Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по УМК Л.М. Рыбченковой
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа посёлка Рассуха
РАССМОТРЕНО на школьном методическом объединении от ______________________ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от ____________________________ |
УТВЕРЖДЕНО Приказ руководителя общеобразовательного учреждения № ___ от ______________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 7
Ф. И. О. педагога – разработчика программы: Кулешова Татьяна Александровна
Педагогический стаж: 19 лет (с 1998 г.)
Квалификация: учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория
2017 -2018 учебный год
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Примерной программой основного общего образования по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки РФ
Авторской программой - Рабочие программы по учебным предметам. Русский язык.5 – 9 классы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской. М.: Просвещение, 2012
Учебным планом МОУ – СОШ пос. Рассуха
Федеральным перечнем учебников
Программа адресована учащимся 7 класса
При разработке программы учитывались особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Количественный состав обучающихся в 7 классе: 5 девочек и 1 мальчик в возрасте 13 - 14 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Учащиеся класса являются работоспособными, успеваемость за прошлый год составила 100%, качество ЗУН - %. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учебе положительно, осознавая её важность в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
В учебном плане МОУ – СОШ пос. Рассуха на изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отведено 5 часов в неделю, 175 часов в год ( из расчета 35 учебных недель). Авторская программа рассчитана на 140 часов, поэтому в данную рабочую программу были добавлены часы на изучение следующих тем:
Речевой этикет – 1 час
Причастие – 12 часов
Деепричастие – 6 часов
Наречие – 8 часов
Предлог – 2 часа
Союз – 3 часа
Частица – 3 часа
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (11 часов)
Русский язык в современном мире.
Речь. Речевое общение.
Речевой этикет.
Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.
Морфология. (164 часа)
Причастие (41 час)
Система частей речи в русском языке.
Понятие о причастии.
Признаки глагола и прилагательного у причастия.
Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия
Полные и краткие формы причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
Морфологический разбор причастий.
Правописание НЕ с причастиями.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
Деепричастие (24 часа)
Понятие о деепричастии.
Деепричастный оборот.
Правописание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие (38 часов)
Наречие как часть речи.
Разряды наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е).
Морфологический разбор наречия.
Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е) .
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог (17 часов)
Предлог как часть речи.
Предлоги производные и непроизводные.
Предлоги простые и составные.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Морфологический разбор предлога.
Союз (22 часа)
Союз как часть речи.
Разряды союзов.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Правописание союзов.
Союзы и союзные слова.
Союзы в простых и сложных предложениях.
Морфологический разбор союза.
Частица (17 часов)
Частица как часть речи.
Разряды частиц.
Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ.
Разграничение частиц НЕ и НИ.
Междометие (3 часа)
Междометие.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п |
Содержание раздела |
Количество часов |
В том числе |
|
Развитие речи |
Контрольные работы |
|||
1 |
Введение. |
11 |
2 |
|
2 |
Морфология |
164 |
22 |
6 |
Причастие |
41 |
5 |
1 |
|
Деепричастие |
24 |
5 |
1 |
|
Наречие |
38 |
6 |
1 |
|
