Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК Т.А. Ладыжеской
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17»
муниципального образования города Братска
Рассмотрено: Руководитель МО __________________ Протокол № ___ от «____» __________2018г. |
Утверждено: Директор МБОУ «ООШ №17» ____________О.О. Никифорова Приказ № ___ от «____» ___________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
для учащихся 8 класса
(105 часов в год / 3 часа в неделю)
Образовательная область: филология
Сроки реализации 2018 -2019 учебный год
Разработала:
Мельникова Любовь Олеговна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 2010. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с основной образовательной программой, учебным планом МБОУ «ООШ № 17» на 2018-2019 учебный год, на основе положения о рабочих учебных программах, программах спецкурсов, элективных учебных курсов и внеурочной деятельности МБОУ «ООШ № 17».
Цели и задачи:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
Формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Свободное владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю
Рабочая программа рассчитана на 102 часа
Недельная нагрузка составляет 3 часа.
Формы контроля: контрольный диктант, словарный диктант, терминологический диктант, другие виды диктантов, проверочная работа с перфокартой, тестовые задания, работа с раздаточным материалом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
У выпускника будут сформированы универсальные учебные действия:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формы организации учебных занятий:
В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.
Виды деятельности по предмету:
1) диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупредительный, схематический, графический); 2) комплексный анализ текста; 3) сочинение;4) изложение с творческим заданием; 5) тест; 6) устное высказывание; 7) тренировочные упражнения.
Содержание учебного предмета
№ раздела |
Содержание учебного предмета |
Планируемые результаты |
Раздел №1. Функции русского языка в мире. |
Русский язык в семье славянских языков. |
Обучающиеся научатся: - выявлять роль русского языка в семье славянских языков. Обучающиеся получат возможность научиться: - работать с этимологическим словарем русского языка. |
Раздел №2. Повторение пройденного в 5-7 классах. |
Разновидности речи. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Стили речи. Употребление дефиса. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ. Типы речи. |
Обучающиеся научатся: - выбирать при правописании Н или НН в прилагательных, причастиях и наречиях; - использовать раздельное и дефисное написание наречий и других частей речи. Обучающиеся получат возможность научиться: - проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; - проводить лексический анализ слова; - опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение). |
Раздел №3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
Словосочетания, их строение и грамматическое значение. Связь слов в словосочетании. Предложение и его типы. Способы и средства связи предложений в тексте. Простое предложение. Интонация простого предложения. |
Обучающиеся научатся: - опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); - анализировать различные виды словосочетаний; -находить грамматическую основу предложения. Обучающиеся получат возможность научиться: - проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; - соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. |
Раздел №4. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. |
Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила согласования главных членов предложения. |
Обучающиеся научатся: - находить грамматическую основу предложения; - распознавать главные и второстепенные члены предложения; - опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; - проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения. Обучающиеся получат возможность научиться: - опознавать различные выразительные средства языка; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
Раздел №5. Второстепенные члены предложения. |
Определение. Виды определений. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Репортаж как жанр публицистики. |
Обучающиеся научатся: - распознавать второстепенные члены предложения; - проводить синтаксический анализ предложения. Обучающиеся получат возможность научиться: - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
Раздел №6. Односоставные предложения. |
Основные виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Сочинение в жанре репортажа. Неопределенно- личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Неполные предложения. |
Обучающиеся научатся: - распознавать виды односоставных предложений; - анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей. Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать орфографические словари. |
Раздел №7. Однородные члены предложения. |
Понятие об однородных членах. Как связаны между собой однородные члены предложения. Статья в газету. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
Обучающиеся научатся: - расставлять знаки препинания при обобщающем слове Обучающиеся получат возможность научиться: - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. |
Раздел №8. Обособленные члены предложения. |
Обособление второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Сочинение в жанре портретного очерка. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения. |
