Рабочая программа по русскому языку (5 класс, УМК Т.А. Ладыженской)
Рабочая программа
по русскому языку для 5 В,Г классов
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 2 от
«29» августа 2016г.
2016/ 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Закон об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 №1897;
Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год;
Авторская программа по русскому языку ФГОС под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой и др. , Москва, Просвещение, 2011
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Методическое письмо Министерства образование и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма , духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ; воспитание уважения к языку как средству освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; воспитание уважения к культуре своего народа, уважения к традициям и культуре других народов;
воспитание, интереса, уважения и любви к родному языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, потребности в речевом самосовершенствовании;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
На основании требований ФГОС предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими словарями, совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Как средство познания действительности русский язык развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
В 5 классе на основе усвоения научных понятий у обучающихся появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления. Контролируемой и управляемой становится речь (обучающийся способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение находить и выделять значимые, существенные связи и причинно-следственные зависимости при работе с наглядным материалом, длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, то есть происходит подчинение первичных зрительных ощущений процессу осмысления.
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д.,
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, итого 140 часов на весь учебный год.
Тематическое планирование
№ п/п |
название раздела |
кол-во часов |
р/р |
сочинения |
изложения |
диктанты, к/р, тесты |
итого |
1 |
Язык и общение |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
14 |
3 |
1 |
1 |
1 |
20 |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
21 |
2 |
1 |
2 |
1/1 |
28 |
4 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Культура речи. |
9 |
1 |
1 |
- |
- |
11 |
5 |
Лексика. Культура речи. |
6 |
- |
1 |
1 |
- |
8 |
6 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. |
15 |
1 |
2 |
- |
1 |
19 |
7 |
Имя существительное |
13 |
1 |
1 |
2 |
1 |
18 |
8 |
Имя прилагательное |
5 |
- |
2 |
1 |
1 |
9 |
9 |
Глагол |
15 |
1 |
2 |
1 |
1 |
20 |
10 |
Повторение в конце года |
5 |
- |
- |
- |
- |
5 |
Всего |
104 |
10 |
11 |
8 |
7 |
140 |
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Знать, владеть умениями и навыками:
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов; разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями; соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также
описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Основное содержание
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании.
Формы контроля
тесты;
устный опрос;
контрольный диктант;
зачет;
контрольное упражнение;
контрольное сочинение;
контрольное изложение;
диктанты;
контрольный срез;
контрольная проверочная работа;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
словарная работа;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Речевая деятельность:
Аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
Чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
Говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых
средств и интонации;
Письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменное высказывание разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
Фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
Графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
Лексикология:
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
соблюдать верную интонацию конца предложений;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учителя:
1. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – Москва, «Просвещение», 2012;
2. Тесты по русскому языку. 5 класс. ФГОС. Е.П. Черногркдова – Москва, «Экзамен», 2013;
3. Русский язык. 5 класс. Книга для учителя. Т.А. Ладыженская, О.П. Штвркина, Н.В. Ладыженская – Москва, «Экзамен», 2009;
4. Поурочное планирование. Русский язык. 5 класс. Технологические карты. ФГОС. Г.В. Цветкова – Волгоград, «Учитель» - 2014;
5. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. ФГОС. Н.В. Егорова – Москва, «ВАКО», 2014;
6. Диктанты по русскому языку. 5 класс. ФГОС. Г.Н. Потапова – Москва, «Экзамен», 2015;
7. Дидактические материалы по русскому языку. 5. Класс. ФГОС. Е.А. Влодавская – Москва, «Экзамен», 2014;
8. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.ФГОС. Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, М.М. Стракевич – Москва, «Просвещение», 2016;
9. Русский язык. Диагностические работы. 5 класс. ФГОС. Н.Н. Соловьева – Москва, «Просвещение», 2016
10. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Г.А. Богданова – Москва, «Просвещение», 2015
11. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. ФГОС. М.А. Бондаренко – Москва, «Просвещение», 2016
12. Учебник по русскому языку 5 класс в двух частях под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – Москва, «Просвещение», 2015
Для ученика:
1. Учебник по русскому языку 5 класс в двух частях под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – Москва, «Просвещение», 2015
2. Дидактический материал по русскому языку.
Мультимедийные пособия:
1. CD-диск к учебнику русского языка для 5 класса.
2. « Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов;
3. 1-С Репетитор « Русский язык. Орфография» обучающая программа для школьников;
4. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс;
5. Авторские презентации к урока
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Классы 5в,г
Учитель Пикалева И.Г.
