12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дмитриева Оксана Леонидовна1935 Люблю детей Россия, Крым респ., Джанкойский район, с. Овощное Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. » |
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО протокол от____ .08.2016 № ____ Руководитель ШМО ___________________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _________Т.И.Посмашная « ___»___________ 2016г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Овощновская школа» приказ от ____.09.2016 г. №_________ __________С.В.Борисова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
8 класс (базовый уровень)
Программа разработана
Дмитриевой О.Л.,
учителем русского языка
и литературы
2016 год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 8 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын), представленной в программе по русскому языку для 8 класса предметной линии учебников под редакцией Л.М. Рыбченковой. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
• правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
• по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
• определять способы образования слов различных частей речи;
• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
• проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
• правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
• владеть правильным способом применения изученных правил;
• учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику
3. Содержание учебного предмета.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
4.Тематическое планирование
Предметный курс 8 класса (105 часа в год, 3 часа в неделю) имеет следующую структуру.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Из них | |
Развитие речи | Контрольные работы, диктанты | |||
1 | Введение | 3 | 2 | - |
2 | Повторение | 16 | 4 | 1 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 8 | 1 | - |
4 | Словосочетание Предложение | |||
4.1 | Двусоставные предложения | 15 | 2 | 3 |
4.2 | Односоставные предложения | 12 | 1 | 2 |
4.3 | Простое осложненное предложение | 41 | 9 | 4 |
4.4 | Способы передачи чужой речи | 9 | - | 1 |
Резерв | 1 | |||
ИТОГО | 105 | 19 | 11 |
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
ВВЕДЕНИЕ | ||||
1 | Что такое культура речи | 1 | ||
2 | Р.р.№ 1. Подготовка к сочинению-рассуждению | 1 | ||
3 | Р.р. № 2. Сочинение-рассуждение | 1 | ||
Повторение | ||||
4 | Повторение и обобщение изученного. Части речи. Их значение, грамматические признаки | 1 | ||
5 | Повторение. Корни с чередованием. Правописание приставок. Написание и-ы после ц | 1 | ||
6 | Написание слов через дефис | 1 | ||
7 | н и нн в суффиксах разных частей речи | 1 | ||
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | ||
9 | Правописание личных окончаний глаголов | 1 | ||
10 | Гласные и согласные в корне слова | 1 | ||
11 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация простого предложения» | 1 | ||
12 | Контрольный диктант № 1 (по повторению). | 1 | ||
13 | Работа над ошибками | 1 | ||
14 | Р.р. № 3. Текст и его структура | 1 | ||
15 | Средства и способы связи предложений в тексте | 1 | ||
16 | Р.р. № 4. Публицистический стиль Функциональные разновидности современного русского языка. | 1 | ||
17 | Р.р. № 5. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему | 1 | ||
18 | Р.р. № 6. Научный стиль | 1 | ||
19 | Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» | 1 | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||
20-21 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи | 2 | ||
22 | Р.р. № 7. Подробное изложение | 1 | ||
23 | Словосочетание, его структура и виды | 1 | ||
24-25 | Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) | 2 | ||
26 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | ||
27 | Понятие о предложении | 1 | ||
Двусоставные предложения | ||||
28 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения | 1 | ||
29 | Р.р. № 8. Сочинение-рассуждение | 1 | ||
30 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое | 1 | ||
31 | Составное глагольное сказуемое | 1 | ||
32 | Составное именное сказуемое | 1 | ||
33 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | ||
34 | Контрольное сочинение№2 | |||
35 | Второстепенные члены и их роль в предложении | 1 | ||
36 | Определение и его виды | 1 | ||
37 | Дополнение и его виды | 1 | ||
38 | Обстоятельство и его виды | 1 | ||
39 | Р.р. № 9. Сочинение-описание картины | 1 | ||
40 | Повторение темы «Двусоставные предложения» | 1 | ||
41 | Контрольная работа № 1 по теме «Двусоставные предложения». Контрольный словарный диктант № 1. | 2 | ||
42 | Работа над ошибками | |||
Односоставные предложения | ||||
43 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения | 1 | ||
44 | Основные группы односоставных предложений и их особенности | 1 | ||
45-46 | Типы предложений по составу. Назывные предложения | 2 | ||
47 | Определённо-личные и неопределённо-личные предложения | 1 | ||
48 | Контрольное изложение№1 | 1 | ||
50 | Обобщённо-личные и безличные предложения | 1 | ||
51 | Неполные предложения и их роль в языке | 1 | ||
52 | Обобщение и систематизация сведений по теме « Односоставные предложения» (урок-практикум) | 1 | ||
53 | Р.р. О функциях назывных предложений в речи (Упр193)№10 | 1 | ||
54 | Контрольная работа № 2 по теме «Односоставные предложения». | 2 | ||
55 | Работа над ошибками | |||
Простое осложненное предложение | ||||
56 | Понятие о простом осложнённом предложении | 1 | ||
57 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | ||
58-59 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними | 2 | ||
60-61 | Р.р. № 11,12. Сочинение-рассуждение | 2 | ||
62-63 | Однородные и неоднородные определения | 2 | ||
64-65 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | ||
66 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | ||
67 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» | 1 | ||
68-69 | Обособление определений | 2 | ||
70 | Обособление приложений | 1 | ||
71 | Контрольное изложение№2 | 1 | ||
72 | Анализ работ. Работа над ошибками | 1 | ||
73 | Обособление обстоятельств | 1 | ||
74-75 | Обособление дополнений | 2 | ||
76 | Р.р. № 13. Подготовка к сочинению-рассуждению | 1 | ||
77 | Р.р. № 14. Сочинение-рассуждение | 1 | ||
78-79 | Обособление уточняющих членов предложения | 2 | ||
80 | Р.р. № 15. Презентация результатов проектных работ | 1 | ||
81 | Р.р. № 16. Презентация результатов проектных работ (продолжение) | 1 | ||
82-83 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» | 2 | ||
84 | Контрольное сочинение№2 | 1 | ||
85 | Работа над ошибками | 1 | ||
86-87 | Предложения с обращениями | 2 | ||
88 | Р.р. № 17. Сочинение-рассуждение | 1 | ||
89-90 | Предложения с вводными конструкциями | 2 | ||
91 | Предложения со вставными конструкциями | 1 | ||
92-93 | Р.р. № 18, 19. Конференция «Другому как понять тебя, или Языковая картина мира» | 2 | ||
94 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» | 1 | ||
95 | Контрольный диктант.№2 Контрольный словарный диктант № 2 | 1 | ||
96 | Работа над ошибками | 1 | ||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ | ||||
97-98 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | 2 | ||
99 | Диалог и знаки препинания при нем | 1 | ||
100 | Контрольное сочинение-рассуждение№3 | 1 | ||
101 | Работа над ошибками. | 1 | ||
102 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании Косвенная речь | 1 | ||
103 | Повторение темы «Способы передачи чужой речи» | 1 | ||
104 | Повторение | 1 | ||
105 | Резерв | 1 |