12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Татьяна Владимировна438
Горжусь тем, что я учитель в третьем поколении! Уверена, что не только я даю знания детям, но и они мне дают стимул к познанию нового! Я расту и развиваюсь вместе с обучающимися,все мои достижения связаны с ними и благодаря им!
Россия, Новосибирская обл., г.Купино

t1630415561aa.gif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена и адаптированана основе:

- Закона « Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;

- Приказа Минобрнауки России № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » от 17.12.10;

- Постановления Главного государственного санитаного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110;

- рабочей программы по русскому языку для 5 – 9 классов к УМК Т.А.Ладыженской и др. Москва « ВАКО» 2011г.;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы общеобразовательных учреждений.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализуется авторскими учебниками М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и т.д. Москва «Просвещение» 2013 (в 2-х частях). Данный учебник рекомендован Министерством образования РФ. Материал в нём изложен доступно, есть задания разного уровня сложности. Также в учебнике помещён материал для написания сочинений и изложений.

Адресат

Программа по русскому языку 6 класса для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения. В результате проделанной работы подготовлены объяснительные записки с рекомендациями к изменениям, внесенным в программу массовой школы.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно- тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIкласса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Наряду с общеобразовательными целями и задачами необходимо поставить и

коррекционные цели и задачи:

Цели:

Коррекционно-образовательная: создание условий для оптимального уровня овладения

воспитанниками учебной программы по письму и развитию речи в соответствии с их

способностями и возможностями.

Коррекционно-развивающая: создание условий для развития коммуникативных способностей

воспитанников с проблемами в развитии.

Коррекционно-воспитательная. создание условий, направленных на развитие интереса к

изучению предмета, сохранению жизни и здоровья воспитанников.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Обеспечивать воспитанников достаточным уровнем знаний через планомерное

выполнение реализацию разделов учебной программы с учетом еѐ линейно-

концентрированной направленности и реализацию требований коррекционно-

развивающего обучения.

2. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

воспитанников с проблемами через систематическое изучение их особенностей и расширение

учебно-методической и учебно- дидактической базы предметного кабинета.

3. Контролировать уровень усвоения учебной программы воспитанников через текущую

проверку знаний, проведение проверочных, контрольных и диагностических работ.

Коррекционно-развивающие:

1. Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение,

активизацию словарного запаса воспитанников, развитие способности грамотно оформлять

устную и письменную речь.

2. Работать над формированием познавательных способностей воспитанников через

развитие психологических функций.

3. Развивать деятельностно - коммуникативные способности воспитанников через организацию

различных форм работы на уроке (индивидуальную, парную), видов деятельности

(взаимопроверку, ролевую игру, ведение диалога на заданную тему).

Коррекционно-воспитательные:

1. Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для

каждого воспитанника, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм

поощрения, использование занимательного материала.

2.Соблюдать здоровьесберегающие технологии через выполнение санитарно- гигиенических

требований к кабинету, учебному процессу, использованию средств и приемов, направленных

на исключение мышечного и зрительного переутомления.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации учебного процесса в 6 кл :

уровневая дифференциация;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Формы контроля:

тестирование, сочинение, изложение, диктант

Место предмета

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого за год - 136 часов.


Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Введение

1

Повторение изученного в V классе

10

Лексика. Культура речи

8

Фразеология. Культура речи

2

Словообразование. Орфография. Культура речи

21

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

84

14

Имя прилагательное

19

Имя числительное

12

Местоимение

19

Глагол

20

Повторение и систематизация изученного в VI классе

10

Итого

136



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (136 ч.)

На основании письма Министерства образования и науки РФ от 19.01.2011г. № 03-255«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в работе используются учебники ФГОС, в связи с тем, что учебный материал адаптирован и рассчитан для воспитанников с ОВЗ, некоторые темы будут изучаться ознакомительно, некоторые на практическом уровне, а некоторые будут отсутствовать: «Язык, речь, общение; Ситуация общения; Тема и основная мысль текста; Заглавие текста; Начальные и конечные предложения; Текст и стили речи; Основные признаки текста; Словари». Данные темы перекликаются с темами учебного предмета «Речь и культура общения». Их изучение считаю нецелесообразным, из- за этого будет расширено количество часов на усвоение орфографических правил, обобщение и повторение материала.

