Рабочая программа по русскому языку в 4 классе школы VIII вида
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г., №273-ФЗ., на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2009
Обоснование выбора УМК
Русский язык, как учебный предмет, является одним из ведущих, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания, полученные учащимися, являются практически значимыми для их адаптации и реабилитации. Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Рабочая программа ориентирована на учебник: А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова – Русский язык учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида М. «Просвещение» 2018 .
Цель программы обучения:
расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи программы обучения:
обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций,
коррекция речи и мышления,
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
обогащение словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у обучающегося совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у обучающегося с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Повторение пройденного в начале года
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Связная речь
Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
-
учебники,
наглядные пособия (алфавит, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 105 час, по 3 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащийся должен уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащийся должен знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащийся должен уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащийся должен знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащийся должен уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
Обязательно:
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащийся должен уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа,
умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Формы оценивания
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках русского языка. Так же проводятся тестирование, проверочные, самостоятельные и контрольные работы, контрольное списывание, диктанты.
Контрольные работы по русскому языку
I четверть |
|
1 |
Контрольный диктант №1 по теме: «Разделительный мягкий знак». |
2 |
Контрольный диктант № 2 по теме: «Гласные после шипящих». |
II четверть |
|
3 |
Контрольный диктант №3 по теме: «Правописание безударных гласных». |
4 |
Контрольный диктант №4по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные» |
III четверть |
|
5 |
Контрольный диктант №5 по теме: «Названия предметов, действий и признаков». |
6 |
Контрольный диктант №6 по теме: «Предлоги». |
7 |
Контрольный диктант №7 по теме: «Родственные слова». |
IV четверть |
|
8 |
Контрольный диктант №8по теме: «Знаки препинания в конце предложения». |
9 |
Контрольный диктант №9 за год по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Оценка письменных работ.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 - 5 ошибок;
«2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела темы |
Всего часов |
1. |
Повторение. |
5 |
2. |
Звуки и буквы. |
50 |
3. |
Слово. |
35 |
4. |
Предложение. |
10 |
5. |
Повторение пройденного. |
5 |
|
Итого |
105 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
|
Наименование темы |
Кол-во часов |
Дата |
|
5 |
|
||
1 |
|
Практическое построение простого предложения. |
1 |
|
2 |
|
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. |
1 |
|
3 |
|
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. |
1 |
|
4 |
|
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
1 |
|
5 |
|
Заканчивание предложений. |
1 |
|
|
50 |
|
||
6 |
|
Алфавит. |
1 |
|
7-8 |
|
Звонкие и глухие согласные. |
2 |
|
9 |
|
Мягкий знак на конце слова. |
1 |
|
10 |
|
Мягкий знак в середине слова. |
1 |
|
11 |
|
Мягкий знак на конце и в середине слова. |
1 |
|
12-13 |
|
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. |
2 |
|
14-15 |
|
Правописание слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. |
2 |
|
16 |
|
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
|
17 |
|
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
|
18-19 |
|
Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова.» Работа над ошибками. |
2 |
|
20 |
|
Гласные после шипящих. Сочетание гласных с шипящими. |
1 |
|
21 |
|
