12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93168
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
13

Рабочая адаптированная основная образовательная программа по вариативному курсу «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», 2 класс

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.


Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» .

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдоровой «Развитие речи» для 2 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида. Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой «Русский язык» раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)» для 2 класса. (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой.

 Рабочая программа имеет целью направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным пред­метам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Задачи курса « Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»:

формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,

расширять и обогащать представление учащихся о непосредственно окружающем мире,

обогащать словарный запас учащихся; 

повышать уровень познавательной и речевой деятельности учащихся на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности;

формировать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;

развивать у учащихся умение связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.). формировать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, природе;

выработка умений навыков безопасного поведения в реальной жизни;

овладение учащимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

экскурсии;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

- составлять простые распространенные предложения, пра­вильно употребляя формы знакомых слов; использовать пред­логи и некоторые наречия;

- названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия изученных групп предметов.

Достаточный уровень:

- Называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. - Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. - Классифицировать предметы. Обозначать группы предметов обобщающим словом. - Участвовать в беседе. Правильно и полно отвечать на вопросы.

- Распознавать опасности и по возможности их избежать;

- Соблюдать основные правила перехода улицы, сигналы светофора и регулировщика;

- Соблюдать правила поведения в транспорте; правила поведения вблизи водоёмов;

- Основные правила противоположной безопасности;

- знать о бытовом травматизме и не допустить его.

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

 

Содержание курса

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличи­тельных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолода­ние, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололе­дица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, та­яние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цве­ты, цветение фруктовых деревьев.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.

ОБЖ: Дорожные знаки. Разметка улиц и дорог. Светофоры. Пешеходы, движение группами. Правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях. Какие опасности могут возникать в повседневной жизни. Какие противозащитные мероприятия мы должны знать и как действовать при пожаре.

Школа, пришкольный участок .Классы и кабинеты в шко­ле, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площад­ка, площадка для игр.

Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе.

Практическая работа: Сбор семян для подкормки птиц

Дом, квартира, домашний адрес . Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземно­му переходу и на зеленый свет светофора.

Семья . Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

ОБЖ: Как поступать при наличии конфликтов.

Одежда . Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, сви­тер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для маль­чика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытря­хивание, проветривание, хранение).

Практическая работа по уходу за одеждой и обувью.

ОБЖ: Пользование предметами бытовой химии.

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Практические работы по посадке лука в ящики.

Фрукты .Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения . Фикус, бегония или другие с ши­рокими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнат­ными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Практические работы за комнатными растениями.

Раннецветущие растения . Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

ОБЖ: Правила поведения в лесах, парках и скверах.

Домашние животные .Кролик. Основные части тела, пи­тание, способ передвижения.

Дикие животные .Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие животные. Сравнение.

ОБЖ: Опасность бродячих животных.

Птицы.Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу при­носят человеку.

Насекомые . Жук, бабочка. Узнавание и называние. Разли­чение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение.

Экскурсии в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насе­комых.

ОБЖ: Огонь – друг или враг.

Охрана здоровья . Части тела человека. Волосы, кожа, ног­ти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за ко­жей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ног­тей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Повторение пройденного.

ОБЖ: Что делать при микротравме. Как обработать ранку.
Учебно - методическое обеспечение.

1. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.Е. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс.- М.:«Аркти», 2003.

2. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи.

Часть I (1-2 классы). - М.: «Руссико», 1994.

3. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Русский язык. Программа для 0 -4 классов школ VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2005. - №31 (7).

4. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. – М.: 1982.

5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. – М.: «Школа – Пресс», 1994.

Печатные пособия, игры.

Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» для старшей и подготовительной групп детских садов.

Баранов И.Г. Развивающее лото «Окружающий мир».

Селин М.И. Набор картин «Игры для малышей».

Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 2 класс.

Игра «Логопедическое лото».

Комплект «Путешествие в мир растений».

И.Г.Баранов. Развивающее лото «Овощи, фрукты».

Плакат «Цветы».

Игра ботаническое лото «Зелёный друг».

Игра - лото «Ты откуда».

Игра - лото «большие и маленькие».

Комплект «Домашние животные».

Плакат «Животные леса».

Плакат «Дикие птицы».

Плакат «Домашние птицы».

Баранов И.Г. Развивающее лото «Одежда».

Баранов И.Г. Развивающее лото «Мой дом».

Плакат «Дорожные знаки».

Угра «Идём и едем». Комплект «Правила дорожного движения»

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Погода. Экскурсия в природу для наблюдения за погодой.

 

1

Рассказывать об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Вести наблюдения за природой, делать обобщения.

Беседа

2

Школа, пришкольный участок.

 

1

Участвовать в беседе. Называть предметы, правильно характеризовать их. Давать правильные, полные ответы на вопросы.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Составлять предложения с опорой на сюжетные картинки.

Фронтальный опрос

3

Экскурсия по школе, по школьному двору.

 

1

Знать назначение классов и кабинетов в школе, библиотеки, мастерских.

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Экскурсия по школе и пришкольному участку.

Беседа

4

Экскурсия к цветочной клумбе. ОБЖ. Дорожные знаки.

 

1

Рассказывать об изменениях в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Зарисовать цветочные клумбы, отгадать загадки про цветы. Повторить дорожные знаки.

Экскурсия

5

Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц.

 

1

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе.

Выполнить практическую работу.

Практическая работа

6

Дом, квартира, домашний адрес.

 

1

Знать домашний адрес.

