Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (УМК Л.М. Рыбченковой)

4
0
Материал опубликован 14 September 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

протокол от____ .08.2016

____

Руководитель ШМО

___________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________Т.И.Посмашная

« ___»___________ 2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ

«Овощновская школа»

приказ от ____.09.2016 г.

_________

__________С.В.Борисова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

8 класс (базовый уровень)

Программа разработана

Дмитриевой О.Л.,

учителем русского языка

и литературы

2016 год

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 8 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын), представленной в программе по русскому языку для 8 класса предметной линии учебников под редакцией Л.М. Рыбченковой. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

фонетика и орфоэпия:

• проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;

• правильно произносить широко употребляемые служебные слова.

морфемика и словообразование:

• по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;

• определять способы образования слов различных частей речи;

• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.

лексикология и фразеология:

• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

• толковать лексическое значение общеупотребительных слов;

• проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.

морфология:

• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;

• правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;

• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

орфография:

• владеть правильным способом применения изученных правил;

• учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику

 

3. Содержание учебного предмета.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

 

4.Тематическое планирование

Предметный курс 8 класса (105 часа в год, 3 часа в неделю) имеет следующую структуру.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Из них

     

Развитие речи

Контрольные

работы, диктанты

1

Введение

3

2

-

2

Повторение

16

4

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

8

1

-

4

Словосочетание

Предложение

4.1

Двусоставные предложения

15

2

3

4.2

Односоставные предложения

12

1

2

4.3

Простое осложненное предложение

41

9

4

4.4

Способы передачи чужой речи

9

-

1

 

Резерв

1

   
 

ИТОГО

105

19

11

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

 

ВВЕДЕНИЕ

     

1

Что такое культура речи

1

   

2

Р.р.№ 1. Подготовка к сочинению-рассуждению

1

   

3

Р.р. № 2. Сочинение-рассуждение

1

   
 

Повторение

     

4

Повторение и обобщение изученного. Части речи. Их значение, грамматические признаки

1

   

5

Повторение. Корни с чередованием. Правописание приставок. Написание и-ы после ц

1

   

6

Написание слов через дефис

1

   

7

н и нн в суффиксах разных частей речи

1

   

8

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

   

9

Правописание личных окончаний глаголов

1

   

10

Гласные и согласные в корне слова

1

   

11

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация простого предложения»

1

   

12

Контрольный диктант № 1 (по повторению).

1

   

13

Работа над ошибками

1

   

14

Р.р. № 3. Текст и его структура

1

   

15

Средства и способы связи предложений в тексте

1

   

16

Р.р. № 4. Публицистический стиль Функциональные разновидности

современного русского языка.

1

   

17

Р.р. № 5. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему

1

   

18

Р.р. № 6. Научный стиль

1

   

19

Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи»

1

   
 

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

     

20-21

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи

2

   

22

Р.р. № 7. Подробное изложение

1

   

23

Словосочетание, его структура и виды

1

   

24-25

Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

2

   

26

Синтаксический разбор словосочетаний

1

   

27

Понятие о предложении

1

   
 

Двусоставные предложения

     

28

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

   

29

Р.р. № 8. Сочинение-рассуждение

1

   

30

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое

1

   

31

Составное глагольное сказуемое

1

   

32

Составное именное сказуемое

1

   

33

Тире между подлежащим и сказуемым

2

   

34

Контрольное сочинение№2

     

35

Второстепенные члены и их роль в предложении

1

   

36

Определение и его виды

1

   

37

Дополнение и его виды

1

   

38

Обстоятельство и его виды

1

   

39

Р.р. № 9. Сочинение-описание картины

1

   

40

Повторение темы «Двусоставные предложения»

1

   

41

Контрольная работа № 1 по теме «Двусоставные предложения». Контрольный словарный диктант № 1.

2

   

42

Работа над ошибками

     
 

Односоставные предложения

     

43

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения

1

   

44

Основные группы односоставных предложений и их особенности

1

   

45-46

Типы предложений по составу. Назывные предложения

2

   

47

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения

1

   

48

Контрольное изложение№1

1

   

50

Обобщённо-личные и безличные предложения

1

   

51

Неполные предложения и их роль в языке

1

   

52

Обобщение и систематизация сведений по теме « Односоставные предложения» (урок-практикум)

1

   

53

Р.р. О функциях назывных предложений в речи (Упр193)№10

1

   

54

Контрольная работа № 2 по теме «Односоставные предложения».

2

   

55

Работа над ошибками

     
 

Простое осложненное предложение

     

56

Понятие о простом осложнённом предложении

1

   

57

Понятие об однородных членах предложения

1

   

58-59

Способы связи однородных членов

предложения и знаки препинания между ними

2

   

60-61

Р.р. № 11,12. Сочинение-рассуждение

2

   

62-63

Однородные и неоднородные определения

2

   

64-65

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2

   

66

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

   

67

Повторение темы «Предложения с однородными членами»

1

   

68-69

Обособление определений

2

   

70

Обособление приложений

1

   

71

Контрольное изложение№2

1

   

72

Анализ работ. Работа над ошибками

1

   

73

Обособление обстоятельств

1

   

74-75

Обособление дополнений

2

   

76

Р.р. № 13. Подготовка к сочинению-рассуждению

1

   

77

Р.р. № 14. Сочинение-рассуждение

1

   

78-79

Обособление уточняющих членов предложения

2

   

80

Р.р. № 15. Презентация результатов проектных работ

1

   

81

Р.р. № 16. Презентация результатов проектных работ (продолжение)

1

   

82-83

Повторение темы «Предложения с обособленными членами»

2

   

84

Контрольное сочинение№2

1

   

85

Работа над ошибками

1

   

86-87

Предложения с обращениями

2

   

88

Р.р. № 17. Сочинение-рассуждение

1

   

89-90

Предложения с вводными конструкциями

2

   

91

Предложения со вставными конструкциями

1

   

92-93

Р.р. № 18, 19. Конференция «Другому как понять тебя, или Языковая картина мира»

2

   

94

Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»

1

   

95

Контрольный диктант.№2 Контрольный словарный диктант № 2

1

   

96

Работа над ошибками

1

   
 

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

     

97-98

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

2

   

99

Диалог и знаки препинания при нем

1

   

100

Контрольное сочинение-рассуждение№3

1

   

101

Работа над ошибками.

1

   

102

Цитаты. Знаки препинания при цитировании Косвенная речь

1

   

103

Повторение темы «Способы передачи чужой речи»

1

   

104

Повторение

1

   

105

Резерв

1

   
Комментарии
Комментариев пока нет.