Рабочая программа по русскому языку (10 класс, УМК А. П. Власенкова)

1
0
Материал опубликован 28 February 2019

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена  с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:

- приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;

- приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

-с учётом авторской Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: базовый уровень»  Власенков А.И, Рыбченко Л.М.  для 10-11классов, Москва, «Просвещение»,2011г.

-  с учётом учебника  «Русский язык .Базовый уровень. 10-11класса, автор Власенков А.И, Рыбченко Л.М  М:, Просвещение, 2011 г

 

 Общая характеристика предмета

 Цели и задачи курса

 Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «русский язык» на этапе основного (среднего) общего образования в 10 классе 34 часов, из расчета  1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа.

 

Общая характеристика курса:

 

Рабочая программа составлена на основе авторского тематического планирования. В рабочей программе содержатся изменения, отражающие требования по подготовке к итоговой аттестации за курс средней школы. Они касаются творческих и контрольных работ: в 10 классе вместо обозначенных автором изложения лингвистического текста и сжатого изложения, включающего фонетический разбор, предлагаются сочинения–рассуждения по авторскому тексту на морально-этическую и философскую темы; вместо контрольной работы, включающей фонетический разбор, и диктантов с лексико-грамматическим заданием – контрольные тестирования, в качестве творческих работ предлагаются также сочинения на общественно значимую и экологическую темы.

 

 

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда;

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

Задачи обучения:

- подготовить выпускника к успешной жизнедеятельности после школы исходя из сложившихся культурно-исторических, экономико-географических, экологических и геополитических особенностей региона, страны;

- формировать у обучающихся знания и практические навыки проявления заботы о людях, природе и культуре родного края на основе умелого владения способами самоорганизации своей жизнедеятельности;

- обеспечить дальнейший процесс активного самопознания, умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения на основе принятия нравственных ценностей культуры Белгородской области и России в целом;

- углубить и расширить знания об общем и особенном в культуре проживающих в Белгородской области этносов, тенденций развития их трудовой, семейно-бытовой, нравственной, эстетической деятельности в условиях глобализации в начале XXI века;

- создать условия для национально-культурного самоопределения выпускника средней школы.

- расширить и углубить знания учащегося о современном русском языке, основных аспектах культуры речи;

- дать понятие о системе языка, его уровнях и единицах;

- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- углубить знания и умения учащегося в области системы функциональных разновидностей современного русского языка;

- дать представление о системном устройстве языка, взаимосвязи его уровней и единиц;

- совершенствовать умение проводить лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей;

- систематизировать и углубить знания обучающихся по фонетике (исторический комментарий), лексике, фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии и синтаксису, речевому общению;

- совершенствовать умение опознавать изобразительные средства фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;

- формировать умения информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты, редактировать собственные тексты, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; выступать перед аудиторией с докладом;

- продолжать работу по культуре речи;

- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании сочинений-рассуждений, при подготовке устных выступлений, редактировании, написании тезисов, конспектов, аннотации, доклада, рецензии.

- формировать умение писать сочинение-рассуждение по типу задания части «С» ЕГЭ;

- осуществлять систематическую подготовку к ЕГЭ.

Для реализации программы здоровьесбережения школьников на уроках русского языка используются тексты по данной тематике.

Курс изучения русского языка в 10 классе отражает различные аспекты духовно-нравственного воспитания выпускников средней школы: Основной принцип при подборе текстов для творческих работ– их духовно-нравственная тематика.

Спецификой обучения русскому языку в 10 классе (базовый уровень) является применение коммуникативно-деятельностной и блочной технологий, а также технологии личностно- ориентированного обучения.

Основные формы проведения учебных занятий: лекция, практикум, комбинированный урок, семинар, тестирование, урок развития речи.

Виды контроля (промежуточный и итоговый):

- сочинение-рассуждение на морально-этическую, философскую, социальную, экологическую темы (по типу задания части С ЕГЭ);

- тестирование;

- анализ текста;

- устный опрос;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- публичное выступление с докладом и презентацией;

- устное сообщение на лингвистическую тему;

- итоговая аттестация.

 

 

 

2.Требования к уровню подготовки обучающихся

 (базовый уровень)

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·         связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·         смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·         основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·          

o    орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·         анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·         проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·         создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·         применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·         производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста;

·         соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·         использовать основные приемы переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·         развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

·         увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·         совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

·         самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

3.Формы, методы и технологии обучения, используемые при работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении:

 

·         Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

·          Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
 

·         Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
 

·         Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

·         Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях при сдаче экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

·         Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
 

 

Основное содержание программы

10 класс (34 часа)

 

Повторение и углубление изученного в основной школе.

