Рабочая программа по русскому языку (10 класс, УМК: Власенков А.П.)
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Русский язык Базовый 10 А.И. Власенков 35 |
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку общего образования базового уровня, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года на основе «Программы для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (Москва, «Просвещение» 2011 года) к учебнику Власенкова А. И., Рыбченковой Л.М. Русский язык.10-11 классы/. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2011 год, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».
Общее содержание рабочей программы направлено на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Целями изучения русского языка на базовом уровне в 10 классе являются:
расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Рабочая программа составлена на основе примерного планирования с учётом часов учебного плана МОУ «Красненская сош имени М.И. Светличной» по предмету «Русский язык» для изучения на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Из них:
контрольных тестирований - 2
контрольных сочинений – 4
Указанные формы и средства контроля включены в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№п/п |
Тема учебного занятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся |
Вид контроля, самостоятельной работы |
Подготовка к ЕГЭ |
Дата проведения |
|||
По плану |
Факти-чески |
||||||||
Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке (4 часа) |
|||||||||
1 |
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: основные сведения языке определять взаимосвязь языка и общества, языка и культуры. Уметь составлять подробный план, выделять тему высказывания; связно и аргументировано рассказывать о языке Создавать текст на лингвистическую тему в форме сочинения-рассуждения. |
ВСД: составление развёрнутого плана текста |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» Задание типа А 1 |
||||
2. |
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Входной контроль. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: основные сведения о русском языке как о национальном; основные функции русского языка; место русского языка среди других мировых языков. Уметь составлять подробный план, выделять тему высказывания; связно и аргументировано рассказывать о языке как средстве межнационального общения. выполнять основные виды разбора. Создавать текст на лингвистическую тему в форме сочинения-рассуждения. |
ВСД:составление развёрнутого плана текста (упр 7), монологическое письменное высказывание на тему «Русский язык в межнациональном общении», комплексный анализ текста. (упр. 8) |
|||||
3. |
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: уровни языка и их основные единицы. Уметь: выполнять основные виды разбора; воспроизводить текст с учётом пунктуационных и орфографических норм; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выразительно читать текст , интонационно выделяя опорные слова; выполнять комплексный анализ текста; озаглавливать текст; выписывать словосочетания и характеризовать их; конструировать предложения |
ВСД Виды самостоятельной деятельности: комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, характеристика звуковой инструментовки стихотворных строк (упр. 21), комплексный анализ текста (упр. 24-30), основные виды разбора, озаглавливание текста(упр. 31), конструирование предложений, пунктуационный анализ текста с синтаксическим разбором сложных предложений (упр. 33—37), разбор словосочетаний. Вид контроля: выразительное чтение текста с интонационным выделением слов и словосочетаний, передающих внутреннее состояние героев. (упр. 20, 33) |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» Задание типа А1 |
||||
4 |
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: активные процессы в русском языке на современном этапе Уметь определять проблемы экологии языка |
ВСД: составление развёрнутого плана текста |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
Русский язык как система средств разных уровней (3 часа) |
|||||||||
5. |
Взаимосвязь единиц разных уровней. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: уровни языка и их основные единицы. Уметь: выполнять основные виды разбора; воспроизводить текст с учётом пунктуационных и орфографических норм; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выразительно читать текст, интонационно выделяя опорные слова; выполнять комплексный анализ текста; озаглавливать текст, выписывать словосочетания и характеризовать и; конструировать предложения. |
ВСД: Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, характеристика звуковой инструментовки стихотворных строк (упр. 21), комплексный анализ текста (упр. 24-30), основные виды разбора, озаглавление текста (упр. 31), конструирование предложений, пунктуационный анализ текста с синтаксическим разбором сложных предложений (упр.33-37), разбор словосочетаний Вид контроля: выразительное чтение текста с интонационным выделением текста |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
6. |
Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Словари русского языка. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: системные отношения в лексике; особенности лексики с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса; отличие архаизмов от историзмов. Уметь: выполнять лексико-грамматический разбор слов; различать историзмы и архаизмы; находить авторские неологизмы и определять их роль в раскрытии авторского замысла; пользоваться разными видами словарей |
ВСД: формулирование вопросов по содержанию текста, комплексный анализ текста, работа с лингвистическими словарями(орфографический, этимологический, словарь иностранных слов, топонимический, диалектный). Вид контроля: комплексный анализ текста |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
7. |
Р/Р Контрольное сочинение - рассуждение |
Урок контроля знаний |
Знать: структуру написания сочинения рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы |
ВСД:написание сочинения-рассуждения по предложенным темам Вид контроля: сочинение-рассуждение |
Задание С1 по типу ЕГЭ |
||||
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия ( 4 часа) |
|||||||||
8. |
Обобщение, систематизация и углубление знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Фонема, слог. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: Разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать звуки и буквы; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами. |
ВСД: фонетический разбор слова, речеведческий анализ отрывка повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм. Вид контроля: выборочный диктант |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
9. |
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: фонетические и орфоэпические нормы Уметь: произносить слова в соответствии с фонетическими и орфоэпическими нормами |
ВСД фонетический разбор слов, работа с орфоэпическим словарем |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
10. |
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительно-выразительное средство |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать:;выразительные средства фонетики. Уметь: находить в тексте выразительные средства фонетики и определять их роль |
ВСД фонетический разбор слов, работа с орфоэпическим словарем, комплексный анализ текста, группировка слов по видам орфограмм, пунктуационный анализ текста. Вид контроля: тестовые задания, аналогичные заданию А1 ЕГЭ |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» тестовые задания типа А 1 ЕГЭ |
||||
11. |
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному, принципам русской орфографии. Фонетический разбор. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Уметь: создавать и воспроизводить текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами |
ВСД: монологическое высказывание на тему «Функция ь в словах жнивья, галочье», орфографический разбор слов, объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
Лексика и фразеология (8 ч) |
|||||||||
12. |
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. |
Повтори-тельно-обобща-ющий урок |
Знать: определения омонимов, антонимов, синонимов, паронимов, Уметь: находить омонимы, антонимы, синонимы, парониммы в тексте. |
ВСД: монологическое высказывание на тему Вид контроля: тестовые задания типа В 8 |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» Задания типа В 8 |
||||
13. |
Р/Р Контрольное сочинение рассуждение на основе прочитанного текста |
Урок контроля знаний |
Знать: структуру написания сочинения рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы |
ВСД:написание сочинения-рассуждения по предложенным темам Вид контроля: сочинение-рассуждение |
Задание С1 по типу ЕГЭ |
||||
14. |
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. |
Повтори-тельно-обобща-ющий урок |
Знать: системные отношения в лексике; особенности лексики с точки зрения ее происхождения, и употребления. Уметь: выполнять лексико-грамматический разбор слов; |
ВСД: запись слов с группировкой по грамматическому значению окончания, конструирование словосочетаний со словами в прямом и переносном значении, определение значения слов путем подбора синонимов,развернутого толкования слова с использованием толкового словаря, определение видов синонимов (упр. 55), работа со словарями синонимов и антонимов (упр. 56-57), составление тезисного плана статей учебника (с. 59-61,61-63). Вид контроля: объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
15 |
Контрольное тестирование |
Урок контроля знаний |
Знать: технологию выполнения тестовых заданий Уметь: выполнять тестовые задания типа А ЕГЭ |
ВСД и вид контроля тестовые задания типа А |
Тестовые задания типа А |
||||
16 |
Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. |
Повтори-тельно-обобща-ющий урок |
Знать определения межстилевой лексики, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас архаизмы, историзмы, неологизмы Уметь выполнять лексико-грамматический разбор слов; различать историзмы и архаизмы; находить авторские неологизмы и определять их роль в раскрытии авторского замысла. |
ВСД: выборочный диктант (упр. 68), составление простого плана статьи учебника (с. 64-65), работа с толковым словарем, словарем иностранных слов, конструирование предложений и словосочетаний, определение роли неологизмов в стихотворных произведениях В. В. Маяковского и А. А. Вознесенского. Вид контроля: творческая работа (создание неологизмов по продуктивным моделям словообразования) |
