Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 10 класса (УМК А. П. Власенкова)
г. Волгодонск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Шанс» г.Волгодонска
«Утверждаю» Директор ______________________________________ _____________________________________ Приказ от ___________ №___________ _____________ _______________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень общего образования основное общее образование, 10 класс
Количество часов 138.
Учитель Приходько Наталья Владимировна
Программа разработана по курсу «Русский язык. 10-11 класс» Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык. 10 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 4 часов в неделю, в год – 140 часов в соответствии с учебным планом, целями и задачами учебного заведения. Фактически проведено будет 138 часов, т.к. уроки выпадают на праздничные дни (1.05.2020, 5.05.2020). В рабочей программе учитываются основные идеи и положения федеральных государственных стандартов, а также накопленный опыт преподавания предмета в школе. Данная программа является расширенной.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, включающего «Программу по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Власенков А.И. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011г». А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс. М., Просвещение, 2011г».
Раздел I. Планируемые результаты
В результате изучения русского языка ученик должен знать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:
аудирование и чтение:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Раздел II. Предметные результаты обучения
Тема урока | Знания и умения |
Общие сведения о языке | Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка |
Фонетика. Графика Орфоэпия | Знать языковые единицы. Уметь производить разноуровневый анализ текста |
Лексика и фразеология | Знать сферы употребления русской лексики, понятие фразеологизмы Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов |
Морфемика и словообразование | Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор |
Морфология и орфография | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных |
Частиречная принадлежность | Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи, их морфологические признаки. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки. |
Стилистика | Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа, составлять тексты разных типов, определять языковые признаки научного стиля речи. |
Практикумы по синтаксису и пунктуации | Знать виды и типы простых и сложных предложений, принципы русской пунктуации. Уметь определять виды и типы предложений, составлять предложения разных видов, правильно расставлять знаки препинания в предложении |
Раздел III. Содержание учебного предмета
- Общие сведения о языке
Роль языка в обществе. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова
- Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.
- Лексика и фразеология
Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка.
- Морфемика и словообразование
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
- Морфология и орфография
Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.
- Частиречная принадлежность слов
Части речи самостоятельные и служебные. Их особенности употребления в речи. Признаки и формы слова. Имя существительное, его признаки и формы, правописание. Лексико-грамматические разряды прилагательных, правописание окончаний. Формы сравнения, переход прилагательных из одного в другой. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Правописание и употребление числительных Составление деловых документов различных жанров. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений, признаки каждого разряда. Местоимения по соотношению с другими частями речи. Глагол как часть речи. Инфинитив – особая форма глагола. Роль инфинитива в тексте. Вид, переходность-непереходность, возвратность, спряжение. Формы глагола. Непостоянные признаки: наклонение, время, род, лицо, число. Личные окончания, окончания прошедшего времени. Орфограммы в глаголе. Причастие. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.. Деепричастие, кок особая форма глагола и самостоятельная части речи. Образование деепричастий. Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Правописание Частицы, их разряды. Междометие как особый разряд слов.
- Речь, функциональные стили речи
Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки). Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.
Также регулярно проверяются умения по синтаксису и пунктуации на практикумах.
Раздел IV. Тематическое планирование
Наименование тем и разделов | Всего часов | Развитие речи | Формы контроля | |
1. | Общие сведения о языке | 14 | 2 | Тестовая работа №1 |
2 | Фонетика. Графика Орфоэпия | 16 | Диктант с творческим заданием №2 | |
3 | Лексика и фразеология | 17 | 3 | Зачет №3 |
4 | Морфемика и словообразование | 4 | - | |
5 | Морфология и орфография | 34 | 9 | Сочинение №4 |
6 | Частиречная принадлежность | 48 | 7 | Тестовая работа№5 Контрольный диктант с творческим заданием. №6 Контрольная работа в формате ЕГЭ №7 |
7 | Стилистика | 5 | 1 | - |
Всего: | 138 | 24 | 7 |
Развитие связной речи
- Устная и письменная формы речи.
- Речь диалогическая и монологическая.
- Понятие о связном тексте.
- Тема.
- Основная мысль текста. Смысловые части текста.
- Простой план.
- Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
- Выразительные средства устной речи.
- Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
- Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
- Словесные (лекция и др.);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций);
- Эвристические – (исследовательские и проблемные методы обучения,с аморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность,);
- Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач информационный поиск).
- Развитие критического мышления посредством чтения и письма.
