Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (УМК Т. А. Ладыженской)
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 6 класса
на 2018-2019гг.
Основное общее образование
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Т.А.Тростенцовой и др.(М.: Просвещение, 2013).
УМК
Учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2014.
Составитель учитель русского языка и литературы
первой категории Перехода Т.П.
2018
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ;
3) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
5) социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных;
6) моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
7) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
8) ценности здорового и безопасного образа жизни; правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
9) основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать своё мнение.
Предметные результаты
создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участвовать в диалоге и полилоге;
владеть навыками чтения на русском языке (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умением выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) ; характеризовать с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
выявлять основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, план (включая тезисный план), заявление и др.);
распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
идентифицировать самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия и их морфологические признаки;
проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанные этапы анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;
анализировать текст и распознавать основные признаки текста, выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, характеризовать звуки слова;
определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферу употребления, подбирать синонимы, антонимы;
проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи;
характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании;
определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определять грамматическую основу предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения, предложения осложнённой и неосложнённой структуры;
распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обращения;
опознавать сложные предложения;
определять виды связи, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;
находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами;
применять правила переноса слов;
применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, при прямой речи;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка, определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов, употреблять их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
изменять формы существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов с учетом норм;
соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдении видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета (курса) «Русский язык»
204часа
Язык. Речь. Общение (3ч)
Русский язык – один из развитых языков мира.
РР. Язык, речь, общение.
Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 классе. Культура речи (16ч)
Фонетика. Орфоэпия.
Фонетический разбор.
Морфемы в слове. Орфограммы в корнях слов.
Орфограммы в приставках.
Орфограммы в суффиксах.
Части речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
РР. Сочинение-миниатюра «Интересная встреча».
Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.
Синтаксический разбор простого предложения.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Синтаксический разбор сложного предложения.
РР. Прямая речь. Диалог.
Текст (6ч)
Текст, его особенности.
Тема и основная мысль текста. заглавие текста.
Начальные и конечные предложения текста.
Ключевые слова. Основные признаки текста.
РР. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.
РР. Комплексный анализ текста.
Лексика. Культура речи (15ч)
Слово и его лексическое значение.
Общеупотребительные слова. Профессионализмы.
Диалектизмы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Неологизмы.
Устаревшие слова.
Словари.
РР. Сочинение по картине А.Герасимова «После дождя» (подготовка).
РР. Сочинение по картине А.Герасимова «После дождя».
РР. Составление словарной статьи.
РР. Выразительные средства лексики.
РР. Комплексный анализ текста.
Повторение по теме «Лексика»
Проверочный диктант по теме «Лексика»
Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте.
Фразеология. Культура речи (6ч)
Фразеологизмы.
РР. Источники фразеологизмов.
РР. Фразеологизмы в тексте.
Практическая работа по теме: «Фразеология».
РР. Изложение текста (подготовка).
РР. Изложение текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи (24ч)
Морфемика и словообразование.
Морфемный разбор.
РР. Описание помещения.
Основные способы образования слов в русском языке.
Основные способы образования слов в русском языке.
Диагностическая работа по теме: «Словообразование».
РР. Этимология слов.
РР. Сочинение-описание по картине Т.Яблонской «Утро» (подготовка).
РР. Сочинение-описание по картине Т.Яблонской «Утро».
Буквы а и о в корне -КОС/КАС-.
Буквы а и о в корне -ГОР-/-ГАР-.
Буквы а и о в корне -ГОР-/-ГАР- (закрепление).
Буквы а и о в корне -ЗОР-/-ЗАР-.
Буквы а и о в корне -ЗОР-/-ЗАР- (закрепление).
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Буквы Ы и И после приставок.
Буквы Ы и И после приставок (закрепление).
Гласные в приставках ПРЕ- И ПРИ-.
Гласные в приставках ПРЕ- И ПРИ- (закрепление).
Развитие орфографических умений.
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Сложносокращенные слова.
Словообразовательный разбор.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (24ч)
Имя существительное как часть речи.
РР. Письмо другу.
Род имён существительных.
Разносклоняемые существительные.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
Несклоняемые существительные.
Род несклоняемых существительных.
Имена существительные общего рода
РР. Устное публичное выступление на тему: «Берегите природу!»
Морфологический разбор имени существительного.
НЕ с существительными.
