12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Поважнюк Светлана Анатольевна109 Россия, Крым респ., Армянск |
Рабочая программа по русскому языку, 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель школьного методического объединения _______С.А.Поважнюк Протокол № 01 от 27 августа 2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ С.В.Баталова 30 августа 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____ М.Н.Харланова Приказ № 385 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс: 8
Количество часов в неделю – 4ч.
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Поважнюк Светлана Анатольевна –
учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
Армянск - 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы.
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 8 класс» Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. — 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014).
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 136 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития УУД.
Объём программы.
Данная программа рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
УМК (учебно-методический комплект)
Для учителя:
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. (6-11 классы).
2. Русский язык. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г.Нарушевич]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
3.Рыбченкова Л. М. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2013.
4. Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. –Симферополь: 2012.–144с.
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. [Л М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г.Нарушевич]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Программа «Домашний репетитор».
Репетитор «Русский язык» (система тестов).
Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия).
http://www.fipi.ru/newrubank
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 8 классе являются:
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершествованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».
Содержание курса «Русский язык» в 8 классе рассматривает в основном раздел «Синтаксис», включающий в себя понятия синтаксиса как раздела грамматики, словосочетания, предложения, их виды, обособленные члены предложения. Рассматриваются культура речи и речевой этикет, функциональные разновидности языка, текст и его основной и его структура.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ | |
ВВЕДЕНИЕ (15 часов.) | ||
Что такое культура речи | Знакомство с учебником. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. | |
Текст и его структура | Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. | |
Средства и способы связи предложений в тексте | Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста | |
Функциональные разновидности языка | Различия разговорной и книжной речи. Языковые средства выразительности | |
Публицистический стиль | Основные жанры публицистического стиля (выступление, интервью). Создание письменных высказываний . | |
Научный стиль | Основные жанры научного стиля (отзыв, выступление, доклад) | |
Развитие речи №1 Урок практикум по культуре речи Развитие речи №2 Обучающее устное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по упр.13) Контрольный диктант №1 Входная диагностическая работа (диктант) | ||
СИНТАКСИС (12 часов) | ||
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Виды и средства синтаксической связи. | |
Словосочетание, его структура и виды | Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. | |
Типы связи слов в словосочетании | Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. | |
Синтаксический разбор словосочетаний | Порядок синтаксического разбора словосочетаний | |
Понятие о предложении | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. | |
Развитие речи №3. Подготовка к написанию контрольного изложения (по упр.48) Развитие речи №4 Контрольное изложение №1 Развитие речи №5 Анализ творческих работ | ||
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (29 часов) Главные члены предложения | ||
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. | Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. | |
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. | Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. | |
Составное глагольное сказуемое. | Составное глагольное сказуемое и способы его выражения. . | |
Составное именное сказуемое. | Составное именное сказуемое и способы его выражения. | |
Тире между подлежащим и сказуемым. | Тире между подлежащим и сказуемым. | |
Второстепенные члены предложения | ||
Второстепенные члены предложения и их роль в предложении. | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. | |
Определение и его виды. | Определение и его виды (согласованное, несогласованное). Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Способы выражения определений. | |
Дополнение и его виды. | Дополнение (прямое и косвенное). Способы выражения дополнений. | |
Обстоятельство и его виды. | Обстоятельство и его виды. | |
