Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2024 – 2025 учебный год для детей 3-4 года обучения
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей группы № 2, обучающихся 3-4 год в дошкольном отделении КГБОУ ШИ 1 разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы дошкольного отделения и общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основные области развития детей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.10. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г.;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4 3648 – 20 от 28.09.2020 г. № 28 Москва «Об утверждении СанПиН»;
- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 г., рег. № 30038;
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013 г. № 1155 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистр.№ 30384.
1.2. Цели и задачи
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и развитии каждого ребенка.
2. Использовать и развивать остаточный слух у детей, и применять звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования на занятиях и в режимных моментах.
3. Осуществлять коррекционно-воспитательную работу с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей.
4. Развивать познавательную активность, способности детей, самостоятельность, стремление к активной деятельности и творчеству.
5. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
4. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
5. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
6. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной). В различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.
Программа включает в себя образовательная области:
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие (лепка, аппликация, рисование, конструирование, ручной труд).
Планирование деятельности и корректировка рабочей программы осуществляется на основе результатов диагностики уровня слухоречевого и психофизического развития детей, что дает возможность целенаправленно и последовательно, с учетом индивидуальных особенностей детей, осуществлять педагогический процесс.
Обязательным элементом каждого занятия является проведение физминутки. Она дает возможность отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
1.4. Возрастные особенности развития дошкольников
с нарушением слуха 5 – 7 лет
Физическое развитие.
Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Возникает потребность действовать совместно, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Активно совершенствуется техника выполнения основных движений. В 5-7 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки. Освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи. Они аккуратны во время еды. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие. К 5-7 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок лучше ориентируется в человеческих отношениях - способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. Дети способны целенаправленно управлять своим поведением. Происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме.
В игровой деятельности у детей присутствует полноценный развернутый сюжет. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций. Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам проявляется самостоятельность в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и др.).
Художественно-эстетическое развитие.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 7 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы.
Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету, форма. Усложняется конструирование.
Постройки могут включать большее количество деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу.
Дети страдают: двигательная расторможенность; малоподвижность; быстро истощаемы.
В моторном и физическом развитии дети отстают от слышащих сверстников по срокам и качеству формирования основных движений (равновесие, координация, осанка, походка, произвольные движения).
Отмечается: слабость речевого дыхания; быстрая утомляемость; неумение подражать движениям других.
Характеристика детей, посещающих группу
Общее количество детей в группе – 5 человек.
Из них 5 детей – инвалиды детства по слуху.
В группе 3 мальчика и 2 девочки.
4 ребенка имеют родителей с нарушениями слуха.
Диагностический состав данной группы разнороден по состоянию слуха и речи.
Планируемый результат освоения программы
Физическое развитие
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу. Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком). Владеет навыками поведения во время еды.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время.
Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
«Социально - коммуникативное развитие»
Эмоционально отзывчивый. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В повседневной жизни, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами.
Ориентируется в помещениях детского сада.
Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. Умеет разворачивать содержание игры.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая гендерные ориентации.
В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
«Речевое развитие»
Приближенно, устно-сопряженно и отраженно проговаривает слова и фразы: названия игрушек, продуктов питания, овощей, фруктов, одежды, частей тела, членов семьи, животных, посуды, мебели, транспорта, времен года, учебных принадлежностей, предметов гигиены, цвет, форму, величину.
Классифицирует предметы. Называет времена года, выделяет наиболее характерные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе.
Называет предметы и их изображения путем подкладывания к ним табличек.
Выражает свои просьбы, желания, вопросы в форме устной речи и показом соответствующей таблички, выбрав ее из нескольких.
«Художественно - эстетическое развитие»
Проявляет интерес к изобразительной деятельности.
Рисование.
Рисует с натуры, по представлению; сюжетные изображения.
Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
В декоративном рисовании и в рисовании по представлению подбирать цвета, узор располагать симметрично.
Быть доброжелательными при оценке работ товарищей.
Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы (скатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, сглаживание).
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создает изображения по мотивам народных игрушек.
Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги.
Умеет вырезать предмет круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной формы. Правильно держит ножницы.
