Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК Л.М. Рыбченковой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель школьного методического объединения _______С.А.Поважнюк Протокол № 01 от 27 августа 2018г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ С.В.Баталова 30 августа 2018 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор _____ М.Н.Харланова Приказ № 385 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 8
Количество часов в неделю – 4ч.
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Поважнюк Светлана Анатольевна –
учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
Армянск - 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы.
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 8 класс» Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. — 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014).
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 136 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития УУД.
Объём программы.
Данная программа рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
УМК (учебно-методический комплект)
Для учителя:
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. (6-11 классы).
2. Русский язык. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г.Нарушевич]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
3.Рыбченкова Л. М. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2013.
4. Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. –Симферополь: 2012.–144с.
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г.Нарушевич]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Программа «Домашний репетитор».
Репетитор «Русский язык» (система тестов).
Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия).
«ЯКласс» — дистанционный тренинг для школьников. yaklass.ru›info/shkolnikam/yaklass-dlya-shkolnika
http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.
http://www.fipi.ru/newrubank
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 8 классе являются:
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершествованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».
Содержание курса «Русский язык» в 8 классе рассматривает в основном раздел «Синтаксис», включающий в себя понятия синтаксиса как раздела грамматики, словосочетания, предложения, их виды, обособленные члены предложения. Рассматриваются культура речи и речевой этикет, функциональные разновидности языка, текст и его основной и его структура.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМА |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ |
|
ВВЕДЕНИЕ (15 часов.) |
||
Что такое культура речи |
Знакомство с учебником. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. |
|
Текст и его структура |
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. |
|
Средства и способы связи предложений в тексте |
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста |
|
Функциональные разновидности языка |
Различия разговорной и книжной речи. Языковые средства выразительности |
|
Публицистический стиль |
Основные жанры публицистического стиля (выступление, интервью). Создание письменных высказываний . |
|
Научный стиль |
Основные жанры научного стиля (отзыв, выступление, доклад) |
|
Развитие речи №1 Урок практикум по культуре речи Развитие речи №2 Обучающее устное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по упр.13) Контрольный диктант №1 Входная диагностическая работа (диктант) |
||
СИНТАКСИС (12 часов) |
||
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. |
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Виды и средства синтаксической связи. |
|
Словосочетание, его структура и виды |
Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. |
|
Типы связи слов в словосочетании |
Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. |
|
Синтаксический разбор словосочетаний |
Порядок синтаксического разбора словосочетаний |
|
Понятие о предложении |
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. |
|
Развитие речи №3. Подготовка к написанию контрольного изложения (по упр.48) Развитие речи №4 Контрольное изложение №1 Развитие речи №5 Анализ творческих работ |
||
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (29 часов) Главные члены предложения |
||
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. |
Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. |
|
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. |
Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. |
|
Составное глагольное сказуемое. |
Составное глагольное сказуемое и способы его выражения. . |
|
Составное именное сказуемое. |
Составное именное сказуемое и способы его выражения. |
|
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
Второстепенные члены предложения |
||
Второстепенные члены предложения и их роль в предложении. |
Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. |
|
Определение и его виды. |
Определение и его виды (согласованное, несогласованное). Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Способы выражения определений. |
|
Дополнение и его виды. |
Дополнение (прямое и косвенное). Способы выражения дополнений. |
