12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Васильевна736
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой
6

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, УМК: А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук, Е. Я. Шмелёва


Здесь будет файл: /data/edu/files/f1457028614.doc (Рабочая программа по русскому языку)

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

·     Фундаментального ядра со­держания общего образования.

·     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

·     Авторской программы по русскому языку «УМК. Русский язык: 7 класс под ред. А.Д. Шмелёва. М.: Вентана – Граф, 2012)

 

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей[1]:

1) в направлении личностного развития

·       воспитание и уважение к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

·       осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально- этических норм, принятых в обществе;

·       осознание эстетической ценности родного языка;

       2) в метапредметном направлении

·       овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

·       развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

·       овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

3) в предметном направлении

·     освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

·     развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

·     овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

·     обогащение активного и потенциального словарного запаса;

·     расширение объёма используемых в речи грамматических средств;

·     совершенствование способности применять приобретённые знания, умения, навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Целями изучения курса русского языка в 7 классе являются формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции на основе компетентностного подхода:

1. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

2.  Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как основной знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского литературного языка.

 

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 7 классе решаются следующие задачи:

1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;

2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

4. Формировать умение анализировать  речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Курс обеспечивает формирование универсальных учебных действий и  опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных,  познавательных  и  коммуникативных  действий.

Формирование системы универсальных учебных действий,  определяющих развитие  психологических  способностей  личности,  осуществляется  с  учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка.  Исходя  из  того,  что  в  подростковом  возрасте  ведущей  становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача  начальной  школы  «учить  ученика  учиться»  должна  быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. 

Учитывая, что в настоящее время обучение русскому языку происходит в сложных условиях, снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка,  программа для 7 класса по русскому языку усилена аспектом культуры речи.

Курс русского языка для 7 класса направлен на овладение и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся, основанных на знаниях устройства русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. В программе освещаются  основные нормы русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности учащихся, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, умеющего свободно излагать свои мысли и чувства, как в устной, так и в письменной форме. Программа предусматривает формирование жизненно важных умений: различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, включая источники Интернет, а также способность передавать её в зависимости от условий общения.

Требуя от учащихся умения общаться, строить продуктивное речевое высказывание, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы речи, активности воображения, русский язык развивает важные черты личности (коммуникабельность, настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятель­ность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Изучение русского языка в 7 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения русского языка школьники учатся формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки аккуратного и грамотного выполнения различных записей.

Ведущая задача курса русского языка заключается так же и в  развитии школьника, раскрытии его лингвистических способностей и талантов, привитии любви и интереса к языку, формировании навыка грамотного письма, развитии устной и письменной речи.

 Курс является непрерывным  в  лингвистическом об­разовании учащихся: учебный материал излагается линейно- концентрически, реализуя научный подход к анализу языковых явлений и системе языка.

Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка в аспекте его духовной, культурно-исторической ценности в современном мире, через призму формирования универсальных учебных действий.


Содержание УМК включает систему понятий, сведений, правил, способов действий. 

В учебниках  данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.

Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.     

Два раздела каждого модуля –  «Язык и речь»  и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи»  ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире. 

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует  адаптации учащихся  в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях  быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы. 

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

 В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.

Учебный план МБОУ Наримановского района «СОШ № _2_ отводит на изучение русского языка в 7 классе 4 часа в неделю, что в целом составляет 136 часов в год.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией _Д.А. Шмелёва.   

Учебник _Русский язык: 7 класс_ входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.09.2013г._ № _1047, зарегистрирован в Минюсте РФ 18.10.2013. № 30213).

 

Полная версия рабочей программы по русскому языку в прикреплённом файле.

Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 01.03.22 в 19:56 0Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, прочитала программу. Учебник у Вас какого года? Нравится ли он Вам и детям?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.