Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (УМК Л.М. Рыбченковой)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО протокол от____ .08.2016 № ____ Руководитель ШМО ___________________ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _________Т.И.Посмашная « ___»___________ 2016г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Овощновская школа» приказ от ____.09.2016 г. №_________ __________С.В.Борисова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
8 класс (базовый уровень)
Программа разработана
Дмитриевой О.Л.,
учителем русского языка
и литературы
2016 год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 8 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын), представленной в программе по русскому языку для 8 класса предметной линии учебников под редакцией Л.М. Рыбченковой. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
• правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
• по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
• определять способы образования слов различных частей речи;
• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
• проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
• правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
• владеть правильным способом применения изученных правил;
• учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику
3. Содержание учебного предмета.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
4.Тематическое планирование
Предметный курс 8 класса (105 часа в год, 3 часа в неделю) имеет следующую структуру.
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Из них |
|
Развитие речи |
Контрольные работы, диктанты |
|||
1 |
Введение |
3 |
2 |
- |
2 |
Повторение |
16 |
4 |
1 |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
8 |
1 |
- |
4 |
Словосочетание Предложение |
|||
4.1 |
Двусоставные предложения |
15 |
2 |
3 |
4.2 |
Односоставные предложения |
12 |
1 |
2 |
4.3 |
Простое осложненное предложение |
41 |
9 |
4 |
4.4 |
Способы передачи чужой речи |
9 |
- |
1 |
Резерв |
1 |
|||
ИТОГО |
105 |
19 |
11 |
Календарно-тематическое планирование.
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
ВВЕДЕНИЕ |
||||
1 |
Что такое культура речи |
1 |
||
2 |
Р.р.№ 1. Подготовка к сочинению-рассуждению |
1 |
||
3 |
Р.р. № 2. Сочинение-рассуждение |
1 |
||
Повторение |
||||
4 |
Повторение и обобщение изученного. Части речи. Их значение, грамматические признаки |
1 |
||
5 |
Повторение. Корни с чередованием. Правописание приставок. Написание и-ы после ц |
1 |
||
6 |
Написание слов через дефис |
1 |
||
7 |
н и нн в суффиксах разных частей речи |
1 |
||
8 |
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
1 |
||
9 |
Правописание личных окончаний глаголов |
1 |
||
10 |
Гласные и согласные в корне слова |
1 |
||
11 |
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация простого предложения» |
1 |
||
12 |
Контрольный диктант № 1 (по повторению). |
1 |
||
13 |
Работа над ошибками |
1 |
||
14 |
Р.р. № 3. Текст и его структура |
1 |
||
15 |
Средства и способы связи предложений в тексте |
1 |
||
16 |
Р.р. № 4. Публицистический стиль Функциональные разновидности современного русского языка. |
1 |
||
17 |
Р.р. № 5. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему |
1 |
||
18 |
Р.р. № 6. Научный стиль |
1 |
||
19 |
Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» |
1 |
||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
||||
20-21 |
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи |
2 |
||
22 |
Р.р. № 7. Подробное изложение |
1 |
||
23 |
Словосочетание, его структура и виды |
1 |
||
24-25 |
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) |
2 |
||
26 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
1 |
||
27 |
Понятие о предложении |
1 |
||
Двусоставные предложения |
||||
28 |
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения |
1 |
||
29 |
Р.р. № 8. Сочинение-рассуждение |
1 |
||
30 |
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое |
1 |
||
31 |
Составное глагольное сказуемое |
1 |
||
32 |
Составное именное сказуемое |
1 |
||
33 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
2 |
||
34 |
Контрольное сочинение№2 |
|||
35 |
Второстепенные члены и их роль в предложении |
1 |
||
36 |
Определение и его виды |
1 |
||
37 |
Дополнение и его виды |
1 |
||
38 |
Обстоятельство и его виды |
1 |
||
39 |
Р.р. № 9. Сочинение-описание картины |
1 |
||
40 |
Повторение темы «Двусоставные предложения» |
1 |
||
41 |
Контрольная работа № 1 по теме «Двусоставные предложения». Контрольный словарный диктант № 1. |
2 |
||
42 |
Работа над ошибками |
|||
Односоставные предложения |
||||
43 |
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения |
1 |
||
44 |
Основные группы односоставных предложений и их особенности |
1 |
||
45-46 |
Типы предложений по составу. Назывные предложения |
2 |
||
47 |
Определённо-личные и неопределённо-личные предложения |
1 |
||
48 |
Контрольное изложение№1 |
1 |
||
50 |
Обобщённо-личные и безличные предложения |
1 |
||
51 |
Неполные предложения и их роль в языке |
1 |
||
52 |
Обобщение и систематизация сведений по теме « Односоставные предложения» (урок-практикум) |
1 |
||
53 |
Р.р. О функциях назывных предложений в речи (Упр193)№10 |
1 |
||
54 |
Контрольная работа № 2 по теме «Односоставные предложения». |
2 |
||
55 |
Работа над ошибками |
|||
Простое осложненное предложение |
||||
56 |
Понятие о простом осложнённом предложении |
1 |
||
57 |
Понятие об однородных членах предложения |
1 |
||
58-59 |
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними |
2 |
||
60-61 |
Р.р. № 11,12. Сочинение-рассуждение |
2 |
||
62-63 |
Однородные и неоднородные определения |
2 |
||
64-65 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
2 |
||
66 |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
1 |
||
67 |
Повторение темы «Предложения с однородными членами» |
1 |
||
68-69 |
Обособление определений |
2 |
||
70 |
Обособление приложений |
1 |
||
71 |
Контрольное изложение№2 |
1 |
||
72 |
Анализ работ. Работа над ошибками |
1 |
||
73 |
Обособление обстоятельств |
1 |
||
74-75 |
Обособление дополнений |
2 |
||
76 |
Р.р. № 13. Подготовка к сочинению-рассуждению |
1 |
||
77 |
Р.р. № 14. Сочинение-рассуждение |
1 |
||
78-79 |
Обособление уточняющих членов предложения |
2 |
||
80 |
Р.р. № 15. Презентация результатов проектных работ |
1 |
||
81 |
Р.р. № 16. Презентация результатов проектных работ (продолжение) |
1 |
||
82-83 |
Повторение темы «Предложения с обособленными членами» |
2 |
||
84 |
Контрольное сочинение№2 |
1 |
||
85 |
Работа над ошибками |
1 |
||
86-87 |
Предложения с обращениями |
2 |
||
88 |
Р.р. № 17. Сочинение-рассуждение |
1 |
||
89-90 |
Предложения с вводными конструкциями |
2 |
||
91 |
Предложения со вставными конструкциями |
1 |
||
92-93 |
Р.р. № 18, 19. Конференция «Другому как понять тебя, или Языковая картина мира» |
2 |
||
94 |
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» |
1 |
||
95 |
Контрольный диктант.№2 Контрольный словарный диктант № 2 |
1 |
||
96 |
Работа над ошибками |
1 |
||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
||||
97-98 |
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи |
2 |
||
99 |
Диалог и знаки препинания при нем |
1 |
||
100 |
Контрольное сочинение-рассуждение№3 |
1 |
||
101 |
Работа над ошибками. |
1 |
||
102 |
Цитаты. Знаки препинания при цитировании Косвенная речь |
1 |
||
103 |
Повторение темы «Способы передачи чужой речи» |
1 |
||
104 |
Повторение |
1 |
||
105 |
Резерв |
1 |