Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой
Рабочая программа
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Русский язык
5 а, б класс
учитель Легоцкая Вера Сергеевна
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ по учебным предметам (Русский язык) ФГОС второго поколения, Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), УМК Русский язык. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2016.
На изучение русского языка в 5 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 175 часов в год из расчета 5 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Количество к/р, п/р, сочинений, изложений согласно учебным триместрам:
Форма контроля |
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
Контрольная работа (в т.ч. проверочная, тестирование) |
2 |
2 |
2 |
Сочинение |
3 |
2 |
2 |
Изложение |
1 |
2 |
1 |
Тематическое планирование включены часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке – 2 ч.
Текст – 5 ч.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста. Тема текста. Композиция текстов разных типов.
Фонетика. Графика. Орфография-19 ч.
Графика как раздел лингвистики. Фонетика. Звук как единица языка. Алфавит. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных звуков Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я
Морфемика. Словообразование. Орфография- 14 ч.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем
Лексикология. Орфография. Морфемика – 40 ч.
Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Морфология – 55 ч.
Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис и пунктуация – 31 ч.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые.
Классификация сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Тематическое планирование уроков русского языка (175 ч.)
№ п/п |
Тема |
Количество часов на изучение |
Дата поведения |
|
По плану |
По факту |
|||
Общие сведения о языке – 2 ч. |
||||
1. |
Язык и языкознание |
1 |
||
2. |
Язык и общение |
1 |
||
Текст – 5 ч. |
||||
2. |
Текст. Как определить тему текста |
1 |
||
3. |
Текст. Композиция текстов разных типов. |
1 |
||
4. |
Как составить текст мини-сочинения |
1 |
||
5. |
Проверочная работа №1 «Повторение изученного в начальной школе» |
1 |
||
Фонетика. Графика. Орфография-19 ч. |
||||
6. |
Графика как раздел лингвистики. |
1 |
||
7. |
Фонетика. Звук как единица языка. |
1 |
||
8. |
Алфавит. |
1 |
||
9. |
Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. |
1 |
||
10. |
Оглушение и озвончение согласных звуков |
1 |
||
11. |
Соотношение звука и буквы |
1 |
||
12. |
Орфограмма и орфографическое правило. |
1 |
||
13. |
Непроизносимые согласные. |
1 |
||
14. |
Согласные твердые и мягкие. |
1 |
||
15. |
Гласные звуки и обозначающие их буквы. |
1 |
||
16. |
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я |
1 |
||
17. |
Слог и ударение. |
1 |
||
18. |
Подготовка к домашнему сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица». |
1 |
||
19. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
2 |
||
20. |
Фонетический разбор |
1 |
||
21. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика» |
1 |
||
22. |
Контрольная работа и ее анализ. |
2 |
||
Морфемика. Словообразование. Орфография- 14 ч. |
||||
23. |
Корень слова. Родственные слова. |
1 |
||
24. |
Окончание и основа слова. |
2 |
||
25. |
Сочинение-рассуждение по данному началу |
2 |
||
26. |
Приставки как словообразующие морфемы. |
2 |
||
27. |
Суффиксы. |
2 |
||
28. |
Заголовок текста. Опорные тематические слова текста |
1 |
||
29. |
Сложные слова. |
1 |
||
30. |
Обобщение и систематизации знаний по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». |
1 |
||
31. |
Контрольная работа и ее анализ. |
2 |
||
Лексикология. Орфография. Морфемика – 40 ч. |
||||
32. |
Лексикология. Лексическое значение слова. |
2 |
||
33. |
Разговорная речь и книжная речь |
1 |
||
34. |
Разговорная, книжная и нейтральная лексика |
1 |
||
35. |
Толковые словари русского языка. |
1 |
||
36. |
Текст и его основные признаки. |
1 |
||
37. |
Подробное изложение текста. |
1 |
||
38. |
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. |
2 |
||
39. |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
||
40. |
Прямое и переносное значение слов |
1 |
||
41. |
Лексическая сочетаемость. |
1 |
||
42. |
Тематическая группа слов. |
2 |
||
43. |
Синонимы. |
2 |
||
44. |
Антонимы. |
1 |
||
45. |
Омонимы. Омонимы и многозначные слова |
2 |
||
46. |
Паронимы. |
|||
47. |
Подробное изложение (с продолжением текста с сохранением заданного стиля и типа речи ) |
2 |
||
48. |