НЕ с существительными (закрепление).
Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК)
Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) (закрепление).
Тестирование по теме «Орфография».
Анализ ошибок, допущенных в тесте.
Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и -ИК
Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и -ИК (закрепление)
Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных
Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных (закрепление)
Имя существительное как член предложения.
Повторение по теме «Имя существительное».
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Имя прилагательное (28ч)
Имя прилагательное как часть речи.
РР. Описание природы.
Степени сравнения имён прилагательных
Степени сравнения имён прилагательных (закрепление)
Разряды прилагательных по значению.
Качественные имена прилагательные.
Относительные имена прилагательные.
Притяжательные имена прилагательные
Морфологический разбор имени прилагательного.
НЕ с прилагательными
НЕ с прилагательными (закрепление)
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных(2ч)
Развитие орфографических умений.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (2ч)
Развитие орфографических умений.
Различение на письме суффиксов -К- и -СК- (2ч).
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (2ч).
Имя прилагательное как член предложения.
Повторение по теме: «Имя прилагательное».
Развитие речи
Изложение текста (2ч)
Устное описание пейзажа по картине.
Контроль знаний: контрольный диктант(2ч)
Имя числительное (21ч)
Имя числительное как часть речи.
Простые и составные числительные.
Порядковые числительные.
Разряды количественных числительных.
Числительные, обозначающие целые числа.
Склонение и правописание количественных числительных.
Буква и в окончаниях числительных от 11 до 19.
Склонение сложных количественных числительных.
Склонение составных количественных числительных.
Мягкий знак на конце и в середине числительных (2ч).
Дробные числительные.
Склонение и употребление дробных числительных.
Собирательные числительные.
Склонение и употребление собирательных числительных.
Имя числительное как член предложения.
Морфологический разбор имени числительного.
Повторение по теме: «Имя числительное».
Развитие речи
Употребление числительных в речи.
Контроль знаний: контрольный диктант(2ч)
Местоимение (19ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Возвратное местоимение себя.
Вопросительно-относительные местоимения.
Неопределённые местоимения.
Правописание неопределённых местоимений.
Отрицательные местоимения.
Правописание отрицательных местоимений.
Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
Местоимения и другие части речи.
Роль местоимений в предложении.
Морфологический разбор местоимения.
Повторение по теме: «Местоимение».
Развитие речи
Сочинение-рассуждение (2ч).
Контроль знаний: проверочный диктант(2ч)
Глагол (22ч)
Глагол как часть речи.
Спряжение глаголов (2ч).
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные (2ч).
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Употребление наклонений.
Безличные глаголы.
Глагол как член предложения.
Морфологический разбор глагола.
Правописание гласных в суффиксах глаголов (2ч).
Повторение по теме: «Глагол».
Развитие речи
Сочинение по рисункам и данному началу.
Изложение текста (2ч).
Контроль знаний: контрольный диктант(2ч)
Повторение изученного в 5-6 классах. Культура речи (20ч)
Разделы науки о языке.
Орфография. Орфограммы в корне.
Орфограммы в приставках и суффиксах.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Словообразование.
Морфология.
Синтаксис.
Обобщающий урок.
Развитие речи
Сочинение по личным наблюдениям.
Текст. Признаки текста.
Типы текста.
Стили речи.
Комплексный анализ текста.
Правильное употребление существительных.
Выразительные средства прилагательного.
Правильное употребление местоимений.
Правильное употребление числительных.