Правописание ЖИ- ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. |
1 |
|
22-23 |
|
Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова. |
2 |
|
24 |
|
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
|
25 |
|
Звонкие и глухие согласные в середине слова. |
1 |
|
26 |
|
Контрольный диктант за 1 четверть. « Гласные после шипящих» |
1 |
|
27 |
|
Работа над ошибками |
1 |
|
28-29 |
|
Способы проверки написания звонких и глухих согласных путём изменения формы слова. |
2 |
|
30-31 |
|
Способы проверки написания слов со звонкими и глухими согласными путём подбора родственных слов. |
2 |
|
32 |
|
Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. |
1 |
|
33-34 |
|
Ударение. Выделение ударной гласной в словах. |
2 |
|
35-36 |
|
Различение ударных и безударных гласных. |
2 |
|
37-38 |
|
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. |
2 |
|
39 |
|
Правописание безударных гласных путём подбора родственных слов. |
1 |
|
40 |
|
Правила проверки безударных гласных. |
1 |
|
41 |
|
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением». Работа над ошибками. |
1 |
|
42 |
|
Упражнение в нахождении слов с проверяемой безударной гласной . |
1 |
|
43 |
|
Упражнение в нахождении слов с проверяемой безударной гласной в тексте. |
1 |
|
44 |
|
Нахождение в тексте слов с безударной гласной. |
1 |
|
45 |
|
Изложение. |
1 |
|
46 |
|
Слова с непроверяемыми безударными гласными. |
1 |
|
47-49 |
|
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
3 |
|
50-51 |
|
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. |
2 |
|
52-53 |
|
Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.» Работа над ошибками. |
2 |
|
54-55 |
|
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
2 |
|
3. Слово. |
35 |
|
||
56 |
|
Слова, обозначающие названия предметов. |
1 |
|
57 |
|
Правильное употребление слов друг с другом по вопросам. |
1 |
|
58 |
|
Правильное употребление слов друг с другом по смыслу. |
1 |
|
59 |
|
Название действий предметов. |
1 |
|
60 |
|
Распознавание слов, обозначающих действия предметов. |
1 |
|
61 |
|
Правильное употребление слов друг с другом по вопросам. |
1 |
|
62 |
|
Название признаков предметов. |
1 |
|
63 |
|
Распознавание слов, обозначающих качества предмета. |
1 |
|
64 |
|
Правильное употребление слов друг с другом по вопросам. |
1 |
|
65-66 |
|
Контрольный диктант по теме «Слова названия предметов, действий, признаков». Работа над ошибками. |
2 |
|
67 |
|
Название предметов, действий, признаков. |
1 |
|
68 |
|
Имена собственные. |
1 |
|
69 |
|
Названия морей, рек, озёр, городов. |
1 |
|
70-71 |
|
Большая буква в именах собственных. |
2 |
|
72-73 |
|
Проверочный диктант по теме «Имена собственные». Работа над ошибками. |
2 |
|
74 |
|
Предлоги. Предлог как отдельное слово. |
1 |
|
75-76 |
|
Предлоги: ПОД, ДО, НАД, БЕЗ, ОКОЛО, ПЕРЕД. Их различение и написание. |
2 |
|
77 |
|
Изменение формы слова в зависимости от предлога. |
1 |
|
78 |
|
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
1 |
|
79-80 |
|
Разделительный твёрдый знак.. Правописание слов с разделительным Ъ. |
2 |
|
81 |
|
Понятие о родственных словах. |
1 |
|
82-83 |
|
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. |
2 |
|
84 |
|
Безударные гласные в корне родственных слов. |
1 |
|
85-86 |
|
Звонкие и глухие согласные в корне слова. |
2 |
|
87-88 |
|
Контрольный диктант за 3 четверть по теме: «Слово». Работа над ошибками. |
2 |
|
89-90 |
|
Родственные слова. |
2 |
|
4. Предложение. |
15 |
|
||
91 |
|
Практическое построение простого предложения. |
1 |
|
92-93 |
|
Выделение предложений из текста. Упражнения в составлении предложений. |
1 |
|
94-95 |
|
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
1 |
|
96 |
|
Виды предложений по интонации. Предложения с вопросительным знаком. |
1 |
|
97 |
|
Восклицательные предложения. Восклицательный знак. |
1 |
|
98 |
|
Сказуемое и подлежащее. Понятие о главном члене предложения. |
1 |
|
99 |
|
Выделение второстепенных членов предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
|
100 |
|
Контрольный диктант по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Работа над ошибками. |
1 |
|
5. Повторение. |
5 |
|
||
101 |
|
Алфавит. |
1 |
|
102 |
|
Родственные слова. |
1 |
|
103 |
|
Ударные и безударные гласные. |
1 |
|
104 |
|
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
1 |
|
105 |
|
Названия предметов. |
1 |
|