12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шиндак Алла Николаевна122
Учитель русского языка и литературы
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» И.В.Гусаровой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Целями изучения русского (родного) языка в 10 классе явля­ются:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса:

повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;

закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;

подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

Для 10 класса данной рабочей программой предусматривает­ся 68 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.


Содержание

Кол-во

часов

Из них уроков

контроля

развития

речи

Блок-модуль №1 Общие сведения о языке.

12

2


Блок-модуль №2 Становление и развитие русского языка

8

1

3

Блок-модуль №3 Краткая история русской письменности и реформы русского письма

9

1

4

Блок-модуль №4. Фонетика

13

1

4

Блок-модуль №5. Лексика и фразеология

13

1

1

Блок-модуль №6. Морфемика и словообразование

11

1

1

Повторение изученного

2



ИТОГО

68

7

13

Содержание курса русского языка в 10 классе

В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.


Введение в курс русского языка 10 класса.

Входное диагностическое тестирование (безоценочное).

Содержательный учебный блок I.

Общие сведения о языке

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .

Речь как процесс коммуникативной деятельности

Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.

Орфография

Правописание сложных слов.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи

Содержательный учебный блок II

Становление и развитие русского языка

Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.

Текст как результат речевой деятельности

Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)

Орфография

Употребление прописных и строчных букв.

Синтаксис и пунктуация

Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.

Содержательный учебный блок III

Краткая история русской письменности и реформы русского письма

Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.

Виды речевой деятельности и способы фиксации информации

Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.

Орфография

Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.

Синтаксис и пунктуация

Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Содержательный учебный блок IV

Лексика и фразеология

Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.

Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.

Орфография

Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –

Синтаксис и пунктуация

Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Содержательный учебный блок V

Фонетика

Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.

Нормы русского литературного языка

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.

Орфография

Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.

Синтаксис и пунктуация

Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Содержательный учебный блок VI

Морфемика и словообразование

Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.

Русский речевой этикет

Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.

Орфография

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Синтаксис и пунктуация

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.

Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 10 классе


По окончании 10 класса кадеты должны:

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка

в 10 классе

Личностными результатами освоения программы по русско­му (родному) языку в 10 классе являются:

понимание русского языка как одной из основных нацио­нально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получе­ния школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважи­тельное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления националь­ной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

объём словарного запаса и усвоенных в рамках програм­мы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к са­мооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, глав­ной и избыточной информации;

владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках програм­мы 6 класса;

адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;

способность извлекать информацию из учебника и учеб­ных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Ин­тернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразео­логическим и другими лингвистическими словарями, в том чис­ле на электронных носителях;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использован­ных языковых средств;

осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом за­данных условий общения;

понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстри­ровать понимание представленной на ней информации;

избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления не­нужной информации;

в области говорения и письма:

способность определять цели учебной деятельности, по­следовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назыв­ной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пере­сказ, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;

способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (после­довательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и ди­алога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочета­ние разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения изученных орфо­эпических, лексических, грамматических, стилистических норм со­временного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процес­се учебной деятельности и в повседневной практике речевого об­щения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содер­жания, языкового оформления; умение находить грамматиче­ские и речевые ошибки, исправлять их;

умение выступать перед аудиторией сверстников с неболь­шими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;

применение приобретённых знаний, умений и навыков:

в повседневной жизни;

для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми и овладение национально-культурными нор­мами речевого поведения:

в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;

в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русско­му (родному) языку в 10 классе являются:

представление об основных формах функционирования со­временного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни чело­века и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о языке в рамках програм­мы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освое­ние базовых понятий лингвистики, таких как разновидности рус­ского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочета­ние в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуа­ция речевого общения и сферы общения, основные единицы язы­ка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение изученными стилистическими ресурсами лек­сики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексиче­скими, грамматическими, орфографическими, пунктуационны­ми нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при созда­нии устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ изученных единиц языка, грамма­тических категорий языка, уместное употребление языковых еди­ниц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологиче­ский), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основ­ных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языково­го оформления, использования выразительных средств языка;

понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

понимание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





Дата

Модуль

Кол-во часов

Содержание урока

Блок № 1


Модуль № 1. Общие сведения о языке

3

Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Некоторые гипотезы о происхождения языка. Основные функции языка.


Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков.


Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью.


Модуль № 2.

Речь как процесс коммуникатив-ной

деятельности

4

Речь; формы речи: внутренняя - внешняя; устная - письменная; монологическая - диалогическая. Характерные различия форм речи.


Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной направленности и их анализ.

Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.



Входное диагностическое тестирование.


Модуль № 3. Орфография

1

Правописание сложных слов.


Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация

4

Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Особенности управления некоторых грамматических форм. Подготовка к ЕГЭ. Задание 7


Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении.


Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.


Итоговый контроль по блоку №1

Блок № 2


Модуль № 5. Становление и развитие русского языка

2

Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.