Основные формы контроля сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический),
- диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему),
- изложение (подробное, выборочное, сжатое),
- тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов),
- словарный диктант,
- терминологический диктант,
- контрольное списывание (осложненное и неосложненное),
- работа с деформированным текстом,
- устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему,
- подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,
- проверка
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование 10 класс (138 часов, 4 часа в неделю)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание. | Дата |
| |
Общие сведения о языке 14 (12+2РР) | |||||||
1 | Международное значение русского языка. Русский язык - государственный язык РФ | Комбинированный | Слово о русском языке. Международное значение русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный язык | Написать сочинение- рассуждение, выразив свое отношение к словам Ф. М. Достоевского «Язык, народ- в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!» |
| ||
2 | РР Как конспектировать устное сообщение | Развитие речи | Восприятие на слух информации, выделение главного, свертывание, правила сокращения, развертывание сокращенной информации | Выполнить сокращение текста стр.4 |
| ||
3 | История русской письменности. Славянский алфавит. | Освоение нового материала | Языковая семья, языковая группа(ветвь), родственые языки, индоевропейский язык, восточнославянский язык. | Афоризмы о языке. |
| ||
4 | Реформы в истории русского письма. Этапы развития русского языка. | Комбинированный | Глаголица, кириллица, графика, алфавит. Реформы русского письма | Сочинение «Что является причиной изменения языка?» По схеме ОГЭ 15 |
| ||
5 | РР Стилистические функции устаревших форм слова | Развитие речи | Этапы развития русского языка. Стилистические функции устаревших форм слова | Найдите в тексте «История одного города» примеры |
| ||
6 | Функциональные стили. | Комбинированный | Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). | Записать разговорную речь с устного источника фонетически |
| ||
7 | Формы существования русского языка | Освоение новых знаний | Основные функциональные стили | Написать текст (10) с диалект словами «На Дону» |
| ||
8 | Нормированность СРЛЯ. Языковая норма. Орфоэпическая норма | Комбинированный | Языковая норма, признаки нормы, нормы обязательные и вариативные. Языковое правило Правильное и ошибочное произношение | Примеры ненорм.употребления РЯ в совр. СМИ, правильное употребление (3-5) |
| ||
9 | Лексические нормы | Комбинированный | Нормы словоупотребления, нарушение норм | Составить с 10 парами паронимов словосочетания |
| ||
10 | Грамматические нормы | Комбинированный | Согласование подлежащего и сказуемого. Норма управления | Выучить сх ему, на каждую пример Учить слова для орфоэпического диктанта |
| ||
11 | Словари русского языка. | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Лингвистические словари. (орфографический, орфоэпиче ский, толковый, словарь грамматических трудностей); Нормативные словари современного рус./яз. и справочники по русскому правописанию. | Изученные орфограммы и пунктограммы. упр.42 |
| ||
12 | Система и структура языка | Урок освоения новых знаний. | Система языка, уровни языка, единицы языка. Нормы и звуковой строй, морфемика, лексика и т.д. Языковое правило. | Охарактеризовать 5 единиц по сведениям таблицы |
| ||
13 | Контрольная работа №1 по теме «Общие сведения о языке». Тест. | Урок контроля | Уровень орфографической и пунктуационной грамотности, знание лингвистической терминологии, умение выполнять предложенные лексико-грамматические задания. | Повторять тему |
| ||
14 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции ЗУН | Подготовить сообщение о фонетике русского языка |
| |||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. 16 ч (в том числе практикум по орфографии 3 ч) |
| ||||||
1 (15) | Фонетика. | Обобщение и систематизация | Закрытый и открытый слоги. Фонема. Фонетический состав слова. Фонема. Открытый и закрытый слог. Характеристика звуков. | Упр.4(3,6). Синт разбор посл. предложения |
| ||
2 (16) | Понятие о фонетике. Звуки и буквы. Взаимосвязь различных единиц языка. | Обобщение и систематизация | Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. | Упр. 47. Сделать фонетический разбор, найти слова с историческими и позиционными чередованиями. |
| ||
3 (17) | Звуко-буквенный анализ. | Обобщение и систематизация | Звуко-буквенный анализ. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков | п.13, фонетический разбор слов |
| ||
4 (18) | Чередование звуков. Фонетический разбор. Взаимосвязь различных единиц языка. | Обобщение и систематизация | Чередование звуков. Фонетический разбор. Взаимосвязь различных единиц языка. | п.13, фонетический разбор слов |
| ||
5 (19) | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | Обобщение и систематизация | Орфоэпия . Орфоэпическая норма. Лингвистические знания, правописные и пунктуационные навыки . Нормы ударения, произношение некоторых грамматических форм, иноязычных слов, сочетания согласных; допустимые варианты произношения и ударения) | Тезисный план параграфа 14 «Основные правила произношения» |
| ||
6 (20) | Взаимосвязь различных единиц языка. Словари русского языка: орфоэпические словари. | Обобщение и систематизация | Взаимосвязь различных единиц языка. | Составить словарь орфоэпических трудностей в алфавитном порядке |
| ||
7 (21) | Принципы русской орфографии | Обобщение и систематизация | Принципы русской орфографии | Упр.6 (СХВ, составить текст с этими же СХВ), (3) |
| ||
8 (22) | Обобщение и систематизация | Упр.8(1,2,3) |
| ||||
9 (23) | Обобщение и систематизация | Упр.9 |
| ||||
10 (24) | Нормы современного произношения | Комбинированный | Особенности словестного произношения. Логическое ударение. Основные нормы литературного произношения | Учить наизусть слова |
| ||
11 (25) | Практикум по орфографии | Комбинированный | Правописание корней, приставок, суффиксов. | Упр 12 (переписать, 2) |
| ||
12 (26) | Комбинированный | Упр.22 |
| ||||
13 (27) | Обобщение и систематизация | Упр 24 |
| ||||
14 (28) | Контрольная работа № 2 по теме «Фонетика и орфоэпия» . Диктант | контроль и коррекция ЗУН. | Проверка уровня орфографической и пунктуационной грамотности, знания лингвистической терминологии, умение выполнять предложенные лексико-грамматические задания. | повторять Повторять морфемы РЯ |
| ||
15 (29) | Анализ контрольной работы | контроль и коррекция ЗУН. | Выучить слова |
| |||
16 (30) | Практикум по пунктуации | Обобщение и систематизация ЗУН | Осложненные ПП, СП, члены предложения. Прямая речь. Изученные орфограммы и пунктограммы. | Подготовить сообщение о создателе В. И. Дале; С. И. Ожегове; Д. Н. Ушакове |