Предлог |
17 |
2 |
||
Союз |
22 |
2 |
1 |
|
Частица |
17 |
2 |
1 |
|
Междометие |
3 |
1 |
||
ИТОГО |
175 |
24 |
6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||||
ВВЕДЕНИЕ - 11 часов (9 + 2 р. р.) |
||||||
1 |
Русский язык в современном мире |
1 |
Упр. 5 |
|||
2 |
Речь. |
1 |
П. 2, упр 14 |
|||
3 |
Речевое общение. |
1 |
П. 2, упр. 15 |
|||
4 |
Речевой этикет. |
1 |
П. 3, упр. 22 |
|||
5 |
Этикетные слова и выражения. |
1 |
П. 3, виды комплиментов |
|||
6 |
Р. р. Подготовка к сочинению – рассуждению |
1 |
Темы упр 24 |
|||
7 |
Р. р. Написание сочинения - рассуждения |
1 |
Написать поздравительные письма друзьям |
|||
8 |
Функциональные разновидности языка. |
1 |
П. 4, Упр. 29 (1) |
|||
9 |
Книжная и разговорная речь |
1 |
П. 4, Упр. 30 |
|||
10 |
Текст. Его основная и дополнительная информация. |
1 |
П. 5, признаки текста |
|||
11 |
Тезисы. |
1 |
П. 5, упр 35 |
|||
МОРФОЛОГИЯ– 164 часа (142 + 22 Р. Р.) |
||||||
12 |
Система частей речи в русском языке. |
1 |
П. 6, упр. 39 |
|||
13 |
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
П. 6, упр. 40 |
|||
Причастие (41) |
||||||
14 |
Понятие о причастии. |
1 |
П.7, упр 46 |
|||
15 |
Морфологические признаки причастия. |
1 |
П. 7, упр. 48 |
|||
16 |
Синтаксическая роль причастия в предложении. |
1 |
П. 7, выписать из х/ текста 6 предложений с причастиями, определить их синтаксическую роль |
|||
17 |
Признаки глагола у причастия |
1 |
П. 8, упр 56 |
|||
18 |
Признаки прилагательного у причастия |
1 |
П. 8, упр. 58 |
|||
19 |
Причастный оборот |
1 |
П. 9, упр. 66 |
|||
20 |
Структура причастного оборота |
1 |
П.9, упр. 68 |
|||
21 |
Знаки препинания при причастном обороте. |
1 |
П. 9, упр. 69 |
|||
22 |
Понятие о действительных и страдательных причастиях |
1 |
П. 10, упр. 72 (2) |
|||
23 |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
Подготовиться к сжатому изложению (упр. 72) |
|||
24 |
Р. р. Сжатое изложение |
1 |
О п. 11 |
|||
25 |
Полные формы причастий |
1 |
П. 11, упр. 75 |
|||
26 |
Краткие формы причастий |
1 |
П. 11, упр. 80 |
|||
27 |
Причастия настоящего времени |
1 |
П. 12, упр. 84 |
|||
28 |
Причастия прошедшего времени. |
1 |
П. 12, о к п. 13 |
|||
29 |
Образование действительных причастий настоящего времени |
1 |
П. 13, упр. 91 |
|||
30 |
Образование действительных причастий прошедшего времени |
1 |
П. 13, упр. 93 |
|||
31 |
Образование страдательных причастий настоящего времени |
1 |
П. 14, упр. 98 |
|||
32 |
Образование страдательных причастий прошедшего времени |
1 |
П. 14, упр. 101 |
|||
33 |
Урок – практикум»Образование действительных и страдательных причастий» |
1 |
Упр. 102(2) |
|||
34 |
Р. р. Работа с информацией, представленной в различном виде |
1 |
Анализ текстов |
|||
35 |
Р. р. Работа с информацией, представленной в различном виде |
1 |
Анализ текстов |
|||
36 |
Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. |
1 |
П. 15, упр. 108 |
|||
37 |
Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях |
1 |
П. 15, упр. 110 |
|||
38 |
Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
1 |
П. 16, упр. 116 |
|||
39 |
Н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
1 |
П. 16, упр. 118 |
|||
40 |
Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. |
1 |
П. 17, упр 126 |
|||
41 |
Н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. |
1 |
П. 17, сообщение о Нахимове |
|||
42 |
Урок – практикум «Правописание н и нн в причастиях» |
1 |
||||
43 |
Морфологический разбор причастия |
1 |
П. 18, упр. 128 (1) |
|||
44 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
1 |
П. 19, упр.134 |
|||
45 |
Правописание НЕ с причастиями |
1 |
П. 19, упр.137 |
|||
46 |
НЕ с причастиями |
1 |
П. 19, упр. 139 |
|||
47 |
Р. р. Подготовка к изложению |
1 |
Упр. 139 |
|||
48 |
Р. р. Написание изложения |
1 |
Завершить работу над изложением |
|||
49 |
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
1 |
П. 20, упр.143 |
|||
50 |
Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
1 |
П. 20, упр. 146 |
|||
51 |
Урок – практикум «Правописание причастий» |
1 |
С. 72 задание 2 |
|||
52 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Причастие» |
1 |
С. 73, задание 3 |
|||
53 |
Контрольная работа №1 по теме «Причастие» |
1 |
||||
54 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
Повторить изученные словарные слова |
|||
Деепричастие(24) |
||||||
55 |
Понятие о деепричастии. |
1 |
П. 22, упр.150 |
|||
56 |
Морфологические признаки деепричастия. |
1 |
П. 22, упр. 152 |
|||
57 |
Отличие причастия от деепричастия |
1 |
П. 22, советы помощника |
|||
58 |
Деепричастный оборот |
1 |
П. 23, упр.161 |
|||
59 |
Структура деепричастного оборота |
1 |
П. 23, упр.164 |
|||
60 |
Знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах |
1 |
П. 23, упр.165 |
|||
61 |
Р. р. Тезисный план текста. |
1 |
Упр. 165 (3) |
|||
62 |
Правописание НЕ с деепричастиями. |
1 |
П. 24, упр. 170 |
|||
63 |
НЕ с деепричастиями |
1 |
П. 24, упр. 171 |
|||
64 |
Урок – практикум «Правописание НЕ с деепричастиями» |
1 |
Слова О п. 25 |
|||
65 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
1 |
П. 25, упр.174 |
|||
66 |
Деепричастия совершенного вида |
1 |
П. 25, упр.176 |
|||
67 |
Деепричастия несовершенного вида |
1 |
П. 25, упр.180 |
|||
68 |
Р. р. Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Сирень» |
1 |
Упр. 181, 182 |
|||
69 |
Р. р. Написание сочинения по картине Б. Кустодиева «Сирень» |
1 |
Упр. 181, 182 |
|||
70 |
Рассуждение |
1 |
П. 26, тексты |
|||
71 |
Виды рассуждений |
1 |
П. 26, словарные слова |
|||
72 |
Р. р. Подготовка к сочинению - рассуждению |
1 |
Упр. 193 |
|||
73 |
Р. р. Написание сочинения - рассуждения |
1 |
Завершить работу над сочинением |
|||
74 |
Морфологический разбор деепричастия |
1 |
П. 27, разобрать 3-4 слова |
|||
75 |
Урок – практикум по теме «Деепричастие» |
1 |
Задание 1-2 |
|||
76 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Деепричастие» |
1 |
Задание 5 |
|||
77 |
Контрольная работа №2 по теме «Деепричастие» |
1 |
||||
78 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
Повторить словарные слова темы |
|||
Наречие(38) |
||||||
79 |
Наречие как часть речи |
1 |
П. 29, упр.198 |
|||
80 |
Морфологические признаки наречий |
1 |
П. 29, упр.199 |
|||
81 |
Слова категории состояния |
1 |
П. 29, упр.202 |
|||
82 |
Разряды наречий по значению |
1 |
П. 30, упр. |
|||
83 |
Признаки наречий |
1 |
П. 30, упр. |
|||
84 |
Р. р. подготовка к сочинению – рассуждению |
1 |
||||
85 |
Р. р. Написание сочинения - рассуждения |
1 |
О к п. 31 |
|||
86 |
Степени сравнения наречий |
1 |
П. 31, упр.211 |
|||
87 |
Формы сравнительной степени наречий |
1 |
П. 31, упр. 214 |
|||
88 |
Формы превосходной степени наречий |
1 |
П. 31, упр.215 (2) |
|||
89 |
Сравнительная и превосходная степени наречий |
1 |
О к п. 32 |
|||
90 |
Слитное написание НЕ с наречиями на –О, -Е |
1 |
П. 32, упр. 219 |
|||
91 |
Раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е |
1 |
П. 32, упр.220 |
|||
92 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е |
1 |
П. 32, таблица |
|||
93 |
Порядок морфологического разбора наречия |
1 |
П. 33, упр.222 |
|||
94 |
Морфологический разбор наречия |
1 |
П. 33, разобрать 3- 4 слова |
|||
95 |
Одна и две буквы Н в наречиях на –О, -Е |
1 |
П. 43, упр.225 |
|||
96 |
Правописание Н и НН в наречиях на –О, -Е |
1 |
П. 34, упр226 |
|||
97 |
Отличие наречий от кратких причастий |
1 |
П. 34, советы помощника |
|||
98 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
1 |
П. 35, упр 230 |
|||
99 |
Правописание О и Е после шипящих на конце наречий |
1 |
П. 35, упр. 231 |
|||
100 |
Буквы О и А на конце наречий |
1 |
П. 36, упр 234 |
|||
101 |
Правописание О и А на конце наречий |
1 |
П. 36, упр. 235 |
|||
102 |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
П. 37, упр.239 |
|||
103 |
Правописание наречий через дефис |