Развитие речи №6 Обучающее сочинение-рассуждение (по упр.73) (устно) Развитие речи №7 Подготовка к контрольному сочинению Развитие речи№8 Контрольное сочинение №1 Развитие речи №9 Анализ написания контрольного сочинения | ||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14 часов) | ||
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. | Понятие об односоставных предложениях. Главный член односоставного предложения. | |
Основные группы односоставных предложений | Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. | |
Определенно-личные предложения. | Понятие об определенно-личных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | |
Неопределенно-личные | Понятие об неопределенно-личных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи | |
Обобщенно-личные предложения. | Понятие об обобщенно-личных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи | |
Безличные предложения. | Понятие об безличных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи | |
Назывные предложения. | Понятие о назывных предложениях, особенности употребления их в устной и письменной речи. | |
Контрольная работа №1 по теме «Односоставные предложения» | ||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (51 час) Предложения с однородными членами (19 часов) | ||
Понятие о простом осложненном предложении | Понятие о простом осложненном предложении. Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение. | |
Понятие об однородных членах предложения. | Понятие об однородных членах предложения, их признаках. | |
Способы связи однородных членах предложения и знаки препинания между ними. | Способы связи однородных членах предложения и знаки препинания между ними. | |
Однородные и неоднородные определения | Понятие об однородных и неоднородных определениях и их признаках | |
Обобщающие слова при однородных членах предложения | Обобщающие слова при однородных членах предложения, их синтаксическая роль в предложении. | |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Порядок синтаксического разбора предложения с однородными членами | |
Развитие речи №10 Подготовка к контрольному сочинению №2. Развитие речи №11 Контрольное сочинение №2 Развитие речи №12 Анализ творческих работ | ||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18 часов) | ||
Обособление определений | Обособление определений. Правильное построение предложений с причастным оборотам | |
Обособление приложений | ||
Обособление обстоятельств. | Правильное построение предложений с деепричастным оборотам | |
Обособление дополнений | Обособление дополнений | |
Обособление уточняющих членов предложения | Уточняющие, члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. | |
Развитие речи № 13. Подготовка к написанию контрольного изложения с творческим заданием (экологические проблемы) по упр. 269. Развитие речи №14 Контрольное изложение №2 Развитие речи №15 Анализ творческих работ Развитие речи №16 Обучающее сочинение на тему «Традиции моей семьи» по упр. 276 | ||
ОБРАЩЕНИЯ. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (14часов) | ||
Предложения с обращениями | Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. | |
Предложения с вводными конструкциями | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений. | |
Предложения со вставными конструкциями | Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | |
Развитие речи №17 Работа с предложениями, в которых допущены речевые ошибки Развитие речи №18 Работа с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки Развитие речи №19 Работа с текстом Развитие речи № 20 Урок-конференция «Великий и могучий русский язык» Контрольная работа № 2 | ||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (10 часов) | ||
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | |
Диалог | Диалог, знаки препинания при диалоге | |
Косвенная речь | Косвенная речь, знаки препинания | |
Цитата. Знаки препинания при цитировании. | Цитата, ее оформление на письме. Знаки препинания при цитировании. | |
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) | ||
Контрольный диктант№2 |
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
№ | Содержание учебной темы | |
Текущий контроль | ||
1 | Введение | Контрольный диагностический диктант №1. |
2 | Синтаксис | Контрольное изложение №1 |
3 | Второстепенные члены предложения | Контрольное сочинение №1 |
4 | Односоставные предложения | Контрольная работа № 1 по теме «Односоставные предложения» |
5 | Предложения с однородными членами | Контрольное сочинение №2. |
6 | Обособленные члены предложения | Контрольное изложение №2 |
7 | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции | Контрольная работа № 2 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» |
8 | Повторение. Обобщение. | Контрольный диктант №2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Учебные часы | |||||||||||
развитие речи | |||||||||||||
Контрольная работа | Диктант | Контр.изложение | Контр.сочинение | ||||||||||
1 | Введение. | 13 | 2 | - | 1 | - | - | ||||||
2 | Синтаксис | 8 | 3 | - | 1 | - | |||||||