| ||
Лексикология и фразеология 17 (14+3РР) |
| ||||||
1 (31) | Лексикография. Словари русского языка. | Комбинированный урок | Лексикография. Виды словарей русского языка и лингвистические справочники; их использование. | Стр. подготовить план статьи 36 - 39 , пересказ |
| ||
2 (32) | Происхождение лексики современного русского языка | Комбинированный урок | Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова) | упр. 33 |
| ||
3 (33) | Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления | Комбинированный урок | Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления | Заполнить таблицу |
| ||
4 (34) | РР Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. | Развитие речи | Критерии оценивания | анализ художественного текста |
| ||
5 (35) | Устаревшие слова и неологизмы. | Комбинированный урок | Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. | п.10, упр.37, 40 |
| ||
6 (36) | РР Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи через использование Изобразительно - выразительные средства языка. | Развитие речи | Изобразительно-выразительные средства русского языка их употребление в художественной литературе. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. | Из стих-я Тургенева «Природа» тропы, определить функцию, написать рецензию на данное стихотворение |
| ||
7 (37) | Развитие речи | анализ художественного текста |
| ||||
8 (38) | Частичная и полная омонимия. | Комбинированный урок | Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление в речи. | С примерами стр. 2 6 составить предложения , включив обособления |
| ||
9 (39) | Комбинированный урок | Упр. 145 (С данными паронимами составьте предложения) |
| ||||
10 (40) | Паронимы. | Освоение нового материала | Паронимы, их употребление в речи. Паронимия в системе русского языка | Составить словарь паронимов. |
| ||
11 (41) | Синонимы. Синонимия в системе русского языка. | Комбинированный урок | Синонимия в системе русского языка. Лексические, стилистические и синтаксические синонимы. Градация | Упр.52 (2,1) |
| ||
12 (42) | Антонимы. | Комбинированный урок | Антонимы и их употребление в речи. Контекстуальные антонимы .Антитеза, оксюморон (стр.34) | п.7, сочинение-миниатюра |
| ||
13 (43) | Свободные и несвободные словосочетания. Синонимия в системе русского языка. | Освоение нового материала | Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. | составить предложения с фразеологизмами и свободными сочетаниями с одним составом слов (7) |
| ||
14 (44) | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов. Источники фразеологии. | Комбинированный урок | Употребление фразеологизмов. Синонимия в системе русского языка. | Подобрать фр-мы по темам: труд, личностные качества, речь |
| ||
| |||||||
15 (45) | Практическая работа. Лексический анализ текста №94 | Комбинированный урок | Схема лексико-фразеологического анализа текста. | закончить |
| ||
16 (46) | Контрольная работа №3 «Лексика и фразеология» Контрольная работа в формате ЕГЭ | Комбинированный урок | Проверка знаний по теме | повторять |
|
| |
17 (47) | Практикум по пунктуации | Комбинированный урок | Обособления. Прямая, косвенная речь. Цитирование. | Из 25 выписать все обособленные обстоят. |
| ||
Морфемика и словообразование 4 ч |
|
| |||||
1 (48) | Состав слова. Понятие морфемы. | Комбинированный урок | Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. | корни- омонимы , проверяемые ударением /с чередованием 7 пар с/с |
| ||
2 (49) | Синонимия морфем русского языка. | Комбинированный урок | Основа слова. Морфемный разбор. Синонимия морфем русского языка | Морфемный разбор по 1 слову всех частей речи. |
| ||
3 (50) | Словообразование и формообразование. Способы словообразования. | Комбинированный урок | Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования. | Подготовить сообщение о способах словообразования глагола |
| ||
4 (51) | Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. | Комбинированный урок | Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. | Из упр.100 составить словобр. цепочки причастий |
| ||
Морфология и орфография 34 ( 16 +10РР + практикум по синтаксису 8ч) |
|
| |||||
1 (52) | Принципы русской орфографии. Словари русского языка | Комбинированный урок | Основные принципы русской орфографии. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Упр. 520, списывание текста, орф.й анализ, принцип орфограммы |
|
| |
2 (53) | Правописание гласных в корне | Комбинированный урок | Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Правописание суффиксов существительных, причастий, глаголов, наречий, деепричастий. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Составить кроссворд из слов исключений (не менее 20) |
| ||
3 (54) | Комбинированный урок | Упр.107 |
| ||||
4 (55) | Правописание гласных в суффиксе | Комбинированный урок | Составить сводную схему, заполнить примерами |
| |||
5 (56) | Комбинированный урок | Упр.182 |
| ||||
6 (57) | Правописание гласных в окончании | Комбинированный урок | Заполнить таблицу Упр. 191 |
| |||
7 (58) | РР Структура сочинения – рассуждения. Формулировка проблемы текста | Комбинированный урок | Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации: Композиция сочинения рассуждения: Вступление Проблема+Связка Комментарий (1-й пример) Пояснения к комментарию Связь между 1 и 2 примерами Комментарий (2-й пример) Пояснение к комментарию Заключение. Позиция автора + Собственная позиция Обоснование своей позиции (аргументы) | Упр.311 сформулировать проблему, по заданию 2 |
| ||
8 (59) | РР Комментарий к проблеме текста | Урок развития речи | Упр.311 комментарии к проблеме |
| |||
9 (60) | РР Позиция автора, отношение к позиции автора | Урок развития речи | Упр.313 (1,2,3) |
| |||
10 (61) | РР Критерии оценивания: этические норы, фактологическая точность | Урок развития речи | Сочинение по упр.313 |
| |||
11 (62) | Контрольная работа № 4 РР Сочинение - рассуждение | Урок обучающего контроля | Выписать СХВ из текста |
| |||
12 (63) | Анализ творческой работы по критериям ЕГЭ 2019 | Урок развития речи | Выписать СХВ из текста |
| |||
13 (64) | Урок развития речи | Выписать СХВ из текста |
| ||||
2 полугодие |
| ||||||
14 (65) | НЕ, НИ с разными частями речи | Комбинированный урок | Слитное раздельное написание не с разными частями речи | Стр.101, Упр.196 (закончить) |
| ||
15 (66) | Комбинированный урок | Упр 204 |
| ||||
16 (67) | Ь на конце разных частей речи после шипящих | Комбинированный урок | Ь на конце разных частей речи после шипящих | Упр. 191 в таблице |
| ||
17 (68) | Употребление Ъ и Ь. | Комбинированный урок | Правописание Ъ и Ь. Знаки разделительные, смягчающие, показатели формы. | Рекламный слоган (5) с Ъ,Ь |
