Рабочая программа по русскому языку (11 класс, УМК: Воителева Т.М.)
Предмет:
Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Русский язык
Базовый 11 Т.М. Воитоловой 68 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования РФ, Государственного стандарта общего образования РФ, новых Требований к результатам основного общего образования РФ, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Т.М. Воителевой.
Программа составлена с учетом индивидуально-психологических особенностей кадет данного класса. Психологическая характеристика класса прилагается.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСАПрограмма призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, что предопределяет направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности.
Формирование гражданина, патриота невозможно без воспитания уважения к родному языку, к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков. Без понимания и осознания того, что язык нужно беречь, что это национальное достояние, невозможно воспитать полноценного члена общества.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения.
Содержание обучения русскому языку в старших классах на базовом уровне представлено в программе в соответствии с обязательным минимумом государственного стандарта на основе к о м п е т е н т н о с т н о г о подхода. В соответствии с этим в старшей школе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Основной целью обучения русскому языку в старших классах на базовом уровне являются: совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся: речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование всех видов компетенции (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой), функциональной грамотности; совершенствование умений кадет осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать единицы языка в устной и письменной речи.
Русский язык в программе представлен перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития кадет. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода, его углубления при изучении русского языка в средней школе. В основу программы положен текстоцентрический принцип обучения русскому языку, который предполагает, что основной единицей обучения становится текст как результат речевой деятельности, как основная дидактическая единица, средство обучения, формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПредлагаемый курс русского языка рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации–1 учебный год. Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий:
-комбинированный урок; - продвинутая лекция; - урок-практикум с использованием электронных тренажеров; - урок развития речи; - мастерская творческого письма;
-ТКРЧиП.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладении культурой межнационального общения.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими);
Цели изучения курса русского языка (для базового уровня) максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры обучающихся. Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность обучающихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.
Содержание работы по русскому языку в связи с изучением литературы отражено в программе в требованиях к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по окончании 11 класса и ориентировочном планировании. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество обучающихся, публичная речь.
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления обучающихся, занимают межпредметные связи. Они охватывают и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общую лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально- культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса русского языка 11 класса кадет должен с учетом формирования универсальных учебных действий знать/понимать: - роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира; - основные уровни языка и языковые единицы, предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи; - взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке; - имена выдающихся ученых - лингвистов; - типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) ; - источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно- выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры); - лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи); уметь: - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, поисковой системой Интернета;
говорение и письмо - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); - создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; - соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; - значения родного языка в жизни человека и общества; - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторение изученного по орфографии, лексике, словообразованию и морфологии:
- Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом.
- Обобщающее повторение лексики и фразеологии.
- Обобщающее повторение морфемики и словообразования.
- Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и простое предложение:
-Основные единицы синтаксиса.
- Словосочетание. Виды синтаксической связи.
- Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения.
- Подлежащее и сказуемое и способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.
- Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средства связи предложений в тексте.
- Односоставное предложение.
- Полные и неполные предложения.
- Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.
- Однородные и неоднородные определения.
- Предложения с обособленными членами. Обособление определений и приложений, дополнений и обстоятельств.
- Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Сложное предложение:
- Сложное предложение. Виды сложных предложений. Постановка знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях и сложных предложениях с разными видами связи. Использование в речи сложных предложений разных видов.
- Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью и при цитировании.
Культура речи и стилистика
-Культура речи и ее свойства. Речевой этикет. Функциональные стили речи и их особенности.
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы языка. Стилистические фигуры. Стилистический анализ текста.
- Переработка текста. Виды переработки текста.
Функционирование языковых единиц в речи
- Употребление лексических единиц в речи.
-Употребление грамматических форм в речи.
- Употребление единиц синтаксиса в речи. Словосочетания и простые предложения. Сложное предложение. Синтаксическая синонимия СПП
Форма контроля достижений обучающихся
Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий при написании контрольных диктантов, сочинений и по вопросам тестирования. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы. Возможны административные контрольные работы и мониторинг знаний учащихся.
Учебно – методическое обеспечение
1.Воителева Т.М. Русский язык. 11 класс. «Академия», 2014
2. Воителева Т.М. Русский язык в старших классах. «Академия», 2014
3.Воителева Т.М., Орг А.О., Мачулина А.В. Русский язык. 10 класс. Сборник упражнений. Базовый уровень. «Академия», 2014
4.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. «Академия», 2014
5.Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2013
6. Авторские презентации к урокам русского языка в 11-м классе.
