Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» И.В.Гусаровой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Целями изучения русского (родного) языка в 10 классе являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса:
повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;
закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;
подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Для 10 класса данной рабочей программой предусматривается 68 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.
Содержание | Кол-во часов | Из них уроков | |
контроля | развития речи | ||
Блок-модуль №1 Общие сведения о языке. | 12 | 2 | |
Блок-модуль №2 Становление и развитие русского языка | 8 | 1 | 3 |
Блок-модуль №3 Краткая история русской письменности и реформы русского письма | 9 | 1 | 4 |
Блок-модуль №4. Фонетика | 13 | 1 | 4 |
Блок-модуль №5. Лексика и фразеология | 13 | 1 | 1 |
Блок-модуль №6. Морфемика и словообразование | 11 | 1 | 1 |
Повторение изученного | 2 | | |
ИТОГО | 68 | 7 | 13 |
Содержание курса русского языка в 10 классе
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.
Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.
Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.
Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.
Введение в курс русского языка 10 класса.
Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Содержательный учебный блок I.
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)
Орфография
Употребление прописных и строчных букв.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.
Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Орфография
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 10 классе
По окончании 10 класса кадеты должны:
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка
в 10 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
в области аудирования и чтения:
адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса;
адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
в области говорения и письма:
способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
применение приобретённых знаний, умений и навыков:
в повседневной жизни;
для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:
представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Дата | Модуль | Кол-во часов | Содержание урока | |||
Блок № 1 | ||||||
| Модуль № 1. Общие сведения о языке | 3 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Некоторые гипотезы о происхождения языка. Основные функции языка. | |||
| Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. | |||||
| Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | |||||
| Модуль № 2. Речь как процесс коммуникатив-ной деятельности | 4 | Речь; формы речи: внутренняя - внешняя; устная - письменная; монологическая - диалогическая. Характерные различия форм речи. | |||
| Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной направленности и их анализ. Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. | |||||
| ||||||
| Входное диагностическое тестирование. | |||||
| Модуль № 3. Орфография | 1 | Правописание сложных слов. | |||
| Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация | 4 | Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Особенности управления некоторых грамматических форм. Подготовка к ЕГЭ. Задание 7 | |||
| Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. | |||||
| Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | |||||
| Итоговый контроль по блоку №1 | |||||
Блок № 2 | ||||||
| Модуль № 5. Становление и развитие русского языка | 2 | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | |||
| РР Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. | |||||
| Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности | 2 | РР Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 1. Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2, 23. | |||
| РР Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Задание 21. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2. | |||||
| Модуль № 7. Орфография | 1 | Употребление прописных и строчных букв. | |||
| Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация | 4 | Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым | |||
| ||||||
| Виды односоставных предложений. | |||||
| Итоговый контроль по блоку №2 | |||||
Блок № 3 | ||||||
| Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | 1 | Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | |||
| Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информацион-ной переработки текста | 2 | РР Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. | |||
| РР Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование Подготовка к ЕГЭ. Задание 20. | |||||
| Модуль № 11. Орфография | 1 | Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 14 | |||
| Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация | 4 | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. | |||
| ||||||
| Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | |||||
| Итоговый контроль по блоку №3 | |||||
Блок № 4 | ||||||
| Модуль № 13. Лексика и фразеология | 6 | Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха | |||
| Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 5. Синонимия. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22 | |||||
| Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | |||||
| Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22. | |||||
| Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика - термины и профессионализмы. | |||||
| Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22 | |||||
| Модуль № 14. Функциональ-ные стили речи | 3 | РР Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. | |||
| РР Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. | |||||
| РР Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Стиль устной речи - разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание 3 | |||||
| Модуль № 15. Орфография | 1 | Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9 | |||
| Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация | 3 | Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. Задание 15 | |||