3 | Двусоставное предложение. | 15 | 4 | - | - | 1 | |||||||
4 | Односоставное предложение | 13 | - | 1 | - | - | |||||||
5 | Простое осложненное предложение | 43 | 11 | 1 | 1 | 1 | |||||||
6 | Способы передачи чужой речи | 5 | - | 1 | |||||||||
7 | Повторение | 5 | |||||||||||
Всего: | 102 | 20 | 2 | 2 | 2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Часы | По плану | По факту | Тема урока. Основное содержание |
ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ (15 часов) | ||||
1 | 1 | Ведение. Что такое культура речи? | ||
2 | 1 | Культура речи. | ||
3 | 1 | Развитие речи №1 Урок практикум по культуре речи | ||
4 | 1 | Развитие речи №2 Обучающее устное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по упр.13) | ||
5 | 1 | Текст и его структура | ||
6 | 1 | Средства и способы связи предложений в тексте | ||
7 | 1 | Виды (способы) связи предложений в тексте. | ||
8 | 1 | Контрольный диктант №1 Входная диагностическая работа (диктант) | ||
9 | 1 | Анализ диагностического диктанта. Функциональные разновидности современного русского языка. | ||
10 | 1 | Публицистический стиль. | ||
11 | 1 | Работа с текстом публицистического стиля. | ||
12 | 1 | Научный стиль. | ||
13 | 1 | Работа с текстом научного стиля. | ||
14 | 1 | Практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» | ||
15 | 1 | Практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (12 часов) | ||||
16 | 1 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. | ||
17 | 1 | Развитие речи №3. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения (по упр.48) | ||
18 | 1 | Развитие речи №4 Контрольное сжатое изложение №1 | ||
19 | 1 | Развитие речи №5 Анализ творческой работы. | ||
20 | 1 | Словосочетание, его структура и виды. | ||
21 | 1 | Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) | ||
22 | 1 | Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) | ||
23 | 1 | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | ||
24 | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний. | ||
25 | 1 | Понятие о предложении. | ||
26 | 1 | Готовимся к ГИА. Интонация, ее функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | ||
27 | 1 | Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия. | ||
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (29 часов) | ||||
28 | 1 | Простое двусоставное предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого двусоставного предложения. | ||
29 | 1 | Главные члены двусоставного предложения. | ||
30 | 1 | Подлежащее и способы его выражения. | ||
31 | 1 | Подлежащее и способы его выражения. Тренировочные упражнения. | ||
32 | 1 | Развитие речи №6 Обучающее сочинение-рассуждение (по упр.73) (устно) | ||
33 | 1 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. | ||
34 | 1 | Особенности связи (согласования) сказуемого с подлежащим. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. | ||
35 | 1 | Составное глагольное сказуемое. | ||
36 | 1 | Составное именное сказуемое. | ||
37 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
38 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым. Тренировочные упражнения. | ||
39 | 1 | Второстепенные члены и их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. | ||
40 | 1 | Определение и его виды. Согласованные и несогласованные определения. | ||
41 | 1 | Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. | ||
42 | 1 | Приложение как разновидность определения. | ||
43 | 1 | Приложение как разновидность определения. Тренировочные упражнения. | ||
44 | 1 | Дополнение и его виды. | ||
45 | 1 | Прямое и косвенное дополнение. | ||
46 | 1 | Готовимся к ГИА. Описание фотографии. | ||
47 | 1 | Обстоятельство и его виды. | ||
48 | 1 | Обстоятельство и его виды. Тренировочные упражнения. | ||
49 | 1 | Тренировочные упражнения. Способы выражения второстепенных членов предложения. | ||
50 | 1 | Развитие речи №7 Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины (упр.127) | ||
51 | 1 | Развитие речи№8 Контрольное сочинение№1 Сочинение-описание картины (упр.127) | ||
52 | 1 | Развитие речи №9 Анализ написания контрольного сочинения. | ||
53 | 1 | Обобщение по теме «Двусоставное предложение» | ||
54 | 1 | Проверочная работа по теме «Двусоставные предложения». | ||
55 | 1 | Анализ проверочной работы. | ||
56 | 1 | Готовимся к ГИА. Работа с текстом. Устный пересказ. | ||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14 часов) | ||||
57 | 1 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. | ||
58 | 1 | Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы. | ||
59 | 1 | Основные группы односоставных предложений и их особенности. | ||
60 | 1 | Основные группы односоставных предложений и их особенности. | ||
61 | 1 | Определенно-личные предложения. | ||
62 | 1 | Определенно-личные предложения. | ||
63 | 1 | Неопределенно-личные предложения. | ||
64 | 1 | Неопределенно-личные предложения. | ||
65 | 1 | Обобщенно-личные предложения | ||
66 | 1 | Безличные предложения. | ||
67 | 1 | Безличные предложения. | ||
68 | 1 | Назывные предложения. | ||