Составляет из готовых геометрических форм, по указанию воспитателя, по собственному замыслу, знакомый предмет.
Подбирает сочетание цветов, характерное для данного сюжета времени года.
Умеет выразить словами, фразой (используя таблички) содержание изображения.
Конструктивно-модельная деятельность
Проявляет устойчивый интерес к различным видам конструирования.
Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, обозначает действия словами.
Создает постройки по рисунку.
Умеет работать в коллективе.
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.
Содержательный раздел рабочей программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Виды деятельности, технологии | Индивидуальный маршрут развития ребенка |
Социально-коммуникативное развитие Действия с предметами и игрушками, дидактическая, подвижная игры, сюжетно-ролевая игра. Познавательное развитие Наблюдение, игры; тематические выставки (по временам года и др.) Речевое развитие Чтение глобальное, обсуждение, рассматривание познавательных адаптированных книг. Художественно-эстетическое развитие Совместное изготовление: предметов для игр, макетов, украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; оформление выставок детского творчества. Физическое развитие Подвижные игры; игровые упражнения, сюжетные игры; физкультурные занятия, физкультминутки; фонетическая ритмика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений. | Деятельность детей в разнообразной, меняющейся, развивающей предметно-пространственной и игровой среде, в соответствии с тематическим планированием. | Деятельность: 1. Игровая деятельность. 2. Познавательно-исследовательская деятельность. 3. Коммуникативная деятельность. 4. Двигательная деятельность (овладение основными движениями). Технологии: 1.Фонетическая ритмика. 2. Глобальное чтение. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Динамическая пауза. | Дифференциация обучения, согласно которой к каждому ребенку предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности и направленности. |
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной программы дошкольного образования по областям.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы | Периодичность проведения | Длительность проведения | Сроки проведения |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; "Речевое развитие", «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие». | Наблюдение. Анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год (сентябрь, май) | 1 – 2 недели | Сентябрь Май |
Взаимодействие с семьей, социумом
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Направления работы с семьями воспитанников:
- информационно-аналитическое (изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка);
- познавательное (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста);
- наглядно-информационное (дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности).
- досуговое (совместные мероприятия позволяют родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом).
Основные формы взаимодействия с семьей
- анкетирование;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- оформление фотомонтажей и фотовыставок;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- родительские уголки;
- библиотека – передвижка;
- совместные проекты.
План по работе с родителями
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Организационное родительское собрание. Тема: «Основные направления воспитательно – образовательной и коррекционной работы с детьми 4 года обучения на 2023-2024 уч. год». 2. Опрос родителей (анкетирование, изучение образовательных потребностей родителей). 3. Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Золотая осень». 4. Консультация для родителей «Соблюдение режима в жизни ребёнка». |
Октябрь | 1.Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ» 2.Папка – передвижка: «Возрастные особенности детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста». 3.Выставка рисунков и поделок «Снова осень к нам пришла». 4.Субботник по благоустройству участка. 5.Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника. |
Ноябрь | 1.День открытых дверей для родителей. 2.Стенгазета «Моя мама». 3. Консультация «Роль семьи в воспитании детей». 4.Папка – передвижка «Развитие мелкой моторики». 5.Родительский час. |
Декабрь | 1.Мастер-класс для родителей «Изготовление новогодних игрушек». 2.Консультация: «Зимние забавы». 3.Консультация: «Как одеть ребенка на прогулку в зимнее время». 4.Выставка новогодних поделок, совместно изготовленных родителями с детьми. |
Январь | 1.Фото – выставка: «Елочка красавица». 2.Консультация «Помогаем ребенку осваивать роль школьника» 3.Родительский час. |
Февраль | 1.Выставка детских рисунков «Наша Армия». 2.Спортивный праздник: «Мама, папа, я – спортивная семья». 3.Родительский час. |
