Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (УМК Т. А. Ладыженской)

0
0
Материал опубликован 14 October 2020

МБОУ «Шубанская основная общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрена на заседании ШМО Согласована Утверждена

Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:

______/Закиева Л.З./ _______/Гильмутдинова Л.Н./ _______/Рахимзянов Х.Г. Протокол № от Приказ №

« » августа 2020 г. « » августа 2020 г. « » августа 2020 г.







Рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»

для 6 класса

Гильмутдиновой Лилии Назировны,

учителя I квалификационной категории









Принята на заседании

педагогического совета

протокол №

от « » августа 2020г.







2020 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные, метапредметные, предметные результаты.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные деийствия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметными результатами 

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст)

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
























Содержание учебного курса

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные слова).

Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Основные лингвистические словари.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.

Понятие об этимологии.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.


















Календарно-тематическое планирование 6 класс



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание


1

Общие сведения о русском языке. Русский язык – один из развитых языков мира

1

02.09




2-3

Язык, речь, общение. Ситуация общения. Русский речевой этикет, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.

2

03.09

04.09




Повторение изученного в 5 классе


4-5

Фонетика, орфоэпия

2

05.09




6-7

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов

2

07.09

08.09




8-9

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологический анализ слова.

2

09.09

10.09




10

Орфограммы в окончаниях слов

1

11.09




11

Развитие речи. Сочинение «Интересная встреча»

1

12.09




12-13

Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Простое предложение. Знаки препинания.

2

14.09

15.09




14

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

1

16.09




15

Синтаксический анализ предложений

1

17.09




16

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.Формы речи. Диалог

1

18.09




17

Входной контрольный диктант №1 («Осенью)

1

19.09




Текст


18

Работа над ошибками контрольного диктанта.

1

21.09




19

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема иосновная мысль текста.Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение).

1

22.09




20

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема и основная мысль текста. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение).

1

23.09




21

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста. Начальные и конечные предложения текста.


1

24.09




22

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста.Ключевые слова


1

25.09




23

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: основные признаки текста.

1

26.09




24

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

1

28.09




25

Развитие речи. Анализ текста.

1

29.09




26

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

1

30.09




Лексика. Культура речи


27-29

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова

3

01.10

02.10

03.10




30-31

Развитие речи. Собирание материалов к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя»

2

05.10

06.10




32

Формы функционирования современного русского языка.Общеупотребительные слова.

1

07.10




33

Формы функционирования современного русского языка.Профессионализмы.

1

08.10




34

Диалектизмы

1

09.10




35

Активный и пассивный словарный запас.Исконно русские и заимствованные слова. Этимология.

1

10.10




36

Неологизмы.

1

12.10




37

Устаревшие слова

1

13.10




38

Словари. Лексикография.

1

14.10




Фразеология. Культура речи


39

Фразеологизмы. Их роль в речи

1

15.10



40

Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.

1

16.10



41

Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи»

1

17.10



42

Развитие речи. Сжатое изложение «Собиратель русских слов».

1

17.10



Словообразование. Орфография. Культура речи


43

Морфемика и словообразование

1

19.10





44

Развитие речи. Описание помещения

1

20.10





45-46

Основные способы образования слов в русском языке.

2

21.10

22.10





47

Этимология слов. Этимологические словари.

1

23.10





48

Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению-описанию. Сложный план.

1

24.10





49

Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос- - -кас-.

1

26.10





50

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар.

1

27.10





51

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание чередующихся гласных о и а в корне-зар, -зор.

1

28.10





52

Соблюдение основных орфографических норм.

Буквы Ы-И после приставок.


1


29.10





53

Соблюдение основных орфографических норм.

Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.


1


30.10





54

Соблюдение основных орфографических норм.

Значение приставки ПРИ-

1

31.10





55

Соблюдение основных орфографических норм.

Значение приставки ПРЕ-


1


09.11





56

Соблюдение основных орфографических норм.

Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ-

1

10.11





57

Контрольный диктант №2 «Орфография»

1

11.11





58

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

12.11





59

Соблюдение основных орфографических норм.