РР Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы.


Модуль № 6.

Текст как результат речевой деятельности

2

РР Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 1. Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2, 23.


РР Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Задание 21. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание 2.


Модуль № 7. Орфография

1

Употребление прописных и строчных букв.


Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация

4

Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым



Виды односоставных предложений.


Итоговый контроль по блоку №2

Блок № 3


Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы

русского

письма

1

Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.


Модуль № 10.

Виды речевой деятельности и способы информацион-ной переработки текста

2

РР Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение.


РР Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование Подготовка к ЕГЭ. Задание 20.


Модуль № 11. Орфография

1

Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 14


Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация

4

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении.



Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.


Итоговый контроль по блоку №3

Блок № 4


Модуль № 13. Лексика и фразеология

6

Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха


Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 5. Синонимия. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22


Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.


Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22.


Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика - термины и профессионализмы.


Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. Подготовка к ЕГЭ. Задание 22


Модуль № 14. Функциональ-ные

стили речи

3

РР Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля.


РР Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.


РР Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Стиль устной речи - разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание 3


Модуль № 15. Орфография

1

Правописание приставок ПРИ - ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9


Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация

3

Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. Задание 15


Итоговый контроль по блоку №4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях


Блок № 5


Модуль № 17. Фонетика

3

Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация согласных звуков. Артикуляционная классификация гласных звуков.


Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.


РР Подготовка к ЕГЭ. Задание25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках


Модуль № 18. Нормы русского литературного языка

2

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы


Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 4


Модуль № 19. Орфография

5

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9


Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Подготовка к ЕГЭ. Задание 9



Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости.



Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация

3

Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений.


Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Типы соподчинения подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. Подготовка к ЕГЭ. Задание 18,19.


Итоговый контроль по блоку №5

Блок № 6


Модуль № 21. Морфемика и словообразова-ние

3

Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова.


Способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова



Модуль № 22. Русский речевой этикет

1

Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения.


Модуль № 23. Орфография

3

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8


Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. Задание 8


Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова.


Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация

4

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 19


Итоговый контроль по блокам №1-6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов



Повторение и систематизация изученного материала

4









​​​​​​​

Календарно-тематическое планирование


Сроки

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Блок № 1


Модуль № 1.

Общие сведения о языке

3

Анализ текстов научного стиля

Конспектирование текста, подробный ответ на вопрос

Составление таблицы, тезисов

Лингвистические исследования

Знать общие сведения о языке.

Уметь составлять сообщение по теме

Знать: в чём различия между естественными и искусственными языками, разницу между языком и речью.

Уметь: проводить самостоятельное лингвистическое исследование;

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Тест

Тест


Модуль № 2.

Речь как процесс коммуникативной деятельности

4

Беседа, анализ текста, групповая дискуссия

Нормы произношения, выразительное чтение

Исследование языкового материала

Устный монологический ответ, лексическая работа

Знать: основные способы передачи чужой речи.

Уметь: определять способ передачи чужой речи.

Знать значение понятий: монолог, диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога Уметь: выделять характерные черты монолога; вести диалог, готовить информационное сообщение, готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи; составлять собственный диалог.


Модуль № 3. Орфография

1

Беседа, анализ текста

Знать: правила правописания сложных слов

Уметь: применять их на практике


Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация

4

Сопоставление склоняемых и спрягаемых частей речи

Исследование языкового материала

Способы словообразования

Исследование языкового материала

Пересказ на лингвистическую тему

Знать: строение словосочетаний, способы выражения.

Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания; работать с тестами в формате ЕГЭ

Знать: основные типы предложений.

Уметь: употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания

Знать: основные принципы пунктуации; основные способы передачи чужой речи;

Уметь: правильно соблюдать пунктуационные нормы языка; заменять прямую речь косвенной

Блок № 2.


Модуль № 5. Становление и развитие русского языка

2

Исследование языкового материала

Тренировать умения описывать произведения

Знать: основные этапы развития русского языка;

Знать: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ.

Уметь: определять тему текста; иллюстрировать свой ответ цитатами из текста

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Тест

Сочине-ние

Тест


Модуль № 6.

Текст как результат речевой деятельности

2

Использование синонимов в течи

Соблюдение лексических норм в речи

Высказывание на лингвистическую тему

Развитие монологической речи

Знать: отличительные особенности разных стилей речи; основные признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Уметь: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии


Модуль № 7. Орфография

1

Интонационно правильное произношение слов

Знать: правила употребления прописных и строчных букв.

Уметь: применять данные правила


Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация

4

Сопоставление склоняемых и спрягаемых частей речи

Исследование языкового материала

Способы словообразования

Исследование языкового материала

Пересказ на лингвистическую тему

Знать: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Уметь: находить предикативную основу в предложениях; определять способ выражения подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого;

Знать: виды односоставных предложений.