| ||
18 (69) | Правописание проверяемых и непроизносимых согласных. Удвоенных согласных в корне . | Комбинированный урок | Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Выучить слова к диктанту |
| ||
19 (70) | Правописание гласных после шипящих и Ц. | Комбинированный урок | Употребление гласных после шипящих и Ц. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Упр.115 |
| ||
20 (71) | Правописание гласных и согласных в приставках. | Комбинированный урок | Правописание приставок. Правописание гласных и согласных в приставках. | Составить таблицу «Правописание приставок» (стр.64-67).по 5 примеров |
| ||
21 (72) | Комбинированный урок | Упр 121, 123 (по 10 последних из каждого, объяснить) |
| ||||
22 (73) | Буквы и-ы после приставок. | Комбинированный урок | Правописание гласных И и Ы после приставок. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Образовать с каждой орфограммой со словами искать, играть, интерес, итог, информация |
| ||
23 (74) | Употребление прописных букв и правила переноса. | Комбинированный урок | Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса согласно закону восходящей звучности | Сообщение с ошибками по теме: «сочинение-рассуждение (1/2стр.) + верный вариант (набран.вариант) |
| ||
24 (75) | РР Корректировка текста с точки зрения орфографии. | Урок развития речи | Работа с текстом. Исправление допущенных орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок, объяснение | Правка текста |
| ||
25 (76) | Контрольная работа №5 по теме: «Морфология и орфография» . Тест | Урок обучающего контроля | Контроль знаний по теме | повторять |
| ||
26 (77) | Анализ контрольной работы | Урок корректировки | Коррекция ЗУН | Работа по карточкам |
| ||
| |||||||
27 (78) | Практикум по синтаксису: главные члены предложения | Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП. Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП. | Выпишите грамматические основы из произведения |
| |||
28 (79) | Практикум по синтаксису: особенности пунктуации простого предложения | По плану о простом предложении |
| ||||
29 (80) | Практикум по синтаксису: оформление конструкций, не являющихся членами предложения | Письмо президенту,использовать все виды осложнения |
| ||||
30 (81) | Практикум по синтаксису: пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях | Упр 245 |
| ||||
31 (82) | Упр 343 (3, 4) Выписать предложения |
| |||||
32 (83) | Практикум по синтаксису: пунктуация в предложениях с обособлениями | Упр 243 (5) Выписать предложения |
| ||||
33 (84) | Практикум по синтаксису: пунктуация в сложных предложениях | Упр 252 |
| ||||
34 (85) | Упр 258 |
| |||||
Частеречная принадлежность слов 49 ( 43+7РР+ практикум по синтаксису +4 ч) |
| ||||||
1 (86) | Части речи самостоятельные и служебные. Их особенности употребления в речи. | Комбинированный урок | Части речи самостоятельные и служебные. Их особенности употребления в речи. | Составить связное высказывание о признаках существительного |
| ||
2 (87) | Имя существительное: лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. | Комбинированный урок | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. | 5 существительных морфологически й разбор из 123 |
| ||
3 (88) | Несклоняемые имена существительные. | Комбинированный урок | Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. | Стр.74 учить Упр 141 (разряд указать) |
| ||
4 (89) | Падежные окончания существительных. | Комбинированный урок | Правописание падежных окончаний имён существительных. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Стр. 75 учить, Упр. 142 (доделать+ объяснить) |
| ||
5 (90) | Гласные в суффиксах существительные. | Комбинированный урок | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Совершенствование орфографических умений и навыков. | Стр. 76-77 учить, подготовить сообщение об образовании и написании сложных существительных |
| ||
6 (91) | Сложные существительные. Морфологические синонимы. | Комбинированный урок | Правописание сложных имён существительных. Синонимия в системе русского языка. | Составить 10 словосочетаний со сложными существительными |
| ||
7 (92) | Имя прилагательное . Лексико-грамматические разряды. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. | Комбинированный урок | Лексико-грамматические разряды. | Сочинение- характеристика героя (1 стр) , подчеркнуть прилагательные, разряд, объяснить роль в тексте. |
| ||
8 (93) | Степень сравнения. Полная и краткая формы. | Комбинированный урок | Простая и составная степень сравнения, сравнительная и превосходная . Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. | Стр 80 учить, Упр.151 |
| ||
9 (94) | Окончание имён прилагательных. | Комбинированный урок | Алгоритм нахождения гласного звука в окончании прилагательного. | Стр 82 учить, Упр.154 |
| ||
10 (95) | Суффиксы имён прилагательных. | Комбинированный урок | Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | Стр 83-84 учить, Упр.158 |
| ||
11 (96) | Сложные имена прилагательные. | Комбинированный урок | Правописание сложных имён прилагательных: образование от сочинительных и подчинительных словосочетаний. | Реферат в науч.силе: «Правописание сложных прилагательных» |
| ||
12 (97) | Числительное и его разряды Морфологический разбор. | Комбинированный урок | Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Морфологический разбор. | Стр.86 учить, упр 163 (3) Повторить склонение по доп. источникам |
| ||
13 (98) | Склонение имён числительных. | Комбинированный урок | Склонение имён числительных. | Упр. 162 |
|
| |
14 (99) | Правописание и употребление числительных | Комбинированный урок | Правописание и употребление числительных Составление деловых документов различных жанров | Работа по карточкам |
| ||
15 (100) | Контрольная работа № 6 по теме «Части речи». Контрольный диктант с творческим заданием. | контроль и коррекция ЗУН. | Проверка уровня орфографической и пунктуационной грамотности, знания лингвистической терминологии, умение выполнять предложенные лексико-грамматические задания. | повторять |
| ||
16 (101) | Анализ контрольной работы. | Урок коррекции ЗУН | Свой вариант доверенности и заявления по образцу с числит. |
| |||
17 (102) | РР Отработка написания сочинения – рассуждения: отношение к позиции автора | Урок развития речи | Способы выражения своего отношения к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обоснование его. Критерии проверки. Проверка работ на соответствие критериям оценивания сочинения -рассуждения | Написать сочинение – рассуждение. |
| ||
18 (103) | РР Отработка написания сочинения – рассуждения: обоснование своего отношения | Урок развития речи | Проверить чужое сочинение по критериям. |
| |||
19 (104) | РР Критерии оценивания: этические норы, фактологическая точность | Урок развития речи | Составить задания на отработку навыков |