Количество часов
Всего 140 час; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков: диктанты – 7; изложения – 8; сочинения - 11
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По плану |
По факту |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5в |
5г |
5в |
5г |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть - 9 недель – 34 часов Язык и общение - 1ч + 1 ч. р/р |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке |
1 |
02.09 |
02.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Р/р . Стили речи |
1 |
03.09 |
04.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем - 14 ч. + 3ч. р/р + 1ч. соч. + 1 ч. изл. +1 ч к\д
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
1 |
06/09 |
07.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Орфограмма |
1 |
08/09 |
09.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
1 |
09/09 |
10.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
1 |
10/09 |
11.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
13/09 |
13.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Буквы И, У, А после шипящих |
1 |
15/09 |
15.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Разделительные Ъ и Ь |
1 |
16/09 |
17.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Раздельное написание предлогов |
1 |
17/09 |
18.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Р/р Текст, тема текста |
1 |
20/09 |
21.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Р/р. Обучающее изложение Упр. 70 «Хитрый заяц» |
1 |
22/09 |
22.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Глагол. |
1 |
23/09 |
24.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14-15 |
-Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов. |
2 |
24,27/09 |
25,27.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Р/р. Тема текста |
1 |
29/09 |
30.09 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Имя существительное |
1 |
30/09 |
01.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Имя прилагательное |
1 |
01/10 |
03.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Р/р Сочинение по картине. Описание картины А.Пластова «Летом» |
1 |
04/10 |
05.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Местоимение |
1 |
06/10 |
07.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Р/р. Основная мысль текста |
1 |
07/10 |
08.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Контрольный диктант |
1 |
08/10 |
09.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи - 21 ч. + 2ч. р/р + 2 ч. изл. + 1ч. соч. + 1 ч. к/р +1ч. дик. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Синтаксис. Пунктуация Слово сочетание, виды словосочетаний |
1 |
11/10 |
11.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Разбор словосочетания |
1 |
13/10 |
13.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Предложение |
1 |
14/10 |
15.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Р/р Сжатое изложение |
1 |
15/10 |
16.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения |
1 |
18/10 |
19.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Р/р. Как писать отзыв? |
1 |
20/10 |
20.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
21/10 |
22.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Сказуемое |
1 |
22/10 |
23.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
25/10 |
26.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Нераспространённые и распространённые члены предложения. Второстепенные члены |
1 |
27/10 |
27.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Дополнение |
1 |
28/10 |
28.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Определение |
1 |
29/10 |
29.10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 четверть - 7 недель – 28 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Обстоятельство |
1 |
08/11 |
09.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Предложения с однородными членами |
1 |
10/11 |
10.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
11/11 |
12.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Предложения с обращением |
1 |
12/11 |
13.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Р/р Письмо |
1 |
15/11 |
16.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
17/11 |
18.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Р/р Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» |
1 |
18/11 |
19.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Простое и сложные предложения |
1 |
19/11 |
21.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Знаки препинания в сложном предложении |
1 |
22/11 |
23.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
1 |
24/11 |
25.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
25/11 |
26.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
26/11 |
27.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
29/11 |
29.11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Диалог |
1 |
01/12 |
02.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Р/р. Сжатое изложение (по Е. Мурашовой) |
1 |
02/12 |
03.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Диктант с грамматическим заданием |
1 |
03/12 |
04.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи – 9 ч. + 1ч р/р + 1ч. соч. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Фонетика. Гласные и согласные звуки. Чередование гласных и согласных звуков |
1 |
06/12 |
06.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Согласные твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие согласные. |
1 |
08/12 |
09.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Р/р Повествование. Обучающие изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка») |
1 |
09/12 |
10.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Графика. Алфавит |
1 |
10/12 |
13.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Р/р Сочинение-описание предмета |
1 |
13/12 |
15.1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака |
1 |
15\12 |
16.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я |
1 |
16/12 |
17.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Орфоэпия |
1 |
17/12 |
18.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Фонетический разбор слова |
1 |
20/12 |
20.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Повторение. Описание предметов, изображённых на картине(Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птица») |
1 |
22/12 |
23.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Проверочная работа. Тест |
1 |
23\12 |
24.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лексика. Культура речи – 6 ч. +1 ч. соч + 1ч. изл. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Слово и его лексическое значение |
1 |
24\12 |
25.12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 четверть – 11 недель – 44 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. |
1 |
10/01 |
11.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Омонимы |
1 |
12/01 |
13.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Синонимы |
1 |
13/01 |
14.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Р/р. Сочинение по картине (И. Грабарь. «Февральская лазурь») |
1 |
14/01 |
15.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Антонимы |
1 |
17\01 |
18.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Повторение по теме «Лексика» |
1 |
19\01 |
19.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Р/р. Подробное изложение (К. Паустовский. «Первый снег») |
1 |
20\01 |
20.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи – 15ч. + 1ч. р/р + 2ч. соч. + 1 ч. к/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слова |