Март | 1.Неделя матери (выставка портретов). 2.Делаем с папой: «Подарок для мамы». 3.Беседа: «Соблюдение режима питания детей дошкольного возраста». 4. Родительский час. |
Апрель | 1.Консультация: «Ребёнок и дорога». 2.Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Любимые сказки». 3.Консультация: «Что читать ребенку дома? (адаптированные книги)». 4.Родительский час. |
Май | 1.Выставка детского рисунка «День Победы». 2.Участие в акции «Окна победы» 3.Трудовой десант (уборка территории, озеленение участка). 4. Итоговое родительское собрание «Будущий первоклассник». 5.Праздник «До свидания, выпускники». 6.Консультация: «Профилактика безопасности жизни детей в летний период». |
Планирование работы с детьми в группе
Учебный план образовательной деятельности
№ | Образовательные области | Учебные дисциплины | Число учебных часов в неделю |
1 | Физическое развитие | Физкультура | 3 |
2 | Художественно-эстетическое воспитание | Лепка/аппликация Рисование Ручной труд Конструирование | 4 |
Расписание занятий воспитателей 2 группы
3-4 год обучения
на 2023 – 2024 учебный год
Дни недели | Время | Вид занятия |
Понедельник Первая половина дня | 8:00 – 8:15 | Зарядка |
8:50 – 9:20 | Развитие речи | |
9:20 – 9:50 | Стимуляция речи через движения | |
10:40 – 11:10 | ФЭМП | |
11:10 – 12:00 | Прогулка | |
Вторая половина дня | 16:00 – 16:30 | Аппликация/лепка |
16:40 – 17:10 | Физическая культура | |
16:00 – 18:00 | Индивидуальные занятия | |
Вторник Первая половина дня | 8:00 – 8:15 | Зарядка |
9:00 – 11:00 | Индивидуальные занятия | |
9:20 – 9:50 | Музыкальная стимуляция речи | |
10:30 – 11:00 | Музыка | |
11:00 – 12:00 | Прогулка | |
Вторая половина дня | 16:00 – 16:30 | Ручной труд |
16:40 – 17:10 | Физическая культура | |
17:30 – 18:00 | Стимуляция речи через движения | |
Среда Первая половина дня | 9:00 – 9:20 | Развитие речи |
9:20 – 9:50 | Стимуляция речи через движения | |
10:00 – 10:30 | ФЭМП | |
10:40 – 11:10 | РСВ | |
11:10 – 12:00 | Прогулка | |
Вторая половина дня | 15:45 – 16:10 | Музыка |
16:00 – 16:30 | Музыкальная стимуляция речи | |
16:40 – 17:10 | Рисование | |
16:00 – 18:00 | Индивидуальные занятия | |
Четверг Первая половина дня | 8:00 – 8:15 | Зарядка |
9:00 – 11:00 | Индивидуальные занятия | |
9:20 – 9:50 | Музыкальная стимуляция речи | |
10:00 – 10:30 | Музыка | |
11:00 – 12:00 | Прогулка | |
Вторая половина дня | 15:40 – 16:10 | Психологическое занятие |
17:00 – 17:30 | Физическая культура | |
17:30 – 18:00 | Стимуляция речи через движения | |
Пятница Первая половина дня | 9:00 – 9:20 | Развитие речи |
9:20 – 9:50 | Стимуляция речи через движения | |
10:00 – 10:30 | Ознакомление с окружающим миром | |
10:40 – 11:10 | ФЭМП | |
11:10 – 12:00 | Прогулка | |
Вторая половина дня | 16:00 – 16:30 | Конструирование |
16:55 – 17:20 | Музыкальная стимуляция речи | |
16:00 – 18:00 | Индивидуальное занятие |
III. Организационный раздел рабочей программы
3.1. Режим дня
Режимные моменты | Время |
Подъем | 7.30 |
Утренняя гимнастика, утренний туалет, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа | 7.30 - 7.50 |
Совместная организованная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей | 7.50 - 8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10 - 9.35 |
Организованная образовательная деятельность | 8.45 - 10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, индивидуальная работа | 10.40 - 12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 - 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00 - 15.00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20 - 15.45 |
Организованная образовательная деятельность, совместная организованная деятельность взрослых и детей | 15.45 - 16.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.45 - 17.30 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.40 - 18.20 |
Самостоятельная деятельность детей, игры, индивидуальная работа | 18.20 - 19.00 |
2-й ужин | 19.00 - 19.15 |
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры | 19.20 - 19.30 |
Укладывание, ночной сон | 19.30 - 7.30 |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда в группе предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком с нарушенным слухом дошкольного детства. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Оборудование в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически оформленное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают, для данного возраста, развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда пригодна для совместной деятельности ребенка с взрослым и самостоятельной деятельности детей. Отвечает потребностям детского возраста, оснащена достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям.