Обучающиеся научатся: - расставлять знаки препинания при обособлении; - соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. Обучающиеся получат возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их. |
Раздел №9. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. |
Обращение и знаки препинания при нем. Портретный очерк. Общее представление о жанре. Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. |
Обучающиеся научатся: - расставлять знаки препинания при обращении, вводных словах, вставных конструкций; - использовать знание алфавита при поиске информации. Обучающиеся получат возможность научиться: - проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; - проводить лексический анализ слова; - использовать орфографические словари. |
Раздел №10. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. |
Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Диалог. Цитаты и знаки препинания при цитировании. |
Обучающиеся научатся: - строить схемы предложений с прямой речью; - расставлять знаки препинания при прямой речи, диалоге, при использовании цитат. Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать цитаты в письменной речи при выполнении творческих заданий. |
Раздел №11. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. |
Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах. |
Обучающиеся научатся: - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания. Обучающиеся получат возможность научиться: - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности. |
Требования к качеству освоения учебного материала
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. |
В результате изучения предмета «Русский язык» ученик должен знать/понимать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь: информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования: адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста других видов деятельности при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов; создание устного и письменного речевого высказывания: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста; владеть основными жанрами публицистики, создавая собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устное высказывание на лингвистические темы; владеть основными приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц: проводить разные виды языкового разбора; опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка; соблюдение языковых норм и правил речевого поведения: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. |
Аудирование: понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста. |
|
Чтение: владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух. |
|
Говорение: доказательно отвечать на вопросы учителя; создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью); подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями); соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному с помощью разнообразных языковых средств и интонации. |
|
Письмо: воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение); создавать письменное высказывание разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; свободно и правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. |
|
Фонетика и орфоэпия: выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем. |
|
Графика: правильно произносить названия букв русского алфавита: свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. |
|
Морфемика: выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах. |
|
Лексикология: объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. |
|
Морфология: различать части речи; правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, слов категории состояния; уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. |
|
Орфография: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила. |
|
Синтаксис и пунктуация: выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые, сложные предложения и предложения с обособленными и необособленными причастными и деепричастными оборотами; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. |
Учебно-методический комплекс:
Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина О.М. Александрова; науч.ред Н.М. Шанский. 8-е изд. – 2010 г.
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина О.М. Александрова; науч.ред Н.М. Шанский. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 237 с.
Е.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М.: «Вако», 2009
Изложения: тексты с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. для учителя, В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994г.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
Русский язык. 5-9 классы. Правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания. Автор – составитель Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: «Учитель», 2008г.
Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина О.М. Александрова; науч.ред Н.М. Шанский. 8-е изд. – 2010 г.
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина О.М. Александрова; науч.ред Н.М. Шанский. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 237 с.
Русский язык: 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов: 5-11 классы. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с.
Материально-техническая база:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Персональный компьютер - рабочее место учителя: ноутбук НР Мультимедийный проектор.