1 |
П. 37, упр. 240 |
|||
104 |
Р. р. Подготовка к подробному изложению |
1 |
Упр 241 |
|||
105 |
Р. р. Написание подробного изложения |
1 |
Завершить работу над изложением |
|||
106 |
Слитное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных |
1 |
П. 38, упр.244 |
|||
107 |
Раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных |
1 |
П. 38, упр.246 |
|||
108 |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных |
1 |
П. 38, упр.247 |
|||
109 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
1 |
П. 39, упр 251 |
|||
110 |
Правописание Ь после шипящих на конце наречий |
1 |
П. 39, 252 92) |
|||
111 |
Р. р Речевая характеристика героев |
1 |
Упр. 252 |
|||
112 |
Р. р. Создание речевого портрета |
1 |
Упр 252 |
|||
113 |
Урок – практикум по теме «Правописание наречий» |
1 |
П. 40, задание 2 |
|||
114 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Наречие» |
1 |
П. 40, задание 10 |
|||
115 |
Контрольная работа № 3 по теме «Наречие» |
1 |
||||
116 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Повторить словарные слова темы |
|||
Предлог (17) |
||||||
117 |
Служебные части речи. |
1 |
Таблица |
|||
118 |
Предлог как часть речи |
1 |
П. 41, упр. 256 |
|||
119 |
Непроизводные предлоги |
1 |
П. 42, упр.262 |
|||
120 |
Производные предлоги |
1 |
П. 42, упр. 264 |
|||
121 |
Р. р. Подготовка к сочинению. |
1 |
Упр. 264 |
|||
122 |
Р. р. Написание сочинения |
1 |
Завершить работу над сочинением |
|||
123 |
Простые предлоги |
1 |
П. 43, упр.269 |
|||
124 |
Составные предлоги |
1 |
П. 43, упр.270 |
|||
125 |
Правописание предлогов |
1 |
П. 44, упр.275 |
|||
126 |
Слитное и раздельное написание предлогов. |
1 |
П. 44, упр.277 |
|||
127 |
Правописание предлогов через дефис |
1 |
П. 44, советы помощника |
|||
128 |
Предлоги – синонимы |
1 |
П. 45, упр. 284 |
|||
129 |
Предлоги – антонимы |
1 |
П. 45, упр.287 |
|||
130 |
Употребление предлогов в речи |
1 |
П. 45, упр.290 |
|||
131 |
Морфологический разбор предлога |
1 |
П. 46, упр. 293 |
|||
132 |
Урок – практикум «Правописание и употребление предлогов в речи» |
1 |
П. 47, задание2 |
|||
133 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Предлог» |
1 |
П. 47, задание 3 |
|||
Союз (22) |
||||||
134 |
Союз как часть речи |
1 |
П. 48, упр. 297 |
|||
135 |
Разряды союзов по грамматическому значению |
1 |
П. 49, упр.300 |
|||
136 |
Разряды союзов по структуре |
1 |
П. 49, упр. 302 |
|||
137 |
Сочинительные союзы. |
1 |
П. 50, упр.305 |
|||
138 |
Разряды сочинительных союзов |
1 |
П. 50, упр306 |
|||
139 |
Подчинительные союзы |
1 |
П. 51, упр. 308 таблица |
|||
140 |
Разряды подчинительных союзов |
1 |
П. 51, упр.309 |
|||
141 |
Отличие союзов от омонимичных сочетаний слов |
1 |
П. 52, упр. 313 |
|||
142 |
Правописание союзов |
1 |
П. 52, упр.315 |
|||
143 |
Условия написания союзов |
1 |
П. 52, упр.317 |
|||
144 |
Р. р. Подготовка к сочинению – рассуждении. |
1 |
Упр. 316 |
|||
145 |
Р. р. Написание сочинения - рассуждения |
1 |
Завершить работу над сочинением |
|||
146 |
Союзные слова |
1 |
П. 53, упр. 320 |
|||
147 |
Союзы и союзные слова |
1 |
П. 53, упр. 322 |
|||
148 |
Способы разграничения союзов и союзных слов |
1 |
П. 53, упр.323 |
|||
149 |
Союзы в простых и сложных предложениях |
1 |
П. 54, упр.326 |
|||
150 |
Знаки препинания перед союзами в простых и сложных предложениях |
1 |
П. 54, упр.328 |
|||
151 |
Пунктуация перед союзами в простых и сложных предложениях |
1 |
П. 54, упр.332 |
|||
152 |
Морфологический разбор союза |
1 |
П. 55, упр. 334 |
|||
153 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Союз» |
1 |
П. 56, задание1,2 |
|||
154 |
Контрольная работа № 4 по теме «Союз» |
1 |
||||
155 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Повторить словарные слова темы |
|||
Частица (17) |
||||||
156 |
Частица как часть речи |
1 |
П. 57, упр. 338 |
|||
157 |
Разряды частиц |
1 |
П. 58, упр.341 |
|||
158 |