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряженья;
книжный уголок;
зона для настольно-печатных игр;
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной;
игровой уголок (игрушки, строительный материал).
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
3.3. Прогулка. Организация и проведение прогулки
Прогулки дают большие возможности не только для оздоровления и закаливания детей, но и для обогащения ума впечатлениями, души - красотой и светом. Прогулка - событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. Через трудовые акции воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке. Использование игровых приемов, а также практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль.
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Перспективное планирование по организации и проведение прогулок
Задачи:
Укреплять физическое и психическое состояние и здоровье ребенка.
Способствовать развитию речи детей, формированию знаний об окружающем, явлениях природы, временах года.
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Развивать трудовые навыки.
Сентябрь
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.
Ветер. Как можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев и флажки.
Небо. Обратить внимание на небо. Отметить, какое оно - чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое.
Облака. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный - быстро; сравнить по цвету в солнечный и пасмурный день.
Дождь. Дожди идут часто. Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее - летний или осенний.
Осенние цветы. Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать).
Деревья и кустарники. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняются. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень ещё зелёная, а шиповник желтеет. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Привлечь детей к сбору семян в цветнике.
Дидактические игры
По экологическому развитию. «Найди листок, какой покажу»,
«Найди пару», «Узнай дерево по листочку»
По математическому развитию. «Какой листок», «Принеси столько листиков, сколько назову»
По ознакомлению с окружающим. «Что делает?», Какая это машина?»
По изобразительной деятельности. «Составь цветок», «Найди самый красивый листок», «Составь узор из листьев»
Подвижные игры
«Перебежки», «Самолёты», «Мы весёлые ребята»,
«Беги к тому, что назову», «Мой веселый, звонкий мяч», «Раздувайся мой шар»,
«Листопад», «Птички и кошка», «У медведя во бору»
Труд
Уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.
Сбор природного материала для поделок.
Октябрь
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Светит мало. Обратить внимание, где солнышко светит утром, куда садится вечером.
Ветер. Холодный. В ветреную погоду хорошо понаблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра предложить детям поиграть с вертушкой, султанчиками.
Небо. Пасмурное, серое.
Дождь. В дождливую погоду наблюдения из окна. Стекает вода, на дорожках лужи. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты).
Деревья и кустарники. «Листопад», «золотая осень». Длительные наблюдения за гроздьями рябины, деревьями. Как постепенно меняется окраска. Определить с какого дерева осыплется листва раньше, с каких долго не осыпаются.
Домашние животные. Кошка, собака. Закрепить название частей тела животного, как называют детёнышей.
Птицы. По возможности наблюдать за отлетом птиц. Наблюдение за зимующими птицами, их поведением, повадками.
Дидактические игры
«Узнай дерево по листочку», «Назови одним словом», «Найди листок».
«Листочки», «Листья разной формы», «Деревья на участке». «Чьи хвосты?»,
«Кто в домике живет?», «Выложи сам», «Нарисуй палочкой», «Выложи узор».
Подвижные игры
«Мыши водят хоровод», «Воробушки и автомобили», «День и ночь»,
«Птички летают», «Поезд», «Веселый воробей», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк».
Труд
Уборка мусора, сухих листьев. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы.
Ноябрь
Формы работы
Наблюдения
Солнце (только светит, но не греет).
Ветер. Дует сильный ветер. Ветер сдувает с листьев последние листочки. Определить сильный или слабый ветер.
Небо. Хмурое. Пасмурных дней больше, чем солнечных. Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми тучами
Дожди. Идут часто. Холодные.