Редактирование текста.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Домашнее задание | Примечание |
Язык. Речь. Общение (3ч) | |||||
| | Русский язык – один из развитых языков мира. | Выполнить упр.3 | | |
| | РР. Язык, речь, общение. | Выполнить упр.6 | | |
| | Ситуация общения. | Выполнить упр.12 | | |
Повторение изученного в 5 классе (15ч) | |||||
| | Фонетика. Орфоэпия. | Выполнить упр.22 | | |
| | Фонетический разбор. | Фонетический разбор трёх слов. | | |
| | Морфемы в слове. Орфограммы в корнях слов. | Выполнить упр.27 | | |
| | Орфограммы в приставках. | Выполнить упр.30 | | |
| | Орфограммы в суффиксах. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | Части речи. | Выполнить упр.33 | | |
| | Орфограммы в окончаниях слов | Выполнить упр.38 | | |
| | РР. Сочинение-миниатюра «Интересная встреча». | Изучить §8. | | |
| | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Составить словарный диктант. | | |
| | Словосочетания. | Выполнить упр.43 | | |
| | Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. | Выполнить упр.46 | | |
| | Синтаксический разбор простого предложения. | Выполнить разбор. | | |
| | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | Выполнить упр.52 | | |
| | Синтаксический разбор сложного предложения. | Выполнить упр.53 | | |
| | РР. Прямая речь. Диалог. | Выполнить упр.58 | | |
Текст (6ч) | |||||
| | Текст, его особенности. | Выполнить упр.62 | | |
| | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | Выполнить упр.67 | | |
| | Начальные и конечные предложения текста. | Выполнить упр.71 | | |
| | Ключевые слова. Основные признаки текста. | Выполнить упр.77 | | |
| | РР. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | Выполнить упр.81 | | |
| | РР. Комплексный анализ текста. | Выполнить тестовые задания. | | |
Лексика. Культура речи (15ч) | |||||
| | Слово и его лексическое значение. | Выполнить упр.101 | | |
| | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | Выполнить упр.110 | | |
| | Диалектизмы. | Выполнить упр.118 | | |
| | Исконно русские и заимствованные слова. | Выполнить упр.127 | | |
| | Неологизмы. | Выполнить упр.132 | | |
| | Устаревшие слова. | Выполнить упр.136 | | |
| | Словари. | Выполнить упр.140 | | |
| | РР. Подготовка к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя». | Выполнить упр.104 | | |
| | РР. Сочинение по картине А.Герасимова «После дождя». | Повторить правила | | |
| | РР. Составление словарной статьи. | Выполнить задания с.79 | | |
| | РР. Выразительные средства лексики. | Выполнить упр.142 | | |
| | РР. Комплексный анализ текста. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | Повторение по теме «Лексика». | Выполнить тестовые задания | | |
| | Проверочный диктант по теме «Лексика» | Повторить правила | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте. | Изучить § 29. | | |
Фразеология. Культура речи (6ч) | |||||
| | Фразеологизмы. | Выполнить упр.144 | | |
| | РР. Источники фразеологизмов. | Выполнить упр.151 | | |
| | РР. Фразеологизмы в тексте. | Выполнить упр.153 | | |
| | Практическая работа по теме: «Фразеология». | Выполнить упр. в тетради | | |
| | РР. Подготовка к изложению текста. | Отредактировать план. | | |
| | РР. Изложение текста. | Повторить правила. | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи (24ч) | |||||
| | Морфемика и словообразование. | Выполнить упр.160 | | |
| | Морфемный разбор. | Выполнить разборы. | | |
| | РР. Описание помещения. | Выполнить упр.166 | | |
| | Основные способы образования слов в русском языке. | Выполнить упр.172 | | |
| | Закрепление. Способы образования слов в русском языке. | Выполнить упр.175 | | |
| | Диагностическая работа по теме: «Словообразование». | Повторить термины. | | |
| | РР. Этимология слов. | Выполнить упр.178 | | |
| | РР. Подготовка к контрольному сочинению по картине Т. Яблонской «Утро». | Отредактировать текст сочинения. | | |
| | РР. Контрольное сочинение по картине Т. Яблонской «Утро». | Изучить §35. | | |
| | Буквы а и о в корне -кас- - -кос-. | Выполнить упр.186 | | |
| | Буквы а и о в корне -гар- - -гор- | Выполнить упр.191 | | |
| | Закрепление. Буквы а и о в корне -гар- - -гор-. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Буквы а и о в корне -зар- - -зор- | Выполнить упр.195 | | |
| | Закрепление. Буквы а и о в корне -зар- - -зор-. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Изучить § 39. | | |
| | Буквы ы и и после приставок. | Выполнить упр.200 | | |
| | Закрепление. Буквы ы и и после приставок. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Гласные в приставках пре- и при-. | Выполнить упр. 206 | | |
| | Закрепление. Гласные в приставках пре- и при-. | Выполнить упр.209 | | |
| | Развитие орфографических умений. | Выполнить упр.214 | | |
| | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | Выполнить упр.216 | | |
| | Сложносокращённые слова. | Выполнить упр.224 | | |
| | Словообразовательный разбор слова. | Выполнить упр.230 | | |
Морфология. Орфография. Культура речи (131ч) Имя существительное (24ч) | |||||
| | Имя существительное как часть речи. | Выполнить упр.249 | | |
| | РР. Письмо другу. | Выполнить упр.244 | | |
| | Род имён существительных. | Выполнить упр.253 | | |
| | Разносклоняемые существительные. | Выполнить упр.258 | | |
| | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | Выполнить упр.264 | | |
| | Несклоняемые имена существительные. | Выполнить упр.271 | | |
| | Род несклоняемых имён существительных. | Выполнить упр.275 | | |
| | Имена существительные общего рода. | Выполнить упр.281 | | |
| | РР. Устное публичное выступление на тему: «Берегите природу!» | Выполнить упр.263 | | |
| | Морфологический разбор имён существительных. | Выполнить разборы. | | |
| | Не с существительными. | Выполнить упр.288 | | |
| | Закрепление. Правописание не с существительными. | Выполнить упр.291 | | |
| | Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). | Выполнить упр.297 | | |
| | Закрепление. Правописание суффиксов –чик(-щик). | Выполнить упр.298 | | |
| | Тестирование по теме «Орфография». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в тесте. | Изучить § 53. | | |
| | Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. | Выполнить упр.301 | | |
| | Закрепление. Правописание суффиксов –ек и –ик. | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | Выполнить упр.304 | | |
| | Закрепление. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | Выполнить упр.306 | | |
| | Имя существительное как член предложения. | Выполнить упр.310 | | |
| | Повторение по теме «Имя существительное». | Выполнить упр.315 | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Выполнить упр.317 | | |
Имя прилагательное (28ч) | |||||
| | Имя прилагательное как часть речи. | Выполнить упр.324 | | |
| | РР. Описание природы (сочинение-миниатюра). | Выполнить упр.328 | | |
| | Степени сравнения имён прилагательных. | Выполнить упр.335 | | |
| | Закрепление. Степени сравнения имён прилагательных. | Выполнить упр.338 | | |
| | Разряды прилагательных по значению. | Выполнить упр.341 | | |
| | Качественные имена прилагательные. | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | Относительные имена прилагательные. | Выполнить упр.346 | | |
| | Притяжательные имена прилагательные. | Выполнить упр.349 | | |
| | Морфологический разбор имени прилагательного. | Выполнить упр.353 | | |
| | Не с прилагательными. | Выполнить упр.358 | | |
| | Закрепление. Не с прилагательными. | Выполнить упр.361 | | |
| | РР. Подготовка к контрольному изложению текста. | Отредактировать план. | | |
| | РР. Контрольное изложение текста. | Повторить правила. | | |
| | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | Выполнить упр.363 | | |
| | Закрепление. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Развитие орфографических умений. | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | Выполнить упр.368 | | |
| | Закрепление. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | Выполнить упр.373 | | |
| | Развитие орфографических умений. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. | Выполнить упр.378 | | |
| | Закрепление. Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | РР. Устное описание пейзажа по картине. | Ответить на вопросы с.39 | | |
| | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Выполнить упр.381 | | |
| | Закрепление. Правописание сложных прилагательных. | Выполнить упр.385 | | |
| | Имя прилагательное как член предложения. | Выполнить упр.391 | | |
| | Повторение по теме: «Имя прилагательное». | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Изучить § 67. | | |
Имя числительное (21ч) | |||||
| | Имя числительное как часть речи. | Выполнить упр.396 | | |
| | Простые и составные числительные. | Выполнить упр.400 | | |
| | Порядковые числительные. | Выполнить упр.407 | | |
| | Разряды количественных числительных. | Выполнить упр.410 | | |
| | Числительные, обозначающие целые числа. | Выполнить упр.416 | | |
| | Склонение и правописание количественных числительных. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | Буква и в окончаниях числительных от 11 до 19. | Выполнить упр.403 | | |
| | Склонение сложных количественных числительных. | Выполнить упр.423 | | |
| | Склонение составных количественных числительных. | Выполнить упр.426 | | |
| | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Выполнить упр.в тетради | | |
| | Закрепление. Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Дробные числительные. | Выполнить упр.420 | | |