Формообразующие частицы |
1 |
П. 58, упр.344 |
|||
159 |
Смысловые частицы |
1 |
П. 58, упр.347 |
|||
160 |
Правописание частиц |
1 |
П. 59, упр 350 |
|||
161 |
Правописание частиц раздельно и через дефис |
1 |
П. 59, упр. 351 |
|||
162 |
Правописание частицы НЕ |
1 |
П. 60, таблица |
|||
163 |
Правописание частицы НЕ с различными частями речи |
1 |
П. 60, упр.356 |
|||
164 |
Урок – практикум «Правописание частицы НЕ с различными частями речи» |
1 |
П. 60, упр.358 |
|||
165 |
Частицы НЕ и НИ |
1 |
П. 61, упр 365 |
|||
166 |
Разграничение частиц НЕ и НИ |
1 |
П. 61, упр. 367 |
|||
167 |
Р. р. Подготовка к сочинению – рассуждению |
1 |
Упр. 367 |
|||
168 |
Р. р. Написание сочинения - рассуждения |
1 |
Завершить работу над сочинением |
|||
169 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Частица» |
1 |
Упр 3, задание 3 |
|||
170 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Служебные части речи» |
1 |
||||
171 |
Контрольная работа № 5 по теме «Служебные части речи» |
1 |
Повторить словарные слова |
|||
172 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Повторить словарные слова |
|||
Междометие (3) |
||||||
173 |
Междометие как часть речи |
1 |
П. 63, упр.370 |
|||
174 |
Морфологические признаки междометий |
1 |
П. 63, упр. 374 |
|||
175 |
Итоговая контрольная работа по русскому языку |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Инструментарий для оценивания результатов.
Нормы и критерии оценки диктантов, сочинений, изложений
Таблица 1
Требования к тексту диктанта
Класс |
Количество в диктанте |
Количество слов в словарном диктанте |
||||
Слов |
Орфограмм |
Пунктограмм |
Слов с непроверяемыми орфограммами |
|||
5 |
90 – 100 |
12 |
2 – 3 |
5 |
15 – 20 |
|
6 |
100 – 110 |
16 |
3 – 4 |
7 |
20 – 25 |
|
7 |
110 - 120 |
20 |
4 – 5 |
10 |
25 – 30 |
|
8 |
120 – 150 |
24 |
10 |
10 |
30 – 35 |
|
9 |
150 - 170 |
24 |
15 |
10 |
35 – 40 |
Таблица 2
Нормы оценивания диктантов
Нормы оценок (количество ошибок) |
||||
Вид диктанта |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Контрольный |
1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная |
- 2 орфографические + 2 пунктуационные; - 1 орфографическая + 3 пунктуационные; - 0 орфографических + 4 пунктуационные |
- 4 орфографические + 4 пунктуационные; - 3 орфографические + 5 пунктуационные; - 0 орфографические + 7 пунктуационные; - 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки) |
- 7 орфографических + 7 пунктуационных; - 6 орфографических + 8 пунктуационных; - 5 орфографические + 9 пунктуационные; - 8 орфографические + 6 пунктуационные |
Словарный |
0 |
1 - 2 |
3 - 4 |
до 7 |
Оценка |
Основные критерии оценки сочинений и изложений |
|
Содержание и речь |
Грамотность |
|
«5» |
Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании. |
Допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. |
Допускаются: - 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические; - 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические; - 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические. |
«3» |
Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов |
Допускаются: - 0 орф. + 7 пунк.; - 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.; - 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.; - 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.; - 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам. |
«2» |
Работа не соответствует заявленной теме. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, нет связи между ними. Текст не соответствует плану. Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления слов. Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов |
Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических. |
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различения не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками
(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.
5