Литература
Для преподавателя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990. БыстроваЕ. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2012. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982. ЕГЭ - 2016. Русский язык. Тренировочные задания / И. П. Цыбулько и др. — М., 2015. Иванов В. В., ПотихаЗ.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2012. Купалова А. Ю. Текст в занятиях родным языком. — М., 1996. Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2014. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2014. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2014. Львова С.И. Язык в речевом общении. — М., 2013. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2013. Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2014. Окунцова Е.А. Ударение диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику. Словарь-справочник. Издательство Московского университета, 2010. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2012.
Для обучающихся
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 2011. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989. Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984. Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 2014. Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 2012.
Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983. Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991. Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. К р ы с и н Л. И. Жизнь слова. — М., 1980. Львова СИ. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004. Львова СИ. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2014. Львова СИ. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 2014.
Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 2012. Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М„ 2012. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова. — М., 1986. Сергеев В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2012. Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 2013. Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М., 2000. Успенский Л.В. Слово о словах. (Любое издание.) Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.) Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. — М., 1996.
Школьные словари русского языка Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997. Быстрова Е. А., Окунева А.П., Каратева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998. (Любое последующее издание.)
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.) Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1999. Леденев С. Д., Ледовских И. В. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2006. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998. Львова СИ. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004. Львова СИ. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004. Окунцова Е.А. Ударение диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику. Словарь-справочник. Издательство МГУ, 2010 Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — 3-е изд. —М., 1991.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998. Рогожникова Р. П., Карская Т. С Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991. Ушаков Д. Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. — 43-е изд. — М., 2001. (Любое последующее издание.) Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд., испр. — М., 2000. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд. — М.,2000. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — 6-е изд. — М., 2008. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска
Мультимедийное оборудование
ППС «Кирилл и Мефодий».
Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей. Открытый урок; http://www.uchportal.ru/load/30 - Учительский портал; http://pedsovet.su/load/238-1-0-1768 - Pedsovet.su, http://nsportal.ru/shkola/ - Социальная сеть работников образования nsportal.ru; http://metodsovet.su/load/nach_russ_yaz/ - Методсовет. Методический портал учителя.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 КЛАСС
№ п/п |
Кален дарные сроки |
Тема урока, основное содержание |
Количество учеб ных часов |
Планируемые результаты обучения |
Кодификация |
КПУ Знать/Уметь/ Понимать |
||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Универсальные учебные действия |
КЭС |
КПУ |
|||||||||
Повторение изученного по орфографии, лексике, словообразованию и морфологии (5 часов) |
||||||||||||
1. |
1 неделя |
Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом. |
1 |
Знать основные нормы литературного русского языка. Уметь применять изученные правила на практике. |
Соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; уметь находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. |
6.5, 6.17 |
3.3 |
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
2. |
1 неделя |
Обобщающее повторение лексики и фразеологии. |
1 |
Уметь использовать синонимы, антонимы, паронимы в текстах разных функциональных стилей |
Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на план ответа и схемы. Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности. Решать тестовые задания с последующей корректировкой своих результатов. |
8.1, 8.2, 8.5, 8.6 |
2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
3. |
2 неделя |
Обобщающее повторение морфемики и словообразования. |
1 |
Знать виды морфем, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания |
3.3, 3.4 |
1.1, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
|||||
4. |
2 неделя |
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Знать термины. Уметь характеризовать предложения, пунктуационно верно оформлять текст. |
4.1, 4.2 |
1.1, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
|||||
5. |
3 неделя |
Входная контрольная работа № 1 УО КМКК |
1 |
Определение уровня усвоения темы. |
Уметь работать с тестовыми заданиями. |
2.5 3.4 5.14 6.17 7.19 8.5 10.5 |
1.1, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
Синтаксис и пунктуация (44 часа) |
||||||||||||
Словосочетание и простое предложение (24 часа) |
