12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

учителя первой квалификационной

категории Петрушенко Натальи Николаевны

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

При реализации рабочей программы решаются цели:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного образования;

обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

овладение конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

овладение системой знаний, умений и навыков;

повышение качества образования на основе внедрения информационных технологий и практической направленности обучения;

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного и бережного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной сис­темы знаний о языке умений и навыков полноцен­но, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

Познавательные:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности;

обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики;

вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;

формирование научно-лингвистического мировоззрения;

развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи.

Практические:

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

фор­мирование умений применять полученные знания на прак­тике;

 

овладение нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

содействовать развитию речи учащихся, логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой;

совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний;

формирование и совершенствование уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Данная рабочая программа составлена на основании:

1.Закона РФ «Об образовании » №273 от 29.12.2012г.

2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).

5.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).

7.Приказа Управления образования и науки Липецкой области №385 от 23.04.2014г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год».

8.Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 29.08.2014г. №66.

9.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

10.Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).

11.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.

12.Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2015-2016 учебный год.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Данная рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы(Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю.Купалова,Г.К.Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова; издательство «Дрофа») для общеобразовательного учреждения по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов 2002 года с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ориентирована на 140 учебных часов из расчёта 4 часа в неделю по учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

Обоснование выбора авторской программы.

Данная программа выбрана потому, что она соответствует требованиям федерального базисного плана и федерального компонента государственного стандарта образования, принципу преемственности в обучении, полностью отвечает основным направлениям модернизации школы. Также она конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Кроме этого, разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. Также эта программа продолжает и развивает линейный принцип подачи материала и основной (систематический) курс, заложенные программой предыдущего года обучения и сопровождающиеся формированием орфографических и пунктуационных навыков. Основной курс методически построен правильно , так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе.

Структура и содержание авторской программы обеспечивает условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся,

Программа предусматривает выполнение ряда контрольных работ, что способствует повышению образовательного уровня учащихся. Полностью отражает содержание Примерной программы по русскому языку, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Информация о внесении изменений в авторскую программу и их обоснование.

По Федеральному базисному плану отведено в 6 классе на изучение русского языка 3 часа в неделю, и добавлен 1 час из регионального компонента.

Программа Бабайцевой В.В. и моя рабочая программа рассчитаны на 4 часа в неделю. Такое количество часов способствует прочному усвоению материала, для чего значительное место отводится повторению. Прочные и осознанные навыки вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений.

Определение роли и места учебного курса.

В соответствии с Федеральным учебным планом для общеобразовательных классов и с учётом регионального компонента на курс русского языка отводится 4 часа в неделю.

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «филологии».

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Большую роль при изучении русского языка играет межпредметная связь, наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средства связи предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению). Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинения по картине, способствуем эстетическому воспитанию

учащихся, учим оценивать правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства.

Прочные и осознанные навыки вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений.

Информация о количестве часов.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и регионального компонента, в соответствии с которыми на изучение курса русского языка на ступени основного общего образования выделено в 6 классе 140 часов (4 часа в неделю). Контрольных работ – 12, из них диктантов - 8,изложений – 2, сочинений – 2 Развитие речи – 29 ч. Резервные уроки – 2 ч.

Формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Рабочая программа предполагает использование следующих типов урока:

урок изучения нового материала;
урок совершенствования знаний и умений (комбинированный урок) – урок – практикум;
урок обобщения и систематизации программного материала – урок – повторение, урок – закрепление;
урок контроля над знаниями и умениями учащихся;
урок анализа контрольных работ и работы над ошибками и др.

Используемые в процессе обучения виды уроков:

теоретический;
практический;
урок – презентация;
урок – семинар и др.

Также в организации образовательного процесса можно применять следующие формы:

Общеклассные : урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.

Групповые: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные : работа с тестами, карточками, выполнение письменных упражнений, заданий творческого характера.

Методы обучения:

словесные - лекция, рассказ, беседа;

наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа.

Логический характер применения методов обучения:

индуктивный;

дедуктивный;

гностический;

репродуктивный;

поисковый;

репродуктивно-поисковый;

объяснительно-иллюстративный;

проблемный;

исследовательский.

 

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

формирование интереса к учению;

формирование долга и ответственности в учении.