|||||
17. |
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами |
Повтори-тельно-обобща-ющий урок |
Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами |
ВСД: составление подробного плана ста-тьи учебника (с. 65—67), лексико-фразеологический разбор предложений (упр. 70), подбор синонимичных оборотов, фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов к данным фразеологизмам, работа с этимологическим словарем, словарем фразеологизмов. Вид контроля: объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» В1-В8 |
||||
18. |
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: определения омонимов, антонимов, синонимов, паронимов, их отличия, определение градации, антитезы. Уметь:находить омонимы, антонимы, синонимы, паронимы, градацию, антитезу в тексте. |
ВСД: монологическое высказывание на тему Вид контроля: тестовые задания типа В 8 |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» Задание типа В 8 |
||||
19 |
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста. |
Повтори-тельно-обобща-ющий урок |
Знать: виды словарей, их назначение и использование Уметь: пользоваться разными видами словарей |
ВСД: работа со словарями |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
Морфология и орфография (4 ч) |
|||||||||
20 |
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи. Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор. |
ВСД: составление таблицы «Самостоя- тельные и служебные части речи» (с. 74—76), определение синтаксической роли существительных (упр. 88), выборочный диктант (существительные, имеющие форму только множественного и только единственного числа |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
21. |
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения. Уметь: характеризовать части речи по основным признакам (лексический,морфологические, синтаксические); различать грамматические омонимы |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» Задания типа А 1 ЕГЭ |
|||||
22. |
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: изобразительно-выразительные средства словообразо-вания. Уметь: анализировать роль словообразовательных средств выразительности в различных языковых ситуациях |
ВСД: морфемный (упр. 84) и словообразовательный (упр. 86) разбор слов, комплексный анализ текста (упр. 87). Вид контроля: творческий диктант |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
||||
23 |
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи; способы выражения грамматического значения. Уметь: выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; различать грамматические омонимы |
ВСД: морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, орфографический и пунктуационный анализ текста (упр. 103, 106), образование видовых пар глагола, определение способа образования наречий, объяснительный диктант (слитное, раздельное и дефисное написание наречий). Вид контроля: тестовые задания, аналогичные заданиям А10, В2 ЕГЭ |
Тестовые задания, аналогичные заданиям А10, В2 ЕГЭ |
||||
Речь, функциональные стили речи (4 ч) |
|||||||||
24. |
Язык и речь. Основные требования к речи. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать:отличие языка от речи, устной речи от письменной |
ВСД:Работа с текстом учебника, монологические высказывания на тему «Устная и письменная речь», «Речь и язык» |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
6.03 |
|||
25 |
Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: основные признаки текста; типы речи; понятия абзац, микротема, микротекст, виды преобразования текста (сокращение, план, тезисы). Уметь: делать выписки из текста, составлять тематический конспект, писать реферат, рецензию, давать аннотацию |
ВСД:, работа с теоретическим материалом учебника, написание аннотации, составление плана текста |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
13.03 |
|||
26 |
Р/Р Контрольное сочинение- рассуждение на основе прочитанного текста. |
Урок контроля знаний |
Знать: структуру написания сочинения рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы |
ВСД:написание сочинения-рассуждения по предложенным темам Вид контроля: сочинение-рассуждение |
Задание С1 по типу ЕГЭ |
20.03 |
|||
27 |
Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика. |
Урок усвоения новых знаний |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
3.04 |
|||||
Научный стиль речи (9 ч) |
|||||||||
28 |
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры. Уметь: определять жанр текста научного стиля и доказывать свою точку зрения; составлять тезисы к научной статье; различать лингвистические и литературоведческие термины; работать со справочной литературой, разными видами словарей |
ВСД: составление тезисов статьи (с. 118-120), определение типа речи (упр. 156), определение стилистической принадлежности текста с доказательством. Вид контроля: комплексный анализ текста |
Электронное учебное пособие А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 класс» |
10.04 |
|||
29 |
