12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Воронаев Иван Геннадьевич753 Образование: высшее профессиональное, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ), химический факультет, специальность 020101.65 Химия, квалификация – химик (специалист). Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по химии для 11 класса. Базовый уровень
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рассмотрено» Руководитель ШМО по _____________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга | «Утверждено» Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. | _________ /___________________/ Ф.И.О. | _________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О. |
Протокол № __________ От «_____» __________ 2016 г. | От «_____» __________ 2016 г. | Приказ №_____ От «_____» __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 11 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Воронаев Иван Геннадьевич
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений:
Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________
Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в ГБОЙ СОШ №225 и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и Примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
По учебному плану на изучение химии в 11 классе предусмотрено 34 часа.
Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение основ общей химии в 11 классе.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать учащиеся после изучения курса:
Знать / понимать :
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск информации (химической, экологической, об учебных заведениях и востребованных профессиях) с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Осуществление текущего контроля
Требования к уровню подготовки обучающихся по химии – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения химии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии, которые используются при государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы или тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
планы и конспекты лекций учителя;
задачи и упражнения по химии;
рефераты по химии;
ответы на вопросы по химии;
отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;
домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;
составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).
Содержание разделов и тем учебного курса
11 класс (1 час в неделю, 34 часа, из них 1 час резерв)
Тема 1 Строение вещества (15 часов)
Атом - сложная частица. Ядро: протоны и электроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и р- орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронная конфигурация атома.
Современное понятие о химическом элементе. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов.
Виды химической связи. Ковалентная, ионная, металлическая и водородная химические связи. Агрегатные состояния вещества. Типы кристаллических решёток.
Чистые вещества и смеси.
Лабораторный опыт. 1.Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них.3. Жёсткость воды. Устранение жёсткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.
Демонстрации. Различные формы периодической системы Д.И.Менделеева. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза и графита. Модель молярного объёма газов. Три агрегатных состояния воды.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 2. Химические реакции (9 часов)
Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Термохимические уравнения.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения и катализатора.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия.
Лабораторные опыты. 1. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). 2. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.4. Различные случаи гидролиза солей. 5. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
Демонстрации. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками цинка и на примере взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов ( магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl3, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)
Тема 3. Вещества и их свойства (9 часов)
Металлы, взаимодействие с неметаллами, с водой, с растворами кислот, с растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов и способы защиты от неё.
Неметаллы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.
Кислоты. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями и спиртами.
Основания. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Средние, кислые, основные.
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Генетический ряд металла и неметалла. Генетические ряды органических соединений.
Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2. Получение и свойства нерастворимых оснований. 3. Ознакомление с коллекцией металлов. 4. Ознакомление с коллекцией неметаллов. 5. Ознакомление с коллекцией кислот. 6. Ознакомление с коллекцией оснований. 7. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
практические работы | контрольные работы | |||
1 | Строение вещества | 15 | 1 | 1 |
2 | Химические реакции | 9 | 0 | 1 |
3 | Вещества и их свойства | 9 | 1 | 1 |
4 | Резервное время | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО: | 34 | 2 | 3 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
От «_____» __________ 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
Класс 11 «А»
Учитель Воронаев Иван Геннадьевич
Количество часов:
всего 34 часа;
в неделю 1час.
Планирование составлено на основе рабочей программы
Поурочное тематическое планирование учебного материала 11 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п./п. | № урока | Тема урока | Применение ИКТ | Домашнее задание |
Тема 1. Строение вещества (15 часов) | ||||
1 | 1 | Основные сведения о строении атома. | Использование мультимедийного проектора для показа презентации «Эволюция представлений о строении атома» | §1 |
2 | 2 | Периодический закон и строение атома. | Видеофрагмент «Состояние электронов в атоме» | §2 |
3 | 3 | Ионная химическая связь. | Использование мультимедийного проектора для показа электронных конфигурации атомов химических элементов. | §3 |
4 | 4 | Ковалентная химическая связь. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §4 |
5 | 5 | Металлическая химическая связь. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §5 |
6 | 6 | Водородная химическая связь. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §6 |
7 | 7 | Полимеры. | Показ видеофрагмента о современных полимерах. | §7 |
8 | 8 | Газообразные вещества. | Показ видеофрагмента о получении аммиака. | §8 |
9 | 9 | Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов. | Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе. | |
10 | 10 | Жидкие вещества. | §9 | |
11 | 11 | Твёрдые вещества. | §10 | |
12 | 12 | Дисперсные системы. | Презентация «Дисперсные системы» | §11 |
13 | 13 | Состав вещества. Смеси. | Использование мультимедийного проектора для показа алгоритма решения задачи. | §12 |
14 | 14 | Повторение и обобщение темы «Строение вещества» | Конспект | |
15 | 15 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества» | ||
Тема 2. Химические реакции (9 часов) | ||||
16 | 1 | Понятие о химической реакции. | Презентация «Химическая реакция» | §13 |
17 | 2 | Классификация химических реакций. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §14 |
18 | 3 | Скорость химической реакции. | Показ фрагмента видео о скорости химической реакции. | §15 |
19 | 4 | Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | §16 | |
20 | 5 | Роль воды в химических реакциях. | Показ фрагмента видео о воде. | §17 |
21 | 6 | Гидролиз. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §18 |
22 | 7 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §19 |
23 | 8 | Повторение и обобщение темы «Химические реакции» | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | Конспект |
24 | 9 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | ||
Тема 3. Вещества и их свойства (9часов) | ||||
25 | 1 | Металлы. | Презентация «Металлы» | §20 |
26 | 2 | Неметаллы. | Презентация «Неметаллы» | §21 |
27 | 3 | Кислоты. | Презентация «Кислоты» | §22 |
28 | 4 | Основания. | Презентация «Основания» | §23 |
29 | 5 | Соли. | Презентация «Соли» | §24 |
30 | 6 | Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. | Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. | §25 |
31 | 7 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений» | Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе | |
32 | 8 | Повторение и обобщение темы «Вещества и их свойства» | Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе | |
33 | 9 | Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства» | ||
34 | Резервное время |
Список литературы
Учебно-методический комплекс
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.
Химия. 11 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина. – М.: ВАКО, 2012.