Технологии обучения

Развитие личности зависит не только от возраста, но и от структуры учебной познавательной деятельности, которая определяется методами обучения. Основным принципиальным положением организации учебной деятельности является дифференцированное обучение. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ. На занятиях для повышения познавательной деятельности следует применять элементы исследования.

Соответственно программа предъявляет определенные требования к выбору методов обучения и к логике построения курса. К технологиям

обучения относятся:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения.

Информационно-коммуникационные технологии.

В основу технологии преподавания русского языка поставлен деятельностный подход, который позволяет не только познакомить ребят с русским языком, но и научить их, им пользоваться в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей.

Решение проблемных творческих задач – один из способов изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот материал для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся .

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

В соответствии с этим формируются и развиваются учебно – познавательная, коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая),культуроведческая, информационная, социальная компетенции.

Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е.опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе; организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета; использование интегрированных способов учебной деятельности.

Формированию ключевых компетенций способствует исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах, использование ИКТ, прогнозирование, планирование, анализ, организация самостоятельной работы. Всё это направлено на овладение основами наук, овладение навыками, умениями и на их практическое применение в жизни.

Формируются такие компетенции, как

Учебно-познавательные компетенции:

ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

выбирать условия проведения наблюдения , описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

овладеть навыками использования информационных устройств;

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись,

электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и

находить компромиссы;

иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций

различных национальных общностей и социальных групп.

Социальные компетенции:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина;

уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

владеть эффективными способами организации свободного времени;

иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:

освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

овладение основными нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике

как науке и ученых-русистах;

умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция:

осознание языка как формы выражения национальной культуры;

осознание взаимосвязи языка и истории народа;

осознание национально-культурной специфики русского языка;

владение нормами русского языка.

Виды и формы контроля.

Систему контроля образуют экзамены в конце учебного года), устный опрос, письменные контрольные работы.Согласно Уставу школы предусмотрен текущий и итоговый контроль со стороны администрации школы.

Виды контроля:

предварительный;

текущий;

периодический;

тематический

комбинированный;

индивидуальный;

итоговый;

промежуточный.

Формы контроля:устный, письменный, фронтальный, индивидуальный:

контрольные диктанты;

сочинения различных жанров;

изложения (выборочные, сжатые, подробные);

контрольное списывание;

участие в олимпиадах;

грамматические задания;

контрольные словарные диктанты;

устные сообщения;

устный опрос;

самостоятельная работа;

тестовые задания;

графические работы;

домашнее задание;

игровые технологии;

смотр знаний;

создание презентаций.

Формой промежуточной аттестации обучающихся являются контрольные диктанты, тесты и экзамен(в конце года) в форме диктанта с грамматическим заданием.

Планируемый уровень подготовки учащихся 6 класса на конец учебного года .

І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;

находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами;

различать темы широкие и узкие, составлять простой и сложный план;

подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;

описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Информация об используемом учебнике.

Программа реализуется в трех книгах, которые образуют учебный комплекс: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

2.Русский язык. Практика. 6 класс/Под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2010.

3.Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книги остается в пользовании ученика.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о

языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельнос­ти, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме.

В учебнике даны задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому

языку, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приемы работы с ними.

В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создает условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Важное значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Рус­ская речь» предлагает систе­му работы по развитию связной речи: задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения.

Задача пособия – помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Оно учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную и заданную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь

видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Распределение материала по трем книгам помогает реализовать задачи обучения и сконцентрировать необходимый материал для решения каждой из них.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.

Содержание рабочей программы

Введение(1ч)

Русский язык — один из богатейших языков мира .

Повторение изученного в 5 классе (6ч)

Фонетика. Фонетическая транскрипция.

Графика. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание ь. Правописание о – ё после шипящих. Правописание гласных после Ц.

Морфемика. Словообразование.

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при вводных словах и обращениях.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях.

Контрольных работ:1 – контрольный диктант.

Грамматика. Морфология(2ч).

Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.Части речи самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное(13ч).

Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существи­тельные. Правописание собственных имен существитель­ных (заглавная буква и кавычки).Одушевленные и неодушевленные имена су­ществительные .

Род как постоянный признак имен существи­тельных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только един­ственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке и типы скло­нения имен существительных. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Правописание ь и ов — ев в родительном паде­же множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание суффикса -ен в существительных на -мя. Неизменяемые существительные.