Экран для мультимедийного проектора.
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
Примечание. |
Тема 1. Русский язык в современном мире. |
1 |
с.4, упражнение 4, выписать главную мысль. |
Тема 2. Пунктуация и орфография. |
1 |
п.1,2, упражнение 6, закончить предложения. |
Тема 3. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. |
1 |
п.3, упражнение, подчеркнуть грамматические основы. |
Тема 4. Знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
п.3, упражнение 20, вставить пропущенные буквы. |
Тема 5. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
п.4, упражнение 22, подчеркнуть орфограммы. |
Тема 6. Входная контрольная работа по изученному в 7 классе. |
1 |
п.4, упражнение 24, вставить буквы. |
Тема 7. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. |
1 |
п.5, упражнение32, раскрыть скобки. |
Тема 8. Р.Р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту. |
1 |
п.6, упражнение 38, составить предложения. |
Тема 9. Анализ сочинений. Контрольный диктант по теме: «Повторение». |
1 |
Повторить изученный материал. |
Тема 10. Анализ контрольного диктанта. Основные единицы синтаксиса. |
1 |
п.7, упражнение 48, письменно ответить на вопрос. |
Тема 11. Текст как единица синтаксиса. |
1 |
п.8, упражнение 51, составить словосочетания. |
Тема 12. Предложение как единица синтаксиса. |
1 |
п.9, упражнение 58, распределить словосочетания по группам. |
Тема 13. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. |
1 |
п.10, упражнение 63, выписать словосочетания. |
Тема 14. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. |
1 |
п.11, упражнение 70, упражнение 69, выписать словосочетания. |
Тема 15. Синтаксический разбор словосочетаний. |
1 |
п.12, упражнение 71, разобрать словосочетания. |
Тема 16. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. |
1 |
п.13, упражнение 73, подчеркнуть основу. |
Тема 17. Порядок слов в предложении. Интонация. |
1 |
п.14,15, упражнение 83, составить предложения. |
Тема 18. Описание памятника культуры. |
1 |
п.16, упражнение 88, изменить порядок слов в предложении. |
Тема 19. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. |
1 |
п.17, упражнение 93, подчеркнуть подлежащее. |
Тема 20. Простое глагольное сказуемое. |
1 |
п.18,19, упражнение 97, подчеркнуть простое глагольное сказуемое. |
Тема 21. Составное глагольное сказуемое. |
1 |
п.20, упражнение 103, подчеркнуть грамматическую основу. |
Тема 22. Составное именное сказуемое. |
1 |
п.21, упражнение 111, расставить запятые. |
Тема 23. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
|
Тема 24. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. |
1 |
п.22, упражнение 116, расставить знаки препинания. |
Тема 25. Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения». |
1 |
п.23, упражнение 121, подчеркнуть члены предложения. |
Тема 26. Работа над ошибками. Дополнение. Определение. |
1 |
п.24,25, упражнение 125, завершить предложения. |
Тема 27. Приложение. Знаки препинания при нем. |
1 |
п.26, упражнение 140, подчеркнуть по членам предложения. |
Тема 28. Обстоятельство. Синтаксическая роль в предложении. |
1 |
п.27, упражнение 148, вставить обстоятельство времени, упражнение 158, расставить знаки препинания. |
Тема 29. Синтаксический разбор двусоставного предложения. |
1 |
п.28, упражнение 160, расставить пропущенные знаки препинания. |
Тема 30. Изложение «Характеристика человека». |
1 |
п.29, написать о человеке, который нравится. |
Тема 31. Повторение по теме: «Двусоставное предложение». |
1 |
Подготовка к контрольному диктанту. |
Тема 32. Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения». |
1 |
Повторить изученный материал. |
Тема 33. Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения. |
1 |
п.30, упражнение 172, подчеркнуть главный член предложения. |
Тема 34. Назывные предложения. |
1 |
п.31, упражнение 175, подчеркнуть назывные предложения. |
Тема 35. Определенно-личные предложения. |
1 |
п.32, упражнение 186, выписать определенно-личные предложения. |
Тема 36. Неопределенно-личные предложения. |
1 |
п.33, упражнение192, выписать неопределенно-личные предложения. |
Тема 37. Инструкция. |
1 |
п.34, упражнение 198, написать инструкцию. |
Тема 38. Безличные предложения. |
1 |
п.35, упражнение 202, записать односоставные предложения. |
Тема 39. Составление текста-рассуждения. |
1 |
п.36, упражнение 208, написать изложение. |
Тема 40. Неполные предложения. |
1 |
п.37, упражнение 213, определить тип неполных предложений. |
Тема 41. Синтаксический разбор односоставного предложения. |
1 |
П.38, упражнение216, выполнить синтаксический разбор. |
Тема 42. Повторение. Обобщение по теме: «Односоставные и неполные предложения». |
1 |
Упражнение 219, определить вид предложений. |
Тема 43. Контрольный диктант по теме: «Односоставные предложения». |
1 |
Повторить изученный материал. |
Тема 44. Анализ контрольного диктанта. Простое осложненное предложение. |
1 |
п.39, упражнение 222, подчеркнуть по членам предложения. |
Тема 45. Изложение с элементами сочинения. |
1 |
Сделать работу над ошибками. |
Тема 46. Анализ изложения. Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах. |
1 |
п.40, упражнение 224, подчеркнуть однородные члены предложения. |
Тема 47. Однородные члены предложения. |
1 |
п.40, упражнение 230, закончить предложения. |
Тема 48. Однородные и неоднородные определения. |
1 |
п.42, упражнение 244, распространить предложения. |
Тема 49. Однородные члены предложения. Самостоятельная работа. |
1 |