Соединительные О-Е в сложных словах


1


13.11





60

Сложносокращенные слова

1

14.11





61-62


РР

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».


2

16.11

17.11





63

Морфемный и словообразовательный анализ слов


1

18.11





64

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

1

19.11





65

Контрольный диктант №3 по теме «Словообразование» («Ночлег в лесу»)

1

20.11





66

Работа над ошибками

1

21.11





67

Повторение изученного об имени существительном.

1

23.11





68

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Имя существительное как часть речи

1

24.11





69

Основные морфологические нормы русского литературного языка.Падежные окончания имени существительного

1

25.11





70

Как писать письма

1

26.11





71

Основные морфологические нормы русского литературного языка.Разносклоняемые имена существительные

1

27.11





72

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

28.11





73

РР. Как тебя зовут? Происхождение имен

1

30.11





74

Соблюдение основных орфографических норм.

Несклоняемые имена существительные.

1

01.12





75

Соблюдение основных орфографических норм.

Род несклоняемых имен существительных

1

02.12





76

Соблюдение основных орфографических норм.

Род несклоняемых имен существительных

1

03.12





77

Соблюдение основных орфографических норм.

Имена существительные общего рода

1

04.12





78

Морфологический анализ существительных.

1

05.12





79-80


РР

Сочинение-описание по личным наблюдениям

2

07.12

08.12





81

Соблюдение основных орфографических норм.

НЕ с существительными.


1

09.12





82

Соблюдение основных орфографических норм.

НЕ с существительными.


1

10.12





83

Соблюдение основных орфографических норм.

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.

1

11.12





84

Соблюдение основных орфографических норм.

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК

1

12.12





85

Соблюдение основных орфографических норм.

Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

1

14.12





86

Соблюдение основных орфографических норм.

Гласные О-Е после шипящих.

1

15.12





87

Повторение изученного материала по теме «Имя существительное»

1

16.12





88

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту

1

17.12





89

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное» («Русская зима»)

1

18.12





90

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

19.12





91

Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном

1

21.12





92

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.

1

22.12





93

РР

Сочинение-описание природы

1

23.12





94

Основные морфологические нормы русского литературного языка нормы образования имен прилагательных.Степени сравнения имен прилагательных.

1

24.12





95

Основные морфологические нормы русского литературного языка нормы образования имен прилагательных.Степени сравнения имен прилагательных

1

25.12





96

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

26.12





97

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.Относительные прилагательные

1

11.01





98

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.Притяжательные прилагательные

1

12.01





99

Морфологический анализ имени прилагательного

1

13.01





100-101


РР

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

2

14.01

15.01





102

Соблюдение основных орфографических норм.

Не с прилагательными.

1

16.01





103

Соблюдение основных орфографических норм.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

18.01





104

Соблюдение основных орфографических норм.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

19.01





105

Соблюдение основных орфографических норм.

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

20.01





106-107

РР Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

2

21.01






108

Соблюдение основных орфографических норм.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

22.01





109

Соблюдение основных орфографических норм.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

23.01





110

Соблюдение основных орфографических норм.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

25.01





111

Соблюдение основных орфографических норм.

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

26.01





112

Соблюдение основных орфографических норм.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

27.01





113

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

28.01





114

Подготовка к контрольному диктанту

1

29.01





115

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» №5

1

30.01





116

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

01.02





117

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного.

1

02.02





118

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства числительного. Числительные простые, сложные и составные.

1

03.02





119

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

04.02





120

Порядковые числительные. Образование, склонение, правописание.

1

05.02





121

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства числительного. Числительные простые, сложные и составные.Разряды количественных числительных

1

06.02





122

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства числительного. Числительные простые, сложные и составные.Числительные, обозначающие целые числа

1

08.02





123

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства числительного. Числительные простые, сложные и составные.Числительные, обозначающие целые числа

1

09.02





124

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства числительного. Числительные простые, сложные и составные.Дробные числительные

1

10.02





125

Соблюдение основных орфографических норм.

Склонение дробных числительных

1

11.02





126

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства числительного. Собирательные числительные.