Словообразование имен существительных с по­мощью суффиксов, приставок. Правописание суффиксов -ик-, ~ек-; -ок-, -ек-; -онк- (-онок), -енък- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-. Правописание не с именами существительными.

Правописание сложных имен существительных.

Контрольных работ:2 – контрольных диктанта.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других час­тей речи по совокупности признаков;

употреблять одни и те же имена существитель­ные в роли главных и второстепенных членов, а так­же в роли обращения;

согласовывать прилагательные и глаголы в про­шедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложно­сокращенными словами; соблюдать нормы управле­ния существительных в глагольных словосочетани­ях (по списку);

использовать в речи существительные с суффик­сами оценочного значения;

употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.

Глагол (24ч)

Понятие о глаголе: общее грамматическое значе­ние, морфологические и синтаксические признаки. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значе­нию. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа ин­финитива. Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые от­тенки возвратных глаголов. Правописание ться и тся в глаголах. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование. Правописание корней -бир- — -бер-, -мир -мер-,-тир -тер- и др.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Времена глагола. Прошедшее, настоящее и буду­щее время. Их значение. Прошедшее время.

Значение, образование и из­менение глагола прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л, а глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование на­стоящего и будущего времени от глаголов со­вершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по ли­цам и числам. Основа настоящего (будущего) вре­мени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего вре­мени. Лицо и число глагола. Значение 1, 2, 3-го лица. Буква ъ в формах глагола 2-го лица единственно­го числа.

Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, обра­зование, изменение и употребление глаголов в ус­ловном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образова­ние и употребление глаголов в повелительном на­клонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаго­лов с помощью приставок и суффиксов. Правописание гласных в суффиксах -ыва- {-ива-), -ова- (-ева-).

Контрольных работ: 2 – 1 контрольный диктант, 1 контрольное изложение.

Умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;

соотносить личные формы глагола с инфинити­вом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;

различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существи­тельными среднего рода и собирательными сущест­вительными;

употреблять при глаголах имена существитель­ные в нужном косвенном падеже (по списку слово­сочетаний);

употреблять формы настоящего и будущего вре­мени при сообщении о прошлых событиях;

правильно выбирать форму глагола для выраже­ния разной степени категоричности при побужде­нии к действию;

соблюдать видовременную соотнесенность глаго­лов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаго­лы-синонимы для связи предложений и частей це­лого текста;

строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.

Имя прилагательное (17 ч)

Понятие о прилагательном: общее грамматиче­ское значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль прилагательного в речи. Разряды прилага­тельных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изме­нение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прила­гательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилага­тельных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особен­ности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений. Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значе­ние, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употреб­ление прилагательных в роли определений и сказу­емых. Словообразование имен прилагательных при по­мощи суффиксов, приставок и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагатель­ных. Правописание суффиксов -к- и ~ск-. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прила­гательных.

Контрольных работ: 2 – 1 контрольный диктант, 1 контрольное сочинение.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других час­тей речи по совокупности признаков;

различать омонимы (военный как имя прилага­тельное и как имя существительное) с учетом син­таксической функции слова;

анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

употреблять относительные прилагательные в значении качественных;

различать синонимичные и антонимичные зна­чения прилагательных;

характеризовать предмет с помощью прилага­тельных;

правильно употреблять варианты форм сравни­тельной и превосходной степени сравнения;

согласовывать имена прилагательные в сочета­ниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездар­ность);

согласовывать имена прилагательные в сочета­ниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

Имя числительное (12 ч)

Понятие об имени числительном: общее грамма­тическое значение, морфологические и синтаксиче­ские признаки .Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и состав­ные. Правописание гласной и в сложных прилагатель­ных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числитель­ных. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосоче­тании. Собирательные числительные, их значение, скло­нение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изме­нение. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники. Дробные числительные, их значение и изменение.

Правописание падежных окончаний имен числительных.

Контрольных работ: 1 – контрольный диктант.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;

правильно строить словосочетания, обозначаю­щие праздники (8 Марта, 9 Мая);

употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка пере­чней, классификаций, планов и т. д.).

Наречие и имя состояния (13 ч)

Понятие о наречии: общее грамматическое зна­чение, морфологические и синтаксические призна­ки. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приста­вок и суффиксов. Правописание не с наречиями. Правописание суффиксов о — е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-,в-, на-, за-. Дефисное написание наречий с приставками по-,в- (во-), а также наречий, образованных повто­ром слов. Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

Понятие об именах состояния. Признаки имен состояния: общее грамматическое значение состоя­ния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.