| | Склонение и употребление дробных числительных. | Выполнить упр.в тетради. | | |
| | Собирательные числительные. | Выполнить упр.425 | | |
| | Склонение и употребление собирательных числительных. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Имя числительное как член предложения. | Выполнить упр.428 | | |
| | Морфологический разбор имени числительного. | Выполнить разборы. | | |
| | РР. Употребление числительных в речи. | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | Повторение по теме «Имя числительное». | Выполнить упр.431 | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Изучить §76. | | |
Местоимение (19ч) | |||||
| | Местоимение как часть речи. | Выполнить упр.436 | | |
| | Личные местоимения. | Выполнить упр.444 | | |
| | Возвратное местоимение себя. | Выполнить упр.449 | | |
| | Вопросительные и относительные местоимения. | Выполнить упр.456 | | |
| | Неопределённые местоимения. | Выполнить упр.461 | | |
| | Правописание неопределённых местоимений. | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | Отрицательные местоимения. | Выполнить упр.469 | | |
| | Правописание отрицательных местоимений. | Выполнить упр.474 | | |
| | Притяжательные местоимения. | Выполнить упр.479 | | |
| | РР. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению. | Выполнить упр.480 | | |
| | РР. Контрольное сочинение-рассуждение. | Повторить правила. | | |
| | Указательные местоимения. | Выполнить упр.488 | | |
| | Определительные местоимения. | Выполнить упр.491 | | |
| | Местоимения и другие части речи. | Выполнить упр.496 | | |
| | Роль местоимений в предложении. | Выполнить упр.498 | | |
| | Морфологический разбор местоимения. | Выполнить разборы | | |
| | Повторение по теме «Местоимение». | Выполнить упр.502 | | |
| | Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Выполнить упр.506 | | |
Глагол(22ч) | |||||
| | Глагол как часть речи. | Выполнить упр.512 | | |
| | РР. Сочинение по рисункам и данному началу. | Выполнить упр.517 | | |
| | Спряжение глаголов. | Выполнить упр.518 | | |
| | Закрепление. Спряжение глаголов. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | Разноспрягаемые глаголы. | Выполнить упр.527 | | |
| | Глаголы переходные и непереходные. | Выполнить упр.533 | | |
| | Закрепление. Глаголы переходные и непереходные. | Выполнить упр.536 | | |
| | РР. Подготовка к контрольному изложению. | Отредактировать текст. | | |
| | РР. Контрольное изложение текста. | Выполнить упр.537 | | |
| | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Выполнить упр.541 | | |
| | Условное наклонение. | Выполнить упр.544 | | |
| | Повелительное наклонение глагола. | Выполнить упр.557 | | |
| | Употребление наклонений. | Выполнить упр.568 | | |
| | Безличные глаголы. | Выполнить упр.575 | | |
| | Глагол как член предложения. | Выполнить упр.573 | | |
| | Морфологический разбор глагола. | Выполнить упр.576 | | |
| | РР. Рассказ на основе услышанного. | Выполнить упр.578 | | |
| | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Выполнить упр.583 | | |
| | Закрепление. Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Выполнить упр.589 | | |
| | Повторение по теме «Глагол». | Выполнить упр.593 | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | Повторить правила. | | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Выучить термины. | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи (19ч) | |||||
| | Разделы науки о языке. | Выполнить упр.600 | | |
| | РР. Сочинение по личным наблюдениям. | Выполнить упр.610 | | |
| | Орфография. Орфограммы в корне. | Выполнить упр.603 | | |
| | Орфограммы в приставках и суффиксах. | Выполнить упр.609 | | |
| | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Выполнить разборы | | |
| | Текст. Признаки текста. | Выполнить упр. в тетради. | | |
| | РР. Типы текста. | Выполнить упр.612 | | |
| | РР. Стили речи. | Выполнить тестовые задания | | |
| | Лексика и фразеология. | Выполнить упр.614 | | |
| | РР. Комплексный анализ текста. | Выполнить задания по тексту. | | |
| | Словообразование. | Выполнить упр.618 | | |
| | Морфология. | Выполнить упр.620 | | |
| | РР. Правильное употребление существительных. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | РР. Выразительные средства прилагательного. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | РР. Правильное употребление местоимений. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | РР. Правильное употребление числительных. | Выполнить упр. в тетради | | |
| | Синтаксис. | Выполнить упр.621 | | |
| | Пунктуация. | Выполнить тестовые задания. | | |
| | РР. Редактирование текста. | Отредактировать тексты. | | |
| | Обобщающий урок. | Повторить правила и термины. | |
Приложение №1
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Возникновение славянской письменности на Руси.