1 |
21\01 |
22.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Окончание. |
1 |
24\01 |
25.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Основа слова |
1 |
26\01 |
27.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Р/р Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма |
1 |
27\01 |
28.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Корень слова |
1 |
28\01 |
29.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Р/р Рассуждение |
1 |
31\01 |
31.01 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Суффикс |
1 |
02/02 |
03.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Приставка |
1 |
03\02 |
04.20 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем |
1 |
04/02 |
05.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Морфемный разбор слова |
1 |
07\02 |
07.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
09/02 |
10.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Буква З-С на конце приставок |
1 |
10/02 |
11.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Буквы О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- |
1 |
11/02 |
12.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Буквы О-А в корне -РАСТ- -РОС-РАЩ |
1 |
14/01 |
14.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова |
1 |
16/02 |
17.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Буквы Ы-И после Ц |
1 |
17\02 |
18.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Повторение по теме «Морфемика. Орфография» |
1 |
18/02 |
19.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Контрольный диктант |
1 |
21/02 |
21.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Р/р. Сочинение по картине (П. Кончаловский. «Сирень в корзине») |
1 |
24/02 |
24.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морфология. Орфография. Культура речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
25/02 |
25.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Р/р Доказательство и рассуждении. Сочинение-рассуждение |
1 |
28/02 |
27.02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
1 |
02\03 |
03.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных |
1 |
03/03 |
04.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Род имён существительных |
1 |
04/03 |
05.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа |
1 |
07/03 |
06.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Р/р. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница») |
1 |
09\03 |
10.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа |
1 |
10/03 |
11.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных |
1 |
11/03 |
13.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Падеж имён существительных |
1 |
14/03 |
14.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
1 |
16/03 |
15.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
Р/р Изложение с изменением лица |
1 |
17/03 |
17.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
Множественное число имён существительных |
1 |
18/03 |
18.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных |
1 |
19/03 |
19.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
Морфологический разбор |
1 |
21/03 |
21.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
1 |
22/03 |
22.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
Р/р. Сочинение по картине. (Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье») |
1 |
23\03 |
23.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
24\03 |
24.03 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 четверть – 9 недель – 36 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя прилагательное - 5ч + 2ч. соч. + 1ч. изл. + 1ч. к/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
05.04 |
04.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
1 |
07.04 |
06.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Р/р Описание животного Изложение (А. Куприн. «Ю-ю») |
1 |
08.04 |
07.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Прилагательные полные и краткие |
1 |
09.04 |
08.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Р/р Описание животного на основе его изображения Сочинение по картине (А. Комаров. «Наводнение») |
1 |
12.04 |
11.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Морфологический разбор прилагательного |
1 |
13.04 |
12.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
1 |
14.04 |
13.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Контрольный диктант |
1 |
15.04 |
14.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Р/р Сочинение «Моё любимое животное» |
1 |
16.04 |
15.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глагол – 15ч. + 1ч р/р + 2ч. соч. + 1ч. изл. + 1ч. к/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Глагол как часть речи |
1 |
19.04 |
18.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
НЕ с глаголами |
1 |
21.04 |
19.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Р/р Рассказ |
1 |
22.04 |
21.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
23.04 |
22.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
1 |
26.04 |
25.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Виды глагола |
1 |
28.04 |
27.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Буквы Е-И в корнях с чередованием |
1 |
29.04 |
28.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Р/р Невыдуманный рассказ |
1 |
30.04 |
29.04 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Время глагола Прошедшее время |
1 |
03.05 |
04.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Настоящее время |
1 |
05.05 |
05.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Будущее время |
1 |
06.05 |
06.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Спряжение глагола |
1 |
07.05 |
07.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
1 |
10.05 |
09.05 |
|
|
|
1 |
10.05 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
12.05 |
11.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Р/р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук. «Шоколадный торт») |
1 |
13.05 |
12.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа |
1 |
14.05 |
13.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Употребление времён. |
1 |
16.05 |
14.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Р/р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку») |
1 |
17.05 |
16.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Повторение по теме «Глагол» |
1 |
19.05 |
18.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
20.05 |
19.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация мате-риала, изученного в 5 классе - 5 ч |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Разделы науки о языке. |
1 |
21.05 |
20.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
1 |
24.05 |
23.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Орфограммы в окончаниях слов |
1 |
26.05 |
24.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Употребление букв Ъ иЬ. |
1 |
27.05 |
26.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. |
1 |
28.05 |
27.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Заключительный урок. Подведение итогов за год |
1 |
30.05 |
28.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Резервный урок |
1 |
31.05 |
30.05 |
Контрольный (оценочный) материал
Тема «Повторяем, вспоминаем, изучаем»
НОЧЬ В ЛЕСУ
Мы решили устроиться на ночь в большом стогу сена. Перенесли туда свои вещи, а лодку вытащили из воды и привязали к дереву. На ужин у нас оказывается только хлеб. Мы запиваем его водой из соседнего ручья.