|
Обстоятельство и его виды. |
Обстоятельство и его виды. |
|
Развитие речи №6 Обучающее сочинение-рассуждение (по упр.73) (устно) Развитие речи №7 Подготовка к контрольному сочинению Развитие речи№8 Контрольное сочинение №1 Развитие речи №9 Анализ написания контрольного сочинения |
||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14 часов) |
||
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. |
Понятие об односоставных предложениях. Главный член односоставного предложения. |
|
Основные группы односоставных предложений |
Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. |
|
Определенно-личные предложения. |
Понятие об определенно-личных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. |
|
Неопределенно-личные |
Понятие об неопределенно-личных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи |
|
Обобщенно-личные предложения. |
Понятие об обобщенно-личных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи |
|
Безличные предложения. |
Понятие об безличных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи |
|
Назывные предложения. |
Понятие о назывных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи. |
|
Контрольная работа №1 по теме «Односоставные предложения» |
||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (51 час) Предложения с однородными членами (19 часов) |
||
Понятие о простом осложненном предложении |
Понятие о простом осложненном предложении. Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение. |
|
Понятие об однородных членах предложения. |
Понятие об однородных членах предложения, их признаках. |
|
Способы связи однородных членах предложения и знаки препинания между ними. |
Способы связи однородных членах предложения и знаки препинания между ними. |
|
Однородные и неоднородные определения |
Понятие об однородных и неоднородных определениях и их признаках |
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
Обобщающие слова при однородных членах предложения, их синтаксическая роль в предложении. |
|
Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
Порядок синтаксического разбора предложения с однородными членами |
|
Развитие речи №10 Подготовка к контрольному сочинению №2. Развитие речи №11 Контрольное сочинение №2 Развитие речи №12 Анализ творческих работ |
||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18 часов) |
||
Обособление определений |
Обособление определений. Правильное построение предложений с причастным оборотам |
|
Обособление приложений |
||
Обособление обстоятельств. |
Правильное построение предложений с деепричастным оборотам |
|
Обособление дополнений |
Обособление дополнений |
|
Обособление уточняющих членов предложения |
Уточняющие, члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. |
|
Развитие речи № 13. Подготовка к написанию контрольного изложения с творческим заданием (экологические проблемы) по упр. 269. Развитие речи №14 Контрольное изложение №2 Развитие речи №15 Анализ творческих работ Развитие речи №16 Обучающее сочинение на тему «Традиции моей семьи» по упр. 276 |
||
ОБРАЩЕНИЯ. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (14часов) |
||
Предложения с обращениями |
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. |
|
Предложения с вводными конструкциями |
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений. |
|
Предложения со вставными конструкциями |
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. |
|
Развитие речи №17 Работа с предложениями, в которых допущены речевые ошибки Развитие речи №18 Работа с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки Развитие речи №19 Работа с текстом Развитие речи № 20 Урок-конференция «Великий и могучий русский язык» Контрольная работа № 2 |
||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (10 часов) |
||
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. |
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. |
|
Диалог |
Диалог, знаки препинания при диалоге |
|
Косвенная речь |
Косвенная речь, знаки препинания |
|
Цитата. Знаки препинания при цитировании. |
Цитата, ее оформление на письме. Знаки препинания при цитировании. |
|
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) |
||
Контрольный диктант№2 |
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
№ |
Содержание учебной темы |
|
Текущий контроль |
||
1 |
Введение |
Контрольный диагностический диктант №1. |
2 |
Синтаксис |
Контрольное изложение №1 |
3 |
Второстепенные члены предложения |
Контрольное сочинение №1 |
4 |
Односоставные предложения |
Контрольная работа № 1 по теме «Односоставные предложения» |
5 |
Предложения с однородными членами |
Контрольное сочинение №2. |
6 |
Обособленные члены предложения |
Контрольное изложение №2 |
7 |
Обращения. Вводные слова и вставные конструкции |
Контрольная работа № 2 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» |
8 |
Повторение. Обобщение. |
Контрольный диктант №2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Учебные часы |
|||||||||||
развитие речи |
|||||||||||||
Контрольная работа |
Диктант |
Контр.изложение |
Контр.сочинение |
||||||||||
1 |
Введение. |
13 |
2 |