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Моделирование диалогов на основе иллюстраций. Ролевые игры по теме ситуации.

Фронтальный опрос

7

Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения: переход улицы на зелёный свет светофора.

 

1

Знать правила перехода улицы. Участвовать в беседе.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя;

 

8

Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье.

 

1

Участвовать в беседе. Делать элементарные обобщения.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Беседа на основе личного опыта, иллюстраций, выбор картинки, подходящей к предложению, произнесенному учителем.

 

9

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой.

 

1

Описывать основные параметры погоды по вопросам учителя и опорным словам.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Работа с предметными и сюжетными картинками, составление словосочетаний и предложений.

Экскурсия

 

2 четверть

 

7

       

1

Одежда. Одежда для улицы и для дома.

 

1

Знать названия одежды. Классифицировать одежду.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Знать обобщающее название изученной группе предметов.

 

2

Одежда для мальчиков и для девочки. Уход за одеждой.

 

1

Дифференцировать одежду для мальчиков и девочек; знать правила ухода за одеждой.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Правильно осуществлять уход за одеждой .

 

3

Практическая работа по уходу за одеждой и обувью.

 

1

Знать правила ухода за одеждой и обувью; применять на практике полученные знания.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Правильно осуществлять уход за одеждой и обувью.

 

4

Овощи. Морковь, репа, лук. Употребление в пищу.

 

1

Знать названия овощей; дифференцировать овощи.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Называть изученные овощи, правильно характеризовать их.

 

5

Практическая работа по выращиванию лука.

 

1

Уметь применить полученные знания на практике по выращиванию лука.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Выполнить практическую работу по выращиванию лука.

 

6

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой.

 

1

Составлять словосочетания, предложения, используя в речи новые слова.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Описывать основные параметры погоды по вопросам учителя и опорным словам.

 

7

ОБЖ. Пешеходы, движение группами.

 

1

Знать правила дорожного движения.

воспитание уважительного отношения к иному мнению;

Ролевые игры по теме.

 
 

3 четверть

 

9

       

1

Фрукты. Лимон, апельсин. Употребление в пищу.

 

1

Знакомство с обобщённым понятием «цитрусовые»; классифицировать овощи по группам.

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Игра "Волшебный мешочек".

 

2

Овощи и фрукты. Сравнение.

 

1

Различать овощи и фрукты; уметь их сравнивать.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Упражнения на классификацию: «Разложи предметы по группам». Игра «Свари щи и компот».

 

3

Деревья. Берёза, клён.

 

1

Знать названия деревьев; уметь составлять описательный рассказ по опорным словам.

принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Упражнение на внимание: «Запомни все детали».

 

4

Комнатные растения. Фикус, бегония. Уход за комнатными растениями.

 

1

Знать правила ухода за комнатными растениями.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Упражнения на память: «Запомни пары слов».

 

5

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

 

1

Уметь применять полученные знания по уходу за комнатными растениями.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Применять на практике полученные знания по теме.

 

6

Раннецветущие растения. Медуница, мать - и - мачеха.

 

1

Знать названия раннецветущих растений.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Упражнение на установление причинно – следственных связей: «Расставь серию сюжетных картинок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 

7

Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой.

 

1

Знать признаки зимы; уметь делать обобщения; составлять предложения по сюжетным картинкам.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Делать наблюдения за: небом, землей, растениями, птицами, насекомыми, животными, трудом людей. Составлять рассказ по опорным словам по теме.

 

8

ОБЖ. Правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях.

 

1

Знать правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях.

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Ролевая игра по теме.

 

9

Домашние животные. Кролик.

 

1

Уметь составлять предложения, используя глагольную лексику.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе.

Упражнение на узнавание: «Отгадай, кого я задумала?». Составление рассказа по плану.

 
 

4 четверть

 

8

       

1

Дикие животные. Заяц.

 

1

Называть и характеризовать предмет, делать элементарные обобщения.

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Упражнения на классификацию: «Разложи картинки на группы». Работа с раздаточным материалом.

 

2

Домашние и дикие животные. Сравнение.

 

1

Уметь сравнивать домашних и диких животных.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Игра" Назови малыша". Игра лото "Домашние и дикие животные"

 

3

ОБЖ. Опасность бродячих животных.

 

1

Знать правила поведения при встречи бродячими животными.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Ролевая игра по теме.

 

4

Птицы. Ворона, воробей. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

 

1

Знать названия птиц; уметь различать их; знать, какую пользу приносят птицы людям.

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Упражнения на память: «Запомни и раскрась картинку». работа с дидактическим материалом.

 

5

Насекомые. Жук, бабочка.

 

1

Уметь составлять описательный рассказ по картинкам.

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Работа с раздаточным материалом; составление описательного рассказа по опорному плану.

 

6

Птицы и насекомые. Сравнение.

 

1

Знать названия птиц и насекомых, уметь дифференцировать их.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе.

Упражнение на внимание: «Что изменилось». Работа с раскрасками. Работа с раздаточным материалом.

 

7

Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и кожей.

 

1

Знать названия частей тела человека; знать правила ухода за волосами и кожей.

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций.

 

8

Повторение пройденного. ОБЖ. Что делать при микротравме. Как обработать ранку.

 

1

Систематизировать знания по пройденным темам;

Знать правила оказания первой помощи при микротравмах.

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик-ученик. Коллективное составление рассказа "Оказание помощи при микротравме".

 
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.