| Итоговый контроль по блоку №4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях | |||||
| ||||||
Блок № 5 | ||||||
| Модуль № 17. Фонетика | 3 | Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация согласных звуков. Артикуляционная классификация гласных звуков. | |||
| Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | |||||
| РР Подготовка к ЕГЭ. Задание25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках | |||||
| Модуль № 18. Нормы русского литературного языка | 2 | Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы | |||
| Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 4 | |||||
| Модуль № 19. Орфография | 5 | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9 | |||
| Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9 | |||||
| ||||||
| Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. | |||||
| ||||||
| Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация | 3 | Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. | |||
| Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Типы соподчинения подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. Подготовка к ЕГЭ. Задание 18,19. | |||||
| Итоговый контроль по блоку №5 | |||||
Блок № 6 | ||||||
| Модуль № 21. Морфемика и словообразова-ние | 3 | Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. | |||
| Способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова | |||||
| ||||||
| Модуль № 22. Русский речевой этикет | 1 | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. | |||
| Модуль № 23. Орфография | 3 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8 | |||
| Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8 | |||||
| Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. | |||||
| Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация | 4 | Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | |||
| Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 19 | |||||
| Итоговый контроль по блокам №1-6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов | |||||
| ||||||
| Повторение и систематизация изученного материала | 4 | | |||
| | |||||
| | |||||
| |
Календарно-тематическое планирование
Сроки | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат | Результат | Оценка | ||
Блок № 1 | ||||||||
| Модуль № 1. Общие сведения о языке | 3 | Анализ текстов научного стиля Конспектирование текста, подробный ответ на вопрос Составление таблицы, тезисов Лингвистические исследования | Знать общие сведения о языке. Уметь составлять сообщение по теме Знать: в чём различия между естественными и искусственными языками, разницу между языком и речью. Уметь: проводить самостоятельное лингвистическое исследование; | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Тест | Тест | ||
| Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности | 4 | Беседа, анализ текста, групповая дискуссия Нормы произношения, выразительное чтение Исследование языкового материала Устный монологический ответ, лексическая работа | Знать: основные способы передачи чужой речи. Уметь: определять способ передачи чужой речи. Знать значение понятий: монолог, диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога Уметь: выделять характерные черты монолога; вести диалог, готовить информационное сообщение, готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи; составлять собственный диалог. | ||||
| Модуль № 3. Орфография | 1 | Знать: правила правописания сложных слов Уметь: применять их на практике | |||||
| Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация | 4 | Сопоставление склоняемых и спрягаемых частей речи Исследование языкового материала Способы словообразования Исследование языкового материала Пересказ на лингвистическую тему | Знать: строение словосочетаний, способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания; работать с тестами в формате ЕГЭ Знать: основные типы предложений. Уметь: употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания Знать: основные принципы пунктуации; основные способы передачи чужой речи; Уметь: правильно соблюдать пунктуационные нормы языка; заменять прямую речь косвенной | ||||
Блок № 2. | ||||||||
| Модуль № 5. Становление и развитие русского языка | 2 | Исследование языкового материала Тренировать умения описывать произведения | Знать: основные этапы развития русского языка; Знать: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ. Уметь: определять тему текста; иллюстрировать свой ответ цитатами из текста | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест | Сочине-ние Тест | ||
| Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности | 2 | Использование синонимов в течи Соблюдение лексических норм в речи Высказывание на лингвистическую тему Развитие монологической речи | Знать: отличительные особенности разных стилей речи; основные признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии | ||||
| Модуль № 7. Орфография | 1 | Интонационно правильное произношение слов | Знать: правила употребления прописных и строчных букв. Уметь: применять данные правила | ||||
| Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация | 4 | Сопоставление склоняемых и спрягаемых частей речи Исследование языкового материала Способы словообразования Исследование языкового материала Пересказ на лингвистическую тему | Знать: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Уметь: находить предикативную основу в предложениях; определять способ выражения подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; Знать: виды односоставных предложений. Уметь: находить односоставные предложения и определять их вид | ||||
Блок № 3. | ||||||||
| Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | 1 | Развитие монологической речи Наблюдения над языковым материалом | Знать: историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; принципы русской орфографии Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии; | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест | Сочине-ние Тест | ||
| Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста | 2 | Развитие монологической речи Наблюдения над языковым материалом | Знать: виды речевого общения, виды слушания; основные способы чтения. Уметь: использовать виды речевой деятельности; различные виды чтения Знать: приёмы совершенствования и редактирования текстов Уметь: редактировать тексты; перерабатывать тексты различных функциональных стилей и жанров; | ||||
| Модуль № 11. Орфография | 1 | Развитие монологической речи | Знать: правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии; | ||||
| Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация | 4 | Исследование языкового материала Озвучивание лекции Исследование языкового материала Конструирование предложений по заданным типам | Знать: второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство Уметь: находить второстепенные члены предложения Знать: типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении Уметь: находить неполные предложения и определять их тип | ||||
Блок № 4. | ||||||||
| Модуль № 13. Лексика и фразеология | 6 | Составление связного рассказа Обобщение знаний о научном стиле Совершенствование речевых умений Развитие письменной речи Разные виды письма, синтаксический разбор. Научный и художественный тексты Озвучивание лекции Составление реферата, аннотации Высказывание на лингвистическую тему Анализ текста | Знать: смысл понятий однозначные и многозначные слова; метафора, метонимия, синекдоха Уметь: определять прямое и переносное значения слов; многозначные слова, Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи Знать: сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектную лексику Уметь: находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы, диалектную лексику Знать особенности русской фразеологии. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их в тексте | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест | Сочине-ние Тест | ||
| Модуль № 14. Функциональные стили речи | 3 | Анализ текста Совершенствование речевых умений Высказывание на лингвистическую тему | Знать: признаки текста типы (повествование, описание, рассуждение); признаки научного стиля, его разновидности и жанры. Уметь выявлять языковые особенности текста; определять стиль текста. Знать: признаки официально- делового стиля, его разновидности и жанры. Уметь: определять стиль текста; писать деловые документы различных жанров Знать: признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации. Уметь: определять стиль текста; готовить публичное выступление | ||||
| Модуль № 15. Орфография | 1 | Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом. | Знать: правила правописания приставок пре- /при- Уметь: объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИ- | ||||
| Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация | 3 | Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом. | Знать: признаки сложных предложений; основные группы ССП по значению и союзам. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них | ||||
Блок № 5. | ||||||||
| Модуль № 17. Фонетика | 3 | Интонационно правильное произношение слов Исследование языкового материала Фонетические единицы русского языка Использование сложных предложений в художественном описании Исследование языкового материала Конструирование предложений по заданным типам | Знать: понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; гласные и согласные звуки; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения. Уметь: различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, ударение; транскрибировать слова; переносить слова; разбивать предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять изобразительные средства фонетики Знать особенности сочинения проблемного характера. Уметь самостоятельно его писать | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест | Сочине-ние Тест | ||
| Модуль № 18. Нормы русского литературного языка | 2 | Высказывание на лингвистическую тему Чтение, беседа, фонетический анализ. Языковой анализ | Знать: определение понятия языковая норма; основные нормы русского литературного языка. Уметь: соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | ||||
| Модуль № 19. Орфография | 5 | Чтение, беседа, анализ учебной статьи, письмо. | Знать правописание Ь на конце слов после шипящих. Знать правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Уметь правильно писать слова с данной орфограммой | ||||
| Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация | 3 | Развитие монологической речи Высказывание на лингвистическую | Знать о разных видах подчинительной связи, уметь опознавать эти виды связи в предложениях, составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по данным схемам | ||||
Блок № 6. | ||||||||
| Модуль № 21. Морфемика и словообразование | 3 | Разные виды письма. Наблюдение над языковым материалом. | Знать основные понятия по морфемике и словообразованию. Уметь производить словообразовательный и морфемный разбор | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание Сочинение Тест | Сочине-ние Тест | ||
| Модуль № 22. Русский речевой этикет | 1 | Употребление наречий в речи Рассуждение на лингвистическую тему Конструирование предложений, понятие о речевой культуре | Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка | ||||
| Модуль № 23. Орфография | 3 | Исследование языкового материала | Знать, отчего зависит выбор гласных в корнях с чередованием, способ выбора о-е в корнях слов после шипящих, условия употребления в слове букв И или Ы и уметь привести примеры. Уметь писать слова с данной орфограммой | ||||
| Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация | 4 | Исследование языкового материала | Знать о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, Уметь опознавать такие типы предложений, составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||||
| Повторение и систематизация изученного материала | 4 | Чтение, высказывание на лингвистическую тему. | Знать особенности сочинения проблемного характера. Уметь самостоятельно его писать | Устный ответ Домашняя работа Проектное задание | |
В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.