Последние лучи солнца светятся в верхушках деревьев, но на лесных дорожках сгущаются тяжёлые тени. Утихают птичьи голоса, не шуршат больше шмели и мухи.
А вскоре появляются и новые звуки, оживляют лес, проникают в наш шалаш. Слева от нас ужасно хохочет филин, жалобно плачет сова. Потом она улетает вперёд и там тяжело стонет и ухает. (90 слов)
(По А. Рыбакову)
Грамматическое задание
I вариант
1. Выпишите местоимение и прилагательное, укажите их морфологические признаки.
2. Выделите орфограммы в словах последнего предложения первого абзаца.
3. Разберите по составу слово стонет.
II вариант
1. Выпишите существительное и глагол, укажите их морфологические признаки.
2. Выделите орфограммы в словах первого предложения первого абзаца.
3. Разберите по составу слово дорожках.
Тема «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
РАННИМ УТРОМ
Миша встал с дивана, оделся и вышел из дома. Улица ещё дрема-
ла, только перекликались петухи. Миша съёжился. Его тянуло домой, но мысль о рогатке заставила встряхнуться. Мальчик пробрался в чулан, снял с гвоздя велосипедную камеру и вырезал из неё две узкие полоски. Он уже хотел выходить, но задержался, потому что во дворе увидел матроса. Тот прятал под будку свёрток. Миша забыл про рогатку, дождался
ухода матроса и вынул свёрток из-под будки. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Почему матрос спрятал его? Кортик — обычная вещь. Миша сидел на крыльце, мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. (100 слов)
(По А. Рыбакову)
Грамматическое задание
1. Сделать синтаксический и пунктуационный разбор:
1-й вариант — двух первых предложений текста; 2-й вариант — двух последних.
2. Выписать из текста 3 слова с орфограммами в корнях слов и графически их выделить.
Тема «Фонетика. Графика. Орфография»
БАБУШКИН САД
В бабушкином саду много чудесных цветов, фруктовых деревьев и разных ягод. Входишь в сад и видишь, что справа алеет клубника, а слева наливается соком малина.
Мы с другом помогаем бабушке ухаживать за садом, и она угощает нас щедрыми дарами природы. Я больше всего люблю клубнику. Она у бабушки необычных размеров, очень душистая и вкусная. Люблю я полакомиться и малиной, а мой друг выбирает чёрную смородину. Листья этой ягоды бабушка использует для засолки овощей, потому что они очень ароматные.
Вечером в саду наступает затишье. Но только солнце спрячется за горизонт, как в саду начинают звучать соловьиные трели. Я очень люблю бабушкин сад! (100 слов)
(М. Бондаренко)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
1. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
2. Сделайте фонетический разбор: 1-й вариант — листья; 2-й вариант — чёрную.
3. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.
Тема «Морфемика. Орфография. Культура речи»
ОТДЫХ В ПУТИ
Подводы тихо продвигались по кривой тропинке. Справа и слева росли высокие деревья. Иногда они низко нагибались, и дуги лошадей с шорохом цеплялись за их ветви. Наконец ветви раздвинулись, и подводы тихо въехали на маленькую поляну.