Общие сведения о языке (5ч.)

 

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности вXV – XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Обучение написанию сочинения-рассуждения по типу задания части «С» ЕГЭ. Основные виды проблем, речевая организация сочинения.

Русский язык как система средств разных уровней (2 ч.)

 

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Контрольное сочинение-рассуждение по авторскому тексту на морально-этическую тему (по типу части «С» ЕГЭ).

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия ( 4 ч.)

 

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слова. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Контрольное тестирование по разделам «Орфоэпия, фонетика и орфография»

 

 

Лексика и фразеология (6 ч.)

 

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико- фразеологический анализ текста.

Контрольное сочинение-рассуждение по авторскому тексту на общественно значимую тему (по типу части «С» ЕГЭ).

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч.)

 

Обобщение ранее приобретённых учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Практическая работа по теме.

 

Морфология и орфография (6 ч.)

 

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Контрольное сочинение-рассуждение по авторскому тексту на философскую тему (по типу части «С» ЕГЭ).

Речь, функциональные стили речи (3 ч.)

 

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.

Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Контрольное сочинение-рассуждение по авторскому тексту на нравственную тему (по типу части «С» ЕГЭ)

Научный стиль речи (4 ч.)

 

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

Итоговое контрольное тестирование.

 

 

4.Содержание тем учебного курса:

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Общие сведения о языке

 

5

 

 

2

Русский язык как система средств разных уровней

 

2

 

 

3

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

 

4

 

1

4

Лексика и фразеология

 

6

 

1

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

 

4

 

ПР1

6

Морфология и орфография

 

6

 

1

7

Речь, функциональные стили речи

 

3

1

 

8

Научный стиль речи

 

4

1

1

 

5.Календарно –тематическое планирование:

 

№п\п

Название раздела, тема урока

Количество часов

дата

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

5

 

1

Язык и общество

1

 

2

«Язык каждого народа создан самим народом»

 

1

 

3

Язык и история народа

1

 

4

Три периода в истории русского языка

1

 

5

Русский язык в современном мире

1

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СРЕДСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

2

 

6

Активные процессы в современном русском языке. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

1

 

7

Активные процессы в современном русском языке. Единицы языка

1

 

 

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ

4

 

8

Обобщающее повторение фонетики , графики, орфографии

1

 

9

Основные нормы современного литературного произношения

 

1

 

10

Выразительные средства русской фонетики. Фонетический разбор

1

 

11

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика»

 

 

1

 

 

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.

 

6

 

12

Лексическая система русского языка

1

 

13

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления.

 

1

 

14

Активный и пассивный словарный запас.

1

 

15

.Русская фразеология.

 

1

 

16

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста

1

 

17

Контрольный диктант №1 по теме «Лексика и фразеология» с лексико-грамматическим заданием

1

 

 

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА) И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

3+1

 

18

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»

1

 

19

Выразительные словообразовательные средства

 

1

 

20

Словообразовательный разбор

 

1

 

21

Практическая работа по теме «Состав слова и словообразование»

1

 

 

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

6

 

22

Обобщающее повторение морфологии

1

 

23

Самостоятельные части речи

 

1

 

24

Служебные части речи

1

 

25

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

 

1

 

26

Принципы русской орфографии

1

 

27

Контрольный диктант№2 по теме «Морфология и орфография» с лексико- грамматическим заданием.

1

 

 

РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

3

 

28

Язык и речь. Текст, его строение и виды его преобразования

1

 

29

Функциональные стили речи. .Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста

1

 

30

(Развитие речи)  Сочинение на одну из тем ( по выбору учащихся).

 

1

 

 

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

4

 

31

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности

1

 

 

32

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

 

1

 

33

(Развитие речи) Изложение с использованием средств научного стиля.

 

1

 

34

Итоговая контрольная работа.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Учебно-методический комплекс:

1.      Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.  Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 г.

2.      Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 10-11 классы Москва Просвещение» 2011

 

7.Критерии и  нормы оценивания результатов учебной деятельности учащихся по предмету.

 

 

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

¾    полнота и правильность ответа;

¾    степень осмысления, понимания изученного;

¾    языковое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

¾    обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

¾    обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

¾    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик

¾    дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

¾    излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

¾    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

¾    излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения, но при этом может ответить на наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится, если ученик:

¾    обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для 6 класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   на правила, которые не включены в школьную программу,

2)  на  еще не изученные правила;

3)  в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4)  в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)  в исключениях из всех правил;

2)  в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3)   в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,образованных от существительных с предлогами;

4)  в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5) в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

6)  в  пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении: их последовательности;

7) правописание частицы не с кратким прилагательным и причастиями.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5"

выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4"

выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3"

может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационныхошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2"

ставится за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой  выполнено менее половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором  ученик допустил  1-2  ошибки.