- |
1 |
- |
- |
||||||
2 |
Синтаксис |
8 |
3 |
- |
1 |
- |
|||||||
3 |
Двусоставное предложение. |
15 |
4 |
- |
- |
1 |
|||||||
4 |
Односоставное предложение |
13 |
- |
1 |
- |
- |
|||||||
5 |
Простое осложненное предложение |
43 |
11 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
6 |
Способы передачи чужой речи |
5 |
- |
1 |
|||||||||
7 |
Повторение |
5 |
|||||||||||
Всего: |
102 |
20 |
2 |
2 |
2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Часы |
По плану |
По факту |
Тема урока. Основное содержание |
ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ (15 часов) |
||||
1 |
1 |
Ведение. Что такое культура речи? |
||
2 |
1 |
Культура речи. |
||
3 |
1 |
Развитие речи №1 Урок практикум по культуре речи |
||
4 |
1 |
Развитие речи №2 Обучающее устное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по упр.13) |
||
5 |
1 |
Текст и его структура |
||
6 |
1 |
Средства и способы связи предложений в тексте |
||
7 |
1 |
Виды (способы) связи предложений в тексте. |
||
8 |
1 |
Контрольный диктант №1 Входная диагностическая работа (диктант) |
||
9 |
1 |
Анализ диагностического диктанта. Функциональные разновидности современного русского языка. |
||
10 |
1 |
Публицистический стиль. |
||
11 |
1 |
Работа с текстом публицистического стиля. |
||
12 |
1 |
Научный стиль. |
||
13 |
1 |
Работа с текстом научного стиля. |
||
14 |
1 |
Практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» |
||
15 |
1 |
Практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» |
||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (12 часов) |
||||
16 |
1 |
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. |
||
17 |
1 |
Развитие речи №3. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения (по упр.48) |
||
18 |
1 |
Развитие речи №4 Контрольное сжатое изложение №1 |
||
19 |
1 |
Развитие речи №5 Анализ творческой работы. |
||
20 |
1 |
Словосочетание, его структура и виды. |
||
21 |
1 |
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) |
||
22 |
1 |
Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) |
||
23 |
1 |
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. |
||
24 |
1 |
Синтаксический разбор словосочетаний. |
||
25 |
1 |
Понятие о предложении. |
||
26 |
1 |
Готовимся к ГИА. Интонация, ее функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. |
||
27 |
1 |
Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия. |
||
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (29 часов) |
||||
28 |
1 |
Простое двусоставное предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого двусоставного предложения. |
||
29 |
1 |
Главные члены двусоставного предложения. |
||
30 |
1 |
Подлежащее и способы его выражения. |
||
31 |
1 |
Подлежащее и способы его выражения. Тренировочные упражнения. |
||
32 |
1 |
Развитие речи №6 Обучающее сочинение-рассуждение (по упр.73) (устно) |
||
33 |
1 |
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. |
||
34 |
1 |
Особенности связи (согласования) сказуемого с подлежащим. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. |
||
35 |
1 |
Составное глагольное сказуемое. |
||
36 |
1 |
Составное именное сказуемое. |
||
37 |
1 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
||
38 |
1 |
Тире между подлежащим и сказуемым. Тренировочные упражнения. |
||
39 |
1 |
Второстепенные члены и их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. |
||
40 |
1 |
Определение и его виды. Согласованные и несогласованные определения. |
||
41 |
1 |
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. |
||
42 |
1 |
Приложение как разновидность определения. |
||
43 |
1 |
Приложение как разновидность определения. Тренировочные упражнения. |
||
44 |
1 |
Дополнение и его виды. |
||
45 |
1 |
Прямое и косвенное дополнение. |
||
46 |
1 |
Готовимся к ГИА. Описание фотографии. |
||
47 |
1 |
Обстоятельство и его виды. |
||
48 |
1 |
Обстоятельство и его виды. Тренировочные упражнения. |
||
49 |
1 |
Тренировочные упражнения. Способы выражения второстепенных членов предложения. |
||
50 |
1 |
Развитие речи №7 Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины (упр.127) |
||
51 |
1 |
Развитие речи№8 Контрольное сочинение№1 Сочинение-описание картины (упр.127) |
||
52 |
1 |
Развитие речи №9 Анализ написания контрольного сочинения. |
||
53 |
1 |
Обобщение по теме «Двусоставное предложение» |
||
54 |
1 |
Проверочная работа по теме «Двусоставные предложения». |
||
55 |
1 |
Анализ проверочной работы. |
||
56 |
1 |
Готовимся к ГИА. Работа с текстом. Устный пересказ. |
||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14 часов) |
||||
57 |
1 |
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. |
||
58 |
1 |
Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы. |
||
59 |
1 |
Основные группы односоставных предложений и их особенности. |
||
60 |
1 |
Основные группы односоставных предложений и их особенности. |
||
61 |
1 |
Определенно-личные предложения. |
||
62 |
1 |
Определенно-личные предложения. |
||
63 |
1 |
Неопределенно-личные предложения. |
||
64 |
1 |
Неопределенно-личные предложения. |
||
65 |
1 |
Обобщенно-личные предложения |
||
66 |
1 |
Безличные предложения. |
||