Глагол - самая живая часть речи
Имена прилагательные в названиях местностей
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
История нашей письменности
Откуда берутся наречия? Паспорт слова «голова»
Порядковые числительные
Портрет слова "солдат"
Склонения в древнерусском языке
Энциклопедия слова "Богатырь"
Энциклопедия слова "Кот"
Энциклопедия слова "Посуда
Энциклопедия слова "Сапоги"
Энциклопедия слова "Собака"
Энциклопедия слова "Сорока"
Энциклопедия слова "Учитель"
Энциклопедия слова «Апельсин»
Энциклопедия слова "Счастье"
Энциклопедия слова "Урок"
Энциклопедия слова «Кузнечик»
Энциклопедия слова "Конь"
Энциклопедия слова "Столица"
Энциклопедия слова «Дом»
Приложение №2
Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта представлены в таблице.
Класс | Количество слов в контрольном диктанте | Количество слов в словарном диктанте | ||||
слов (самостоятельных и служебных) | орфограмм | пунктограмм | слов с непроверяемыми орфограммами | |||
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 | 20-25 |
Количество контрольных работ
Класс | Контрольный диктант | Контрольное изложение | Контрольное сочинение |
6 | 6 | 2 | 2 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ДЛЯ 6 КЛАССА.
Контрольный диктант № 1
I. По повторению изученного в 5 классе.
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.
Грамматические задания.
Выполнить морфемный разбор слов: лучик, пламенем, выбирают, пробежала, беззаботный.
Выполнить синтаксический разбор предложения: Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Контрольный диктант № 2.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.
Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?
Грамматические задания.
Выполнить фонетический разбор слова: семья.
Выполнить морфемный разбор слов: убегает, росточек, подарил.
Выполнить синтаксический разбор предложения: Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями.
Контрольный диктант № 3.
Русская зима.
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
Грамматические задания.
Выполнить фонетический разбор слова: дробь.
Выполнить морфемный разбор слов: снежные, набирает, барабанщик, пролетит, пробежала..
Выполнить синтаксический разбор предложения: Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями.
Контрольный диктант № 4
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
Грамматические задания.
Выполнить фонетический разбор слова: узкой.
Выполнить морфемный разбор слов: пробирается, располагаемся, камышовые, зарастают.
Выполнить морфологический разбор слова: летним (утром).
Выполнить синтаксический разбор предложения: Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет.
Контрольный диктант № 5
Глубина озера Байкал — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)
Грамматические задания.
Выполнить фонетический разбор слова: наряд.
Выполнить морфемный разбор слов: мирового, прибрежных, скалистые, январские.
Выполнить морфологический разбор слова: двух (метров).
Выполнить синтаксический разбор предложения: Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
Итоговый контрольный диктант№6
Через пни и высокие кочки пробирается в свое логово еж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись ящерки. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные дни готовит себе хлопотливый труженик-еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберется6 еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придет зима, накроет его нору снежный сугроб. Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут сниться ему лесные ежиные сны.
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматические задания.
Выполнить фонетический разбор слова: ясные.
Выполнить морфемный разбор слов: пробирается, хлопотливый, снежный, весеннего, ежиные.
Выполнить морфологический разбор слова: пробирается.
Выполнить синтаксический разбор предложения: До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут сниться ему лесные ежиные сны.
Критерии оценивания диктантов на уроках русского языка
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценок контрольных и словарных диктантов приведены в таблице.
Вид диктанта | «5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная | • 2 орфографические + 2 пунктуационные; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные; • 0 орфографических + 4 пунктуационные | • 4 орфографические + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые) | • 7 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 8 пунктуационных; • 5 орфографических + 9 пунктуационных; • 8 орфографических + 6 пунктуационных |
| ||||
| ||||
| ||||
| | |||
| | |||
| | |||
| | | ||
| | | ||
| | | ||
Словарный | 0 | 1-2 | 3-4 | до 7 |
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки.
При выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку:
для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки,
для «3» — 4 орфографические ошибки,
для «2» — 7 орфографических ошибок.
Отличная отметка не выставляется при наличии 3 и более исправлений;
при наличии в контрольном диктанте 5 и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3».
При выставлении отметки за четверть (полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками, поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (полугодия) оценены на «2».
Критерии оценивания дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим требованиями:
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее 3/4 | Правильно выполнено не менее половины | Не выполнено более половины |
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.