| |||
| |||||||
20 (105) | Местоимение и его разряды. | Комбинированный урок | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений, признаки каждого разряда. Местоимения по соотношению с другими частями речи | Описание картины, Перов «Тройка» (лит.1 ч)использовать все возможные местоимения, указать разряд |
| ||
21 (106) | Правописание местоимений. Морфологический разбор. | Комбинированный урок | Морфологический разбор. Правописание местоимений. | Упр.166 |
| ||
22 (107) | РР Культура публичной речи. Коррекция текстов с ошибочным употреблением местоимений. | Урок развития речи | Понятие публичная речь, специфические особенности текстов. Способы передачи отношения говорящего, нормированность речи. Жанры. | Работа по карточкам |
| ||
23 (108) | Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Постоянные признаки. Морфологический разбор. | Комбинированный урок | Глагол как часть речи. Инфинитив – особая форма глагола. Роль инфинитива в тексте. Вид, переходность-непереходность, возвратность, спряжение. | Стр. 90 учить, Упр.169 (3) |
| ||
24 (109) | Непостоянные признаки глагола. Окончание глагола. | Комбинированный урок | Формы глагола. Непостоянные признаки: наклонение, время, род, лицо, число. Личные окончания, окончания прошедшего времени | Упр.177 (1,2) |
| ||
25 (110) | Правописание глаголов. | Комбинированный урок | Орфограммы в глаголе. | Упр. 175 Объяснить правописание глаголов. |
| ||
26 (111) | Комбинированный урок | Тезисный план (1 стр.) на тему: «Нравственность - система запретов или дорога к счастью?» Подчеркните глаголы, определить их значение в тексте и морфологические функции, объяснить написание. |
| ||||
27 (111) | Причастие. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. | Комбинированный урок | Причастие. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. | учить стр.95-96, составить по 3 словосочетания со всеми видами причастий на тему «ВОВ». |
| ||
28 (113) | Правописание причастий. | Комбинированный урок | Правописание причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | Работа по карточкам |
| ||
29 (114) | Деепричастие как глагольная форма. | Комбинированный урок | Деепричастие, кок особая форма глагола и самостоятельная части речи. Образование деепричастий. | Составьте текст повествование используя деепричастия |
| ||
30 (115) | РР Особенности функционирования причастий и деепричастий в тексте. | Урок развития речи | Способы передачи значения «действия» глагол в форме какого-либо наклонения (приблизился), причастие (приближающийся), деепричастие (приближаясь), существительное (приближение). | Составить 3 группы предложений с разными способами передачи действия. |
| ||
31 (116) | РР Оформление причастных и деепричастных оборотов в речи | Урок развития речи | «СМИ: сильные и слабые стороны», с прич.и дееприч. оборотами, объяснить их написание. |
| |||
32 (117) | Наречие и слова категории состояния. | Комбинированный урок | Наречие как часть речи. Морфологический разбор. | Стр.99. по доп. Источникам таблица написания наречий |
| ||
33 (118) | Написание наречий. Практикум | Комбинированный урок | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Правила, регулирующие написание, традиционное написание. | Заучить слова к диктанту |
| ||
34 (119) | Заучить слова к диктанту |
| |||||
35 (120) | Предлоги, группы по происхождению и составу. | Комбинированный урок | Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. | Подчеркнуть производные предлоги, объяснить их правописание. |
| ||
36 (121) | Правописание предлогов. Грамматические нормы употребления предлогов | Комбинированный урок | Правописание слитное и раздельное предлогов, омоформы. Грамматически нормы употребления предлогов с определенными падежами существительных. | Упр 215 составить С\С, указать производные предлоги . Заучить слова к диктанту |
| ||
37 (122) | Союз. Основные группы союзов. Правописание союзов. Союзные слова. | Комбинированный урок | Союз. Основные группы союзов, их правописание. | найти тезис, доказательство и вывод, подчеркнуть союзы, определить их |
| ||
38 (123) | Практикум по синтаксису: простые предложения с однородными членами. | Комбинированный урок | Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях Пунктуация в предложениях с обособленными членами Пунктуация в сложноподчинённых предложениях Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи Пунктуационный анализ простых и сложных предложений | Упр 248 |
| ||
39 (124) | Практикум по синтаксису: ССП, СПП, БСП | Комбинированный урок | Упр. 254 тема «ВОв» |
| |||
40 (125) | Практикум по синтаксису: СП с разными видами связи. | Комбинированный урок | Упр.236 выписать 2 СП с разными видами связи, синтаксический разбор |
| |||
41 (126) | предложения по схемам по картине «Арест пропагандиста» Репина (уч.лит 1 часть) |
| |||||
42 (127) | Частицы, их разряды. Правописание частиц. | практикум | Правописание Частицы, их разряды. | Подготовить сообщение о написании частиц |
| ||
43 (128) | Слитное и раздельное написание частиц с различными частями речи. | Комбинированный урок | Упр 206 |
| |||
44 (129) | Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Звукоподражательные слова. | Комбинированный урок | Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. | Признаки разговорного стиля повторить. Текст с междометиями (12-15 предложений) |
| ||
45 (130) | Контрольная работа №7 в формате ЕГЭ. Тестовая часть | Урок контроля | Тест ЕГЭ. Информация текста Лексическое значение слова Проверка знаний по языковым нормам Правописание частей слова Слитное раздельное написание наречий служебных частей речи, НЕ,НИ Проверка пунктуационных умений Средства выразительности Информационная переработка текста. Сочинение-рассуждение . | Повторять |
| ||
46 (131) | Урок контроля | повторять |
| ||||
47 (132) | Урок контроля | повторять |
| ||||
48 (133) | РР Сочинение-рассуждение | Урок контроля | Готовиться по стилям речи |
| |||
Стилистика 5 (4+1РР) |
| ||||||
1 (134) | Публицистический стиль. Жанры и средства эмоциональной выразительности. | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | Готовиться по стилям речи | 22.05 |
| ||
1 (135) | Художественный стиля Тропы и стилистические фигуры | Готовиться по стилям речи | 26.05 |
| |||
2 (136) | Официально-деловой стиль. Жанры. Клише. | Комбинированный урок | Общая характеристика художественного стиля Виды тропов и стилистических | Упр 265 | 27.05 |
| |
2 (137) | Научный стиль. | Упр 266 | 28.05 |
| |||
3 (138) | РР Итоговое сочинение - допуск к ЕГЭ | Подготовка к итоговому сочинению | повторять | 29.05 |
|
Контрольная работа №1 Тестовая работа
Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Познакомьтесь с текстом. Выполните задание 1-3.