||||||||||||
6. |
3 неделя |
Основные единицы синтаксиса |
1 |
Знать принципы русской пунктуации. Уметь выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений. |
Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на план ответа и схемы. |
5.1, 5.2, 5.8 |
1.1, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
7. |
4 неделя |
Словосочетание. Виды синтаксической связи |
1 |
Знать типы связи слов в словосочетании. Уметь строить словосочетания по типу согласования и управления, употреблять предлоги в составе словосочетания |
5.1 |
1.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
|||||
8. |
4 неделя |
Предложение как основная синтаксическая единица. |
1 |
Знать признаки и функциональные разновидности простого и сложного предложений. Уметь пользоваться в речи различными типами предложений. |
Соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; Уметь находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. |
5.2 |
1.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
||||
9. |
5 неделя |
Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. |
1 |
Знать структуру простого предложения, его основные грамматические характеристики, способы выражения подлежащего и сказуемого. Уметь определять грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого. Выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения. |
5.4, 5.5 |
1.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
|||||
10. |
5 неделя |
Подлежащее и способы его выражения. |
1 |
Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Построение логической цепи рассуждения. |
5.2 |
1.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
|||||
11. |
6 неделя |
Сказуемое и его типы. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
5.2 |
1.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
||||||
12. |
6 неделя |
Второстепенные члены предложения. Определение и приложение. |
1 |
Знать и уметь опознавать эти виды определений. Оформлять их пунктуацию на письме. |
Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. |
5.3 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
13. |
7 неделя |
Второстепенные члены предложения. Дополнение и обстоятельство. |
1 |
Знать: виды второстепенных членов предложения, способы выражения определения, роль определения в речи. |
Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. |
|||||||
14. |
7 неделя |
Односоставное предложение. Односоставные именные предложения. |
1 |
Знать: основные единицы языка и их признаки. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений. |
Уметь находить односоставные предложения по смыслу и структурным особенностям. Употреблять их в речи в соответствии с нормами. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Владеть приемами самоконтроля усвоения изученного. |
5.2, 5.4 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
15. |
8 неделя |
Односоставные глагольные предложения. |
1 |
|||||||||
16. |
8 неделя |
Полные и неполные предложения. |
1 |
Знать: особенности и функции неполных предложений. Уметь: находить их в тексте, заменять неполные предложения синонимичными полными. |
Владеть монологической и диалогической формами письменной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами, современными средствами коммуникации. |
5.6 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
17. |
9 неделя |
К/Р № 2. Тест в формате ЕГЭ. (Независимая диагностика качества знаний Департамента образования МО РФ) |
1 |
Уметь выполнять тестовые задания. |
Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов. |
2.5 3.4 5.14 6.17 7.19 8.5 10.5 |
1.1, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
18. |
9 неделя |
Р.р. Композиция сочинения ЕГЭ |
1 |
Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: определять проблемы, заявленные в тексте, комментировать их, определять позицию автора. |
Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения. Уметь аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог со сверстниками. |
8.5 |
2.1, 2.2, 3.1, 3.3 |
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
19. |
10 неделя |
Р.р. Композиция сочинения ЕГЭ (продолжение) |
1 |
|||||||||
20. |
10 неделя |
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения. |
1 |
Знать признаки однородности. Значение в речи однородных членов. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов и с обобщающими словами. |
Уметь структурировать знания, выбирать способы действия для выполнения задания. Овладевать приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Выразительное чтение с акцентом на правильном интонировании. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем. |
7.2, 7.19 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
21. |
11 неделя |
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. |
1 |
Знать: особенности данной конструкции. Правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами. |
5.7, 5.12, 7.2 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
|||||
22. |
11 неделя |
Однородные и неоднородные определения. |
1 |
Знать и уметь опознавать эти виды определений. Оформлять их пунктуацию на письме. |
Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. |
5.7, 5.12, 7.2 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
23. |
12 неделя |
Предложения с обособленными членами. Обособление определений и приложений. |
1 |
Знать: основные правила постановки знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями. |
Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, передавать ее в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем. |
7.3 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
24. |
12 неделя |
Обособление дополнений и обстоятельств. |
1 |
Знать: способы выражения обстоятельства и условия их обособления. |
Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Читать и составлять опорные схемы и таблицы. Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. |
7.4 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
25. |
13 неделя |
Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. |
1 |