69 | 1 | Обобщение по теме «Односоставные предложения». | ||
70 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Односоставные предложения» | ||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (51 час) | ||||
Предложения с однородными членами | ||||
71 | 1 | Анализ контрольных работ. Понятие о простом осложненном предложении. | ||
72 | 1 | Разграничение предложений осложнённой структуры и сложных предложений. | ||
73 | 1 | Понятие об однородных членах предложения. Условия однородности членов предложения. | ||
74 | 1 | Знаки препинания между однородными членами предложения. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. | ||
75 | 1 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. | ||
76 | 1 | Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». | ||
77 | 1 | Развитие речи №10 Подготовка к контрольному сочинению№2. Сочинение-рассуждение(упр.220) | ||
78 | 1 | Развитие речи №11. Контрольное сочинение №2 | ||
79 | 1 | Развитие речи №12 Анализ творческой работы. | ||
80 | 1 |
| Однородные и неоднородные определения. | |
81 | 1 | Различение и сопоставление однородных и неоднородных определений. | ||
82 | 1 | Переход неоднородных определений в однородные. | ||
83 | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||
84 | 1 | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. | ||
85 | 1 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | ||
86 | 1 | Самостоятельная работа. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | ||
87 | 1 | Обобщение темы «Предложения с однородными членами» | ||
88 | 1 | Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. | ||
89 | 1 | Итоговая проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами». | ||
90 | 1 |
| Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. | |
91 | 1 | Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. | ||
92 | 1 | Обособление определений. | ||
93 | 1 | Обособление приложений. | ||
94 | 1 | Дефис в приложениях. | ||
95 | 1 | Обособление обстоятельств. | ||
96 | 1 | Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. | ||
97 | 1 | Урок-практикум. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. | ||
98 | 1 | Обособление дополнений. | ||
99 | 1 | Обособление дополнений. | ||
100 | 1 |
| Развитие речи № 13. Подготовка к написанию контрольного изложения с творческим заданием (экологические проблемы) по упр. 269 | |
101 | 1 | Развитие речи №14 Контрольное изложение №2 | ||
102 | 1 | Развитие речи №15 Анализ творческой работы. | ||
103 | 1 | Обособление уточняющих членов предложения. | ||
104 | 1 | Тренировочные упражнения «Предложения с обособленными членами». | ||
105 | 1 | Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами». | ||
106 | 1 | Проверочная работа по теме «Предложения с обособленными членами» | ||
107 | 1 | Анализ проверочной работы. | ||
108 | 1 | Предложения с обращениями. Способы выражения обращений. | ||
109 | 1 | Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. | ||
110 | 1 |
| Использование обращений в текстах различных стилей и жанров. | |
111 | 1 | Развитие речи №16 Обучающее сочинение на тему «Традиции моей семьи» по упр. 276 | ||
112 | 1 | Развитие речи №17 Работа с предложениями, в которых допущены речевые ошибки | ||
113 | 1 | Развитие речи №18 Работа с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки | ||
114 | 1 | Развитие речи №19 Работа с текстом | ||
115 | 1 | Предложения с вводными конструкциями. | ||
116 | 1 | Группы вводных конструкций по значению. Вводные конструкции и омонимичные члены предложения. | ||
117 | 1 | Предложения со вставными конструкциями. | ||
118 | 1 | Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями. | ||
119 | 1 | Развитие речи №20 Урок-конференция «Великий и могучий русский язык» | ||
120 | 1 | Обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» | ||
121 | 1 | Контрольная работа №2 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» | ||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (10 часов) | ||||
122 | 1 | Работа над ошибками. | ||
123 | 1 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | ||
124 | 1 | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | ||
125 | 1 | Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. | ||
126 | 1 | Самостоятельная работа. Знаки препинания при прямой речи и косвенной речи. | ||
127 | 1 | Цитирование. Знаки препинания при цитировании. | ||
128 | 1 | Готовимся к ГИА. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. | ||
129 | 1 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании. | ||
130 | 1 | Повторение темы «Способы передачи чужой речи». | ||
131 | 1 | Проверочная работа по теме «Способы передачи чужой речи» | ||
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (5 часов) | ||||
132 | 1 | Контрольный диктант №2 по итогам 8 класса | ||
133 | 1 | Работа над ошибками. Повторение темы «Знаки препинания в простом предложении». | ||
134 | 1 | Повторение изученного по теме «Двусоставное предложение». | ||
135 | 1 | Повторение изученного по теме «Простое осложнённое предложение». | ||
136 | 1 | Повторение изученного. |