(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.
1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация текста?
1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.
2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.
3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.
4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.
5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.
2. Запишите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3)предложении.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи о слове ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении . Выпишите цифру
ДЕЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.
1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.
2. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.
4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).
5. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.
4. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
избАловали договОры ждалА Издавна
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. В семье относятся к детям очень БЕРЕЖЛИВО.
2. Мы пришли на ДРУЖЕСКУЮ встречу
3. Дети УСВОИЛИ новую тему.
4. ЭКОНОМИЯ семейного бюджета.
5. ЗАПАСЛИВЫЙ человек нужды не терпит
6. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите это слово:
Лиза была домработницей в доме Фамусовых. Лиза.
7. Исправьте ошибку в образовании формы слова, запишите это слово.
ТРОЕ друзей Опытные ШОФЕРЫ ЗА СЕМИ печатями САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ гном
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грам.ошибками:
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Космический корабль летит к планете Марсу.
2) Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
3) Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
4) Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
5) Ряд вопросов, стоявших на повестке дня, за недостатком времени не обсуждался
6) Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.
7) Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс.
8) Невольно я залюбовался птицей, одиноко усевшейся на голую ветку лещины
26. Рядом с буквой укажите номер термина из списка ниже, соответствующего средству художественной изобразительности.
«Юрий Бондарев обращается к самым сложным вопросам, испокон веков волновавшим человека, приглашая читателей к совместному размышлению с помощью (А) _____ («Что же руководит миром и всеми нами? Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики?».). Непостижимую сложность мирового устройства писатель изображает с помощью различных лексических средств, таких как (Б) _____ («начала» — «концы», «жизнь» — «смерть»), (В) ______ («гигантском вихре», «загадочный взрыв»), а также (Г) _____ («ливни огненной карусели», «вселенского механизма» ,«жёрдочки любви и искусства» )».
Список терминов:
1) эпитеты 5) риторическое восклицание
2) антонимы 6) односоставные предложения
3) метафора 7) вопросительные предложения
4) градация 8) сравнение
Контрольная работа №2 Диктант с грамматическим заданием
Тишина
А за дубами — Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком, неподалеку сливающимся с дубовыми лесами, в которых водились даже стада диких коз.
Тишина поразительная. Ни лист, ни сучок не шелохнутся. Если только смотреть на солнце — переливается в воздухе блестящая паутина между тонкой порослью, да если прислушаться— зашелестит упавший с дерева дубовый лист. Земля была устлана плотно прибитыми накануне дождём листьями, над которыми склонились ещё зелёные, не успевшие пожелтеть и опасть листья молодой растительности. Ни шороха, ни движения.
Только замирающий ненадолго кленовый лист, прозрачно-жёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и упорно правильным движением качается в стороны, как маятник: то вправо, то влево. Долго он качался и замер только тогда, когда оторвался и слился с постеленным осенью парчовым ковром. Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами — дикими козами, которые быстро проскакали мимо меня и скрылись в лесной чащобе. И конца-краю нет этому лесу. А посреди него — лужок, где пасутся табуны…
Вот Волчий Яр, откуда открывается внизу далеко-далеко необъятный горизонт, прорезанный голубой лентой Ворсклы, то с гладким степным, то с лесистым обрывистым берегом… (По В. А. Гиляровскому.)
Диканька, Ворсклы, Волчий Яр — слова на доске.
1 вар. | 2 вар. |
Выписать все корни с чередованием гласных, объяснить блестящая порослью склонились растительности замирающий замер постеленным проскакали | Выписать все слова с орфограммой о-ё после шипящих окружённым сучок ещё шороха жёлтый парчовым чащобе лужок. |
Выписать 10 наречий:
неподалеку , | плотно накануне ещё | ненадолго боком упорно вправо влево Долго быстро | Внизу далеко-далеко |
18-17 - «5» 16-14 - «4»
13-10- «3» Менее 9 – «2» 12, но с орф.ошибками - «2»
Контрольная работа №3 в формате ЕГЭ
Познакомьтесь с текстом: (1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла.(2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<…> в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Анфлераж хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке.
2) Анфлераж, обладающий некоторыми преимуществами по сравнению с другими способами получения эфирных масел, требует больших затрат времени и сырья, поэтому на сегодняшний день в парфюмерии не используется.