67 |
1 |
Безличные предложения. |
||
68 |
1 |
Назывные предложения. |
||
69 |
1 |
Обобщение по теме «Односоставные предложения». |
||
70 |
1 |
Контрольная работа №1 по теме «Односоставные предложения» |
||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (51 час) |
||||
Предложения с однородными членами |
||||
71 |
1 |
Анализ контрольных работ. Понятие о простом осложненном предложении. |
||
72 |
1 |
Разграничение предложений осложнённой структуры и сложных предложений. |
||
73 |
1 |
Понятие об однородных членах предложения. Условия однородности членов предложения. |
||
74 |
1 |
Знаки препинания между однородными членами предложения. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. |
||
75 |
1 |
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. |
||
76 |
1 |
Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». |
||
77 |
1 |
Развитие речи №10 Подготовка к контрольному сочинению№2. Сочинение-рассуждение(упр.220) |
||
78 |
1 |
Развитие речи №11. Контрольное сочинение №2 |
||
79 |
1 |
Развитие речи №12 Анализ творческой работы. |
||
80 |
1 |
|
Однородные и неоднородные определения. |
|
81 |
1 |
Различение и сопоставление однородных и неоднородных определений. |
||
82 |
1 |
Переход неоднородных определений в однородные. |
||
83 |
1 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
||
84 |
1 |
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. |
||
85 |
1 |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
||
86 |
1 |
Самостоятельная работа. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
||
87 |
1 |
Обобщение темы «Предложения с однородными членами» |
||
88 |
1 |
Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. |
||
89 |
1 |
Итоговая проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами». |
||
90 |
1 |
|
Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. |
|
91 |
1 |
Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. |
||
92 |
1 |
Обособление определений. |
||
93 |
1 |
Обособление приложений. |
||
94 |
1 |
Дефис в приложениях. |
||
95 |
1 |
Обособление обстоятельств. |
||
96 |
1 |
Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. |
||
97 |
1 |
Урок-практикум. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. |
||
98 |
1 |
Обособление дополнений. |
||
99 |
1 |
Обособление дополнений. |
||
100 |
1 |
|
Развитие речи № 13. Подготовка к написанию контрольного изложения с творческим заданием (экологические проблемы) по упр. 269 |
|
101 |
1 |
Развитие речи №14 Контрольное изложение №2 |
||
102 |
1 |
Развитие речи №15 Анализ творческой работы. |
||
103 |
1 |
Обособление уточняющих членов предложения. |
||
104 |
1 |
Тренировочные упражнения «Предложения с обособленными членами». |
||
105 |
1 |
Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами». |
||
106 |
1 |
Проверочная работа по теме «Предложения с обособленными членами» |
||
107 |
1 |
Анализ проверочной работы. |
||
108 |
1 |
Предложения с обращениями. Способы выражения обращений. |
||
109 |
1 |
Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. |
||
110 |
1 |
|
Использование обращений в текстах различных стилей и жанров. |
|
111 |
1 |
Развитие речи №16 Обучающее сочинение на тему «Традиции моей семьи» по упр. 276 |
||
112 |
1 |
Развитие речи №17 Работа с предложениями, в которых допущены речевые ошибки |
||
113 |
1 |
Развитие речи №18 Работа с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки |
||
114 |
1 |
Развитие речи №19 Работа с текстом |
||
115 |
1 |
Предложения с вводными конструкциями. |
||
116 |
1 |
Группы вводных конструкций по значению. Вводные конструкции и омонимичные члены предложения. |
||
117 |
1 |
Предложения со вставными конструкциями. |
||
118 |
1 |
Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями. |
||
119 |
1 |
Развитие речи №20 Урок-конференция «Великий и могучий русский язык» |
||
120 |
1 |
Обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» |
||
121 |
1 |
Контрольная работа №2 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» |
||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (10 часов) |
||||
122 |
1 |
Работа над ошибками. |
||
123 |
1 |
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. |
||
124 |
1 |
Диалог. Знаки препинания при диалоге. |
||
125 |
1 |
Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. |
||
126 |
1 |
Самостоятельная работа. Знаки препинания при прямой речи и косвенной речи. |
||
127 |
1 |
Цитирование. Знаки препинания при цитировании. |
||
128 |
1 |
Готовимся к ГИА. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. |
||
129 |
1 |
Цитаты. Знаки препинания при цитировании. |
||
130 |
1 |
Повторение темы «Способы передачи чужой речи». |
||
131 |
1 |
Проверочная работа по теме «Способы передачи чужой речи» |
||
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (5 часов) |
||||
132 |
1 |
Контрольный диктант №2 по итогам 8 класса |
||
133 |
1 |
Работа над ошибками. Повторение темы «Знаки препинания в простом предложении». |
||
134 |
1 |
Повторение изученного по теме «Двусоставное предложение». |
||
135 |
1 |
Повторение изученного по теме «Простое осложнённое предложение». |
||
136 |
1 |
Повторение изученного. |