Уметь: находить односоставные предложения и определять их вид

Блок № 3.


Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы

русского письма

1

Развитие монологической речи

Наблюдения над языковым материалом

Знать: историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; принципы русской орфографии

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии;

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Тест

Сочине-ние

Тест


Модуль № 10.

Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста

2

Развитие монологической речи

Наблюдения над языковым материалом

Знать: виды речевого общения, виды слушания; основные способы чтения.

Уметь: использовать виды речевой деятельности; различные виды чтения

Знать: приёмы совершенствования и редактирования текстов

Уметь: редактировать тексты; перерабатывать тексты различных функциональных стилей и жанров;


Модуль № 11. Орфография

1

Развитие монологической речи

Знать: правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии;


Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация

4

Исследование языкового материала

Озвучивание лекции

Исследование языкового материала

Конструирование предложений по заданным типам

Знать: второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство

Уметь: находить второстепенные члены предложения

Знать: типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении

Уметь: находить неполные предложения и определять их тип

Блок № 4.


Модуль № 13. Лексика и фразеология

6

Составление связного рассказа

Обобщение знаний о научном стиле

Совершенствование речевых умений

Развитие письменной речи

Разные виды письма, синтаксический разбор.

Научный и художественный тексты

Озвучивание лекции

Составление реферата, аннотации

Высказывание на лингвистическую тему

Анализ текста

Знать: смысл понятий однозначные и многозначные слова; метафора, метонимия, синекдоха

Уметь: определять прямое и переносное значения слов; многозначные слова,

Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте

Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова

Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи

Знать: сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектную лексику Уметь: находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы, диалектную лексику

Знать особенности русской фразеологии.

Уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их в тексте

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Тест

Сочине-ние

Тест



Модуль № 14. Функциональные стили речи

3

Анализ текста

Совершенствование речевых умений

Высказывание на лингвистическую тему

Знать: признаки текста типы (повествование, описание, рассуждение); признаки научного стиля, его разновидности и жанры.

Уметь выявлять языковые особенности текста; определять стиль текста.

Знать: признаки официально- делового стиля, его разновидности и жанры.

Уметь: определять стиль текста; писать деловые документы различных жанров

Знать: признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации.

Уметь: определять стиль текста; готовить публичное выступление


Модуль № 15. Орфография

1

Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом.

Знать: правила правописания приставок пре- /при-

Уметь: объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИ-


Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация

3

Разные виды письма, наблюдение над языковым материалом.

Знать: признаки сложных предложений; основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них

Блок № 5.


Модуль № 17. Фонетика

3

Интонационно правильное произношение слов

Исследование языкового материала

Фонетические единицы русского языка

Использование сложных предложений в художественном описании

Исследование языкового материала

Конструирование предложений по заданным типам

Знать: понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; гласные и согласные звуки; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения.

Уметь: различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, ударение; транскрибировать слова; переносить слова; разбивать предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять изобразительные средства фонетики

Знать особенности сочинения проблемного характера.

Уметь самостоятельно его писать

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Тест

Сочине-ние

Тест


Модуль № 18. Нормы русского литературного языка

2

Высказывание на лингвистическую тему

Чтение, беседа, фонетический анализ.

Языковой анализ

Знать: определение понятия языковая норма; основные нормы русского литературного языка.

Уметь: соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка


Модуль № 19. Орфография

5

Чтение, беседа, анализ учебной статьи, письмо.

Знать правописание Ь на конце слов после шипящих.

Знать правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную.

Уметь правильно писать слова с данной орфограммой


Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация

3

Развитие монологической речи

Высказывание на лингвистическую

Знать о разных видах подчинительной связи, уметь опознавать эти виды связи в предложениях, составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по данным схемам

Блок № 6.


Модуль № 21. Морфемика и словообразование

3

Разные виды письма.

Наблюдение над языковым материалом.

Знать основные понятия по морфемике и словообразованию.

Уметь производить словообразовательный и морфемный разбор

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Сочинение

Тест

Сочине-ние

Тест


Модуль № 22. Русский речевой этикет

1

Употребление наречий в речи

Рассуждение на лингвистическую тему

Конструирование предложений, понятие о речевой культуре

Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка


Модуль № 23. Орфография

3

Исследование языкового материала

Знать, отчего зависит выбор гласных в корнях с чередованием, способ выбора о-е в корнях слов после шипящих, условия употребления в слове букв И или Ы и уметь привести примеры.

Уметь писать слова с данной орфограммой


Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация

4

Исследование языкового материала

Знать о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях,

Уметь опознавать такие типы предложений, составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи


Повторение и систематизация изученного материала

4

Чтение, высказывание на лингвистическую тему.

Знать особенности сочинения проблемного характера.

Уметь самостоятельно его писать

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание



В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.