3) Главным преимуществом анфлеража является то, что растения или предметы, из которых получают аромат, не нужно подвергать термической обработке.
4) Несмотря на все плюсы анфлеража, этот способ получения эфирных масел сегодня не используется, поскольку он требует большого количества времени и сырья.
5) Анфлераж — это процесс, который основан на использовании чистого жира и при котором растения или предметы не подвергаются термообработке.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска №3.
3.. Определите, в каком значении слово ВРЕМЯ употреблено №3. Выпишите цифру ВРЕМЯ, ср.
1) В философии: объективная форма существования материи. Движение вне времени и пространства
2) Пора дня, года. Вечернее в. Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
3) Подходящая, благоприятная, удобная пора. Всему своё в.
4) Определённый момент, (непродолжительный по своей длительности), в который произошло, произойдёт или происходит что-н. В. обеда.
5) Период, эпоха. В. великих географических открытий.
9 .Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущены гласная 0/Ё после шипящего в корне, непроверяемая чередованием Ё/е. Запишите номера ответов.
1) деш..вка, стриж..м, ж..луди 2) трущ..бный, ж..нглировать, ш..вчик 3) ш..лун, девч..нка, ш..кировать
4) ш..пот, смущ..нный, изж..га 5) трещ..тка, ш..коладный, ш..рох
10. Запишите номера ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) пр..обрёл, пр..образователь, сверх..нтересный;2) п..дсказывать, п..никнуть, д..ехать;
3) п..едестал, ал..тернатива, б..ются; 4) и..древле, не..держанный, не..добровать;
5) оп..знание, нер..створимый, п..йдём.
11. Запишите номера ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква..
1) усидч..вый, переменч..вый 2) отстёг..вавший, глянц..вый
3) щегол..ватый, находч..вый 4) прислуш..ваться, гор..вать 5) заносч..вый, отапл..ваемый
12 . Запишите номера ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква..
1) преобразу..мый, (боец) служ..т 2) дремл..шь, леч..шь 3) перекин..шь, вычита..мые
4) сломл..нный, (он)разыгрыва..т 5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо
14.Определите предложение, в котором слова пишутся СЛИТНО. Выпишите их без скобок.
Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за поломку груза (ИЗ)ЗА ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
ЧТО(ЖЕ) нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу благосклонность?
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость.
17.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.
18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Что (1) голубка? Что (2) касатка? Треснула (4) голубка? И подземная побудка
И тебе (3) несладко? А тверда была как будто Не тебя (7) касалась.
И твоя скорлупка И прочна (5) казалось (6) М.Н. Айзенберг
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Тётя Нина приняла деревенских родственников как родных и до весны приютила их в пристройке своего дома. 2) Рассказчик впоследствии очень стыдился того, что в детстве поначалу с презрением отнёсся к Шурке из-за того, что тот приехал из деревни. 3) Когда рассказчик сообщил, что тётя Нина жалеет для своего племянника масла на бутерброд, и назвал её жадной, мать не стала открыто поддерживать его мнение. 4) Рассказчик очень хотел помочь своему другу Ваньке смастерить электромоторчик, но так и не смог сделать это. 5) Несмотря на то что электромоторчик Ивана получился не таким красивым и аккуратным, как у рассказчика, учитель физики поставил Гусеву высший балл.
23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–2 представлено рассуждение. 2) В предложениях 40-41 представлено повествование. 3) Предложение 28 раскрывает, поясняет содержание предложения 27. 4) Предложениях 14-15 противопоставляются. 5) В предложениях 51-52 представлено рассуждение.
24. Из предложений 22–26 выпишите пару антонимов (антонимическую пару).
25 Среди предложений 27–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26 «Юрий Иванович Чичёв, рассказывая об эпизодах из своего детства, делает это искренне, без прикрас. Язык автора прост и при этом точен. Писатель использует такие синтаксические средства языковой выразительности, как (А)_________ (предложения 18, 30, 32) и (Б)_________ (предложения 11, 41), а также такой приём, как (В)_________ (предложение 21), и такое лексическое средство, как (Г)_________ (“лопоухий” в предложении 5)».
Список терминов:
1) разговорная лексика 5) градация 9) антитеза
2) восклицательные предложения 6) сравнительные обороты
3) риторические обращения 7) литота
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
4) ряды однородных членов предложения 8) книжная лексика
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым — дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.
(3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева — отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство. (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки — это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» — вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.
(10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, — из чайника. (13)Дочке в стакан — три куска сахара, Шурке — один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!
(19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.
— (21)Она не бедная, она жадная.
(22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.
(23)Весной прибыло из деревни всё большое семейство Гусевых, они соорудили приземистую пристройку к высокому аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике — построить электромоторчики — решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала — мне.
(27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!
(33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.
(35)«Теперь давай делать мой мотор», — предложил Иван. (36)«Давай, — согласился я не очень охотно, — только завтра, после школы».
(37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой получился! — фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану. — (44)«Повышенной мощности!»
(45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», — сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.
(51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.(По Ю. И. Чичёву*)
* Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 г.) — современный русский поэт и прозаик, журналист, автор произведений для детей и подростков.
Контрольная работа 4. Сочинение – рассуждение
Контрольная работа №4 Сочинение –рассуждение
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2)Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.
(13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.
(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...
(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...
(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений.
(26)И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение. (30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги... (По Н. Михайловой*) *Наталья Михайлова — педагог, публицист.
Контрольная работа №5 Тестовая работа
Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Познакомьтесь с текстом. Выполните задание 1-3.
(1)Северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». (2)____________ тёплому экваториальному течению здесь просто рай для кораллов, бесчисленных видов коралловых рыб и промысла тунца. (3)Зато на юге, в водах, близких к Антарктике, часто можно встретить гигантские айсберги, медленно покачивающиеся в волнах течения Западных ветров.
