Рабочая программа по русскому языку (9 класс, УМК Л.М. Рыбченковой)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО протокол от____ .08.2016 № ____ Руководитель ШМО ___________________ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _________Т.И.Посмашная « ___»___________ 2016г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Овощновская школа» приказ от ____.09.2016 г. №_________ __________С.В.Борисова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
9 класс (базовый уровень)
Программа разработана
Дмитриевой О.Л.,
учителем русского языка
и литературы
2016 год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 9 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын), представленной в программе по русскому языку для 9 класса предметной линии учебников под редакцией Л.М. Рыбченковой. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
• правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
• по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
• определять способы образования слов различных частей речи;
• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
• проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
• правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
• владеть правильным способом применения изученных правил;
• учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику
3.Содержание учебного предмета.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
4.Тематическое планирование
9 класса
(70 часов в год, 2 часа в неделю) имеет следующую структуру.
№п/п |
Название темы |
Количество часов |
Из них |
|
развитие речи |
контрольные работы, диктанты |
|||
1 |
Введение |
11 |
4 |
2 |
2 |
Сложное предложение |
2 |
- |
- |
2.1 |
Сложносочиненное предложение |
12 |
1 |
2 |
2.2 |
Сложноподчиненное предложение |
28 |
4 |
4 |
2.3 |
Бессоюзное сложное предложение |
10 |
1 |
2 |
2.4 |
Сложное предложение с разными видами связи |
4 |
- |
2 |
Повторение |
3 |
- |
- |
|
ИТОГО |
70 |
10 |
11 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
ВВЕДЕНИЕ |
||||
1-2 |
Русский язык как развивающееся явление |
2 |
||
3-4 |
Р.р. № 1,2. Аудирование и чтение |
2 |
||
5 |
Р.р. № 3. Официально-деловой стиль |
1 |
||
6 |
Диагностическая проверочная работа |
1 |
||
7 |
Русский язык — язык русской художественной литературы |
1 |
||
8 |
Работа над ошибками ДПР |
1 |
||
9 |
Чтение и его виды |
1 |
||
10 |
Р.р. № 4. Подготовка к сочинению-рассуждению |
1 |
||
11 |
Контрольное сочинение-рассуждение№1 |
1 |
||
Сложное предложение |
||||
12-13 |
Сложное предложение и его признаки. Виды сложных предложений |
2 |
||
Сложносочинённое предложение |
||||
14 |
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении |
1 |
||
15 |
Р.р. № 5. Изложение (сжатое) |
1 |
||
16 |
Сложносочиненное предложение: его строение и средства связи в нем |
1 |
||
17 |
Строение ССП и средства связи в нем (закрепление) |
1 |
||
18 |
Контрольное изложение №1 (подробное) |
1 |
||
19-20 |
Знаки препинания в сложносочинённом предложении |
2 |
||
21-22 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения |
2 |
||
23 |
Повторение темы «Сложносочинённое предложение» |
1 |
||
24 |
Контрольная работа по теме «ССП». №1 |
1 |
||
25 |
Работа над ошибками |
1 |
||
Сложноподчинённое предложение |
||||
26 |
Понятие о сложноподчинённом предложении |
1 |
||
27-28 |
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
2 |
||
29 |
Р.р. № 6. Подготовка к сочинению-рассуждению |
1 |
||
30 |
Р.р. № 7. Сочинение-рассуждение |
1 |
||
31 |
Классификация сложноподчинённых предложений |
1 |
||
32-33 |
Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (определительные и изъяснительные) |
2 |
||
34 |
Р.р. № 8. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения |
1 |
||
35-36 |
Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (обстоятельственные (места и времени) |
2 |
||
37 |
Контрольный диктант.№1 Словарный диктант.№1 |
1 |
||
38 |
Работа над ошибками |
1 |
||
39-40 |
Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (образа действия, меры и степени, сравнительными) |
2 |
||
41 |
Р.р. № 9. Составление плана текста |
1 |
||
42-43 |
Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (цели и причины) |
2 |
||
44 |
Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (условия и уступки) |
2 |
||
45 |
Контрольное изложение№2 |
|||
46-47 |
Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (следствия и присоединения) |
2 |
||
48 |
СПП с несколькими придаточными |
1 |
||
49 |
Знаки препинания в СПП с двумя или несколькими придаточными |
1 |
||
50 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
1 |
||
51 |
Повторение темы: «Сложноподчинённое предложение» |
1 |
||
52 |
Контрольная работа по теме «СПП» №2. |
1 |
||
53 |
Работа над ошибками |
1 |
||
Бессоюзное сложное предложение |
||||
54 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП) |
1 |
||
55 |
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений |
1 |
||
56 |
Контрольное сочинение№2. |
1 |
||
57 |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении |
1 |
||
58 |
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
1 |
||
59 |
Р.р. № 10. Дебаты |
1 |
||
60 |
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении |
1 |
||
61 |
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения |
1 |
||
62 |
Контрольный диктант №2.Словарный диктант №2 |
1 |
||
63 |
Работа над ошибками |
1 |
||
Сложное предложение с разными видами связи |
||||
64 |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи |
1 |
||
65 |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (Продолжение) |
1 |
||
66 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи |
1 |
||
67 |
Контрольное сочинение №3 |
1 |
||
Повторение |
||||
68 |
Повторение орфографических правил |
1 |
||
69 |
Повторение правил пунктуации |
1 |
||
70 |
Повторение и систематизация изученного. |
1 |