Группы имен состояния по значению. Сходство и различие наречий и имен состояния.

Контрольных работ:2 – 1 контрольный диктант, 1 контрольное сочинение.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к наречию;

различать омонимы (зимой как имя существи­тельное и как наречие) с учетом значения и синтак­сической функции слова;

отличать слова состояния от наречий;

различать синонимичные и антонимичные зна­чения наречий;

употреблять наречия со значением оценки;

использовать наречия как средство организации текста.

Местоимение (13 ч)

Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими час­тями речи (с существительными, прилагательны­ми, числительными, наречиями). Изменяемые и не­изменяемые местоимения.

Личные место имения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, измене­ние и роль в предложении. Притяжательные местоимения: значение, изме­нение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, измене­ние и роль в предложении. Относительные местоимения: значение, измене­ние и роль в предложении.

Запятая между частями сложного предложе­ния, соединенными относительным местоимением. Неопределенные местоимения: значение, изме­нение и роль в предложении; синонимия неопреде­ленных местоимений. Правописание неопределенных местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь. Правописание не- в неопределенных местоиме­ниях.

Отрицательные местоимения: значение, измене­ние и роль в предложении. Правописание не и ни в отрицательных место имениях. Определительные местоимения: значение, изме­нение и роль в предложении. Указательные местоимения: значение, измене­ние и роль в предложении. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Контрольных работ:2 – 1 контрольный диктант, 1 контрольное изложение.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;

правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.);

использовать местоимения в контексте в соответ­ствии с их значением, избегая неточности, дву­смысленности высказывания;

использовать местоимения для устранения одно­образного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;

пользоваться местоимениями в речи в соответст­вии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неоправданного «яканья», не гово­рить о присутствующем в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения;

правильно употреблять форму вежли­вости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным фор­мой вежливости Вы, и др.).

Развитие речи (29ч)

Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в текс­те. Описательный оборот.

Характеристика официально-делового стиля ре­чи. Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костю­ма. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Умения и навыки:

анализировать текст-описание (одежды, приро­ды, обстановки) с точки зрения особенностей по­строения;

вычленять в повествовательных текстах элемен­ты описания и осмысливать их роль;

анализировать и излагать статью учебника как образец рассуждения (текста научного стиля);

излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, костю­ма), подробно, сжато, с творческим заданием;

излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);

создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюде­ниям;

создавать текст-повествование с элементами опи­сания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

составлять сочинение-рассказ, созданный на ос­нове воображения (например, по сюжетной карти­не) и осложненный

с элементами описания обстанов­ки;

строить рассуждение в устной и письменной фор­ме на грамматическую тему по образцу рассужде­ний, представленных в учебнике;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необхо­димой композиции и

заданному стилю речи.

Повторение изученного в VI классе (8ч).

Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Морфология» о существительном, глаголе, имени прилагательном, имени числительном, наречии, местоимении. Систематизация и обобщение изученного по орфографии и пунктуации.

Пунктуация. Совершенствование навыков постановки тире в простом предложении. Предложения с однородными членами, вводными словами.

Орфография. Употребление мягкого знака как показателя морфологической формы слова. Не с различными частями речи. Правописание н и нн в разных частях речи. Трудные случаи орфографии.

Основные сведения по культуре речи.

Контрольных работ: 1 – контрольный диктант.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к определённой части речи;

правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять их написание;

правильно употреблять изученные части речи в своей речи;

производить морфологический разбор слова;

читать художественные и научно – популярные тексты; выделять в них главную мысль и ключевые слова; делать орфографический и пунктуационный анализ текстов.

Резерв (2ч).

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

Количество часов

Развитие

речи

Количество контрольных

диктантов

Количество контрольных изложений

Количество контрольных

сочинений

1.

Введение

       

2.

Повторение изученного в 5 классе

1

   

3.

Морфология

     

4.

Имя существительное

13ч

1

   

5.

Глагол

24ч

1

1

 

6.

Имя прилагательное

17ч

1

 

1

7.

Имя числительное

12ч

1

   

8.

Наречие. Имя состояния

13ч

1

 

1

9.

Местоимение

13ч

1

1

 

10.

Повторение изученного

в 6 классе

1

   

11.