Снег. Первый снег выпадает, но быстро тает. Обсудить с детьми, почему он тает. Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой.
Наблюдение за льдом. Лед прозрачный, холодный. Для этого провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.
Растения. Рассмотреть состояние деревьев, травы, цветников, отметить изменения в конце осени.
Животные. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке.
Птицы. Обратить внимание детей на сорок, воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь найти корм. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела.
Дидактические игры
«Найди дерево», «Какой ветер?», «Когда это бывает?»
«Кто во что одет», «Четвертый лишний».
«Выложи сам», «Составь узор», «Нарисуй».
Подвижные игры
«Догонялки», «Охотник и зайцы», «Котята и щенята», «Подбрось»
«Зайка беленький сидит», «Птички и кошка», «Зайка белый умывается».
Труд
Совместно с родителями готовить кормушки для птиц. Расчищаем дорожки от снега. Покормим птиц.
Декабрь
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет. Солнце все позже восходит и все раньше заходит.
Ветер. В ветреную погоду понаблюдать раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли.
Снег. Полюбоваться падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, почему снежинки на руке тают.
Лед. Познакомить детей со свойством воды превращаться в лёд и обратный процесс. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках).
Деревья. Показать, что у елочки (сосны) - зеленые иголочки (хвоя). Сравнить её с голой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму.
Животные. Показать детям гуляющую рядом собаку. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детёныши. Спросить, какое это животное: дикое или домашнее.
Птицы. Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетавших на участок. Объяснить как им холодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти корм. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
Дидактические игры
«Что сначала, что потом», «Слепи столько комков, сколько скажу», «Найди самый большой комок», «Какая погода?», «Времена года», «Когда это бывает?»
Подвижные игры
«Два Мороза», «Поезд», «День и ночь», «Дед Мороз», «Беги к тому, что назову».
Труд
Уборка участка от снега. Окапывание снегом деревьев. Изготовление снежных построек. Подкормка птиц.
Январь
Формы работы
Наблюдения
Солнце. В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (блестит). Холодно.
Ветер. Познакомить детей с новыми понятиями: метель, вьюга.
Снег. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад.
Птицы. Наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто, где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ.
Дидактические игры
«Слепи столько снежков, сколько скажу», «Какой формы?», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Зимняя одежда».
Подвижные игры
«Кто быстрее доедет до меня», «Поезд», «Два Мороза», «Снег кружится», «Собачка и воробей».
Труд
Уборка участка после снегопада. Подкормка птиц. Замораживание цветных льдинок.
Февраль
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Обратить внимание детей, что солнце редко появляется на небе.
Ветер. Продолжать знакомить детей с такими явлениями как метель вьюга.
Снег. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет.
Деревья. Продолжать наблюдать за деревьями. Во время снегопада обратить внимание детей на красоту запорошенных снегом деревьев.
Птицы. Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их повадками. Предложить последить за воробьями, посмотреть, где они живут.
Дидактические игры
«Четвертый лишний», «Найди самое высокое дерево», «Найди самую большую льдинку», «Чьи следы?», «Какая снежинка?», «Составь узор из цветных льдинок», «Выложи сам», «Нарисуй, что хочешь».
Подвижные игры
«Мышеловка», «Хитрая лиса», «Догонялки», «Дорожки», «Ворона и собачка», «Зайка белый».
Труд
Подкормка птиц. Совместно с воспитателем собирать снег в кучи. Собирать выносной материал, очищать его от снега. Очистить друг у друга одежду от снега. Расчищать дорожку от снега.
Март
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня.
Небо. Посмотреть на небо: небо стало голубое. Весна идет!
Ветер. Предложить определить направление при помощи вертушки.
Снег. Снег серый, грязный. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?
Птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
Дидактические игры
«Найди пару», «Отсчитай столько же», «Кто скорее соберёт», «Какое небо?», «Какие птички прилетели», «Найди одинаковые», «Выложи сам», «На что похожа льдинка?».
Подвижные игры
«Найди себе пару», «Перепрыгнем через ручеёк», «Ловишка», «Поймай за хвост», «Лови – бросай».