Знать: отличие уточняющих членов от обособленных оборотов, условия обособления уточняющих членов предложения. |
7.6 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
|||||
26. |
13 неделя |
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. |
1 |
Знать смысловые отличия вставных конструкций от вводных слов и предложений. |
Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, передавать ее в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем |
5.7, 7.8, 7.19 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
27. |
14 неделя |
Вводные слова и вводные предложения. |
1 |
Знать группы вводных слов по значению. Уметь опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания. |
||||||||
28. |
14 неделя |
Знаки препинания при обращении. |
1 |
Знать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. |
5.7, 7.2 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
|||||
29. |
15 неделя |
К/р № 3 Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения, дополнения» |
1 |
Знать: условия обособления определения, приложения, дополнения. Уметь: уметь применять изученные правила, работать с тестовыми заданиями, графически объяснять выбранный вариант ответа. |
Уметь структурировать знания, выбирать способы действия для выполнения задания. Овладевать приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
5.1, 5.2 |
1.1, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
Сложное предложение (20 часов) |
||||||||||||
30 |
15 неделя |
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
1 |
Знать особенности и виды сложного предложения, классификацию сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков в них. |
Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. Чтение и составление опорных схем и таблиц. Овладение приемами самоконтроля усвоения изученного. |
5.8, 7.11 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
31 |
16 неделя |
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (продолжение) |
1 |
|||||||||
32. |
16 неделя |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Виды придаточных предложений. |
1 |
5.8, 7.12 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||||
33. |
17 неделя |
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. |
1 |
Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного предложения. |
5.8, 7.12 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
|||||
34. |
17 неделя |
Практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. |
1 |
5.8, 7.12 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||||
35. |
18 неделя |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. |
1 |
|||||||||
36. |
18 неделя |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (продолжение) |
1 |
|||||||||
37. |
19 неделя |
Контрольная работа в формате ЕГЭ №4 (задания по синтаксису и пунктуации). |
1 |
Уметь выполнять тестовые задания. |
Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов. |
5.8-5.10, 5.13, 7.13-7.15 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
38. |
19 неделя |
Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. Речевое оформление сочинения. |
1 |
Знать признаки текста и его смысловых типов, способы и средства связи предложений в тексте. Структуру сочинения – рассуждения части С (ЕГЭ) Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, Соблюдать нормы построения текста. Уметь создавать тексты разных жанров. Совершенствовать и редактировать собственный текст. |
8.1-8.6 |
1.1, 3.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
39. |
20 неделя |
Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. Речевое оформление сочинения (продолжение) |
1 |
|||||||||
40. |
20 неделя |
К/Р. № 5. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. |
2 |
Композиция сочинения, особенность языковых средств. |
Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения. |
1.4, 8.3-8.5 |
1.4, 2.1, 2.2, 3.1, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
41. |
21 неделя |
К/Р. № 5. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (продолжение) |
||||||||||
42. |
21 неделя |
Бессоюзное сложное предложение. |
1 |
Знать основные признаки БСП. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте БСП. |
Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Читать и составлять опорные схемы и таблицы. |
5.9, 7.14 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
43. |
22 неделя |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
1 1 |
Знать правило постановки двоеточия и тире в БСП. Уметь применять это правило на письме. |
Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. Овладевать приемами самоконтроля усвоения изученного |
5.9, 7.14 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
44. |
22 неделя |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (продолжение) |
||||||||||
45. |
23 неделя |
Практическая работа. Решение тестовых заданий по синтаксису и пунктуации в формате ЕГЭ. |
1 |
Знать основные пунктуационные правила. Уметь применять их при решении тестовых задач. |
5.8-5.10, 5.13, 7.13-7.15 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
|||||
46. |
23 неделя |
Анализ практической работы. |
1 |
Знать виды орфографических и пунктуационных правил, графический комментарий орфограмм и пунктограмм. |
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Владеть приемами самоконтроля усвоения изученного. |
8.1, 8.5, 8.6 |
2.1, 3.1. |
Извлекать информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров |
||||
47. |
24 неделя |
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. |
1 |
Знать основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. |
5.11, 7.10 |
1.1, 1.2, 3.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст |
|||||
48. |
24 неделя |
Знаки препинания при цитировании. |
1 |
Знать о постановке знаков препинания при цитировании. Уметь применять это правило. |
Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи. |
7.9, 7.19 |
1.1, 1.2, 3.1 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст |
||||
49. |
25 неделя |
Контрольная работа №6 в формате ЕГЭ (часть В) |
1 |