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: лексические особенности научного стиля речи. Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию |
ВСД: комплексный анализ текста, определение способа образования слов-терминов, работа с толковым, этимологическим словарями, со словарем иностранных слов (упр. 167), |
17.04 |
||||
30. |
Контрольное сочинение рассуждение |
Урок контроля знаний |
Знать: структуру написания сочинения рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы |
ВСД:написание сочинения-рассуждения по предложенным темам Вид контроля: сочинение-рассуждение |
Задание С1 по типу ЕГЭ |
24.04 |
|||
31 |
Терминологические энциклопедии, словари и справочники. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать названия основных терминологических словарей, справочников, Уметь работать с о справочными источниками |
ВСД работа со словарями и справочниками |
Выполнение тестовый заданий В1-В8 по типу ЕГЭ |
8.05 |
|||
32 |
Контрольное тестирование |
Урок контроля знаний |
Знать: технологию выполнения тестовых заданий Уметь: выполнять тестовые задания типа А ЕГЭ |
ВСД Выполнение тестовых заданий части А по типу ЕГЭ |
тестовые задания типа А ЕГЭ |
15.05 |
|||
33 |
Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: термины-профессионализмы Уметь: правильно употреблять в речи |
ВСД упр. 162, 163, распределение слов по сферам употребления |
Тестовые задания А 1 по типу ЕГЭ |
||||
34 |
Использование средств научного стиля. |
Урок усвоения новых знаний |
Знать: средства научного стиля Уметь правильно-употреблять их в речи |
ВСД упр 159 , работа с абстрактной лексикой и специальными терминами |
|||||
35 |
Урок-обобщение |
Повтори-тельно-обобщающий урок |
Знать: материал за курс 10 класса Уметь применять теоретические знания при выполнении упражнений |
ВСД Выполнение тестовых заданий частей А и В по типу ЕГЭ |
Тестовые задания А 1-А 20 по типу ЕГЭ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь. Речевое общение
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.
2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной,
явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний
с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 2. Функциональная стилистика
1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового
(резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 3. Культура речи
1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
1. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Сочинение - рассуждение
Тестирование.
Для проведения контроля используются материалы пособий:
Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011.Ростов-на Дону.- Легион, 2011.
Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012.Ростов-на Дону.- Легион, 2012.
Учебно-методические средства обучения.
Основная литература
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года Русский язык старшая ступень (базовый уровень)
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2011.
3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова , Н.А. Николина Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература
Для учителя
1. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. ЕГЭ-2011. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2010
3. Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011.Ростов-на Дону.- Легион, 2011.
4. Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012.Ростов-на Дону.- Легион, 2012.
Для учащихся:
1. 1. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. ЕГЭ-2011. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2010
Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество на класс ( 25 учащихся) |
||
Старшая ступень (базовый уровен ь) |
||||
Количество |
% обеспеченности |
|||
I |
Иллюстрации |
|||
1. 1 |
Таблицы "Правописание гласных в корне слова" с раздаточными материалами и методическим пособием |
1 |
100% |
|
1.2 |
Таблицы "Русский язык. Имя существительное" |
1 |
100% |
|
1.3 |
Таблицы "Русский язык. Имя прилагательное" |
1 |
100% |
|
1.4 |
Таблицы "Русский язык. Глагол" |
1 |
100% |
|
1.5 |
Таблицы "Русский язык. Наречие" |
1 |
100% |
|
1.6 |
Таблицы "Русский язык. Числительное и местоимение" |
1 |
100% |
|
1.7 |
Таблицы "Русский язык. Причастие и деепричастие" |
1 |
100% |
|
1.8 |
Таблицы "Русский язык. Союзы и предлоги" |
1 |
100% |
|
1.9 |
Таблицы "Русский язык. Частицы и междометья" |
1 |
100% |
|
2 |
Средства ИКТ |
1 |
||
2.1 |
Компьютер |
1 |
100% |
|
2.2 |
Интерактивная доска |
1 |
100% |
|
2.3 |
Мультимедийный проектор |
1 |
100% |
|
3. |
Средства ИКТ (общепедагогические) |
|||
3.1. |
Электронное учебное пособие к учебнику Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 класс |
1 |
100% |
|
4 |
Информационные источники (специализированные) |
1 |
100% |
|
4.1. |
Большой иллюстированный толковый словарь русского языка. Современное написание Даль В.И |
1 |
100% |
|
4.2. |
Большой толковый словарь русского языка Ушаков Д.Н. |
1 |
100% |
|
4.3. |
Орфографический словарь русского языка (СЛОВАРИ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ) Соловьев Н.В. |
1 |
100% |
|
4.4 |
Словарь правильной русской речи (СЛОВАРИ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ) Соловьев Н.В. |
1 |
100% |
|
4.5. |
Словарь русского языка Ожегов С.И. |
15 |
33% |