Оценка "3" ставится за  диктант, в котором  ученик допустил  3-4  ошибки.

Оценка "2" ставится за  диктант, в котором  ученик допустил  до 7  ошибок и  за  диктант, в котором  ученик допустил  более 7  ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями авторской программы.

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

2)  соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за  грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5»:

1.    Содержание работы полностью соответствует теме.

2.    Фактические ошибки отсутствуют.

3.     Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике).

5.   Достигнуто стилевое единство

Допускается:

1 негрубая орфографи­ческая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В  целом в работе допускается 1 недочет в содержании  и  1 речевой недочет .

1. Содержание работы в основном   соответствует  теме (имеются  незначительные отклонения  от темы)

2.  Содержание в основном достоверно, но   имеются единичные фактические неточности.

3.   Имеются незначительные нарушения   последовательности в изложении мысли.

4..  Лексический и грамматический строй речи в  целом достаточно разнообразен.

5.  Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительность.

    Допускаются:   2 орфографические и   2  пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и  3   пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2  недочетов  в   содержании   и   не более  3 речевых недочетов.

2.  Работа достоверна, в главном, но в ней нет логической последовательности   изложения.

3.  . В работе допущены существенные    отклонения от темы.

4.  Беден словарь и однообразны  употребляемые синтаксические   конструкции, встречается неправильное   словоупотребление.

5.  Стиль работы не отличается единством,   речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при   отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок   и  4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические   ошибки.

Оценка «2»

          В целом в работе допускается не более 4    недочетов в содержании и 5 речевых   недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических   и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту­ационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    И если     в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей

Имеется более 7 орфографических,  7 пунктуационных и  7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

2.     Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта    тема    высказывания,    хотя    по    остальным    показателям    оно    написано удовлетворительно.

3.     На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте П указания об учете при выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.

Оценка обучающих работ

Обучающие    работы    (различные    виды    упражнений    и   диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося,

2)  этап обучения;

3)   объем работы.

         Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

          Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

           Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и

последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями

раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6

классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450

слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть

увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная

работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0

страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0

– 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как

объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и

жанра сочинения, от почерка.

 

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение

использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за

содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение

орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по

русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания

учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается

оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи;число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,

пунктуационных и грамматических.

 

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря,

разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство

выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается:

1орфографическая, или

1пунктуационная,

или

1грамматическая ошибка

 

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует

теме (имеются незначительные отклонения от

темы).

2.Содержание в основном достоверно, но

имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи

достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и

достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2

недочетов в содержании и не более 3-4 речевых

недочетов

Допускается:

орфографические

и

пунктуационные

ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные

ошибки, или 4

пунктуационные

ошибки при отсутствии

орфографических ошибок, а также 2 грамматические

ошибки

 

«3»

1.В работе допущены существенные

отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней

имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения

последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4

недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускается: 4 орфографические

И пунктуационные

ошибки, или 3 орфографические

ошибки и пунктуационных

ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии

орфографических ошибок

 

«2»

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения

мыслей во всех частях работы, отсутствует

связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана

короткими однотипными предложениями со

слабо выраженной связью между ними, часты

случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в

содержании и до 7 речевых недочетов

 

Допускаются:

орфографических

пунктуационных

ошибок,

или 6 орфографических и 8

пунктуационных ошибок, 5

орфографических

пунктуационных ошибок, 8

орфографических

пунктуационных ошибок, а

также 7 грамматических

ошибок

 

Примечания.

1

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность

замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого

оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют

повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих

нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для

отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке

грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2

грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится

при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6 При выставлении оценки «5»

превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не

раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано

удовлетворительно.

4

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и

негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в

разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)

оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая

правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся

только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил

ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и

содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других

особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,

превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»

допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного

умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных

ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого

вида.

Оценка тестов

При выполнении тестового задания используется следующая шкала:

 

Оценка

 

Степень выполнения заданий

 

«2»

 

Выполнение менее 50% предложенных заданий

 

«3»

 

Выполнено не менее 50% предложенных заданий

 

«4»

 

Выполнено не менее 75% предложенных заданий

 

«5»

 

Выполнено 100% предложенных заданий

 

 

 

 

 

 

8.Лист регистрации изменений:

 

№п/п

По плану

фактически

Тема урока

Причина, дата, № приказа

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           
           
           
           


 



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.