В 6 классе продолжается изучение тем: «Морфемика и словообразование», «Лексика», «Морфология». Учащиеся знакомятся с новой для них частью речи – именем числительным, более углублённо изучают такие темы, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол». Расширяются знания детей по словообразованию, лексике.

Общее количество часов, предусмотренное учебным планом для уроков русского языка — 136 ч.

В содержание учебной программы вносятся некоторые изменения. Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихсяс ОВЗ, не рекомендуется изучать следующие темы: разряды имен прилагательных, числительных и местоимений; переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других.

В ознакомительном плане проходятся такие темы, как склонение количественных числительных, степени сравнения имен прилагательных, разноспрягаемые глаголы. При этом тщательнее отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое- частицы не и ни в местоимениях. Кроме того, следует предусмотреть формирование умений, определенных вторым разделом программы — «Овладение нормами литературного языка».

Учащихся с ЗПР крайне затрудняет составление сложного плана, поэтому этот вид работы из раздела «Развитие речи» VI класса частично перенесен в VII класс.

Соответствующие темы разделов «Словообразование и орфография», «Морфология и

орфография» предваряются практически ми упражнениями в словообразовании; устными и письменными упражнениями в замене имен существительных, прилагательных и числительных местоимениями; практическими упражнениями в составлении предложений со значением желания, просьбы, приказа или совета.

Указанные изменения делают курс русского языка доступным для усвоения школьниками с ОВЗ, позволяют высвобождать время для языковой подготовки учащихся к изучению программного материала и работы над трудными темами, составляющими основу грамотности.

Из разделов «Язык. Речь. Общение. Текст» выпущены несколько тем (Язык, речь, общение. Ситуация общения. Тема и основная мысль текста. Заглавие. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи), которые неразрывно связаны с предметом «Культура речи», поэтому нецелесообразно дублировать данные темы.

Существительное

Несклоняемые существительные, род несклоняемых существительных, имена существительные общего рода (данные темы лучше изучать на практическом уровне: не требовать от учащихся детального запоминания теории, а больше обращать внимания на употребление этих существительных в речи, составлении различных предложений с такими существительными). Тема: «Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя» - изучается ознакомительно.

Прилагательное

Качественные, относительные, притяжательные прилагательные, степени сравнения прилагательных (лучше изучать эту тему на ознакомительно уровне: не требовать запоминания названия разрядов, а работать больше над правописанием прилагательных, их употреблением в речи, изменением их по родам, числам, падежам; названия разрядов можно написать на таблице).

Числительное

Разряды количественных числительных: числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные числительные (на практическом уровне: при работе над данной темой лучше также не требовать от учащихся детального запоминания разрядов, а больше обращать внимание на склонение и правописание числительных, их употребление в речи; названия разрядов можно написать на таблице), склонение количественных числительных (на ознакомительном уровне).

Местоимение

Разряды местоимений (на практическом уровне: работать, прежде всего, над правописанием местоимений, их употреблением в речи, названия разрядов можно записать на таблице).

Глагол

Ознакомительно: переходные и непереходные глаголы, разноспрягаемые глаголы, различие повелительного наклонения и форм будущего времени.

Введение – 1 час

Повторение изученного в 5 классе - 10(8+2) часов

Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.

Лексика. Культура речи - 8 (5+ 3) часов

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы.

Фразеология. Культура речи – 2 часа

Словообразование. Орфография. Культура речи 21 (16+5) час

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план.

Морфология. Орфография. Культура речи 84

Имя существительное 14 (13+1) часов

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.

Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное 19 (17+2) часов

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное - 12 часов

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минутпять, километров десять).

III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение 19 (17+2) часов

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол 20 (17+3) часов

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -евать) и –ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в VI классе - 10 часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс VI класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст. ​​​​​​​

Учебное и учебно-методическое обеспечение

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе:- М.: Просвещение, 2013;

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./М.: АСТ: Астрель, 2003;

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002;

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003;

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003;

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: М.: ВАКО, 2011;

7. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.