |
1 |
Участвовать в беседе. Называть предметы, правильно характеризовать их. Давать правильные, полные ответы на вопросы. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Составлять предложения с опорой на сюжетные картинки. |
Фронтальный опрос |
|
3 |
Экскурсия по школе, по школьному двору. |
1 |
Знать назначение классов и кабинетов в школе, библиотеки, мастерских. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Экскурсия по школе и пришкольному участку. |
Беседа |
|
4 |
Экскурсия к цветочной клумбе. ОБЖ. Дорожные знаки. |
1 |
Рассказывать об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Зарисовать цветочные клумбы, отгадать загадки про цветы. Повторить дорожные знаки. |
Экскурсия |
|
5 |
Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц. |
1 |
Наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе. |
Выполнить практическую работу. |
Практическая работа |
|
6 |
Дом, квартира, домашний адрес. |
1 |
Знать домашний адрес. |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Моделирование диалогов на основе иллюстраций. Ролевые игры по теме ситуации. |
Фронтальный опрос |
|
7 |
Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения: переход улицы на зелёный свет светофора. |
1 |
Знать правила перехода улицы. Участвовать в беседе. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
Беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя; |
||
8 |
Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье. |
1 |
Участвовать в беседе. Делать элементарные обобщения. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
Беседа на основе личного опыта, иллюстраций, выбор картинки, подходящей к предложению, произнесенному учителем. |
||
9 |
Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. |
1 |
Описывать основные параметры погоды по вопросам учителя и опорным словам. |
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений. |
Экскурсия |
|
2 четверть |
7 |
||||||
1 |
Одежда. Одежда для улицы и для дома. |
1 |
Знать названия одежды. Классифицировать одежду. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Знать обобщающее название изученной группе предметов. |
||
2 |
Одежда для мальчиков и для девочки. Уход за одеждой. |
1 |
Дифференцировать одежду для мальчиков и девочек; знать правила ухода за одеждой. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
Правильно осуществлять уход за одеждой . |
||
3 |
Практическая работа по уходу за одеждой и обувью. |
1 |
Знать правила ухода за одеждой и обувью; применять на практике полученные знания. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Правильно осуществлять уход за одеждой и обувью. |
||
4 |
Овощи. Морковь, репа, лук. Употребление в пищу. |
1 |
Знать названия овощей; дифференцировать овощи. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Называть изученные овощи, правильно характеризовать их. |
||
5 |
Практическая работа по выращиванию лука. |
1 |
Уметь применить полученные знания на практике по выращиванию лука. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; |
Выполнить практическую работу по выращиванию лука. |
||
6 |
Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. |
1 |
Составлять словосочетания, предложения, используя в речи новые слова. |
проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Описывать основные параметры погоды по вопросам учителя и опорным словам. |
||
7 |
ОБЖ. Пешеходы, движение группами. |
1 |
Знать правила дорожного движения. |
воспитание уважительного отношения к иному мнению; |
Ролевые игры по теме. |
||
3 четверть |
9 |
||||||
1 |
Фрукты. Лимон, апельсин. Употребление в пищу. |
1 |
Знакомство с обобщённым понятием «цитрусовые»; классифицировать овощи по группам. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
Игра "Волшебный мешочек". |
||
2 |
Овощи и фрукты. Сравнение. |
1 |
Различать овощи и фрукты; уметь их сравнивать. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
Упражнения на классификацию: «Разложи предметы по группам». Игра «Свари щи и компот». |
||
3 |
Деревья. Берёза, клён. |
1 |
Знать названия деревьев; уметь составлять описательный рассказ по опорным словам. |
принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; |
Упражнение на внимание: «Запомни все детали». |
||
4 |
Комнатные растения. Фикус, бегония. Уход за комнатными растениями. |
1 |
Знать правила ухода за комнатными растениями. |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Упражнения на память: «Запомни пары слов». |
||
5 |
Практическая работа. Уход за комнатными растениями. |
1 |
Уметь применять полученные знания по уходу за комнатными растениями. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Применять на практике полученные знания по теме. |
||
6 |
Раннецветущие растения. Медуница, мать - и - мачеха. |
1 |
Знать названия раннецветущих растений. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Упражнение на установление причинно – следственных связей: «Расставь серию сюжетных картинок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
||
7 |
Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. |
1 |
Знать признаки зимы; уметь делать обобщения; составлять предложения по сюжетным картинкам. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Делать наблюдения за: небом, землей, растениями, птицами, насекомыми, животными, трудом людей. Составлять рассказ по опорным словам по теме. |
||
8 |
ОБЖ. Правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях. |
1 |
Знать правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Ролевая игра по теме. |
||
9 |
Домашние животные. Кролик. |
1 |
Уметь составлять предложения, используя глагольную лексику. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе. |
Упражнение на узнавание: «Отгадай, кого я задумала?». Составление рассказа по плану. |
||
4 четверть |
8 |
||||||
1 |
Дикие животные. Заяц. |
1 |
Называть и характеризовать предмет, делать элементарные обобщения. |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
Упражнения на классификацию: «Разложи картинки на группы». Работа с раздаточным материалом. |
||
2 |
Домашние и дикие животные. Сравнение. |
1 |
Уметь сравнивать домашних и диких животных. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Игра" Назови малыша". Игра лото "Домашние и дикие животные" |
||
3 |
ОБЖ. Опасность бродячих животных. |
1 |
Знать правила поведения при встречи бродячими животными. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Ролевая игра по теме. |
||
4 |
Птицы. Ворона, воробей. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. |
1 |
Знать названия птиц; уметь различать их; знать, какую пользу приносят птицы людям. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Упражнения на память: «Запомни и раскрась картинку». работа с дидактическим материалом. |
||
5 |
Насекомые. Жук, бабочка. |
1 |
Уметь составлять описательный рассказ по картинкам. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Работа с раздаточным материалом; составление описательного рассказа по опорному плану. |
||
6 |
Птицы и насекомые. Сравнение. |
1 |
Знать названия птиц и насекомых, уметь дифференцировать их. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе. |
Упражнение на внимание: «Что изменилось». Работа с раскрасками. Работа с раздаточным материалом. |
||
7 |
Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и кожей. |
1 |
Знать названия частей тела человека; знать правила ухода за волосами и кожей. |
проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций. |
||
8 |
Повторение пройденного. ОБЖ. Что делать при микротравме. Как обработать ранку. |
1 |
Систематизировать знания по пройденным темам; Знать правила оказания первой помощи при микротравмах. |
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; |
Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик-ученик. Коллективное составление рассказа "Оказание помощи при микротравме". |