Резерв

       
   

111ч

29ч

8

2

2

 

Всего

140ч

     
 

Всего контрольных работ

 

12


 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

I.Учащиеся должны знать:

определения ос­новных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических

и пункту­ационных правил,

обосновывать свои ответы, при­водя нужные примеры.

II.К концу 6 класса учащиеся должны овла­деть следующими умениями и навыкам и:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изучен­ных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом,

выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в преде­лах изученного материала.

По о р фо г р а ф и и.

Находить в словах изу­ченные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограмма­ми; находить и исправлять орфографические ошиб­ки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи.

Составлять сложный план.

Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания по­мещения и пейзажа.

Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли.

Описывать помещение, пейзаж, составляя рассказ на основе услышанного и по воображению.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Литература

УМК:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

2.Русский язык. Практика. 6 класс/Под ред.Г.К. Лидман – Орловой. – М.: Дрофа, 2010.

3.Никитина Е.И. Русская речь. 6класс. – М.: Дрофа, 2010.

4. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык.Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5 – 9кл./А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература:

1.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – С-П.: Тригон, 2004.

2.Словари разных типов.

3.Интернет – ресурсы.

4.Журнал «Русский язык в школе».

5. С.И.Львова. Практикум по русскому языку ( «Люби и знай русский язык»). – М.: «Русское слово», 2001.

6.Л.А.Лазарева. Уроки русского языка в VI классе. – М.: Просвящение, 2001.

7.Л.А.Виноградова.Система работы по русскому языку в VI классе. – М.: Просвещение, 2000.

Средства обучения

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.

Наглядное оборудование

(таблицы)

1.Правописание личных окончаний глаголов.

2.Правописание падежных окончаний прилагательных.

3.Правильно определяй спряжение глаголов.

4.Объясни правописание личных окончаний глагола.

5.Корни с чередованием (-бер- и –бир- ).

6.Различай окончания прилагательных.

7.Не смешивай количественные числительные с существительными.

8.Правописание отрицательных местоимений.

9.Спряжение глаголов бежать и хотеть.

10.Склонение личных местоимений.

11.Правильно образуй формы слова оба.

12.Н и нн в суффиксах прилагательных.

13.Склонение имён числительных.

14.Предлоги перед местоимениями.

15.Знаменательные части речи (глагол, наречие).

16.Способы образования глагола.

17. Способы образования наречия.

18. Способы образования имени прилагательного.

19. Знаменательные части речи (местоимение).

20.Знаменательные части речи (числительное).

21.Личные местоимения.

Календарно – тематический план

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Формы контроля

Примечание

Введение. Общие сведения о языке (1ч).

1.

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Работа с текстом. Создание устных сообщений на основе афоризмов.

Повторение изученного в 5 классе (6ч+1ч).

2.

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Составление таблицы.

3.

Орфоэпия. Культура речи.

Фонетический разбор.

4.

Орфография. Правописание корней.

Словарно-орфографическая работа.

5.

Морфемика. Морфемный анализ слов.

Словообразовательный анализ.

6.

Лексика. Лексическое значение слова.

Комплексный анализ текста

7.

Р/р. Признаки текста.

Работа с текстом

8.

Контрольный диктант по теме:

«Повторение изученного в 5 классе».

Диктант с грамматическим заданием.

Морфология. Части речи(2ч+1ч).

9.

Самостоятельные и служебные части речи.

Заполнение таблицы.

10.

Слово и его формы.

Распределительный диктант

11.

Р/р. Темы широкие и узкие.

Работа с текстом.

Имя существительное (13ч+1ч).

12.

Понятие о существительном. Роль существительных в речи.

Поисковое чтение.

Работа с текстом.

13.

Нарицательные и собственные имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Составление текста Написать письмо другу, оформить адрес. Распределительный диктант.

14.

Род, число, падеж имён существительных.

Заполнение таблицы.

15.

Склонение существительных в единственном и множественном числе.

Диктант «Проверяю себя».

16.

Р/р. Простой и сложный план.

Работа с текстом. Составление плана.

17.

 

Словарный диктант.

 

 

Разносклоняемые существительные. Нормы их употребления. Правописание суффикса –ен в существительных на –мя.

Объяснительный диктант.

18.

Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

Составление словарных статей.

19.

Словообразование существительных с помощью суффиксов.

Тест.

20.

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК.

Объяснительный диктант.

21.

Правописание О, Е после шипящих в суффиксах имен существительных

Тест.

22.

Словообразование существительных с помощью приставок.