1

12.02





127

Морфологический разбор имени числительного

1

13.02





128

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

1

15.02





129

130

РР

Публичное выступление

2

16.02





131

Подготовка к контрольному диктанту

1

17.02





132

Контрольный диктант №6 по теме «Имя числительное» («Рыбы»)

1

18.02





133

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

19.02





134

Местоимение как часть речи.


1

20.02





135

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения.

1

22.02





136

Особенности склонения личных местоимений

1

24.02





137

Возвратное местоимение

1

25.02





138

РР

Устный рассказ по сюжетным картинкам

1

26.02





139

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения.Вопросительные, относительные местоимения

1

27.02





140

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияОтносительные местоимения

1

01.03





141

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияНеопределенные местоимения

1

02.03





142

Дефис в неопределенных местоимениях

1

03.03





143

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияОтрицательные местоимения

1

04.03





144

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияОтрицательные местоимения

1

05.03





145

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияОтрицательные местоимения

1

06.03





146

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияПритяжательные местоимения.

1

09.03





147

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияПритяжательные местоимения

1

10.03





148



РР.

Рассуждение


1

11.03






149

РР

Сочинение-рассуждение

1

12.03





150

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияУказательные местоимения

1

13.03





151

Соблюдение основных орфографических норм.

Согласование указательных местоимений с существительными в роде, числе, падеже.

1

15.03





152

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоименияОпределительные местоимения

1

16.03





153

154

РР

Рассказ по воображению

2

17.03





155

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

18.03





156-157

Повторение изученного по теме «Местоимение».

Подготовка к контрольному диктанту

2

19.03

20.03





158

Контрольная работа №7по теме «Местоимение»

1

01.04






159

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

02.04





160

Повторение изученного о глаголе


1

03.04





161

Личные окончания глаголов

1

05.04





162

РР

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

06.04





163

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Разноспрягаемые глаголы


1

07.04





164

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойстваглагола. Глаголы переходные и непереходные

1

08.04





165

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Глаголы переходные и непереходныеНаклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

09.04





166-167

Сжатое изложение
Борис Житков « На льдине».

2

10.04

12.04





168

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Глаголы переходные и непереходныеУсловное наклонение

1

13.04





169

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Глаголы переходные и непереходныеУсловное наклонение

1

14.04





170

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Глаголы переходные и непереходныеПовелительное наклонение


1

15.04





171

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

16.04





172

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

17.04





173

РР

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам

1

19.04





174

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Употребление наклонений глагола


1

20.04





175

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Употребление наклонений в речи

1

21.04





176

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Безличные глаголы

1

22.04





177

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

23.04





178

Морфологический анализ глагола

1

26.04





179

180

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Рассказ на основе услышанного.

2

27.04

28.04





181

Соблюдение основных орфографических норм.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

29.04





182

Соблюдение основных орфографических норм.

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

30.04





183

Соблюдение основных орфографических норм.

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

03.05





184

Повторение изученного по теме «Глагол»


1

04.05





185

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол»

1

05.05





186

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

06.05





187

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»

1

07.05





188

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

08.05





189-190

Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Повторение. Орфография. Орфограммы в приставках.

2

10.05

11.05





191

Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Повторение.Орфография. Орфограммы в корне слова.

1

12.05





192

Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Повторение. Орфография. Орфограммы в суффиксах и окончаниях.

1

13.05





193-194

Повторение. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

2

14.05





195

196

РР

Сочинение на самостоятельно выбранную тему.

2

15.05





197-198

Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Повторение по теме «Лексика и фразеология»

2

17.05

18.05





199-200

Повторение. Словообразование. Морфемный анализ слова.

2

19.05

20.05





201-202

Повторение. Морфология. Имя существительное

2

21.05

22.05





203-204

Повторение. Имя прилагательное. Местоимение

2

24.05

25.05





205-206

Повторение. Имя числительное. Глагол

2

26.05

27.05





207

Итоговая контрольная работа

1

28.05





208

Работа над ошибками

1

29.05





209-210

Повторение пройденного за 6 класс

3

31.05







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.