Рабочая программа по химии для 11 класса (базовый уровень, УМК О.С. Габриеляна)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рассмотрено» Руководитель ШМО по _____________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
«Утверждено» Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О. |
Протокол № __________ От «_____» __________ 2016 г. |
От «_____» __________ 2016 г. |
Приказ №_____ От «_____» __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 11 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Воронаев Иван Геннадьевич
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений:
Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________
Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в ГБОЙ СОШ №225 и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и Примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
По учебному плану на изучение химии в 11 классе предусмотрено 34 часа.
Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение основ общей химии в 11 классе.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать учащиеся после изучения курса:
Знать / понимать :
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск информации (химической, экологической, об учебных заведениях и востребованных профессиях) с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
сохранения и укрепления собственного здоровья и членов семьи;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Осуществление текущего контроля
Требования к уровню подготовки обучающихся по химии – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения химии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии, которые используются при государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы или тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
планы и конспекты лекций учителя;
задачи и упражнения по химии;
рефераты по химии;
ответы на вопросы по химии;
отчеты по выполнению лабораторных опытов и практических работ по химии;
домашние творческие работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся;
составление аналитических и обобщающих таблиц, схем, кластеров и т.д. (без копирования готовых таблиц и схем учебников).
Содержание разделов и тем учебного курса
11 класс (1 час в неделю, 34 часа, из них 1 час резерв)
Тема 1 Строение вещества (15 часов)
Атом - сложная частица. Ядро: протоны и электроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и р- орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронная конфигурация атома.
Современное понятие о химическом элементе. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов.
Виды химической связи. Ковалентная, ионная, металлическая и водородная химические связи. Агрегатные состояния вещества. Типы кристаллических решёток.
Чистые вещества и смеси.
Лабораторный опыт. 1.Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них.3. Жёсткость воды. Устранение жёсткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.
Демонстрации. Различные формы периодической системы Д.И.Менделеева. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза и графита. Модель молярного объёма газов. Три агрегатных состояния воды.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 2. Химические реакции (9 часов)
Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Термохимические уравнения.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения и катализатора.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия.
Лабораторные опыты. 1. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). 2. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.4. Различные случаи гидролиза солей. 5. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
Демонстрации. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками цинка и на примере взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов ( магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl3, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)
Тема 3. Вещества и их свойства (9 часов)
Металлы, взаимодействие с неметаллами, с водой, с растворами кислот, с растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов и способы защиты от неё.
Неметаллы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.
Кислоты. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями и спиртами.
Основания. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Средние, кислые, основные.
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Генетический ряд металла и неметалла. Генетические ряды органических соединений.
Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2. Получение и свойства нерастворимых оснований. 3. Ознакомление с коллекцией металлов. 4. Ознакомление с коллекцией неметаллов. 5. Ознакомление с коллекцией кислот. 6. Ознакомление с коллекцией оснований. 7. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
|
практические работы |
контрольные работы |
|||
1 |
Строение вещества |
15 |
1 |
1 |
2 |
Химические реакции |
9 |
0 |
1 |
3 |
Вещества и их свойства |
9 |
1 |
1 |
4 |
Резервное время |
1 |
0 |
0 |
ИТОГО: |
34 |
2 |
3 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
От «_____» __________ 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
Класс 11 «А»
Учитель Воронаев Иван Геннадьевич
Количество часов:
всего 34 часа;
в неделю 1час.
Планирование составлено на основе рабочей программы
Поурочное тематическое планирование учебного материала 11 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п./п. |
№ урока |
Тема урока |
Применение ИКТ |
Домашнее задание |
Тема 1. Строение вещества (15 часов) |
||||
1 |
1 |
Основные сведения о строении атома. |
Использование мультимедийного проектора для показа презентации «Эволюция представлений о строении атома» |
§1 |
2 |
2 |
Периодический закон и строение атома. |
Видеофрагмент «Состояние электронов в атоме» |
§2 |
3 |
3 |
Ионная химическая связь. |
Использование мультимедийного проектора для показа электронных конфигурации атомов химических элементов. |
§3 |
4 |
4 |
Ковалентная химическая связь. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§4 |
5 |
5 |
Металлическая химическая связь. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§5 |
6 |
6 |
Водородная химическая связь. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§6 |
7 |
7 |
Полимеры. |
Показ видеофрагмента о современных полимерах. |
§7 |
8 |
8 |
Газообразные вещества. |
Показ видеофрагмента о получении аммиака. |
§8 |
9 |
9 |
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов. |
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе. |
|
10 |
10 |
Жидкие вещества. |
§9 |
|
11 |
11 |
Твёрдые вещества. |
§10 |
|
12 |
12 |
Дисперсные системы. |
Презентация «Дисперсные системы» |
§11 |
13 |
13 |
Состав вещества. Смеси. |
Использование мультимедийного проектора для показа алгоритма решения задачи. |
§12 |
14 |
14 |
Повторение и обобщение темы «Строение вещества» |
Конспект |
|
15 |
15 |
Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества» |
||
Тема 2. Химические реакции (9 часов) |
||||
16 |
1 |
Понятие о химической реакции. |
Презентация «Химическая реакция» |
§13 |
17 |
2 |
Классификация химических реакций. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§14 |
18 |
3 |
Скорость химической реакции. |
Показ фрагмента видео о скорости химической реакции. |
§15 |
19 |
4 |
Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. |
§16 |
|
20 |
5 |
Роль воды в химических реакциях. |
Показ фрагмента видео о воде. |
§17 |
21 |
6 |
Гидролиз. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§18 |
22 |
7 |
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§19 |
23 |
8 |
Повторение и обобщение темы «Химические реакции» |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
Конспект |
24 |
9 |
Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» |
||
Тема 3. Вещества и их свойства (9часов) |
||||
25 |
1 |
Металлы. |
Презентация «Металлы» |
§20 |
26 |
2 |
Неметаллы. |
Презентация «Неметаллы» |
§21 |
27 |
3 |
Кислоты. |
Презентация «Кислоты» |
§22 |
28 |
4 |
Основания. |
Презентация «Основания» |
§23 |
29 |
5 |
Соли. |
Презентация «Соли» |
§24 |
30 |
6 |
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. |
Использование мультимедийного проектора для показа упражнений. |
§25 |
31 |
7 |
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений» |
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе |
|
32 |
8 |
Повторение и обобщение темы «Вещества и их свойства» |
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе |
|
33 |
9 |
Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства» |
||
34 |
Резервное время |
Список литературы
Учебно-методический комплекс
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014.
Химия. 11 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина. – М.: ВАКО, 2012.