Объяснительный диктант.

23.

Образование сложных существительных.

Составление таблицы.

24.

Повторение и обобщение изученного по теме:

«Имя существительное».

Работа с текстом.

25.

Контрольный диктант по теме:

«Имя существительное как часть речи».

Диктант с грамматическим заданием.

Глагол ( 24ч+9ч).

26.

Понятие о глаголе.

Выборочный диктант.

27.

Морфологические признаки глагола.

Комментированное письмо.

28.

Инфинитив как неизменяемая форма глагола.

Морфемный анализ.

29.

Р/р. Сжатое изложение по тексту К.Г.Паустовского «Жёлтый свет».

Изложение.

30.

Возвратные глаголы.

Работа над морфемным анализом возвратных глаголов.

31.

Р/ р. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям.

Анализ художественных текстов.

32.

Виды глагола.

Комментированное письмо.

33.

Образование видов глагола.

Тест.

34.

Правописание корней с чередованием звуков.

Объяснительный диктант.

35.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Распределительный диктант

36.

Р/р. Что такое эпиграф?

Работа с текстом. Мини-сочинение. Подбор эпиграфа.

37.

Времена глагола.

Объяснительный диктант.

38.

Прошедшее время.

Редактирование предложений.

39.

Р/р.Контрольное изложение по теме:

« Понятие о глаголе» .

Изложение.

40.

Настоящее и будущее время.

Диктант «Проверяю себя».

41.

Лицо и число глаголов.

Работа с текстом.

42.

Р/р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Анализ образца начала сочинения.

43.

Спряжение глаголов.

Составление плана параграфа.

44.

. Правописание гласных в окончаниях глаголов.

Объяснительный диктант.

45.

Спряжение глаголов с приставками.

Выборочный диктант.

46.

Р/р. Официально-деловой стиль.

Анализ текста одного из документов.

47.

Разноспрягаемые глаголы.

Устное сообщение.

48.

Условное наклонение.

Объяснительный диктант.

49.

Повелительное наклонение

Работа с текстом.

50.

Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Составление инструкции и памяток.

51.

Безличные глаголы.

Объяснительный диктант.

52.

Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Объяснительный диктант.

53.

Р/р. Рассказ.

Работа над рассказами.

54.

Правописание суффиксов глаголов.

Составление таблицы.

55.

Р/р.Сжатое изложение по рассказу

И.С.Тургенева «Воробей».

Изложение.

56.

Повторение и обобщение изученного по теме:

«Глагол как часть речи».

Тест.

57.

Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи».

Диктант с грамматическим заданием.

58.

Р/р.Сжатое изложение по рассказу А.П.Гайдара «Совесть».

Изложение.

Имя прилагательное(17ч+ 7ч).

59.

Понятие об имени прилагательном.

Творческое списывание.

60.

Морфологические признаки прилагательного.

Морфологический разбор.

61.

Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные.

Распределительный диктант

62.

Притяжательные прилагательные.

Работа с текстом.

63.

Р/р. Как создавать киносценарий?

Составление киносценария.

64.

Полные и краткие имена прилагательные.

Объяснительный диктант.

65.

Склонение полных прилагательных.

Творческий диктант.

66.

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий.

Работа с параграфом.

67.

Притяжательные прилагательные с суффиксами

-ин(-ын), -ов(-ев).

Работа с текстом о В.В.Виноградове.

68.

Р/р. Описание природы. Зима.

Работа с текстами-образцами.

69.

Р/р.Контрольное сочинение по картине К.Ф.Юона

«Русская зима. Лигачёво».

Сочинение.

70.

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.

Редактирование текста.

71.

Превосходная степень прилагательных.

Объяснительный диктант.

72.

Словообразование прилагательных при помощи суффиксов.

Словарно-орфографическая работа.

73.

Р/р. Сжатое изложение по рассказу Н.Носова «Снегири».

Изложение.

74.

Образование прилагательных с помощью суффиксов.

Морфемный анализ слов.

75.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Объяснительный диктант.

76.

Образование имён прилагательных при помощи приставок.

Объяснительный диктант.

77.

Р/р. Описание помещения.

Составление текста-описания.

78.

Р/р. Подготовка к сочинению- описанию помещения.

Анализ художественного текста.

79.

Образование прилагательных сложением основ.

Морфемный и орфографический разбор.

80.

Повторим изученное об имени прилагательном.

Тест.

81.

