Рабочая программа по русскому языку 11 класс (по УМК С.И.Львовой, базовый уровень, 34 часа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г.Брянска
241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56,
тел.: (4832) 51-65-73, 51-63-41, 68-63-68
факс: (4832) 51-65-73
E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Сайт: http://www.gimnazia5-bryansk.ru/
«Рассмотрено» На МО учителей русского языка, литературы и эстетического цикла Руководитель МО _____________/В.С.Легоцкая/ подпись ФИО Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор ____________/Г.В.Сауткина/ подпись ФИО Приказ № __________ от «____»____________2021 г. |
Рабочая программа по русскому языку
11 класс
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2021-2022 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе требований ФК ГОС с учетом УМК, авторской программы С.И.Львовой (Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 классы. Базовый и углублённый уровни. – М.: Мнемозина, 2019.)
На изучение русского языка в 11 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю на 34 учебных недели.
Количество контрольных работ и сочинений (в том числе домашних) представлено в таблице согласно полугодиям:
Форма контроля | 1 полугодие | 2 полугодие |
Контрольная работа (в том числе и тестирование) | 2 | 2 |
Практические работы (сочинения) | 2 | 3 |
В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2021 – 2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому языку.
1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; понимание необходимости бережного отношения к национальному культурно-языковому наследию России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.
2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.
3) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
4) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
5) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
6) Понимание зависимости успешности получения высшего филологического образования от уровня владения русским языком.
7) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому языку.
1) Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации.
2) Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.
3) Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
4) Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты.
Выпускник научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Содержание учебного курса
1. Язык и культура 4 ч.
Русский как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества. Основные формы существования национального языка. Основные функции языка. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. Лингвокультурология как наука, объектом изучения которой являются язык и культура народа. Прецедентные имена или тексты как важнейшее явление, которое имеет культурологическую ценность и изучается современной лингвокультурологией.
2. Функциональная стилистика 20 ч.
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает систему функциональных разновидностей литературного языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение и обобщение изученного). Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка: экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства).
Разговорная речь. Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) разговорной речи. Характеристика наиболее распространённых жанров разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объяснение основных экстралингвистических и лингвистических признаков официально-делового стиля. Анализ образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля; их уместное употребление в собственных речевых высказываниях данного стиля.
Научный стиль речи (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры). Объяснение основных экстралингвистических и лингвистических признаков научного стиля речи. Анализ речевых образцов научного стиля речи.
Публицистический стиль речи (сфера применения, основная функция, основные
разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры). Объяснение основных экстралингвистических и лингвистических признаков публицистического стиля речи. Анализ образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.
Язык художественной литературы (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры). Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка. Наблюдение за использованием в художественных текстах изобразительно-выразительных языковых средств. Использование тропов и фигур речи для создания образности художественной речи (обобщение).
3. Культура речи 4 ч.
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского
литературного языка, а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного)в рамках определённого стиля речи. Качества образцовой речи: правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность(доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость. Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические,
грамматические; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др.
4. Итоговое повторение 6 ч.
Основные орфографические и пунктуационные нормы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||||||
По плану | По факту | ||||||||
Язык и культура речи (4 ч.) | |||||||||
1. | Язык как продукт культуры и ее составная часть. | 1 | | | |||||
2. | Язык как продукт культуры и ее составная часть. | 1 | | | |||||
3. | Входной контроль (тестирование) | 1 | | | |||||
4. | Прецедентные имена и тексы. Лингвокультурология. | 1 | | | |||||
Функциональная стилистика (20 ч) | |||||||||
5. | Функциональная стилистика. Функциональные разновидности языка. | 1 | | | |||||
6. | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному тексту. | 1 | | | |||||
7. | Разговорная речь. | 1 | | | |||||
8. | Официально-деловой стиль. Основные функции и подстили. | 1 | | | |||||
9. | Языковые средства официально-делового стиля. | 1 | | | |||||
10. | Основные жанры официально-делового стиля. | 1 | | | |||||
11. | Научный стиль. Основные функции и подстили. | 1 | | | |||||
12. | Языковые средства научного стиля. | 1 | | | |||||
13. | Основные жанры научного стиля. | 2 | | | |||||
14. | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | | |||||
15. | Анализ текста научного стиля. | 1 | | | |||||
16. | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному тексту. | 1 | | | |||||
17. | Публицистический стиль. Основные функции и подстили. | 1 | | | |||||
18. | Языковые средства публицистического стиля. | 1 | | | |||||
19. | Основные жанры публицистического стиля. | 2 | | | |||||
20. | Анализ текста публицистического стиля. | 1 | | | |||||
21. | Язык художественной литературы. | 1 | | | |||||
22. | Р.р.Сочинение-рассуждение по данному тексту. | 1 | | | |||||
Культура речи (4 ч.) | |||||||||
23. | Нормы русского литературного языка. | 2 | | | |||||
24. | Качества образцовой речи. | 1 | | | |||||
25. | Контрольная работа по теме «Культура речи» | 1 | | | |||||
Итоговое повторение (6 ч.) | |||||||||
26. | Повторение: основные орфографические нормы. | 1 | | | |||||
27. | Повторение: основные пунктуационные нормы нормы. | 1 | | | |||||
28. | Итоговая контрольная работа и ее анализ. | 2 | | |