|
Тема 50. Однородные члены, связанные перечислительной интонацией, и пунктуация при них. |
1 |
п.41, упражнение 236, сформулировать основную мысль, упражнение 241, продолжить предложения. |
Тема 51. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. |
1 |
|
Тема 52. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
1 |
п.43, упражнение 251, переделать предложения, упражнение 262, вставить пропущенные слова. |
Тема 53. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. |
1 |
п.44, упражнение 270, подобрать обобщающие слова. |
Тема 54. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
1 |
п.45, упражнение 277, выполнить синтаксический разбор. |
Тема 55. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. |
1 |
п.46, упражнение 280, вставить знаки препинания. |
Тема 56. Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения». |
1 |
упражнение 284, записать исправленные предложения. |
Тема 57. Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения». |
1 |
Повторить изученный материал. |
Тема 58. Работа над ошибками. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. |
1 |
п.47, упражнение 289, подчеркнуть грамматические основы. |
Тема 59. Обособленные определения. Выделительные знаки при них. |
1 |
п.48, упражнение 393, раскрыть скобки. |
Тема 60. Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения. |
1 |
п.48, упражнение 299, выделить обособленные определения. |
Тема 61. Текст-рассуждение (обучающее сочинение). |
1 |
п.49, упражнение 302, написать сочинение-рассуждение в форме ответа. |
Тема 62. Анализ сочинений. Приложения. |
1 |
п.50, упражнение 308, подчеркнуть грамматические основы, упражнение 309, найти распространенные предложения, упражнение 313, составить предложения. |
Тема 63. Обособленные приложения. |
1 |
|
Тема 64. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
п.51, упражнение 316, обозначить обособленные обстоятельства, упражнение 322, найти ошибки. |
Тема 65. Обособленные обстоятельства. |
1 |
|
Тема 66. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|
Тема 67. Контрольная работа по теме: «Обособленные члены предложения». |
1 |
|
Тема 68. Анализ контрольного диктанта. Обособленные уточняющие члены предложения. |
1 |
п.52, упражнение 325, вставить пропущенные буквы, упражнение 328, выписать предложения с обособленными определениями. |
Тема 69. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
п.53, упражнение 330, выполнить синтаксический разбор. |
Тема 70. Анализ сочинений. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. |
1 |
п.54, упражнение 333, выделить обособленные члены предложения. |
Тема 71. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. |
1 |
упражнение 337, расставить запятые. |
Тема 72. Повторение по теме: «Обособленные члены предложения». |
1 |
|
Тема 73. Урок-зачет по теме: «Обособленные и уточняющие члены предложения» |
1 |
|
Тема 74. Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения» |
1 |
п.55, упражнение 344, обозначить предложения. |
Тема 75. Анализ контрольного диктанта. Обращение. |
1 |
п.56, упражнение 346, составить предложения. |
Тема 76. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
п.58, упражнение 352, выделить обращения. |
Тема 77. Употребление обращений. |
1 |
п.59, упражнение 362, раскрыть скобки. |
Тема 78. Составление делового письма. |
1 |
п.60, упражнение 369, расставить знаки препинания. |
Тема 79. Вводные и вставные конструкции. |
1 |
п.61, упражнение 376, указать вводные слова. |
Тема 80. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
1 |
п.62, упражнение 390, выписать осложненные предложения. |
Тема 81. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. |
1 |
|
Тема 82. Вставные слова, словосочетания и предложения. |
1 |
п.63, упражнение 393, выписать предложения с междометиями. |
Тема 83. Контрольный диктант по теме: «Вводные и вставные конструкции». |
1 |
п.64, упражнение 395, выполнить синтаксический разбор. |
Тема 84. Работа над ошибками. Междометия в предложении. |
1 |
упражнение 400, выделить вставные конструкции. |
Тема 85. Публичное выступление. |
1 |
|
Тема 86. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
п.65, упражнение 402, составить предложения. |
Тема 87. Повторение материала по теме: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
1 |
п.67, упражнение 404, выписать предложения с прямой речью. |
Тема 88. Урок-зачет по теме: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
1 |
п.69, упражнение 409, составить предложения. |
Тема 89. Чужая речь. Понятие о чужой речи. |
1 |
п.70, упражнение 417, записать в форме диалога. |
Тема 90. Прямая и косвенная речь. |
1 |
п.71, упражнение 420, придумать рассказ. |
Тема 91. Прямая речь. |
1 |
п.72, упражнение 423, выписать цитаты. |
Тема 92. Диалог. |
1 |
п.72, упражнение 431, выполнить синтаксический разбор предложений. |
Тема 93. Рассказ. |
1 |
упражнение 432, ответить на вопросы. |
Тема 94. Цитата. |
1 |
|
Тема 95. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. |
1 |
п.73, упражнение 437, составить предложения. |
Тема 97. Контрольный диктант по теме: «Чужая речь». |
1 |
п74, упражнение 442, составить план текста. |
Тема 98. Анализ контрольного диктанта. Синтаксис и морфология. |
1 |
|
Тема 99. Синтаксис, орфография, пунктуация. |
1 |
|
Тема 100. Итоговый контрольный тест. |
1 |
п.58, упражнение 352, выделить обращения. |
Тема 101. Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. |
1 |
|
Тема 102. Анализ теста, коррекция знаний. |
1 |