Путники слезли с подводы и стали располагаться на отдых. Верка села на сгнивший пень и начала приводить себя в порядок. В её чёрных волосах запутались сухие травинки, платье разорвалось. Ефимка решил разводить костёр, а девочка зашила платье и принесла воды.
Через час чёрные тучи беспросветно обложили горизонт, загремели тяжёлыми перекатами. Только к рассвету стихла гроза. Ребята перемокли, продрогли и решили сразу двигаться дальше, чтобы согреться. (100 слов)
(По А. Гайдару)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
учитель указывает слова для морфемного разбора; предложения, в которых надо сделать
синтаксический и пунктуационный разбор; просит найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание.
Тема «Имя существительное»
ЛЕТНЕЕ УТРО
Приближается рассвет, и с первым лучом солнца туман рассеивается. Растущая возле нашего дома акация начинает раскрывать свои жёлтые глазки. Её тонкий аромат — настоящее наслаждение.
Ещё очень рано, но мы бежим к речке Быстрянке и останавливаемся возле пристани3. Здесь расположился пляж. Мы купаемся, потом валяемся на тёплом песочке или отдыхаем в тени беседки, увитой плющом. Иногда мы заглядываем в шалаш к Витьке3. Витька — наш товарищ. Он построил это жилище, чтобы изучать повадки пернатых: ласточек, соек, дроздов. Об удовольствии наблюдать за природой Витька может рас-
сказывать часами. В этой беседе участвуют шёпот ветра, шорох листьев и щебет птиц. Они здесь друзья и помощники. (100 слов)
(М. Бондаренко)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
морфологический разбор слов; синтаксический и пунктуационный разбор сложного
предложения (по выбору).
Тема «Имя прилагательное»
ПУШОК
В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую³ сметану⁴. Однажды я решил покататься с горки вместе с ежом. Мороз был жгуч³, но кататься было хорошо. Внезапно ребята побежали смотреть убитого волка. Я поставил санки возле большого сарая и помчался за ними. Когда вспомнил о ёжике, было уже поздно. Пушок за ночь замёрз.
А весной из-под тёмных листьев возле сарая вдруг показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня⁴. На земле валялся ящик с сеном, в нём Пушок и провёл зиму. (104 слова)
(По Г. Скребицкому)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
(по вариантам): морфологический разбор указанных слов; синтаксический и
пунктуационный разбор предложений.
Тема «Глагол»
Мальчики решили³ преследовать лодочника.
Вот они уже плывут по извилистой речке, волнуются, чтобы их не заметили. Лодочник то появляется, то исчезает за частыми излучинами реки. Он сидит на вёслах лицом к мальчикам, и им приходится быть очень осторожными, чтобы не попасться ему на глаза. Перед каждым поворотом реки Миша выбирается на берег и смотрит в бинокль⁴. В азарте погони мальчики забывают³ о цели путешествия и любуются зарослями² правого берега.
Вот и ночь постепенно опускается, а в сумраке не увидишь бегущей впереди лодки⁴. Миша приказывает грести быстрее, но это уже не может помочь. Приходится вылезти на берег и расположиться² на ночлег. (100 слов)
(По А. Рыбакову)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1) озаглавить текст;
2) выполнить указанные разборы (по вариантам);
3) найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание.
Тема «Итоговый контрольный диктант»
ЛЕТНЕЕ УТРО
С вечера нависали тяжёлые тучи, собирался дождь. Но за ночь ненастье рассеялось, и только на горизонте можно разглядеть остатки вчерашних туч⁴.
В сиянии яркого3 солнца всё изменилось, воспрянуло духом, заиграло разными красками³. Вот лёгкое облачко убегает² от ветерка. Не догонишь его! Справа блестит заросшее камышом озерцо. На опушке берёзки водят хоровод, а вокруг них вьются и жужжат пчёлы, порхают птицы, хлопочут о своих птенчиках⁴. Пестреют на поляне чудесные полевые цветы: ромашки, колокольчики, гвоздички, мышиный горошек². Лютики подняли свои жёлтые головы, засмотрелись на соседей, кивают им, словно
говорят: «Рады встрече с вами, подружки!»
Смотришь на эту красоту и чувствуешь себя счастливым! (100 слов)
(М. Бондаренко)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1) выполнить указанные разборы (по вариантам);
2) выписать одно из слов, в котором не совпадает количество звуков и букв, сделать его фонетический разбор;
3) выписать 3—4 слова с чередующимися гласными или согласными;
4) подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам.13