Контрольный диктант по теме:

«Имя прилагательное как часть речи» .

Диктант с грамматическим заданием.

82.

Р/р. Описание одежды, костюма.

Составление текста-описания.

Имя числительное( 12ч+4ч).

83.

Понятие о числительном.

Работа с текстом.

84.

Р/ р. Рассказ на основе картины, включающей описание.

Составление рассказа.

85.

Простые, сложные и составные числительные.

Осложненное списывание.

86.

Правописание мягкого знака в числительных.

Объяснительный диктант.

87.

Количественные числительные.

Морфологический разбор.

88.

Склонение количественных числительных.

Составление деловых текстов.

89.

Р/р. Описание книги

Составление текста-описания.

90.

Р/р. Подготовка к написанию сочинения о книге.

Сочинение.

91.

Собирательные числительные.

Работа с зашифрованными словами.

92.

Особенности изменения числительных оба, обе.

Выборочный диктант.

93.

Порядковые числительные.

Составление автобиографии

94.

Употребление порядковых числительных в косвенных падежах.

Творческий диктант.

95.

Дробные числительные.

Составление устного высказывания.

96.

Повторение темы «Имя числительное».

Работа с текстом.

97.

Контрольный диктант по теме: «Имя числительное».

Диктант с грамматическим заданием.

98.

Р/р. Рассуждение в разных стилях речи.

Составление текста-рассуждения.

Наречие. Имена состояния( 13ч+2ч).

99.

Понятие о наречии.

Работа с научной статьей и справочной литературой.

100

Разряды наречий по значению.

Составление таблицы.

101

Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению о книге.

Составление текста-рассуждения.

102

Р/р.Контрольное сочинение-рассуждение о книге.

Сочинение-рассуждение.

103

Степени сравнения наречий.

Работа с текстом.

104

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.

Работа с текстом.

105

Правописание гласных после шипящих на конце наречий

Объяснительный диктант.

106

Правописание Н и НН в наречиях на –о,е.

Распределительный диктант

107

Написание о-а на конце наречий с приставками из-, до-, в-, с-, на-, за-.

Сочинение-миниатюра.

108

Правописание дефиса в наречиях.

Комментированное письмо.

109

Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.

Выборочный диктант.

110

Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Цифровой диктант.

111

Слова состояния, их значения и употребление.

Составление таблицы.

112

Повторение по теме: « Наречие как часть речи. Имена состояния».

Создание текста определенного функционально-смыслового типа.

113

Контрольный диктант по теме: «Наречие и имена состояния».

Диктант с грамматическим заданием.

Местоимение (13ч+2ч).

114

Понятие о местоимении.

Работа с текстом.

115

Личные местоимения.

Анализ поэтических текстов.

116

Притяжательные местоимения.

Объяснительный диктант.

117

Значение и употребление местоимения свой.

Редактирование текста.

118

Возвратное местоимение себя.

Редактирование предложений.

119

Р/р. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Анализ текстов.

120

Р/р.Контрольное изложение по тексту В.Бианки

«Голубые лягушки».

Изложение.

121

Вопросительные местоимения.

Составление предложений.

122

Относительные местоимения.

Работа с деформированным текстом.

123

Неопределённые местоимения.

Выборочный диктант.

124

Отрицательные местоимения.

Объяснительный диктант.

125

Определительные местоимения.

Выборочный диктант.

126

Указательные местоимения.

Составление таблицы.

127

Повторение по теме: «Местоимение как часть речи».

Тест.

128

Контрольный диктант по теме: «Понятие о местоимении».

Диктант с грамматическим заданием.

Повторение изученного в 6 классе(8ч+2ч).

129

Р/р. Основные типы и стили речи.

Составление таблицы.

130

Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении.

Составление таблицы.

131

Словообразование самостоятельных частей речи.

Словообразовательный анализ.

132

Р/р. Признаки текста. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Работа с текстом.

133

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и

наречиях на –о.

Распределительный диктант

134

Правописание сложных слов.

Осложнённое списывание.

135

Гласные Ё,Е,О в разных частях слова после шипящих.

Заполнение таблицы.

136

Правописание не с разными частями речи.

Объяснительный диктант.

137

Повторим пунктуацию.

Диктант «Проверяю себя».

138

Контрольный диктант по теме:

«Повторение изученного в 6 классе».

Диктант с грамматическим заданием.

139-140

Резервные уроки

Всего

140ч

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.