1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В северной части Индийского океана из-за тёплого экваториального течения живёт множество кораллов и рыб, а в южной встречаются айсберги.
2) Из-за экваториального течения северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод».
3) Благодаря тёплому экваториальному течению в северной части Индийского океана созданы условия для жизни кораллов и рыб, а в южной покачиваются айсберги.
4) В южной части Индийского океана, близкой к Антарктике, медленно покачиваются в волнах течения Западных ветров гигантские айсберги.
5) В северной части Индийского океана, которую называют «океаном прогретых вод», часто можно встретить гигантские айсберги.
2. Запишите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи о слове ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении . Выпишите цифру
ВОДА, -ы, вин. воду, мн. воды, ж.
1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Речная, родниковая в. Водопроводная в. Морская в. Стакан воды. По воду ходить (за водой; прост.). Прополоскать (промыть) в трёх водах (трижды). Много (немало) воды утекло (прошло много времени; разг.).
2. В нек-рых сочетаниях: напиток или настой. Брусничная в. Газированная в. Минеральная в. Фруктовая в. Розовая в. Туалетная в.
3. Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая в. (высоко поднявшаяся в берегах). Большая в. (в половодье). Малая в. (самый низкий её уровень). Опуститься под воду или подводу. Ехать водой (водным путём).
4. мн. Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды (в пределах данного государства). Территориальные воды (участки морского пространства, входящие в состав данного государства). Нейтральные воды.
5. мн. Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги.
6. мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах. Поехать на воды. Минеральные воды.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шАрфы красИвейший бралАсь вклЮчим
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. ГАРАНТИЙНЫЙ ремонт был выполнен в срок.
2. В этом ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ ансамбле сочетаются традиции древнерусского зодчества и современные архитектурные тенденции.
3. Барклай был в ГЕНЕРАЛЬНОМ мундире со всеми звездами
4. Он поразил всех своим АРТИСТИЧНЫМ исполнением.
5. ДИПЛОМАНТ конкурса пианистов.
6. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите это слово:
Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
7. Исправьте ошибку в образовании формы слова, запишите это слово.
около ТЫСЯЧИ ДЕВЯТЬСЯТ ПЯТИ книг Прыгнуть ВЫШЕ ВСЕХ
ВЫСОЧАЙШИЙ пик ТРОЕ очков
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Заваривая чай, у него упала чашка.
2) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
3) Прочитав эту статью, я стала ещё больше гордиться своим языком
4) Не только октябрь — унылое время года, но время походов в лес за грибами.
5) Жирафы — одни из крупнейших животных, обитающих на суше, и самые высокие звери на планете.
6) Сейчас скоростной спуск на лыжах со склонов, покрытым травой, стал самостоятельным видом спорта.
7) Я рассказал о своих странствиях и убедил слушателей в реальности описываемых мною событий. 8) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.
26. Рядом с буквой укажите номер термина из списка ниже, соответствующего средству художественной изобразительности.
«Татьяна Толстая, известная писательница и телеведущая, как всегда не боится быть резкой в своих высказываниях. Ведущим приёмом ее текста становится антитеза — противопоставление богатых и бедных. Этой же цели служат и (А) ____ («любящих» - «испытывают равнодушие»)). В то же время Толстая не выступает против богатых людей вообще. Её тревожит бездуховность «гламурного мира», который иронично описан с помощью (Б) _____ («крутизна», «круто», «облепить»), соседствующей с (В) ____ («фактор», «статус», «воззрение»). Всеобщей бездуховности автор противопоставляет сильных личностей, широта интересов которых показана с помощью такого синтаксического средства, как (Г) ____ («Они думают о каких-то глобальных вещах: основать университет, построить больницу, облагодетельствовать таланты — просто потому, что хочется беречь искусство, строить больницы.»)
Список терминов:
1) риторический вопрос 5) жаргонная и разговорная лексика
2) ряды однородных членов 6) книжная лексика
3) анафора 7) метафора
4) метонимия 8) контекстные антонимы
Контрольная работа №6
Диктант с грамматическим заданием
Красота осени
(1)На холсте был яркий прощальный день конца октября. (2)Белое солнце стояло низко, сквозило между стволами дальних берёз, которые на косогоре против солнца казались чёрными. (3)Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад. (4)Голубое, совсем летнее небо с летними облаками сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку. (5)Одинокое упавшее в траву яблоко лежало возле стены, еле видимое сквозь облепившие его листья.
(6)Да, он был совершенно один в окрестностях того монастыря, и был тогда солнечный, сухой, просторный день. (7)Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы, старые клёны, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада. (8)Всё было прозрачно, свежо, прощально. (9)Почему прощально? (10)Почему после пятидесяти лет, особенно в яркие, сухие, звонкие дни осени, он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен? (11)Может быть, красота осознаётся только в роковой и робкий момент её зарождения и перед её неизбежным исчезновением, увяданием, на грани конца и начала, на краю пропасти?
(12)Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть. (13)День умирает в вечере, молодость − в старости, любовь − в охлаждении и равнодушии.
По Ю. Бондареву (196 слов.)
Задания
I вариант
- Какой частью речи являются слово прекрасного (12 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
- Из предложения 12 выпишите все местоимения.
- Из предложений 6–11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
- Укажите способ образования слова косогоре (предложение 2).
- Выпишите грамматические основы предложения 2.
II вариант
- Какой частью речи являются слово против (2 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
- Из предложения 10 выпишите все местоимения.
- Из предложений 12–13 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
- Укажите способ образования слова сбоку (предложение 4).
- Выпишите грамматические основы предложения 13.
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического совета _______________________________________ от ________________года №1 председатель методического совета __________________ | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР _________________ ___________________ __________________________________ |