Уметь выполнять тестовые задания. |
Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов. |
8.1, 8.5, 8.6 |
1.4, 2.1, 2.2, 3.1, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
Культура речи и стилистика (12 часов) |
||||||||||||
50. |
25 неделя |
Культура речи и ее свойства. Речевой этикет. Функциональные стили речи и их особенности. |
1 |
Знать признаки текста и его функционально-смысловые типы, функциональные стили речи и их особенности. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
Читать тексты разных стилей и жанров. Владеть разными видами чтения. Уметь различать стили речи. Представлять информацию в развернутом виде с использованием опорных схем. |
8.3, 8.5 |
1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, владеть основными приемами информационной переработки письменного текста |
||||
51. |
26 неделя |
Разговорный стиль речи. |
1 |
Знать основные признаки разговорного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру. |
Осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из разных источников. Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения. Уметь работать в группе. |
8.3, 8.5 |
||||||
52. |
26 неделя |
Научный стиль речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи. |
1 |
Знать основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру. |
Создавать текст заданного стиля, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности научных и научно-популярных текстов. |
8.3, 8.5 |
||||||
53. |
27 неделя |
Официально-деловой стиль речи. |
1 |
Знать: признаки официльно-делового стиля речи, сферу его использования, назначение |
Составлять деловой документ определенного делового жанра |
8.3-8.5 |
1.4, 2.1, 2.2, 3.1, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
54. |
27 неделя |
Публицистический стиль речи. Основные признаки текста публицистического стиля речи. |
1 |
Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру. Владеть лексико – стилистическим анализом. |
Читать тексты разных стилей и жанров. Владеть разными видами чтения. Уметь различать стили речи. Представлять информацию в развернутом виде с использованием опорных схем. |
|||||||
55. |
28 неделя |
Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. |
1 |
|||||||||
56. |
28 неделя |
Художественный стиль речи. |
1 |
Знать отличительные черты художественного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста. Уметь создавать и редактировать текст художественного стиля. |
Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, передавать ее в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем. |
8.3-8.5 |
||||||
57 |
29 неделя |
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы языка. |
1 |
10.3, 10.5 |
1.1, 1.2, 1.4 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов |
||||||
58 |
29 неделя |
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры. |
1 |
|||||||||
59. |
30 неделя |
Стилистический анализ текста. |
1 |
Знать: признаки типов и стилей речи, сферу их использования, назначение. |
Использовать приемы изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Читать и составлять опорные схемы и таблицы. |
8.1, 8.5, 8.6 |
1.1-1.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм |
||||
60. |
30 неделя |
Переработка текста. Виды переработки текста. |
1 |
Знать: виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация |
Определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста |
8.5 |
2.2, 2.3 |
Извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст |
||||
61. |
31 неделя |
К/Р. № 7. Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями. |
1 |
Уметь выполнять тестовые задания. |
Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов. |
8.1, 8.5, 8.6 |
1.4, 2.1, 2.2, 3.1, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
Итоговое повторение (7 часов) |
||||||||||||
62. |
31 неделя |
Употребление лексических единиц в речи. |
1 |
Уметь: использовать синонимы, антонимы, паронимы в текстах разных функциональных стилей |
Анализировать, выбирать, использовать выразительные средства лексики |
10.3 |
3.2 |
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
63. |
32 неделя |
Употребление грамматических форм слов в речи. Именные части речи. |
1 |
Знать: языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм. |
Различать смысловые и синтаксические конструкции, применять синтаксические синонимы в речи |
9.3, 10.4 |
3.2 |
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
64. |
32 неделя |
Употребление грамматических форм слов в речи. Глагол, причастие и деепричастие. |
1 |
Знать: морфологические признаки глагола, причастия и деепричастия, правила написания. Уметь: видеть причастие и деепричастие в тексте, применять изученные правила. |
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Владеть приемами самоконтроля усвоения изученного. Осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из разных источников. Уменить работать в группе. |
8.4 8.5, 8.6 |
2.1, 2.2, 3.3, 3.4 |
Извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
||||
65. |
33 неделя |
Употребление единиц синтаксиса в речи. Словосочетания и простые предложения. |
1 |
Знать: основные единицы синтаксиса. Уметь: грамотно, в соответствии с нормами, употреблять их в речи |
5.9, 7.14 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
|||||
66. |
33 неделя |
Употребление единиц синтаксиса в речи. Сложное предложение. Синтаксическая синонимия СПП. |
1 |
Знать: основные единицы синтаксиса. Уметь: различать на практике синтаксическую синонимию ССП |
Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на схемы и таблицы. |
5.9, 7.14 |
1.1, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
67. |
34 неделя |
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ |
2 |
Выявление уровня обученности русскому языку в 10-11 классах. |
Решать тестовые задачи. Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оцениватего |
8.1, 8.5, 8.6 |
1.4, 2.1, 2.2, 3.1, 3.3 |
Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка |
||||
68. |
34 неделя |
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ (продолжение) |