Рабочая программа по русскому языку (9 класс, УМК Л.М. Рыбченковой)

4
0
Материал опубликован 14 September 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

протокол от____ .08.2016

____

Руководитель ШМО

___________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________Т.И.Посмашная

« ___»___________ 2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ

«Овощновская школа»

приказ от ____.09.2016 г.

_________

__________С.В.Борисова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

9 класс (базовый уровень)

Программа разработана

Дмитриевой О.Л.,

учителем русского языка

и литературы

2016 год

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 9 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын), представленной в программе по русскому языку для 9 класса предметной линии учебников под редакцией Л.М. Рыбченковой. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

фонетика и орфоэпия:

• проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;

• правильно произносить широко употребляемые служебные слова.

морфемика и словообразование:

• по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;

• определять способы образования слов различных частей речи;

• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.

лексикология и фразеология:

• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

• толковать лексическое значение общеупотребительных слов;

• проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.

морфология:

• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;

• правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;

• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

орфография:

• владеть правильным способом применения изученных правил;

• учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику

3.Содержание учебного предмета.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

4.Тематическое планирование

9 класса

(70 часов в год, 2 часа в неделю) имеет следующую структуру.

№п/п

Название темы

Количество часов

Из них

     

развитие речи

контрольные

работы, диктанты

1

Введение

11

4

2

2

Сложное предложение

2

-

-

2.1

Сложносочиненное предложение

12

1

2

2.2

Сложноподчиненное предложение

28

4

4

2.3

Бессоюзное сложное предложение

10

1

2

2.4

Сложное предложение с разными видами связи

4

-

2

 

Повторение

3

-

-

         
 

ИТОГО

70

10

11

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

 

ВВЕДЕНИЕ

     

1-2

Русский язык как развивающееся явление

2

   

3-4

Р.р. № 1,2. Аудирование и чтение

2

   

5

Р.р. № 3. Официально-деловой стиль

1

   

6

Диагностическая проверочная работа

1

   

7

Русский язык — язык русской художественной литературы

1

   

8

Работа над ошибками ДПР

1

   

9

Чтение и его виды

1

   

10

Р.р. № 4. Подготовка к сочинению-рассуждению

1

   

11

Контрольное сочинение-рассуждение№1

1

   
 

Сложное предложение

     

12-13

Сложное предложение и его признаки. Виды сложных предложений

2

   
 

Сложносочинённое предложение

     

14

Понятие о сложносочинённом

предложении, его строении

1

   

15

Р.р. № 5. Изложение (сжатое)

1

   

16

Сложносочиненное предложение: его строение и средства связи в нем

1

   

17

Строение ССП и средства связи в нем (закрепление)

1

   

18

Контрольное изложение №1 (подробное)

1

   

19-20

Знаки препинания

в сложносочинённом предложении

2

   

21-22

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

2

   

23

Повторение темы «Сложносочинённое

предложение»

1

   

24

Контрольная работа по теме «ССП». №1

1

   

25

Работа над ошибками

1

   
 

Сложноподчинённое предложение

     

26

Понятие о сложноподчинённом

предложении

1

   

27-28

Союзы и союзные слова.

Знаки препинания в сложноподчинённом

предложении

2

   

29

Р.р. № 6. Подготовка к сочинению-рассуждению

1

   

30

Р.р. № 7. Сочинение-рассуждение

1

   

31

Классификация сложноподчинённых

предложений

1

   

32-33

Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (определительные и изъяснительные)

2

   

34

Р.р. № 8. Сочинение в жанре

экскурсионного сообщения

1

   

35-36

Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (обстоятельственные (места и времени)

2

   

37

Контрольный диктант.№1 Словарный диктант.№1

1

   

38

Работа над ошибками

1

   

39-40

Виды сложноподчиненных предложений по значению придаточных частей (образа действия, меры и степени, сравнительными)

2

   

41

Р.р. № 9. Составление плана текста

1

   

42-43

Виды сложноподчиненных

предложений по значению придаточных частей (цели и причины)

2

   

44

Виды сложноподчиненных

предложений по значению придаточных частей (условия и уступки)

2

   

45

Контрольное изложение№2

     

46-47

Виды сложноподчиненных

предложений по значению придаточных частей (следствия и присоединения)

2

   

48

СПП с несколькими придаточными

1

   

49

Знаки препинания в СПП с двумя или несколькими придаточными

1

   

50

Синтаксический разбор сложного предложения

1

   

51

Повторение темы: «Сложноподчинённое

предложение»

1

   

52

Контрольная работа по теме «СПП» №2.

1

   

53

Работа над ошибками

1

   
 

Бессоюзное сложное предложение

     

54

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП)

1

   

55

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений

1

   

56

Контрольное сочинение№2.

1

   

57

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

   

58

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

   

59

Р.р. № 10. Дебаты

1

   

60

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении

1

   

61

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

1

   

62

Контрольный диктант №2.Словарный диктант №2

1

   

63

Работа над ошибками

1

   
 

Сложное предложение с разными видами связи

     

64

Сложное предложение с разными видами

союзной и бессоюзной связи

1

   

65

Сложное предложение с разными видами

союзной и бессоюзной связи (Продолжение)

1

   

66

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

   

67

Контрольное сочинение №3

1

   
 

Повторение

     

68

Повторение орфографических правил

1

   

69

Повторение правил пунктуации

1

   

70

Повторение и систематизация изученного.

1

   
Комментарии
Комментариев пока нет.