Труд
Собрать выносной материал. Подкормить птиц. Убрать снег со скамеек. Посыпать дорожки песком.
Апрель
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Солнце светит ярко. От солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
Небо. Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.
Ветер. Обратить внимание детей, какой дует ветерок (подобрать определение: теплый, ласковый).
Наблюдение за капелью. Характерное появление для апреля - появление сосулек. Почему растут сосульки. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.
Деревья. Рассмотреть почки на ветках деревьев, уточнить их форму и размеры. Обратить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.
Растения. Продолжать наблюдения за пробуждением растений (первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).
Птицы. Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают).
Дидактические игры
«Покажи такой же», «Сосчитай!», «Какой листок?», «Какой ручей?», «Найди пару», «Что лишнее?», «Дорисуй фигуру», «Радуга», «Нарисуй пальчикам».
Подвижные игры
«Тише едешь, дальше будешь», «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «Зайка серый умывается», «Попрыгунчики», «Два гуся», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк».
Труд
Выращивание рассады уличных цветов. Уборка мусора, участка. Очистить землю от старой листвы.
Май
Формы работы
Наблюдения
Солнце. Солнце светит ярко, пригревает землю.
Небо. Посмотреть на небо. Отметить с детьми цвет неба.
Ветер. Обратить внимание детей, что ветры стали теплее.
Деревья. Рассмотреть вблизи появляющиеся листочки. Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Учить детей видеть красоту ярких красок весны. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Растения. Показать детям, как на свежей, зеленой травке ярко желтеют одуванчики - первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.
Насекомые. С повышением температуры воздуха появляются первые насекомые. Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением.
Животные. Продолжать наблюдать за домашними животными: кошками, собаками, которые греются на солнышке.
Дидактические игры
«Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Хорошо - плохо», «Что это за птица?», «Кто это», «Кто, где живёт?», «Собери букет», «Сложи узор», «Дорисуй».
Подвижные игры
«Беги в дом, какой назову», «Не забегай в круг», «Из кружка в кружок», «Попрыгунчики», «Солнечные зайчики», «Жуки», «Веселый воробей».
Труд
Уборка мусора, участка и т.д. Вскапывание грядок, уход за ними. Сбор выносного материала. Сбор природного материала. Очищение игрушек от песка, мытье игрушек. Протирание скамеек, построек.
3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область | Список литературы |
Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие | 1. Л.П. Носова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», М., 1991. 2. Г.Л. Выгодская «Обучение глухих дошкольников сюжетно – ролевой игре». М., Просвещение, 1975. 3. Л.А. Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха». М., ООО УМНЦ «Граф Пресс», 2003. 4. В. Цвынгарный «Играем пальчиками и развиваем речь». СПб, 1996. 5. Е. Синицина «Умелые пальчики» из серии «Через игру к совершенству». М., 1997. 6. З. Некрасова, Н. Некрасова «Без опасности от рождения до школы», М., ООО София, 2005. 7. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность, СПб. «Детство-Пресс», 2002. 8. Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Я, ТЫ, МЫ. М. Дрофа, ДиК. 1999. 1. Л.П. Носова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», М., 1991. 2. Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова «Программа образования детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Методические рекомендации», СПб АППО, 2015. 3. Н. Николаев «Развивающие игры для детей 4 лет». Ростов н/Д, «Феникс», 2016. 4. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. Для занятий с детьми 4-7 лет», М.; Мозайка-Синтез, 2015. 5. Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала. Средняя группа». М., Мозайка-Синтез, 2015. 6. И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Средняя группа». М.; ИД «Цветной мир», 2015. 1. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности детей в старшей группе детского сада» М.; Мозайка-Синтез, 2012. 2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа». М., Карапуз - дидактика ТЦ Сфера, 2007. 3. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» М.; Мозайка-Синтез, 2016. 4. И.М. Петрова «Объемная аппликация»: СПб.; Детство-Пресс, 2000. 1. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа», М., Мозайка-Синтез, 2015. 2. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3 – 7 лет». М., Мозайка-Синтез, 2016. 3. Е.А. Данилова «Игры с правилами в детском саду». М., Просвещение, 1962. |