Понятие о чередовании. Буквы Е/И в корнях с чередованием. |
2 |
||
49. |
Буквы А//О в корнях с чередованием |
3 |
||
50. |
Суффиксы -чик-//-щик-. |
2 |
||
51. |
Буквы И//Ы после приставок на согласные. |
2 |
||
52. |
Правописание приставок на З//С. |
2 |
||
53. |
Сочинение-повествование |
2 |
||
54. |
Фразеологизмы. |
2 |
||
55. |
Крылатые слова. |
1 |
||
56. |
Обобщение и систематизации знаний по теме: «Лексикология. Орфография. Морфемика». |
1 |
||
57. |
Контрольная работа и ее анализ. |
2 |
||
Морфология – 55 ч. |
||||
58. |
Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
||
59. |
Грамматическое значение слова. |
1 |
||
60. |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
||
61. |
Собственные и нарицательные имена существительные |
1 |
||
62. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
1 |
||
63. |
Род имён существительных |
1 |
||
64. |
Комплексный анализ текста |
1 |
||
65. |
Выборочное изложение |
1 |
||
66. |
Существительные общего рода. |
1 |
||
67. |
Склонение имён существительных. Падеж Типы склонений имен существительных. |
1 |
||
68. |
Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных |
2 |
||
69. |
Число имен существительных. |
2 |
||
70. |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
||
71. |
Правильное употребление имен существительных в речи. |
1 |
||
72. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» |
1 |
||
73. |
Проверочная работа по теме «Имя существительное» |
1 |
||
74. |
Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных |
2 |
||
75. |
Правописание НЕ с именами существительными. |
2 |
||
76. |
Контрольная работа и ее анализ. |
2 |
||
77. |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
||
78. |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
1 |
||
79. |
Краткие прилагательные. |
1 |
||
80. |
Ь после шипящих в кратких именах прилагательных |
1 |
||
81. |
НЕ с именами прилагательными. |
2 |
||
82. |
Комплексный анализ текста. |
1 |
||
83. |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
||
84. |
Правильное употребление имен прилагательных в речи. |
1 |
||
85. |
Подготовка к домашнему сочинению по картине Ф.Васильева «Мокрый луг». |
1 |
||
86. |
Имя числительное как часть речи. |
2 |
||
87. |
Морфологический разбор числительного. |
1 |
||
88. |
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. |
1 |
||
89. |
Морфологический разбор местоимения. |
1 |
||
90. |
Склонение местоимений. |
1 |
||
91. |
Глагол как часть речи |
1 |
||
92. |
Инфинитив. |
1 |
||
93. |
Тип текста. Время в предложении и тексте. |
1 |
||
94. |
Подробное изложение текста. |
1 |
||
95. |
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. |
2 |
||
96. |
Морфологический разбор глагола. |
1 |
||
97. |
Правильное употребление глагола в речи |
1 |
||
98. |
-ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. |
1 |
||
99. |
Наречие как часть речи |
1 |
||
100. |
Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах наречий. Ь на конце наречий |
1 |
||
101 |
Служебные части речи. Предлог |
1 |
||
102. |
Служебные части речи. Союз |
1 |
||
103. |
Обобщение и систематизации знаний по теме: «Морфология». |
1 |
||
104. |
Контрольная работа по теме «Морфология». |
1 |
||
Синтаксис и пунктуация – 31 ч. |
||||
105. |
Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис? |
1 |
||
106. |
Словосочетание. Виды словосочетаний |
1 |
||
107. |
Синтаксический разбор словосочетания. |
1 |
||
108. |
Предложение. Понятие о предложении. Виды предложения по цели высказывания. |
2 |
||
109. |
Наши эмоции и их отражение в предложении. |
1 |
||
110. |
Как писать отзыв. |
1 |
||
111. |
Что такое грамматическая основа предложения? |
1 |
||
112. |
Предложения двусоставные и односоставные |
1 |
||
113. |
Подлежащее и сказуемое. Подлежащее и средства его выражения. |
2 |
||
114. |
Сказуемое и средства его выражения. |
2 |
||
115. |
Второстепенные члены предложения. |
4 |
||
116. |
Синтаксический разбор простого предложения. |
1 |
||
117. |
Комплексный анализ текста. |
1 |
||
118. |
Однородные члены предложения. |
4 |
||
119. |
Обращение. |
2 |
||
120. |
Прямая речь. |
2 |
||
121. |
Сложное предложение. |
2 |
||
122. |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
1 |
||
123. |
Сочинение-рассуждение |
1 |
||
Повторение изученного-9 ч. |
||||
124. |
Разделы языкознания. Фонетика. Орфография. |
2 |
||
125. |
Морфемика. Словообразование. |
1 |
||
126. |
Лексикология и фразеология. |
1 |
||
127. |
Морфология. |
2 |
||
128. |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
||
129. |
Итоговая контрольная работа |
2 |